Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:39, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ системы контроллинга и его место в системе управления. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризована сущность и основные понятия информационных систем управления;
2. показан стратегический учет и стратегический контроллинг;
3. рассмотрены объекты контроллинга;
4. опыт организации контроллинга в западном управленческом учете и проблемы его адаптации в России;
Бывает два типа классификаций: субъективная и объективная.
Субъективная классификация– это определение и группировка отдельных видов затрат в соответствии с конкретными характеристиками (например, прямые/косвенные или постоянные/переменные).
Из-за привязки субъективной классификации к установленному объекту затрат, они называется объективной классификацией.
Практика внедрения и использования управленческого учета позволяет выделить следующие основные направления и признаки классификации затрат.
В основном, следует отметить, что затраты на производство группируют по месту их создания, носителям затрат и видам расходов.
Для всестороннего контроля за составом затрат по местам их совершения нужно обязательно знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на какие цели эти затраты произведены, т. е. учитывать затраты по направлениям, по отношению их к технологическому процессу.
По способу отнесения затрат на себестоимость выделяют косвенные и прямые затраты.
Косвенными являются затраты, которые не могут быть начислены непосредственно на единицу продукции, и, чтобы попасть в ее себестоимость, они предварительно накапливаются на собирательно-распределительных счетах и затем расчетным путем включаются в себестоимость изделия. Примером таких затрат могут быть полные затраты бухгалтерии предприятия. Эти расходы относятся ко всей произведенной в течение периода времени продукции, а не просто к одной единице затрат. Прямые затраты, в противоположность косвенным, могут быть начислены на основе первичных документов (накладных, нарядов и т. д.) непосредственно на единицу затрат. Они связаны с изготовлением одного определенного вида изделия.
По технико-экономическому назначению затраты делят на основные и накладные.
Основные затраты непосредственно связаны с технологическим процессом производства и оказанием услуг: затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования.
Накладные затраты связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Для целей калькулирования и оценки готовой продукции важной группировкой является классификация затрат на входящие и истекшие.
Входящие затраты – это средства, которые были приобретены и имеются в наличии для использования с целью получения дохода.
По однородности состава затраты бывают одноэлементные и комплексные.
Одноэлементные – затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на составляющие независимо от места их возникновения и целевого назначения: основной и вспомогательный материал для изготовления продукции, заработная плата и т. д.
Комплексные – затраты, состоящие из нескольких экономических элементов. К ним относят общехозяйственные и общепроизводственные расходы, в состав которых включаются затраты на заработную плату соответствующих категорий персонала, амортизацию зданий и прочие одноэлементные затраты.
В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции в управленческом учете затраты группируются на текущие и единовременные.
К единовременным относятся
К текущим затратам относят затраты по производству и реализации продукции данного периода: стоимость электроэнергии и топлива, вспомогательных материалов, амортизация, арендная плата, затраты на технический ремонт машин и механизмов и другие затраты, относимые на себестоимость.
По степени регулируемости затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.
Регулируемые – это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых находится в прямой зависимости от воздействия на них менеджера.
Общехозяйственные затраты для него – нерегулируемые. В том случае, когда менеджеры не могут влиять на величину затрат, затраты классифицируются как нерегулируемые.
Организация эффективной системы управления предприятием и принятие адекватных рыночной среде управленческих решений невозможны без действенной системы экономического анализа. В связи с этим, для проведения анализа затраты классифицируются на: фактические, плановые, сметные, стандартные, общие и структурные, полные и частичные.
Фактические затраты характеризуют величину
реально затраченных средств на выпущенную
продукцию. Они предназначаются основой с целью финансового
Плановые расходы – данное по максимуму возможных расходов этой компании в производство продукта, предустановленные проектом в предстоящий период.
Сметные расходы – вариация плановых расходов, какая разрабатывается в единовременной деятельности и продукции, исполняемые согласно заказам. Они лежат в основании договорной стоимости при расчетах с заказчиком.
Общие расходы – совокупность постоянных и неустойчивых издержек, требуемых с целью конкретного размера выпуска продукта.
Полные затраты– итоговые расходы на производство и реализацию продукта. Полные расходы содержат: любые производственные расходы, затраты в маркетинге, сущность власти, выплату % и иные централизованные коллективные затраты.
Стандартные расходы обусловливаются и находятся в зависимости от размера выполненных в отчетном времени единиц продукта (трудов, услуг) и состоят с цены использованных материалов, затрат согласно плате работы сотрудников основного производства и иных расходов, напрямую приурочиваемых в себестоимость продукта (трудов, услуг).Для оценки управленческой деятельности используется классификация затрат на эффективные и неэффективные.
Эффективные затраты – в результате этих затрат получают доходы от реализации тех видов продукции, для выпуска которых были произведены эти затраты.
Неэффективные затраты – расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт.
К расходам, принимаемым в расчет и никак не принимаемым, причисляют расходы релевантные, т. е. значительные и нерелевантные.
Релевантные расходы – данное дальнейший увеличение денежной наличности, размер которого находится в зависимости с осматриваемого решения. Это расходы, сопряженные с сбережением резервов и исполнением заказа. Расходы возможно разбить в явные и альтернативные (приписанные), безвозвратные, инкрементные и маргинальные.
К явным расходам компании причисляют предполагаемые расходы, какие нужно произвести присутствие исполнении производственной и сбытовой деятельности. Альтернативные затраты – размер, какая пропадает либо приносится в жертву, если в обстоятельствах ограниченности ресурсов подбор одного альтернативного вида потребует отречения с другого.
Безвозвратные затраты (расходы прошлого времени)– это затраты, какие появились в следствии ранее общепринятого постановления. В необходимую сумму понесенных расходов сейчас ничто не способен повлиять.
При принятии решения об увеличении объема производства затраты делят на инкрементные (приростные) и предельные (маргинальные).
Инкрементные (приростные, или дифференциальные) затраты являются дополнительными и возникают в результате производства дополнительной продукции или продажи дополнительных товаров.
Маржинальные (ограничивающие) затраты– это вспомогательные затраты на единицу продукта (а не в целый производство). В конечном итоге, особенный внимание предполагает группировка расходов согласно их действию с целью принятия заключений и планирования – в постоянные и переменные.
К переменным имеют все шансы являться отнесены расходы на складирование, осуществление погрузочно-выгрузочных работ, упаковку и перевозку, какие непосредственно находятся в зависимости с размера продаж.
К постоянным затратам, как правило, относят административные и управленческие расходы, амортизацию основных средств, расходы на рекламу и т. д.
3.2. Центр ответственности и их классификация
Центры ответственности- данное часть организации, оттеняемая в учете с целью контролирования за её деятельностью. В любом центре ответственности исполняются расходы и выполняется изделие (работы, предложения). Затраты любого центра ответственности непременно измеряются и испытываются менеджером центра либо исполнителем. Но произведенную продукцию, сделанную работу либо оказанную услугу не постоянно возможно измерить в качестве дохода центра ответственности. К примеру, почти невозможно проявить в качестве дохода услуги, оказываемые бухгалтерией. Не всегда центры ответственности, соизмеряющие затраты и прибыли, имеют все шансы брать постановления согласно применению приобретенной прибыли.
По
принципу возможности и целесообразности
исчисления выгоды и её применения центры
ответственности подразделяют в три вида:.
-центр
затрат
-центр прибыли
-центр инвестиций
В центрах
затрат контролируются, как правило, только
их расходы. Их основной целью является
минимизация затрат.
В центрах
прибыли менеджером контролируются не
только затраты, но и доходы. Сопоставлением
доходов и расходов по центру определяют
прибыль.
Центры инвестиций контролируют не только затраты, доходы и прибыль, но и использование прибыли, в том числе инвестиции в собственные активы.
По
принципу осуществления производственных
функций можно выделить следующие центры
ответственности: снабжения, производства,
сбыта продукции, управления.
Центр ответственности за обеспечение
планирует, предусматривает и регулирует
покупки товарно-вещественных ценностей,
их содержание, затраты согласно закупке
и сбережению вещественных ценностей,
их выдача в производство.
Центры ответственности за изготовление расчитывают, принимают во внимание и осуществляют контроль затраты в изготовление продукта, размер и комплект издаваемой продукта, её свойство, счисляют её первоначальная стоимость.
Центры
ответственности согласно сбыту продукта
(центры продаж) рас читывают, принимают
во внимание и осуществляют контроль затраты
согласно реализации продукта (трудов,
услуг), размер и структуру реализованной
продукта, выручку с реализации, прибыльность
реализованной продукта и её единичных
типов. Центр продаж в некоторых случаях
называют центром прибыли.
Центры
управления (службы главного технолога,
бухгалтерия, служба управленческого
учета и т. д.) планируют, учитывают и контролируют
затраты на их функционирование и определяют
эффективность своей деятельности.
Базой
функционирования центров ответственности
считаются сопоставления практических
расходов с затратами согласно смете (бюджету).
Смета считается, в сути, финансовым планом
с целью любого центра ответственности.
При составлении смет во внимание принимают,
будто принцип, только лишь управляемые
расходы соответствующим центром.
Особенно принципиально использовать гибкие сметы, дозволяющие пересчитывать прогнозируемые затраты в фактический размер изготовления. С целью исполнения пересчета затраты разделяют в переменные, полупеременные и постоянные. При пересчете расходов переменные затраты умножают на показатель фактического изменения размера изготовления; полупеременные затраты умножают в показатель практического перемены размера изготовления и коэффициент зависимости этого типа затрат с объема изготовления; постоянные затраты корректировке никак не подлежат.
Сопоставление
практических расходов с расходами согласно
смете реализовывают в отчете о выполнении
сметы. Как правило в отчете показывают
название регулируемых затрат, затраты
согласно смете, практические расходы
и несоответствие практических расходов
сметных.
4. Опыт организации контроллинга в западном управленческом учете и проблемы его адаптации в России.
Принято считать, что англоязычный термин "controlling" наиболее полно отражает сущность концепции, синтезирующей управленческий учет, планирование, контроль и аналитическую работу. рмин.
Сам термин зародился в Америке, в 70-е годы перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х в Россию.
Развитие контроллинга, по мнению экспертов, обусловлено развитием рыночной экономики. По мере развития техники, технологии организация производства фирмы становится все более наукоемкой. Капиталовложения в здания, сооружения и оборудование растут постепенно, а в исследования и разработки — гигантскими темпами, достигая иногда 2/3 вложений в основные фонды, что по величине равно сумме всей прибыли в обрабатывающей промышленности. В экономической литературе причиной возникновение контроллинга называют прежде всего промышленный рост в США в конце Х1Х-начале XX вв., который вызвал усложнение процессов планирования и появление новых подходов к планированию на предприятии. Развитие западной промышленности и беспрецедентное увеличение размеров индивидуальных предприятий и сложности производств повлекли за собой соответственно необходимость улучшения методов управления, что в свою очередь потребовало адекватных и научно обоснованных методов производственного учета и более точного финансового контроля. В значительной мере на развитие контроллинга и его внедрение на предприятиях оказал влияние мировой экономический кризис. Наиболее полно система контроллинга как система управления была впервые описана и применена в США. Отсюда семантическое значение термина «контроллинг (от англ. to control — контролировать) и производных либо связанных с ним понятий, таких, например, как контроллер — руководитель службы контроллинга.
Информация о работе Анализ системы контроллинга и его место в системе управления