Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бухгалтерского учёта аренды основных средств на предприятии.
В соответствии с заявленной целью можно обозначить задачи:
1. дать характеристику арендованным основным средствам на предприятии;
2. изложить существующую практику учета основных средств, участвующего в арендных операциях;
Введение
1. Характеристика арендованных основных средств на предприятии………...6
1.1 Виды аренды основных средств………………………………………….…6
1.2 Нормативное регулирование учёта и отчетности арендованных основных средств……………………………………………………………………………8
2. Учет аренды основных средств………………………………………….….10
2.1 Организация учёта на предприятии………………………………………10
2.2 Учёт расчетов между арендодателем и арендатором…………………..12
2.3 Отражение в учёте обязательств сторон по содержанию арендованного имущества………………………………………………………………………17
2.4 Учёт лизинговых операций……………………………………………….22
2.5 Сравнительный анализ учёта аренды основных средств и учёта лизинговых операций………………………………………………………... 24
3. Расчетная часть……………………………………………………………. 26
Заключение
Список использованной литературы
Допущение имущественной
обособленности предполагает обособленное
существование активов и
- имущество, выступающее предметом договора аренды предприятия, которое в соответствии с требованиями п. 84 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств подлежит учету на балансе арендатора;
-имущество, выступающее предметом договора финансового лизинга, которое согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 октября 1998г. № 164-ФЗ «О лизинге» по соглашению сторон может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя.
Принцип существенности помогает организации, в учредительных документах которой не предусмотрена аренда как вид деятельности, самостоятельно определять тактику поведения при решении вопроса признания в бухгалтерском учете доходов от аренды. Так, если величина названного показателя составляет не менее 5% в общей сумме доходов, то его надлежит рассматривать в качестве дохода от обычных видов деятельности. При несоблюдении указанного условия арендная плата включается арендодателем в состав операционных доходов.
Принцип временной определенности
фактов хозяйственной деятельности
подразумевает отражение
Принцип приоритета содержания перед формой требует при отражении в бухгалтерском учете арендных операций исходить не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания. Однако применение данного правила на практике нередко сопряжено с юридическими трудностями, например расходы по проведению арендатором капитального ремонта могут включаться в себестоимость продукции, (работ, услуг) только в том случае, если такая обязанность возложена на него в договоре аренды.
Принцип непрерывности деятельности организации предполагает, что организация будет продолжать свою деятельность в будущем, что у нее нет намерений ликвидироваться.
Принцип полноты отражения фактов хозяйственной деятельности означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех арендных операций.
Принцип рациональности учета предполагает рациональный, экономичный учет арендных операций исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Принцип непротиворечивости заключается в том, что данные синтетического и аналитического учета арендных операций должны совпадать.
Последовательность применения учетной политики заключается в том, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного учетного периода к другому [13, c. 115-117].
2.2 Учёт расчетов
между арендодателем и
Арендодатель учитывает
сданное в аренду имущество на
своем балансе в составе
Арендатор стоимость взятого в аренду имущества учитывает в установленном порядке на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». На основные средства, принятые в аренду, рекомендуется также открывать инвентарные карточки.
Арендная плата за имущество включает, как правило, средства, предусмотренные нормами отчисления на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств (если иное не предусмотрено договором аренды), и часть прибыли [11, c. 184].
Возможны два варианта бухгалтерского учета аренды основных средств у арендодателя в зависимости от того, является или не является аренда предметом деятельности арендодателя. В любом случае при передаче в аренду объектов основных средств производится запись по дебету субсчета «Основные средства, переданные в аренду» в корреспонденции с кредитом субсчета «Собственные основные средства» к счету 01 «Основные средства»
Вариант I — аренда является предметом деятельности арендодателя. В учете арендодателя сумма причитающейся арендной платы входит в объем реализации и отражается в составе доходов по обычным видам деятельности. Таким образом, на сумму начисленной платы за предоставление услуг по передаче в аренду объектов основных средств делается запись:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по арендной плате» К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Все затраты, связанные с
оказанием услуг по передаче в
аренду основных средств и начисленным
по ним амортизационным
В конце месяца все накопленные затраты списываются: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т 20 «Основное производство».
Кроме того, в дебете счета 90 «Продажи» отражается и начисление к перечислению НДС по оказанной услуге: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость» К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».
Таким образом, при сопоставлении двух сторон счета 90 «Продажи» выявляется финансовый результат от оказания арендных услуг и делаются бухгалтерские записи: Д-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» К-т 99 «Прибыли и убытки» — на полученную прибыль; Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 90 «Продажи», субсчет «Прибыль (убыток) от продаж» — на полученный убыток.
Получение арендной платы от арендатора отражается по дебету счетов денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 62 « Расчеты с покупателями и заказчиками субсчет «Расчеты по арендной плате».
Рассмотрим отражение в учете арендодателя расчетов с арендатором по предоставлению автомобиля в аренду, если выкупная цена уплачивается ежемесячно в течение срока аренды равными частями одновременно с арендными платежами.
Таблица 1 – Отражение в учете арендодателя расчетов с арендатором по предоставлению в аренду автомобиля
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Ежемесячно в течение срока аренды | ||||
Отражен доход от предоставления автомобиля в аренду |
76 |
90-1 |
11 800 |
Договор аренды |
Начислен НДС с арендной платы |
90-3 |
68 |
1 800 |
Счет-фактура |
Начислена амортизация по автомобилю (180 000 / 40) |
20 |
02 |
4 500 |
Бухгалтерская справка-расчет |
Сумма амортизации включена в себестоимость продаж |
90-2 |
20 |
4 500 |
Бухгалтерская справка |
Получен ежемесячный платеж от арендатора (11 800 + 5900) |
51 |
76 |
17 700 |
Выписка банка по расчетному счету |
Начислен НДС с полученного аванса в счет выкупной цены (5900 x 18 / 118) |
76-НДС |
68 |
900 |
Счет-фактура |
При выкупе автомобиля | ||||
Признан прочий доход в сумме выкупной цены (5900 x 18) |
76 |
91-1 |
106 200 |
Акт о приеме- передаче объекта основных средств |
Начислен НДС при реализации автомобиля (106 200 / 118 x 18) |
91-2 |
68 |
16 200 |
Счет-фактура |
Принят к вычету НДС, начисленный в аванса в счет выкупной цены (900 x 18) |
68 |
76-НДС |
16 200 |
Счет-фактура |
Списана амортизация, начисленная по автомобилю (4500 x (12 + 18)) |
02 |
03 |
135 000 |
Акт о приеме- передаче объекта основных средств |
Остаточная стоимость выбывшего автомобиля признана прочим расходом (180 000 - 135 000) |
91-2 |
03 |
45 000 |
Акт о приеме- передаче объекта основных средств |
Учет у арендатора отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Таблица 2 – Отражение в учете аренды у арендатора
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, |
Первичный | |
На дату получения объекта ОС в аренду | |||||
Отражена стоимость |
001 |
424 800 |
Акт приемки- передачи имуществ в аренду, Инвентарная карточка учета объекта основных средств | ||
Ежемесячно в течение срока аренды | |||||
Отражен расход в виде арендной платы (11 800 - 1800) |
20(26, 44 и др.) |
76 |
10 000 |
Договор аренды,Счет арендодателя | |
Отражен НДС, предъявленный арендодателем |
19 |
76 |
1 800 |
Счет-фактура | |
Принят к вычету НДС по арендной плате |
68-НДС |
19 |
1 800 |
Счет-фактура | |
Перечислена арендная плата за текущий месяц |
76 |
51 |
11 800 |
Выписка банка по расчетному счету | |
При выкупе объекта ОС | |||||
Перечислена выкупная цена за объект ОС |
76 |
51 |
354 000 |
Выписка банка по расчетному счету | |
Стоимость ОС списана с забалансового счета |
001 |
424 800 |
Договор аренды, Бухгалтерская справка | ||
Отражены затраты на приобретение объекта ОС (354 000 - 54 000) |
08 |
76 |
300 000 |
Акт о приеме- передаче объектаосновных средств | |
Отражен НДС, предъявленный в сумме выкупной стоимости |
19 |
76 |
54 000 |
Счет-фактура | |
Принят к вычету НДС с выкупной стоимости ОС |
68-НДС |
19 |
54 000 |
Счет-фактура | |
Отражена первоначальная стоимость приобретенного ОС |
01 |
08 |
300 000 |
Акт о приеме- передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учет объекта основных средств | |
В месяце, следующем за месяцем выкупа объекта ОС | |||||
Начислена амортизация по объекту ОС |
20(26, 44 и др.) |
02 |
10 000 |
Бухгалтерская справка-расчет | |
Отражено ОНО (29 000 x 20%) |
68-пр |
77 |
5 800 |
Бухгалтерская справка-расчет | |
Ежемесячно в течение | |||||
Начислена амортизация по объекту ОС |
20(26, 44 и др.) |
02 |
10 000 |
Бухгалтерская справка-расчет | |
Уменьшено ОНО |
77 |
68-пр |
200 |
Бухгалтерская |
Вариант II передача объектов основных средств не является предметом деятельности арендодателя, то его доходы и расходы по аренде включаются в состав операционных доходов и расходов. В этом случае при начислении причитающейся арендной платы делаются следующие бухгалтерские записи: Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
Амортизационные отчисления начисляет собственник объектов основных средств: Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» К-т 02 «Амортизация основных средств».
Кроме того, на дебете счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» собираются в течение месяца все затраты, связанные с оказанием арендных услуг.
Таким образом, на счете 91 «Прочие
доходы и расходы» накапливается
вся необходимая информация для
определения финансового
Поступление от арендатора арендных платежей отражается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» и дебету счетов денежных средств.
Основные средства, полученные арендатором, принимаются на забалансовый учет в оценке, указанной в договоре аренды. При этом делается простая бухгалтерская запись по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».
Если арендованные объекты основных средств используются у арендатора для производства продукции (оказания услуг, выполнения работ), то арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и включается в текущие затраты. Д-т 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате».
Затраты на ремонт арендованных
основных средств, производимые арендатором
(предусмотренные договором
Если арендованные объекты
используются арендатором для