Анализ системы контроллинга и его место в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризована сущность и основные понятия информационных систем управления;
2. показан стратегический учет и стратегический контроллинг;
3. рассмотрены объекты контроллинга;
4. опыт организации контроллинга в западном управленческом учете и проблемы его адаптации в России;

Файлы: 1 файл

курсовая зокер.docx

— 67.69 Кб (Скачать файл)

Введение

Уже несколько десятилетий характеризуется не только радикальным изменением социально-экономической среды, в которой функционируют российские предприятия и организации всех форм собственности, но и постоянные тенденцией развития информатизации процессов управления. Есть различные функции контроллинга на предприятиях: постановка целей, текущий сбор и обработка информации для принятия управленческих решений, выполнять функций оперативного контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, их оценка и анализ, а также создание возможных вариантов управления, позволяющих в итоге оптимизировать затраты и финансовые результаты. Руководству желательно всегда иметь информацию о показателях фирмы в удобном для прочтения анализа и принятия решения виде в условия жесточайшей конкуренции и нестабильности законодательных решений правительства.

Внедрение в управленческую деятельность исследовательского подхода базируется на применении современных достижений в области информационных технологий, обеспечивающих полноту, своевременность информационного отображения управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа, прогнозирования. В основе менеджмента лежит исследовательский подход, он одинаково присущ как федеральным, региональным, местным органам управления, так и предприятиям, фирмам, корпорациям, которые проводят инжиниринговые исследования и реинжиниринг организационных структур, тесно увязывая их с проектируемыми бизнес-процессами и делая все для реального выигрыша во времени и экономического эффекта.

Одним из главных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Особое место занимает сфера управления, среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют главную роль. Из-за влияния новых информационных технологий происходят коренные и значительные изменения в технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация их выполнения), увеличивается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью.

Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам представления данных являются серьезными стимулами развития рынка информационных и коммуникационных технологий. Благодаря владению достоверной и актуальной информацией вместе с умением эффективно применять адекватные методы и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешной деятельности любых предприятий и организаций, независимо от их организационно- правовой формы.

Информация осознана современным обществом как необходимое условие для любой целесообразной деятельности. И поэтому она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, телемедицину и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества. На сегодняшний день наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему этапу, который назван информационным.

Начальным и конечным пунктом работы менеджера является информация и различные справочные материалы. Информационные технологии имеют большое значение для менеджеров, ведь основу их труда составляет именно информация.

Сфера внедрения новейших информационных технологий на складе индивидуальных компьютеров и развитых средств коммуникации очень обширна. Она включает различные аспекты - от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объеме необходимую информацию для реализации профессиональных, образовательных, культурных и тому подобных целей.

Этим обусловливается актуальность темы курсовой работы.

Целью настоящей курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. охарактеризована  сущность и основные понятия  информационных систем управления;

2. показан стратегический учет и стратегический контроллинг;

3. рассмотрены объекты контроллинга;

4. опыт организации контроллинга в западном управленческом учете и проблемы его адаптации в России;

Таким образом, объектом данного исследования является предприятия РФ, предметом - информационное обеспечения управления предприятием.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

1. Понятие контроллинга как системы управления затратами, продажами и его функции

 

1.1 Сущность  контроллинга

Понятие контроллинга не равно понятию контроля. Контроль обращен в прошлое, а контроллинг в будущее.

Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет. Предприятие, имеющее децентрализованную структуру (предприятие, перешедшее на квазипредприятие) – поле для контроллинга.

Управление бизнес-процессами требует компетентного решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами.

Первая проблема, которая нам препятствует принять решение – неимение сигналов неблагополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих взять и принять мотивированное заключение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению.

Контроллинг – это искусство управления (система управления), направленное определение будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь – контроллер. Суть работы контроллеров – править действиями, чтобы по возможности исключить всевозможные  ошибки, отклонения, и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в случаях когда функции управления предприятием делигированны его подразделениям (отделам, службам). Стимулы контроллинга – каждый рабочий заинтересован в том, чтобы предприятие процветало. Каждый рабочий оценивается по своему вкладу.

Контроллингу присуще следующее:

- самостоятельность  вместо зависимости;

- самоуправлению  вместо подчинения;

- доверие  вместо контроля.

Лишь такое действие механизма контроллинга приводит к изменениям во взаимоотношениях между людьми работающими на предприятиях и содействует взаимопониманию между ними.

Сущность самого контроллинга в понятийном плане определено литературой по-разному. Наиболее распространенное понимание контроллинга и его способов объединяется к последующим:

- планирование (подробное);

- контроль за выполнением плана;

- глубокий  анализ ответственности работающего;

- учет (управленческий).

Контроллинг – это система управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.

Контроллинг сравнивают с современным навигационным оборудованием корабля, позволяющим предприятию лучше ориентироваться в бурном мире рыночных отношений.

Контроллинг несколько по-иному трактует экономически показатели. Например, такие как: прибыль, оборот и затраты. Прибыль признается только чистая, обороты признаются по реализации. Например, в контроллинге не все затраты планируются только считается целесообразным планировать зависимые затраты от производства. Используется директ-костинг. Своеобразно строится ценовая политика.

 

 

 

 

1.2. Функции и задачи контроллинга

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. К ним относятся:

·Поддержка процесса планирования;

·Учет для целей управления;

·Контроль за реализацией планов, в том числе выявление и анализ отклонений;

·Оценка протекающих процессов и представление отчетности руководству;

·Выработка рекомендацией по возможным решениям и оценка последствий их реализаций.

Контроллинг обязан снабдить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным нуждам должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, переработка, испытание и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации. Таким образом, в рамках функций и задач контроллинга разрешено отметить методический, организационный, координационный и консультационный аспекты.

На объем реализуемых в организациях функций контроллинга влияют в основном следующие факторы:

·Экономическое состояние организации;

·Понимание руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функции контроллинга;

·Размер организации;

·Уровень диверсификации (мера разнообразия в совокупности) производства, номенклатуры выпускаемой продукции;

·Сложившийся уровень конкуренции;

·Квалификация управленческого персонала;

·Квалификация сотрудников службы контроллинга.

Функции и задачи контроллинга в разных организациях имеют знаительные отличия в зависимости от численности реализуемых функций и задач и от особенностей их реализации. В общем виде задачи контроллинга имеют все шансы быть классифицированы по различным функциональным областям.

.В  области учета задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, значимой для принятия управленческих решений на уровнях управления. Это нужно для разработки и поддержания в предстоящей  системе ведения внутреннего учета, получения информации о протекании технологических действий. Важным является подбор или разработка способов учета, а также критериев для оценки деятельности компании в целом и его отдельных подразделения.

Основные задачи в сфере учета:

·сбор и обработка информации;

·разработка и ведение системы внутреннего учета;

·унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.

.В  области планирования поддержка  процесса содержится в формировании и развитии системы комплексного планирования, разработке методов планирования, определения нужной для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Основные задачи контроллинга в области планирования:

·информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок);

·формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы управления;

·введение потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования;

·координация процесса обмена информацией;

·проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость;

·координация и агрегирование (объединение нескольких элементов в единое целое) отдельных планов по времени и содержанию;

·составление сводного плана предприятия.

.В  области контроля и регулирования контроля за реализацией планов подраздумевает разработку методов ведения контроля, определение места его проведения и объем. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений, и вырабатываются предложения по их уменьшению

Основные задачи контроля и регулирования:

·определение характеристик, контролируемых во временном и содержательном разрезах;

·сравнение плановых и фактических показателей для измерения и оценки степени достижения цели;

Информация о работе Анализ системы контроллинга и его место в системе управления