Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная экономика развивается быстрыми темпами и требует освоения новых, более прогрессивных методов и систем. Именно анализ прибыли, себестоимости продукции и объема производства может выявить положительные стороны деятельности предприятия, а также указать на допущенные недостатки.Целью данной курсовой работы является рассмотрение важной составляющей системы «директ-костинг» – анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете. Важно теоретически изучить данную методику и рассмотреть ее применительно к конкретному предприятию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…………………………………...6
1.1 Сущность и значение управленческого учета………………………...….6
1.2 Понятие и значение CVP-анализа…………………………………………9
1.3 Методы определения точки безубыточности………………………..…11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ФГУП УЧЕБНО-ОПЫТНОГО ХОЗЯЙСТВА «МИЛОВСКОЕ»……………………………...17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»…………………………………………...17
2.2 Основные показатели деятельности учхоза "Миловское"…………..…21
2.3 Организация учета затрат в учебно–опытном хозяйстве «Миловское»………………………………………………………………..…31
ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛЬНОСТИ ФГУП УЧЕБНО-ОПЫТНОГО ХОЗЯЙСТВА «МИЛОВСКОЕ»………………………………………….…..37
3.1 Маржинальный анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»………………………………………………………………..…37
3.2 Совершенствование учета затрат в учебно–опытном хозяйстве «Миловское»………………………………………………………….……….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
Данные таблицы свидетельствуют о том, что общие затраты на производство продукции в 2009 году составили 65578 тыс. руб. Из них 22% приходится на постоянные затраты и, соответственно, 78% - на переменные.
Так как при дальнейших расчетах будет учитываться не вся реализуемая продукция, целесообразнее будет определить размер постоянных и переменных затрат, относящихся на рассматриваемую продукцию.
По зерну: себестоимость 1 ц равна 15672000 / 66076 = 237,18 руб., из них переменные – 185 руб., постоянные – 52,18 руб.
Общие затраты на реализованное зерно: переменные 185 * 28198 = 5216630 руб., постоянные – 52,18 * 28198 = 1471372 руб.
По молоку: себестоимость 1 ц составляет 18629000 / 32205 = 578,45 руб., из них переменные – 451,19 руб., постоянные – 127,26 руб.
Общие затраты на реализованное молоко: переменные 451,19 * 26362 = 11894271 руб., постоянные 127,26 * 26362 = 3354828 руб.
Общие постоянные затраты составили 4826200 руб.
Глава 3.Рекомендации по сокращению себестоимости и повышению прибыльности ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское».
3.1 Маржинальный анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»
Данный анализ следует проводить по отдельным видам продукции, так как обобщение показателей не дает точного представления о структуре реализации продукции.
Итак, необходимо провести анализ безубыточности основных видов продукции учхоза «Миловское» – зерна и молока – тремя известными способами: графическим методом, методом уравнений и методом маржинального дохода.
Таблица 9 - Исходные данные для CVP-анализа учхоза «Миловское» за 2009 г.
Показатели | Виды продукции | |
зерно | молоко | |
1. Объем реализации, ц | 28198 | 26362 |
2. Цена реализации, руб. | 414,57 | 892,46 |
3. Переменные затраты на единицу продукции, руб. | 185,00 | 451,19 |
4. Постоянные затраты за год, руб. | 4826200 |
Метод маржинального дохода.
Таблица 10 - Расчетные данные для метода маржинального дохода учхоза «Миловское» за 2009 г.
Показатели | Виды продукции | Всего | |
зерно | молоко | ||
1. Выручка от реализации, руб. | 11690000 | 23527000 | 35217000 |
2. Совокупные переменные затраты, руб. | 5216630 | 11894271 | 17110901 |
3. Маржинальный доход, руб. | 6473370 | 11632729 | 18106099 |
4. Постоянные затраты, руб. | - | - | 4826200 |
5. Прибыль, руб. | - | - | 13279899 |
6. Средняя величина маржинального дохода, руб. | 229,57 | 441,27 | - |
7. Коэффициент маржинального дохода | 0,55 | 0,49 | - |
8. Безубыточный объем реализации, ц | 21023 | 10937 | - |
9. Пороговая выручка, руб. | 8715505 | 9760835 | - |
10. Безубыточная цена реализации, руб. | 309,08 | 370,26 | - |
11. Маржинальный запас прочности: а) в рублях б) в процентах |
2974495 25,4 |
13766165 58,5 |
- - |
12. Производственный леверидж | - | - | 1,4 |
Расчет показал, что точка безубыточности при уровне показателей 2009 года достигается при объеме реализации зерна, равном 21023 ц.
По молоку безубыточный объем реализации составляет 10937 ц. Показатели, достигнутые в данном году в хозяйстве, выше объемов безубыточности. Об этом свидетельствует получение прибыли.
Положительные значения показателя маржинального запаса прочности – это знак того, что предприятие может снизить объем реализации продукции (зерна – на 25,4%, молока – на 58,5%) при данных уровнях затрат и цен, при этом продолжая получать прибыль.
Показатель производственного левериджа свидетельствует о том, что изменение выручки от продаж на 1% приведет к увеличению прибыли на 1,4%.
Далее рассмотрим графический метод.
Рисунок 4 - Безубыточность реализации зерна учхоза «Миловское» в 2009 году
Из рисунка 4 видно, что постоянные затраты находятся на уровне 4826200 руб. Точка безубыточности достигается при объеме реализации 21023 ц и выручке от реализации в размере 8715505 руб. Результаты реализации за 2009 год: объем реализации – 28198 ц, выручка – 11690000 руб. Запас прочности (ЗП) позволяет снижать объем реализации.
Аналогично строится график по молоку:
Рисунок 5 - Безубыточность реализации молока учхоза «Миловское» в 2009 году
Из рисунка 5 видно, что точка безубыточности достигается при объеме реализации 10937 ц и выручке 9760835 руб. Фактический объем реализации – 26362 ц, выручка – 23527000. Запас прочности достаточно большой, т.е. предприятие может безопасно снижать объем реализации.
Метод уравнений.
Согласно данному методу безубыточный объем реализации находится по формуле:
х = Постоянные затраты / (Цена реализации – Переменные затраты на единицу продукции)
Далее найдем безубыточный объем реализации:
для зерна = 4826200 / (414,57 - 185) = 21023 ц;
для молока = 4826200 / (892,46 – 451,19) = 10937 ц.
Точка безубыточности в денежном выражении:
21023 * 414,57 = 8715505 руб. (для зерна)
10937 * 892,46 = 9760835 руб. (для молока)
3.2 Совершенствование учета затрат в учебно–опытном хозяйстве «Миловское»
Рассматриваемое предприятие – учебно-опытное хозяйство «Миловское» принадлежит к числу тех предприятий, которых переход к рыночной экономике не побудил перейти на более современные методы хозяйствования.
В большей степени на это повлияла его подчиненность государственным органам и сельскохозяйственная направленность, так как в этой отрасли экономики до недавнего времени наблюдался спад производства и реализации продукции.
Предприятие работает стабильно, единственная причина использования привычных, но отчасти «устаревших» методов учета – нежелание персонала переходить с хорошо выученного алгоритма расчетов на какой-то другой, незнакомый. Старая система, применяемая на протяжении многих лет, подходит для учета одних и тех же операций, не требующих принятия кардинальных управленческих решений. Чем проще – тем лучше. Это девиз рассматриваемого предприятия.
Но практика показывает, что применяемая система учета полных затрат не проще уже упоминаемого маржинального метода (или метода «директ-костинг»). Главным его достоинством является то, что он позволяет рассмотреть главные элементы затрат и выявить пути их снижения, не принимая в расчет постоянные затраты.
Несомненным достоинством CVP-анализа как элемента системы «директ-костинг» является возможность применения результатов, полученных в результате анализа, для принятия управленческих решений:
о целесообразности принятия дополнительных заказов;
об определении структуры производства;
по ценообразованию.
В современной экономике главным стимулом для развития предприятий является получение высокой прибыли. Величина прибыли зависит в первую очередь от установленной цены на реализуемую продукцию.
В особенности это касается сельскохозяйственных предприятий, главной проблемой которых является высокая себестоимость продукции и невозможность ее снижения.
В этих условиях главным направлением в управлении предприятием является разработка правильной политики по ценообразованию и принятие на ее основе экономически обоснованных управленческих решений.
Средством для обоснования принимаемых решений может и должен служить современный механизм, к сожалению редко применяемый в практике российских сельскохозяйственных предприятий, - система «директ-костинг» и связанная с ним взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли.[7]
Итак, основное решение в деятельности любого предприятия на современном этапе развития экономики – это решение об установлении цены на продукцию, которая в конечном итоге обеспечивала бы его безубыточную деятельность.
Примером выступает деятельность рассматриваемого предприятия – учебно-опытного хозяйства «Миловское». Проведенный CVP-анализ показал, что реализация зерна и молока прибыльна. Рассчитанная цена безубыточной реализации равна 309,08 руб. для зерна и 370,26 руб. – для молока.
Следовательно, при установлении цены, превышающей цену безубыточной реализации, предприятие будет получать прибыль.
Важным моментом является возможность расчета порогового значения выручки с учетом желаемой суммы прибыли.
Допустим, учхоз "Миловское" планирует в следующем году получить прибыль в размере 3000000 руб. от реализации зерна.
Тогда расчет необходимого объема реализации производится по формуле:
х = (Постоянные затраты + Прибыль) / Маржинальный доход на единицу
х = (4826200 + 3000000) / 229,57 = 34091 ц.
Но при расчете данных показателей и планировании реализации следует учитывать возможное изменение уровня затрат и цены, которая сложится на рынке в планируемом периоде.
Заключение
Важное место в системе бухгалтерского учета организаций занимают учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг. В то же время это и наиболее сложный участок учета, так как при его организации следует учитывать отраслевые особенности управления, техники, технологии и организации производства продукции, работ и услуг и организационной структуры организации.
В современной экономической ситуации существует много возможностей для организации эффективной системы управленческого учета на предприятии.
Перед управленческим персоналом только стоит задача выбора наиболее оптимальных методов этой организации применительно к особенностям своего предприятия.
Рассмотренный метод – CVP-анализ как элемент системы «директ-костинг» – современный метод эффективного управления затратами.
Данный метод является эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. С помощью этого метода можно найти оптимальные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, дать объективную оценку финансовых результатов деятельности предприятия и наметить пути и мероприятия по улучшению работы предприятия
Безусловно, данный метод не идеален и имеет свои недостатки. Но он более приспособлен для принятия решений о затратах на производство и реализацию продукции, в отличие от применяемого на большинстве российских предприятий метода учета полных затрат.
На рассмотренном предприятии – ФГУП учебно-опытном хозяйстве «Миловское» – используются следующие методы учета затрат: