Анализ зависимости затраты-объем прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления и развития рыночной экономики основной целью ориентированного на этот вопрос предприятия является получение прибыли. Для успешного ведения бизнеса предпринимателю важно быть не только предприимчивым, но и иметь значительный «багаж» знаний в области экономики, финансов, законодательства, маркетинга, логистики, бухгалтерии. Именно эти знания во многом помогут определить уровень риска, принять обоснованное управленческое решение. Анализ соотношения «Затраты –объем –прибыль»( Cost – Volume – Profit; CVP – анализ) – это один из самых мощных инструментов имеющихся в распоряжении менеджеров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть
1.1.Классификация затрат…………………………………………….4
1.2. Анализ зависимости «затраты-объем –прибыль»……………...9
1.3.Основные методы проведения операционного анализа……....12
2. Практическая часть
2.1. Задание 1………………………………………………………….20
2.2. Задание 2………………………………………………………….22
2.3. Задание 3……………………………………………...…………..24
2.4. Задание 4……………………………………………………...…..26
2.5. Задание 5………………………………………………………….28
2.6. Задание 6………………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………………………33

Файлы: 1 файл

Анализ зависимости затраты-объем прибыль.docx

— 87.43 Кб (Скачать файл)

Применяя  систему «директ-костинг», можно  оперативно изучать взаимосвязь  «затраты—объем—прибыль» и находить ответы на часто встречающиеся на практике вопросы: изменение объема продаж, изменение структуры продаж, безубыточный объем продаж, целесообразность принятия заказа по пониженным ценам, влияние изменения цен, переменных и постоянных затрат на финансовые результаты и т.д.

Показателями  анализа «затраты – объем –  прибыль» являются критическая точка  безубыточности и маржинальный запас  рентабельности.

 Критическая точка безубыточности (КТБ) характеризует состояние деловой активности фирмы, при котором общие затраты равны выручке. КТБ показывает минимальный уровень деловой активности, ниже которого предприятие понесет убытки, выше – будет поступать прибыль. Количественной характеристикой КТБ является объем продаж в этой точке. Стоимостной характеристикой КТБ является выручка в этой точке, равная произведению цены и объема продаж в этой точке.

Маржинальный запас рентабельности характеризует объем безубыточного снижения деловой активности предприятия в случае неблагоприятных условий бизнеса. Количественная характеристика МЗР представляет собой разность между объемом продаж и его значением в критической точке безубыточности. Стоимостная характеристика маржинального запаса рентабельности представляет собой разность между выручкой и ее значением в критической точке безубыточности.

Для операционного анализа требуется  информация о четырех показателях: цена единицы продукта, переменные затраты на единицу продукции, общие  постоянные затраты на весь объем  продаж, объем продаж.

Процесс планирования затрат и прибыли с  использованием операционного анализа  накладывает определенные ограничения:

1. Смешанные затраты должны быть  правильно разделены на постоянные  и переменные части.

2. Продажная цена единицы, переменные  затраты на единицу и общие  постоянные затраты неизменны  в релевантном объеме продаж  и рассматриваемом периоде времени.

3. Количество продаж является единственным  формирователем затрат.

4. Зависимость «затраты – объем  – прибыль» наблюдается в широком  диапазоне продаж.

5. Объем производства предполагается  равным объему продаж.

6. Анализ безубыточности микс –  продукта (ассортимента) проводится  при сохранении удельного веса  каждого продукта в общей корзине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные методы проведения операционного анализа

 

К основным методам проведения операционного  анализа относятся метод уравнений, графический метод и метод маржинального дохода.

Метод уравнения

Прибыль = выручка – затраты, или 

Чистая  выручка – Переменные затраты = Постоянные затраты + Операционная прибыль, получим главное уравнение СVP

(Продажная  цена ед. · Количество единиц) – (Переменные затраты на ед. Количество единиц) = Постоянные  затраты + Операционная прибыль.

Анализ  «затраты – объем – прибыль» называют анализом безубыточности.

Безубыточность  означает такое состояние бизнеса, при котором чистая выручка покрывает  все затраты, т.е. нет ни убытков, ни прибыли.

Операционный  анализ построен на калькулировании  в системе директ – костинг. Учитывая поведение затрат, операционный анализ доказывает, что традиционный подход к управлению затратами и прибылью, построенный на калькулировании  по методу поглощения, недооценивает  затраты до точки безубыточности (ТБ) и переоценивает их влияние  после точки безубыточности.

ТБ  может быть вычислена как в  натуральных единицах, так и в  рублях.

Графический метод

Данный  метод является другим способом предоставления информации о затратах и прибылях (убытках). В отличие от расчета  показателей для одного уровня продаж, график высвечивает затраты, прибыли  и убытки, которые наблюдаются  для разных уровней деятельности в релевантном диапазоне продаж. В точке безубыточности валовой маржи хватает только на покрытие постоянных затрат, прибыль равна нулю, убытки равны сумме постоянных затрат.

При графическом методе нахождение точки  безубыточности (порога рентабельности) сводится к построению комплексного графика «затраты — объем — прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

-наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

-выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину совокупных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отвечающую этому значению;

-вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Стоим прямую, отвечающую этому значению.

Точка безубыточности на графике – это  точка пересечения прямых, построенных  по значению затрат и выручки (рис. 1).

Изображенная  на рис. 1 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.

Рисунок 1. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

 

 

Разновидностью  метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

 

 

Маржинальный запас  прочности — это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

 

       

 

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Для определения цены продукции при  безубыточной реализации можно воспользоваться следующей формулой:

 

 

 

Производственный левередж (leverage в дословном переводе – рычаг) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма производственного  левереджа является использование  маржинального метода, основанного  на подразделении затрат предприятия  на постоянные и переменные. Чем  ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к  темпам изменения выручки предприятия.

Производственный  левередж определяется с помощью  следующей формулы:

 

    (1)

 

Либо     (2)

 

где ЭПЛ — эффект производственного  левереджа;

МД  — маржинальный доход;

Зпост — постоянные затраты;

П — прибыль.

Найденное с помощью формулы (1) значение эффекта  производственного левереджа в  дальнейшем используется для прогнозирования  изменения прибыли в зависимости  от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую  формулу:

 

(3)

 

где П – изменение прибыли, в %;

В – изменение выручки, в %.

Производственный  левередж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную  стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного  левереджа может изменяться под  влиянием:

– цены и объема продаж;

– переменных и постоянных затрат;

– комбинации любых перечисленных  факторов.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях  проявление механизма производственного  левереджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в  процессе его использования. Эти  особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие производственного  левереджа начинает проявляться  лишь после того, как предприятие  преодолело точку безубыточной  своей деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект производственного левереджа начал  проявляться, предприятие в начале должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть  свои постоянные затраты. Это связано  с тем, что предприятие обязано  возмещать свои постоянные затраты  независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки  безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие  не обеспечило безубыточность, высокий  уровень постоянных затрат будет  являться дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

2. По мере дальнейшего увеличения  объема продаж и удаления от  точки безубыточности эффект  производственного левереджа начинает  снижаться. Каждый последующий  процент прироста объема продаж  будет приводить к нарастающему  темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм производственного левереджа  имеет и обратную направленность  – при любом снижении объема  продаж в еще большей степени  будет уменьшаться размер прибыли  предприятия.

4. Между производственным левереджем  и прибылью предприятия существует  обратная зависимость. Чем выше  прибыль предприятия, тем ниже  эффект производственного левереджа  и наоборот. Это позволяет сделать  вывод о том, что производственный  левередж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня  доходности и уровня риска  в процессе осуществления производственной  деятельности.

5. Эффект производственного левереджа  проявляется только в коротком  периоде. Это определяется тем,  что постоянные затраты предприятия  остаются неизменными лишь на  протяжении короткого отрезка  времени. Как только в процессе  увеличения объема продаж происходит  очередной скачок суммы постоянных  затрат, предприятию необходимо  преодолевать новую точку безубыточности  или приспосабливать к ней  свою производственную деятельность. Иными словами, после такого  скачка эффект производственного левереджа проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

Понимание механизма проявления производственного  левереджа позволяет целенаправленно  управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения  эффективности производственно-хозяйственной  деятельности при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка  и стадии жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка  безубыточности, необходимо принимать  меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной  конъюнктуре товарного рынка  и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению  режима экономии постоянных затрат могут  быть существенно ослаблены. В такие  периоды предприятие может значительно  расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

При управлении постоянными затратами  следует иметь в виду, что высокий  их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень  фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации  и автоматизации труда. Кроме  того следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени  поддаются быстрому изменению, поэтому  предприятия, имеющие высокое значение производственного левереджа, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости  суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести: существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре  товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами  основным ориентиром должно быть обеспечение  постоянной их экономии, так как  между суммой этих затрат и объемом  производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки  безубыточности ведет к росту  маржинального дохода, что позволяет  быстрее преодолеть эту точку. После  преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет  обеспечивать прямой прирост прибыли  предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного  и вспомогательных производств  за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов  сырья, материалов и готовой продукции  в периоды неблагоприятной конъюнктуры  товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма производственного левереджа, целенаправленное управление постоянными  и переменными затратами, оперативное  изменение их соотношения при  меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть

 

    1. Задание 1.

 

Предприятия А,В,С используют позаказный метод учета затрат на производство. Сведения о предполагаемых затратах по предприятиям приводятся ниже:

Информация о работе Анализ зависимости затраты-объем прибыль