Аренда имущества предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бухгалтерского учёта аренды основных средств на предприятии.
В соответствии с заявленной целью можно обозначить задачи:
1. дать характеристику арендованным основным средствам на предприятии;
2. изложить существующую практику учета основных средств, участвующего в арендных операциях;

Содержание работы

Введение
1. Характеристика арендованных основных средств на предприятии………...6
1.1 Виды аренды основных средств………………………………………….…6
1.2 Нормативное регулирование учёта и отчетности арендованных основных средств……………………………………………………………………………8
2. Учет аренды основных средств………………………………………….….10
2.1 Организация учёта на предприятии………………………………………10
2.2 Учёт расчетов между арендодателем и арендатором…………………..12
2.3 Отражение в учёте обязательств сторон по содержанию арендованного имущества………………………………………………………………………17
2.4 Учёт лизинговых операций……………………………………………….22
2.5 Сравнительный анализ учёта аренды основных средств и учёта лизинговых операций………………………………………………………... 24
3. Расчетная часть……………………………………………………………. 26
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая аренда имущества пред-я.docx

— 101.23 Кб (Скачать файл)

Допущение имущественной  обособленности предполагает обособленное существование активов и обязательств организации от активов и обязательств ее собственников и активов и  обязательств других организаций. В соответствии с ним арендованное имущество должно числится на балансе собственника (арендодателя) и за балансом у реального владельца и пользователя (арендатора). Исключением из этого правила является:

- имущество, выступающее предметом договора аренды предприятия, которое в соответствии с требованиями п. 84 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств подлежит учету на балансе арендатора;

-имущество, выступающее предметом договора финансового лизинга, которое согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ «О лизинге» по соглашению сторон может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

Принцип существенности помогает организации, в учредительных документах которой не предусмотрена аренда как вид деятельности, самостоятельно определять тактику поведения при  решении вопроса признания в бухгалтерском учете доходов от аренды. Так, если величина названного показателя составляет не менее 5% в общей сумме доходов, то его надлежит рассматривать в качестве дохода от обычных видов деятельности. При несоблюдении указанного условия арендная плата включается арендодателем в состав операционных доходов.

Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности подразумевает отражение арендной платы в составе доходов и  расходов того отчетного периода, к  которому она относится, независимо от фактического времени поступления  или выплаты денежных средств. Особенность  его применения заключается в  том, что арендная плата, полученная арендодателем в текущем отчетном периоде, но относящаяся к следующим  отчетным периодам, может приниматься  к бухгалтерскому учету по-разному: либо как полученный аванс, либо как  доход будущих периодов.

Принцип приоритета содержания перед формой требует при отражении  в бухгалтерском учете арендных операций исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания. Однако применение данного  правила на практике нередко сопряжено  с юридическими трудностями, например расходы по проведению арендатором  капитального ремонта могут включаться в себестоимость продукции, (работ, услуг) только в том случае, если такая обязанность возложена  на него в договоре аренды.

Принцип непрерывности деятельности организации предполагает, что организация  будет продолжать свою деятельность в будущем, что у нее нет намерений ликвидироваться.

Принцип полноты отражения  фактов хозяйственной деятельности означает необходимость отражения  в бухгалтерском учете всех арендных операций.

Принцип рациональности учета  предполагает рациональный, экономичный  учет арендных операций исходя из условий  хозяйственной деятельности и величины организации.

Принцип непротиворечивости заключается в том, что данные синтетического и аналитического учета  арендных операций должны совпадать.

Последовательность применения учетной политики заключается в  том, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно  от одного учетного периода к другому [13, c. 115-117].

 

2.2 Учёт расчетов  между арендодателем и арендатором

Арендодатель учитывает  сданное в аренду имущество на своем балансе в составе основных средств, с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.

Арендатор стоимость взятого  в аренду имущества учитывает  в установленном порядке на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». На основные средства, принятые в аренду, рекомендуется также открывать инвентарные карточки.

Арендная плата за имущество  включает, как правило, средства, предусмотренные  нормами отчисления на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств (если иное не предусмотрено договором аренды), и часть прибыли [11, c. 184].

Возможны два варианта бухгалтерского учета аренды основных средств у арендодателя в зависимости от того, является или не является аренда предметом деятельности арендодателя. В любом случае при передаче в аренду объектов основных средств производится запись по дебету субсчета «Основные средства, переданные в аренду» в корреспонденции с кредитом субсчета «Собственные основные средства» к счету 01 «Основные средства»

Вариант I — аренда является предметом деятельности арендодателя. В учете арендодателя сумма причитающейся арендной платы входит в объем реализации и отражается в составе доходов по обычным видам деятельности. Таким образом, на сумму начисленной платы за предоставление услуг по передаче в аренду объектов основных средств делается запись:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по арендной плате» К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Все затраты, связанные с  оказанием услуг по передаче в  аренду основных средств и начисленным  по ним амортизационным отчислениям, аккумулируются на калькуляционном  счете 20 «Основное производство»: Д-т 20 «Основное производство» К-т 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

В конце месяца все накопленные  затраты списываются: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т 20 «Основное производство».

Кроме того, в дебете счета 90 «Продажи» отражается и начисление к перечислению НДС по оказанной услуге: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Таким образом, при сопоставлении  двух сторон счета 90 «Продажи» выявляется финансовый результат от оказания арендных услуг и делаются бухгалтерские записи: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» К-т 99 «Прибыли и убытки» — на полученную прибыль; Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» — на полученный убыток.

Получение арендной платы  от арендатора отражается по дебету счетов денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками субсчет «Расчеты по арендной плате».

Рассмотрим отражение  в учете арендодателя расчетов с  арендатором по предоставлению автомобиля в аренду, если выкупная цена уплачивается ежемесячно в течение срока аренды равными частями одновременно с арендными платежами.

Таблица 1 – Отражение  в учете арендодателя расчетов с  арендатором по предоставлению в  аренду автомобиля

    Содержание операций   

  Дебет 

 Кредит 

  Сумма, руб.  

    Первичный  документ   

                    Ежемесячно в течение срока  аренды                   

Отражен доход от  предоставления автомобиля в аренду                    

76

90-1

11 800

Договор аренды

Начислен НДС с арендной  платы                     

90-3

68

1 800

Счет-фактура

Начислена амортизация по автомобилю (180 000 / 40) 

20

02

4 500

Бухгалтерская справка-расчет

Сумма амортизации включена в себестоимость продаж    

90-2

20

4 500

Бухгалтерская справка

Получен ежемесячный платеж от арендатора   (11 800 + 5900)           

51

76

17 700

Выписка банка по расчетному счету

Начислен НДС с полученного  аванса в счет выкупной цены (5900 x 18 / 118)         

76-НДС

68

900

Счет-фактура

                          При выкупе автомобиля                         

Признан прочий доход в  сумме выкупной цены  (5900 x 18)               

76

91-1

106 200

Акт о приеме- передаче объекта основных средств

Начислен НДС при реализации автомобиля  (106 200 / 118 x 18)      

91-2

68

  16 200

Счет-фактура

Принят к вычету НДС, начисленный  в аванса в счет выкупной цены (900 x 18)  

68

76-НДС

16 200

Счет-фактура

Списана амортизация, начисленная  по автомобилю (4500 x (12 + 18))        

02

03

135 000

Акт о приеме- передаче объекта основных средств

Остаточная стоимость  выбывшего автомобиля признана прочим расходом  (180 000 - 135 000)       

91-2

03

45 000

Акт о приеме- передаче объекта основных средств


 

 

 

 

 

 

 

 

Учет у арендатора отражается следующими бухгалтерскими проводками.

Таблица 2 – Отражение  в учете аренды у арендатора

    Содержание операций   

  Дебет 

 Кредит 

  Сумма,   
   руб.  

    Первичный    
    документ   

                  На дату получения объекта  ОС в аренду                 

Отражена стоимость арендованного ОС на забалансовом счете

001

 

424 800

 Акт приемки-   передачи имуществ в аренду, Инвентарная карточка учета объекта основных средств

                    Ежемесячно в течение срока  аренды                   

Отражен расход в виде арендной платы  (11 800 - 1800)

20(26,

44 и др.)

76

10 000

Договор аренды,Счет  арендодателя 

Отражен НДС, предъявленный  арендодателем 

19

76

1 800

Счет-фактура

Принят к вычету НДС  по арендной плате 

68-НДС

19

1 800

Счет-фактура

Перечислена арендная плата  за текущий месяц

76

51

11 800

Выписка банка по расчетному счету

                          При выкупе объекта ОС                         

Перечислена выкупная цена за объект ОС

76

51

354 000

Выписка банка по расчетному счету

Стоимость ОС списана с забалансового счета

 

001

424 800

 Договор аренды, Бухгалтерская справка

Отражены затраты на приобретение объекта ОС  (354 000 - 54 000)

08

76

300 000

Акт о приеме- передаче объектаосновных средств

Отражен НДС, предъявленный  в сумме выкупной стоимости 

19

76

54 000

Счет-фактура

Принят к вычету НДС  с  выкупной стоимости ОС

68-НДС

19

54 000

Счет-фактура

Отражена первоначальная стоимость приобретенного ОС

01

08

300 000

Акт о приеме- передаче объекта основных средств,    Инвентарная  карточка учет объекта основных средств

             В месяце, следующем за месяцем  выкупа объекта ОС           

Начислена амортизация по  объекту ОС 

20(26, 44 и др.)

02

10 000

Бухгалтерская справка-расчет

Отражено ОНО (29 000 x 20%)   

68-пр

77

5 800

Бухгалтерская справка-расчет

               Ежемесячно в течение последующих  29 месяцев              

Начислена амортизация по  объекту ОС                

20(26, 44 и др.)

02

10 000

 Бухгалтерская справка-расчет

Уменьшено ОНО               
(1000 x 20%)              

77

68-пр

  200

Бухгалтерская  
справка-расчет


      Вариант II передача объектов основных средств не является предметом деятельности арендодателя, то его доходы и расходы по аренде включаются в состав операционных доходов и расходов. В этом случае при начислении причитающейся арендной платы делаются следующие бухгалтерские записи: Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Амортизационные отчисления начисляет собственник объектов основных средств: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т 02 «Амортизация основных средств».

Кроме того, на дебете счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие расходы» собираются в течение  месяца все затраты, связанные с  оказанием арендных услуг.

Таким образом, на счете 91 «Прочие  доходы и расходы» накапливается  вся необходимая информация для  определения финансового результата от оказания арендных услуг и отражается: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» К-т 99 «Прибыли и убытки» — полученная прибыль; Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» — полученный убыток.

Поступление от арендатора арендных платежей отражается по кредиту  счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» и дебету счетов денежных средств. 

Основные средства, полученные арендатором, принимаются на забалансовый учет в оценке, указанной в договоре аренды. При этом делается простая бухгалтерская запись по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».

Если арендованные объекты  основных средств используются у  арендатора для производства продукции (оказания услуг, выполнения работ), то арендная плата рассматривается  как расход по обычному виду деятельности и включается в текущие затраты. Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате».

Затраты на ремонт арендованных основных средств, производимые арендатором (предусмотренные договором аренды), также учитываются в составе  его расходов по обычным видам  деятельности.

Если арендованные объекты  используются арендатором для непроизводительных нужд, то арендная плата отражается: Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате».

Информация о работе Аренда имущества предприятия