Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бухгалтерского учёта аренды основных средств на предприятии.
В соответствии с заявленной целью можно обозначить задачи:
1. дать характеристику арендованным основным средствам на предприятии;
2. изложить существующую практику учета основных средств, участвующего в арендных операциях;
Введение
1. Характеристика арендованных основных средств на предприятии………...6
1.1 Виды аренды основных средств………………………………………….…6
1.2 Нормативное регулирование учёта и отчетности арендованных основных средств……………………………………………………………………………8
2. Учет аренды основных средств………………………………………….….10
2.1 Организация учёта на предприятии………………………………………10
2.2 Учёт расчетов между арендодателем и арендатором…………………..12
2.3 Отражение в учёте обязательств сторон по содержанию арендованного имущества………………………………………………………………………17
2.4 Учёт лизинговых операций……………………………………………….22
2.5 Сравнительный анализ учёта аренды основных средств и учёта лизинговых операций………………………………………………………... 24
3. Расчетная часть……………………………………………………………. 26
Заключение
Список использованной литературы
При фактическом перечислении арендных платежей дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по арендной плате» и кредитуются счета денежных средств [7].
2.3 Отражение в учёте обязательств сторон по содержанию арендованного имущества
Важным условием договора аренды является определение стороны, обязанной осуществлять ремонт арендованного имущества. Сведения об этих условиях договора нужны бухгалтерии как основание для списания (у арендатора или арендодателя) расходов по ремонту на затраты.
Согласно статье 616 ГК РФ обязанность проведения капитального ремонта лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Эта же статья определяет, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по его содержанию. Из сказанного вытекает, что условиями договора может быть возложена на арендатора обязанность выполнения не только текущего, но и капитального ремонта.
Если условиями договора предусмотрено, что капитальный ремонт делает арендатор, то он имеет право списать расходы по его проведению на себестоимость изготавливаемой продукции, работ, услуг.
Однако, когда капитальный ремонт обязан проводить арендодатель, но нарушил условия договора и не выполнил его в установленные сроки, арендатор может действовать по своему выбору:
1. произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
2. потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
3. потребовать расторжения договора и взыскания убытков.
Два последних варианта регулируются по соглашению сторон или через арбитражный суд.
Если арендатор выбрал первый из описанных вариантов, он заключает договор на капитальный ремонт от своего имени. При этом расходы по ремонту должны быть собраны у него на отдельных субсчетах, открываемых к соответствующим счетам: 20, 26, 44 или 97.
Затем, после принятия решения о способе возмещения затраченных средств, расходы по ремонту списываются через счета по учету реализации как оказанная арендодателю услуга. На счетах бухгалтерского учета эти операции будут иметь вид:
- на сумму услуг, оказанных
ремонтно-строительными
- на сумму НДС, причитающегося к оплате подрядчикам - Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" К-т счетов 76 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
- на заработную плату ремонтных рабочих, стоимость материалов и прочие затраты по капитальному ремонту, осуществляемому своими силами - Д-т счетов 20, 26, 44, 31, субсчет "Затраты на капитальный ремонт арендованного помещения" К-т счетов 70, 10, 69 и др.
Затраты, собранные на этом субсчете, будут списаны на реализацию после подписания акта обеими сторонами о принятии указанных расходов в счет арендной платы.
Если указанные затраты арендатор засчитывает в счет арендной платы или в счет ее уменьшения, то он делает следующие записи:
- начислена задолженность арендодателя за ремонт - Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)";
- начислен НДС с выручки - Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом";
- списаны затраты по ремонту - Д-т сч. 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" К-т счетов 20, 26,44, 31.
Арендодатель отразит данную операцию у себя:
- затраты по ремонту - Д-т счетов 20, 26 К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
- на сумму НДС, подлежащего уплате за выполненный ремонт - Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Иногда в соответствии с условиями договора аренды стороны предусматривают вариант, когда капитальный ремонт делает арендодатель. Расходы по произведенному ремонту он обязан списать на свои расходы на основании документов, выставленных ремонтно-строительной организацией. Но расчеты со строительной организацией производит арендатор по письменному поручению арендодателя. Оплата производится им в счет взаиморасчетов по арендной плате.
У арендодателя будут сделаны проводки:
- на сумму услуг, оказанных
ремонтно-строительными
- на сумму НДС, причитающегося
к оплате подрядчикам за
- погашение задолженности
арендатора по арендной плате
за счет оплаты им
Арендатор отразит у себя в учете такую операцию следующим образом:
- начислена арендная плата
и НДС, подлежащие оплате
- оплата задолженности по арендной плате - Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" К-т сч. 51 "Расчетный счет".
При этом арендатор в платежном поручении должен указать, что перечисление производится в счет взаиморасчетов по арендной плате с выделением НДС, приходящегося на арендную плату. В зачет он возьмет НДС по факту перечисления арендной платы [6, c. 335].
Рассмотрим отражение расходов на ремонт арендованного автомобиля производится в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Таблица 3 – Отражение в учете расходов на ремонт арендованного автомобиля
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Бухгалтерские записи у организации, для которой предоставление имущества в аренду является одним из видов деятельности | ||||
Расходы на ремонт автомобиля отражены в составе расходов по обычным видам деятельности |
20 |
60 |
20 000 |
Акт о приеме- сдаче объектов основных средств |
Отражен НДС, предъявленный подрядчиком |
19 |
60 |
3 600 |
Счет-фактура |
Принят к вычету НДС, предъявленный подрядчиком |
68 |
19 |
3 600 |
Счет-фактура |
Произведены расчеты с подрядчиком |
60 |
51 |
23 600 |
Выписка банка по расчетному счету |
Списаны расходы текущего месяца по договору аренды |
90-2 |
20 |
20 000 |
Бухгалтерская справка |
Бухгалтерские записи у организации, для которой предоставление имущества в аренду не является видом деятельности | ||||
Расходы на ремонт автомобиля отражены в составе прочих расходов |
91-2 |
60 |
20 000 |
Акт о приеме- сдаче объектов основных средств |
Отражен НДС, предъявленный подрядчиком |
19 |
60 |
3 600 |
Счет-фактура |
Принят к вычету НДС, предъявленный подрядчиком |
68 |
19 |
3 600 |
Счет-фактура |
Произведены расчеты с подрядчиком |
60 |
51 |
23 600 |
Выписка банка по расчетному счету |
Иногда в соответствии с условиями договора аренды стороны предусматривают вариант, когда капитальный ремонт делает арендодатель. Расходы по произведенному ремонту он спишет у себя на расходы на основе документов, выставленных ремонтно-строительной организацией. Но расчеты со строительной организацией производит арендатор по письменному поручению арендодателя. Оплата производится им в счет взаиморасчетов по арендной плате. При этом арендатор в платежном поручении должен указать, что перечисление производится в счет взаиморасчетов по арендной плате с выделением НДС, приходящегося на арендную плату.
2.4 Учёт лизинговых операций
Лизинговые операции регламентируются Федеральным законом «о финансовой аренде (лизинге)» №164-ФЗ от 29 октября 1998г. Объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относимое по действующей классификации к основным средствам, подлежащим свободному обращению на рынке.
Учет лизинговых операций ведут на основании приказа Минфина РФ от 17.02.97 № 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" (ред. от 23.01.2001) [4]. Этим приказом предусмотрено два варианта отражения указанных операций в учете:
1) имущество учитывается на балансе лизингополучателя;
2) имущество учитывается
на балансе лизингодателя.
Д-т счетов 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств»; 19, субсчет "НДС при осуществлении капитальные вложений" К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При оплате счетов-фактур: Д-т сч. 60 " Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т счетов 51 "Расчетный счет" или 52 "Валютный счет". После оплаты поставщику НДС, уплаченный за поступившее имущество, можно отразить на счетах: Д-т сч. 68, субсчет "Расчеты по НДС" К-т сч. 19, субсчет "НДС при осуществлении капитальных вложении".
Имущество, предназначенное для сдачи в аренду по договор лизинга, в сумме всех затрат, связанных с его приобретением, оприходуется: Д-т сч. 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчет «Имущество для сдачи в аренду» К-т сч 08 «Капитальные вложения».
Бухгалтерия на основании акта (накладной) приема-передачи основных средств открывает инвентарную карточку по приобретенному объекту, а на основании договора лизинга проставляет в ней номер договора, дату и срок.
В одном случае имущество, переданное в лизинг, учитывается на балансе лизингополучателя. Лизингодатель будет учитывать это же имущество на забалансовом счете 021 «Основные средства, сданные в аренду» в разрезе лизингополучателей и видов имущества до полного погашения его стоимости и перехода права собственности на него к лизингополучателям.
При полном погашении задолженности составляется двухсторонний акт по факту выполненного договора и стоимость имущества списывается с забалансового счета. В случае возврата имущества лизингодателю он включает его стоимость в состав баланса.
Для учета операций лизингодатель к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открывает субсчет «Задолженность по лизинговым платежам», которому будет присвоен шифр 76-11, а также субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" (76-3).
Лизингополучатель откроет субсчета:
к счету 08 «Капитальные вложения»
- субсчет «Приобретение
к счету 76 - субсчет 76-21 "Арендные обязательства", где будет учитывать возникающую задолженность по полученному в лизинг имуществу, субсчет 76-22 "Задолженность по лизинговым платежам";
к счету 01 - субсчет "Арендованное имущество" (01-2);
к счету 02 - субсчет "Износ имущества, полученного в лизинг" (02-2).
При втором варианте расчетов лизинговое имущество находится на балансе лизингодателя. Для его учета лизингодатель открывает к счету 03 отдельный субсчет "Доходные вложения в материальные ценности" (шифр 03-2). Передача имущества в лизинг является основным видом деятельности лизинговой компании, поэтому суммы лизинговых платежей отражаются на счете 46, а затраты, связанные с оказанием подобных услуг собираются на счете 20 (44) и списываются на счет 46 по окончании каждого отчетного периода.
Лизингополучатель отражает полученное в лизинг имущество на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства", расчеты с лизингодателем он осуществляет через субсчет 76-22 "Задолженность по лизинговым платежам".
2.5 Сравнительный анализ учёта аренды основных средств и учёта лизинговых операций
Аренда предусматривает
сдачу внаем имущества, которым
ранее пользовался