Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная экономика развивается быстрыми темпами и требует освоения новых, более прогрессивных методов и систем. Именно анализ прибыли, себестоимости продукции и объема производства может выявить положительные стороны деятельности предприятия, а также указать на допущенные недостатки.Целью данной курсовой работы является рассмотрение важной составляющей системы «директ-костинг» – анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете. Важно теоретически изучить данную методику и рассмотреть ее применительно к конкретному предприятию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...…………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ…………………………………...6
1.1 Сущность и значение управленческого учета………………………...….6
1.2 Понятие и значение CVP-анализа…………………………………………9
1.3 Методы определения точки безубыточности………………………..…11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА, СЕБЕСТОИМОСТИ И ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ФГУП УЧЕБНО-ОПЫТНОГО ХОЗЯЙСТВА «МИЛОВСКОЕ»……………………………...17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»…………………………………………...17
2.2 Основные показатели деятельности учхоза "Миловское"…………..…21
2.3 Организация учета затрат в учебно–опытном хозяйстве «Миловское»………………………………………………………………..…31
ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОКРАЩЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛЬНОСТИ ФГУП УЧЕБНО-ОПЫТНОГО ХОЗЯЙСТВА «МИЛОВСКОЕ»………………………………………….…..37
3.1 Маржинальный анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»………………………………………………………………..…37
3.2 Совершенствование учета затрат в учебно–опытном хозяйстве «Миловское»………………………………………………………….……….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая БУУ КАТЯ.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что общие затраты на производство продукции в 2009 году составили 65578 тыс. руб. Из них 22% приходится на постоянные затраты и, соответственно, 78% - на переменные.

Так как при дальнейших расчетах будет учитываться не вся реализуемая продукция, целесообразнее будет определить размер постоянных и переменных затрат, относящихся на рассматриваемую продукцию.

По зерну: себестоимость 1 ц равна 15672000 / 66076 = 237,18 руб., из них переменные – 185 руб., постоянные – 52,18 руб.

Общие затраты на реализованное зерно: переменные 185 * 28198 = 5216630 руб., постоянные – 52,18 * 28198 = 1471372 руб.

По молоку: себестоимость 1 ц составляет 18629000 / 32205 = 578,45 руб., из них переменные – 451,19 руб., постоянные – 127,26 руб.

Общие затраты на реализованное молоко: переменные 451,19 * 26362 = 11894271 руб., постоянные 127,26 * 26362 = 3354828 руб.

Общие постоянные затраты составили 4826200 руб.

 

 

 

 

 

Глава 3.Рекомендации по сокращению себестоимости и повышению прибыльности ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское».

 

3.1 Маржинальный анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли ФГУП учебно-опытного хозяйства «Миловское»

 

Данный анализ следует проводить по отдельным видам продукции, так как обобщение показателей не дает точного представления о структуре реализации продукции.

Итак, необходимо провести анализ безубыточности основных видов продукции  учхоза   «Миловское» – зерна и молока   – тремя  известными способами: графическим методом, методом уравнений и методом маржинального дохода.

Таблица 9 - Исходные данные для CVP-анализа учхоза «Миловское» за 2009 г.

Показатели

Виды продукции

зерно

молоко

1. Объем реализации, ц

28198

26362

2. Цена реализации, руб.

414,57

892,46

3. Переменные затраты на единицу продукции, руб.

185,00

451,19

4. Постоянные затраты за год, руб.

4826200

 

Метод маржинального дохода.

Таблица 10 - Расчетные данные для метода маржинального дохода учхоза «Миловское» за 2009 г.

Показатели

Виды продукции

Всего

зерно

молоко

1. Выручка от реализации, руб.

11690000

23527000

35217000

2. Совокупные переменные затраты, руб.

5216630

11894271

17110901

3. Маржинальный доход, руб.

6473370

11632729

18106099

4. Постоянные затраты, руб.

-

-

4826200

5. Прибыль, руб.

-

-

13279899

6. Средняя величина маржинального дохода, руб.

229,57

441,27

-

7. Коэффициент маржинального дохода

0,55

0,49

-

8. Безубыточный объем реализации, ц

21023

10937

-

9. Пороговая выручка, руб.

8715505

9760835

-

10. Безубыточная цена реализации, руб.

309,08

370,26

-

11. Маржинальный запас прочности:

а) в рублях

б) в процентах

 

2974495

25,4

 

13766165

58,5

 

-

-

12. Производственный леверидж

-

-

1,4

 

Расчет показал, что точка безубыточности при уровне показателей 2009 года достигается при объеме реализации зерна, равном 21023 ц.

По молоку безубыточный объем реализации составляет 10937 ц. Показатели, достигнутые в данном году в хозяйстве, выше объемов безубыточности. Об этом свидетельствует получение прибыли.

Положительные значения показателя маржинального запаса прочности – это знак того, что предприятие может снизить объем реализации продукции (зерна – на 25,4%, молока – на 58,5%) при данных уровнях затрат и цен, при этом продолжая получать прибыль.

Показатель производственного левериджа свидетельствует о том, что изменение выручки от продаж на 1% приведет к увеличению прибыли на 1,4%.

Далее рассмотрим графический метод.

Рисунок 4 - Безубыточность реализации зерна учхоза «Миловское» в 2009 году

Из рисунка 4 видно, что постоянные затраты находятся на уровне 4826200 руб. Точка безубыточности достигается при объеме реализации 21023 ц и выручке от реализации в размере 8715505 руб. Результаты реализации за 2009 год: объем реализации – 28198 ц, выручка – 11690000 руб. Запас прочности (ЗП) позволяет снижать объем реализации.

Аналогично строится график по молоку:

Рисунок 5 - Безубыточность реализации молока учхоза «Миловское» в 2009 году

Из рисунка 5 видно, что точка безубыточности достигается при объеме реализации 10937 ц и выручке 9760835 руб. Фактический объем реализации – 26362 ц, выручка – 23527000. Запас прочности достаточно большой, т.е. предприятие может безопасно снижать объем реализации.

Метод уравнений.

Согласно данному методу безубыточный объем реализации находится по формуле:

х = Постоянные затраты / (Цена реализации – Переменные затраты на единицу продукции)

Далее найдем безубыточный объем реализации:

для зерна = 4826200 / (414,57 - 185) = 21023 ц;

для молока = 4826200 / (892,46 – 451,19) = 10937 ц.

Точка безубыточности в денежном выражении:

21023 * 414,57 = 8715505 руб. (для зерна)

10937 * 892,46 = 9760835 руб. (для молока)

 

3.2 Совершенствование учета затрат в учебно–опытном хозяйстве «Миловское»

 

Рассматриваемое предприятие – учебно-опытное хозяйство «Миловское» принадлежит к числу тех предприятий, которых переход к рыночной экономике не побудил перейти на более современные методы хозяйствования.

В большей степени на это повлияла его подчиненность государственным органам и сельскохозяйственная направленность, так как в этой отрасли экономики до недавнего времени наблюдался спад производства и реализации продукции.

Предприятие работает стабильно, единственная причина использования привычных, но отчасти «устаревших» методов учета – нежелание персонала переходить с хорошо выученного алгоритма расчетов на какой-то другой, незнакомый. Старая система, применяемая на протяжении многих лет, подходит для учета одних и тех же операций, не требующих принятия кардинальных управленческих решений. Чем проще – тем лучше. Это девиз рассматриваемого предприятия.

Но практика показывает, что применяемая система учета полных затрат не проще уже упоминаемого маржинального метода (или метода «директ-костинг»). Главным его достоинством является то, что он позволяет рассмотреть главные элементы затрат и выявить пути их снижения, не принимая в расчет постоянные затраты.

Несомненным достоинством CVP-анализа как элемента системы «директ-костинг» является возможность применения результатов, полученных в результате анализа, для принятия управленческих решений:

   о целесообразности принятия дополнительных заказов;

   об определении структуры производства;

   по ценообразованию.

В современной экономике главным стимулом для развития предприятий является получение высокой прибыли. Величина прибыли зависит в первую очередь от установленной цены на реализуемую продукцию.

В особенности это касается сельскохозяйственных предприятий, главной проблемой которых является высокая себестоимость продукции и невозможность ее снижения.

В этих условиях главным направлением в управлении предприятием является разработка правильной политики по ценообразованию и принятие на ее основе экономически обоснованных управленческих решений.

Средством для обоснования принимаемых решений может и должен служить современный механизм, к сожалению редко применяемый в практике российских сельскохозяйственных предприятий, - система «директ-костинг» и связанная с ним взаимосвязь объема производства, себестоимости и прибыли.[7]

Итак, основное решение в деятельности любого предприятия на современном этапе развития экономики – это решение об установлении цены на продукцию, которая в конечном итоге обеспечивала бы его безубыточную деятельность.

Примером выступает деятельность рассматриваемого предприятия – учебно-опытного хозяйства «Миловское». Проведенный CVP-анализ показал, что реализация зерна и молока прибыльна. Рассчитанная цена безубыточной реализации равна 309,08 руб. для зерна и 370,26 руб. – для молока.

Следовательно, при установлении цены, превышающей цену безубыточной реализации, предприятие будет получать прибыль.

Важным моментом является возможность расчета порогового значения выручки с учетом желаемой суммы прибыли.

Допустим, учхоз "Миловское" планирует в следующем году получить прибыль в размере 3000000 руб. от реализации зерна.

Тогда расчет необходимого объема реализации производится по формуле:

х = (Постоянные затраты + Прибыль) / Маржинальный доход на единицу

х = (4826200 + 3000000) / 229,57 = 34091 ц.

Но при расчете данных показателей и планировании реализации следует учитывать возможное изменение уровня затрат и цены, которая сложится на рынке в планируемом периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важное место в системе бухгал­терского учета организаций занимают учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг. В то же время это и наиболее сложный участок учета, так как при его организации следует учитывать отрас­левые особенности управления, техники, технологии и организации производства продукции, работ и услуг и организационной структу­ры организации.

В современной экономической ситуации существует много возможностей для организации эффективной системы управленческого учета на предприятии.

Перед управленческим персоналом только стоит задача выбора наиболее оптимальных методов этой организации применительно к особенностям своего предприятия.

Рассмотренный метод – CVP-анализ как элемент системы «директ-костинг» – современный метод эффективного управления затратами.

Данный метод является эффективным средством планирования и прогнозирования деятельности предприятия. С помощью этого метода можно найти оптимальные соотношения между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, дать объективную оценку финансовых результатов деятельности предприятия и наметить пути и мероприятия по улучшению работы предприятия

Безусловно, данный метод не идеален и имеет свои недостатки. Но он более приспособлен для принятия решений о затратах на производство и реализацию продукции, в отличие от применяемого на большинстве российских предприятий метода учета полных затрат.

На рассмотренном предприятии – ФГУП учебно-опытном хозяйстве «Миловское» – используются следующие методы учета затрат:

Информация о работе Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете