Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данной работы:
1. определение понятия себестоимости продукции;
2. классификация себестоимости по элементам затрат;
3. классификация себестоимости по статьям калькуляции;
4. рассмотрение общей методики проведения факторного анализа себестоимости продукции;
5. проведение анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт»;
Введение ………………………………………………………….………….. 2
Глава I. Экономическая сущность и методика калькулирования себестоимости ………………………………………………………...……… 4
1.1. Понятие себестоимости продукции ……………………………….. 4
1.2. Классификация себестоимости по элементам затрат и по статьям калькуляции …………………………………………………….…….
7
1.3. Факторный анализ себестоимости продукции …………………….. 10
Глава II. Анализ себестоимости на примере ОАО «Мясопродукт» .….…. 18
2.1. Характеристика ОАО «Мясопродукт» ………………..……………. 18
2.2. Анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт» ………… 20
Заключение …………………………………………………………….…….. 27
Список использованной литературы ………………………………………. 31
• анализ динамики
фактических показателей
• определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
• анализ себестоимости отдельных видов продукции;
• выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции;
• оценка и определение оптимального соотношения выручки и произведенных затрат.9
Анализ себестоимости продукции проводится по следующей схеме.
1. Определяются абсолютные и относительные отклонения показателей себестоимости от аналогичных показателей прошлых лет и от плана.
2. Проводится оценка изменений структуры себестоимости, определяются изменения удельного веса отдельных статей затрат от аналогичных данных прошлых лет и плана, исчисляется влияние этих отклонений на итоговый показатель. Одновременно выделяются статьи затрат, имеющие наибольший удельный вес в себестоимости, и статьи затрат, по которым происходили наибольшие изменения. Анализ по таким статьям проводится отдельно. Отличительной особенностью данного раздела анализа является то, что статьи затрат здесь выступают не только как факторы, влияющие на изменение себестоимости, но и как отдельные компоненты, формирующие ее структуру. На рисунке 3 приведена схема анализа факторов и показателей себестоимости продукции.
3. Определяется
уровень затрат на рубль
Рисунок 3. Схема анализа факторов и показателей себестоимости товарной и реализованной продукции
Значительный удельный вес в себестоимости занимают прямые материальные и трудовые затраты. Их размер зависит от влияния многих факторов, основными из которых являются:
• изменение объема продукции;
• изменение структуры затрат;
• изменение уровня затрат в себестоимости.11
Отклонения прямых затрат за счет изменения объема товарной продукции (±ПЗТП) можно выразить формулой:
±ПЗТП = [ПЗП (±ТП)] /
100
Отклонения прямых зaтрaт за счет изменения структуры прoдукции (ПЗСТР) рассчитывaются так:
±ПЗСТР = ПЗПФТП – ПЗП
– (±ПЗТП)
Отклoнения прямых зaтрaт за счет изменения их уровня в себестoимости отдельных изделий исчисляются по формуле:
±ПЗУЗИ = ПЗФ - ПЗПФТП
где ПЗП — плановая величина прямых затрат, руб.;
±ТП — не выполнение или перевыполнение плана по товарной продукции, %;
ПЗПФТП - сумма плановых затрат, рассчитанных по плановым нормам фактических объема и структуры продукции, руб.;
±ПЗТП — изменение объема товарной продукции, ед.;
ПЗф — сумма прямых затрат, рассчитанная по фактически сложившимся нормам, на фактический объем и структуру продукции, руб.
В таблице 1 приведен порядок анализа себестоимости продукции по указанной выше схеме.
Помимо перечисленных выше факторов на уровень себестоимости оказывают влияние изменения:
• технического уровня производства;
• организации производства и труда;
• объема, структуры и размещения производства;
• использования природных ресурсов;
• развития производства.12
Методику анализа себестоимости продукции по этим группам факторов рассмотрим исходя из технического уровня производства.
Изменение себестоимости продукции за счет повышения технического уровня производства. При определении экономии от снижения себестоимости по факторам этой группы в расчет принимается экономия как до конца отчетного периода, так и переходящая — от внедрения мероприятий в последующем периоде. Сумма обеих величин составляет общую экономию в расчете на год.
Таблица 1.
Анализ себестоимости продукции
№ п/п |
Наименование этапов |
Содержание |
Источники информации | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
1. |
Анализ структуры и динамики себестоимости продукции: | |||
1.1. |
Определение удельного веса элементов затрат (смета затрат) |
Изыскание путей и источников снижения затрат в общей их сумме. Определение рациональности структуры (снижение ее материалоемкости и трудоемкости). Определение доли затрат на 1 руб. товарной продукции |
Анализ процентного соотношения затрат в себестоимости (смета затрат) | |
1.2. |
Определение удельного веса затрат в структуре калькуляции |
Анализ связи затрат с результатами, их роль в производственном процессе. Определение наибольших составляющих. Определение затрат, по которым наибольшие перерасходы, непроизводительные затраты. Определение отдельных затрат на 1 руб. товарной продукции |
Анализ процентного соотношения затрат в себестоимости (калькуляция) | |
2. |
Анализ прямых материальных и трудовых затрат |
|||
|
||||
Продолжение таблицы 1 | ||||
3. |
Анализ косвенных расходов |
Анализ формирования затрат (анализ норм и нормативов). Анализ методов распределения на себестоимость единицы продукции. Определение на 1 руб. товарной продукции. Определение динамики затрат |
Сметный расчет. Смета общецеховых расходов. Смета общезаводских расходов. Смета внепроизводственных (коммерческих) расходов | |
4. |
Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции |
Анализ факторов, влияющих на показатель: 1) изменения структуры выпущенной продукции ±ССТР = |
Баланс предприятия. Смета затрат на производство. Калькуляции. Синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств: • ±ССТР — общее отклонение от плана себестоимости фактически выпущенной продукции за счет изменения структуры, руб.; • —среднеплановая себестоимость единицы продукции при фактической структуре, руб.; • - среднеплановая себестоимость единицы продукции при плановой структуре, руб.; • — фактическое количество выпущенной продукции, ед. | |
2) изменение уровня затрат на производство отдельных изделий |
||||
3) изменение цен и тарифов на потребление материальных ресурсов |
||||
4) изменение цен на продукцию |
Oбщее изменение cебестoимости за периoд по вcем элементам затрат определяется по формуле:
ΔSРП = ДЗП + ΔМ + ΔА
где ΔSРП — oбщее изменение затрат на производствo реализoваннoй прoдукции;
ДЗП — изменение затрат по оплате труда;
ΔМ — изменение материальных затрат;
ΔА — изменение амортизации.
Изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением:
а) абсолютное отклонение определяется по формуле:
ДЗП = ЗП1 - ЗП0
б) относительное отклонение определяется по формуле:
ДЗП = ЗП1 - ЗП0 × IРП
где ЗП1,ЗП0 — отчетная и базовая величины затрат по оплате труда;
IРП — индекс изменения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Индекс изменения выручки от реализации продукции можно определить по следующей формуле:
IРП=РП1 / РП0
где РП1, РП0 — отчетная и базовая выручки от реализации продукции.
Изменение материальных затрат также характеризуется абсолютным и относительным отклонением:
а) абсолютное отклонение определяется по формуле:
ΔМ = М1 -М0
б) относительное отклонение определяется по формуле:
ΔМ = М1 – М0 × IРП
где М1, М0 — отчетная и базовая величины материальных затрат.
Влияние амортизации на себестоимость продукции определяется также абсолютным и относительным отклонением:
а) абсолютное отклонение определяется по формуле:
ΔА = А1 – А0
б) относительное отклонение определяется по формуле:
ΔА = А1 - А0 ×IРП
где А1, А0 — отчетная и базовая величины амортизационных отчислений.
Таким образом, факторный анализ себестоимости
продукции проводится по следующим образом:
1) определяются абсолютные и относительные
отклонения показателей себестоимости
от аналогичных показателей прошлых лет
и от плана; 2) проводится оценка изменений
структуры себестоимости, определяются
изменения удельного веса отдельных статей
затрат от аналогичных данных прошлых
лет и плана, исчисляется влияние этих
отклонений на итоговый показатель;
3) определяется уровень затрат на рубль
товарной продукции, характеризующий
их окупаемость, проводится анализ динамики
этого показателя и оценка факторов, влияющих
на его уровень. Значительный удельный
вес в себестоимости занимают прямые материальные
и трудовые затраты. Их размер зависит
от влияния многих факторов, основными
из которых являются: изменение объема
продукции, изменение структуры затрат,
изменение уровня затрат в себестоимости.
Глава II.
Анализ себестоимости на примере
ОАО «Мясопродукт»
2.1. Характеристика ОАО «Мясопродукт»
ОАО «Мясопродукт» – это компания, производящая и реализующая высококачественные колбасные изделия собственного производства.
Компания начала свою деятельность в марте 2000 года. Первым ее названим было «Мясная фабрика». В августе 2003 года состоялось слияние ОАО «Мясная фабрика» с ОАО «Фаворит». В том же месяце объединенная компания была перерегистрирована как ОАО «Мясопродукт».
С ноября 2003 года началось сотрудничество с копманией «Food additives, Ltd.». Дання трансевропейская копмания составила договор с ОАО «Мясопродукт» на посавки пищевых ингидиентов.
Компания владеет
двумя торговыми марками «
Миссия компании: удовлетворять вкусы российских потребителей наилучшими видами мясной продукции, путем постоянного усовершенствования качества, технологии производства, постоянных инноваций, партнерских отношений с поставщиками и клиентами.
Задачи компании на 2008-2011 гг.:
- быть лидером на рынке качественной колбасной продукции;
- достичь и удерживать 30% рынка качественных колбасных изделий;
- постоянно усовершенствовать технологии и качество продукции;
- обеспечивать постоянное возрастание прибыльности за счет увеличения продаж;
- постоянно улучшать наличие продукции в торговой сети страны;
- обеспечивать 70% ассортимента продукции в 10000 торговых точках;
- обеспечить увеличение количества активных клиентов.
Компания имеет 7 регионов продажи: Центральный, Северо-Западный, Кавказский, Уральський, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
Во всех регионах робота осуществляется через дистрибьюторов, количество которых доходит до 50. Кроме столицы, где компания самостоятельно осуществляет прямые продажи торговым сетям.
С 2005 года компания также начала экспорт в страны СНГ.
ОАО «Мясопродукт» имеет следующую структуру производства:
Заводы:
Центральные склады и базы:
Региональные склады и базы.
Товарная номенклатура компании составляет свыше 70 наименований и имеет широкий ассортимент высококачественных колбасных изделий.
Таким образом, ОАО «Мясопродукт» – это компания, производящая и реализующая высококачественные колбасные изделия собственного производства. Компания начала свою деятельность в марте 2000 года. Компания владеет двумя торговыми марками «Мовсковские колбасы» и «Фаворит», каждая из которых имеет свой ассортимент колбасных изделий. Миссия компании: удовлетворять вкусы российских потребителей наилучшими видами мясной продукции, путем постоянного усовершенствования качества, технологии производства, постоянных инноваций, партнерских отношений с поставщиками и клиентами.
2.2. Анализ себестоимости продукции ОАО «Мясопродукт»
Структуру себестоимости продукции можно охарактеризовать на основе группировки затрат по экономическим элементам.
Таблица 2
Основные экономические показатели на ООО «Мясопродукт»
Показатель |
2008г. (тыс. руб.) |
2009 г. (тыс. руб.) |
Абсолютное отклонение |
2010 г. (тыс. руб.) |
Абсолютное отклонение |
Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
13605 |
16091 |
+2486 |
19177 |
+3086 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (без учета коммерческих и управленческих расходов) |
11106 |
13159 |
+2053 |
15971 |
+2712 |
Расходы периода:
|
205 80 125 |
254 122 132 |
+49 +42 +7 |
295 150 145 |
+41 +28 +13 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2294 |
2678 |
+384 |
2911 |
+233 |
Сальдо операционных результатов |
- |
31 |
+31 |
35 |
+4 |
Прибыль (убыток)
от финансово-хозяйственной |
2294 |
2709 |
+415 |
2946 |
+237 |
Продолжение таблицы 2 | |||||
Сальдо внереализационных результатов |
- |
- |
- |
-24 |
-24 |
Прибыль (убыток) отчетного периода Балансовая прибыль |
2294 |
2709 |
+415 |
2922 |
+213 |
Налог на прибыль |
551 |
650 |
+99 |
701 |
+51 |
Чистая прибыль |
1743 |
2059 |
+316 |
2221 |
+162 |