Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:36, реферат
Денежные средства обслуживают практически все аспекты операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Непрерывный процесс движения денежных средств во времени представляет собой денежный поток, который образно сравнивают с системой «финансового кровообращения», обеспечивающей жизнеспособность организации. От полноты и своевременности обеспечения процесса снабжения, производства и сбыта продукции денежными ресурсами зависят результаты основной деятельности предприятия, степень его финансовой устойчивости и платежеспособности, конкурентные преимущества, необходимые для текущего и перспективного развития.
1.2 Регламентация аудиторской деятельности в РФ
Поскольку результаты
аудиторской проверки являются основой
множества экономических
Система нормативного
регулирования аудиторской
– основной документ первого уровня – Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
– второй уровень представлен национальными правилами;
– документы третьего уровня составляют сегодня основную часть применяемых в аудиторской практике в РФ нормативов. К ним относятся конкретные нормативные акты по отдельным областям аудита; общий аудит; банковский аудит, аудит страховых организаций; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
– четвертый уровень – внутрифирменные документы, необходимые для реализации положений законодательства и стандартов, раскрывающие технологию применения существующей нормативной базы. В эту же группу следует отнести разработку рекомендаций по организации и методике внутреннего аудита и внутреннего хозяйственного контроля. В настоящее время данный уровень практически не регулируется нормативными или методическими документами.
Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудите), Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Отношения, возникающие в ходе осуществления аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. Среди них можно назвать:
– постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. №409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;
– постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»;
– постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696, которым утверждены Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Особенности правового
положения аудиторских
Аудиторская деятельность
(аудиторские услуги) – деятельность
по проведению аудита и оказанию сопутствующих
аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими
организациями, индивидуальными аудиторами.
По своей сути аудит является независимой
проверкой бухгалтерской (финансовой)
отчетности, предусмотренной Федеральным
законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О
бухгалтерском учете», а также
аналогичной по составу отчетности,
предусмотренной иными
Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных п. 7 ст. 1 Закона об аудите. В состав таких услуг входят:
1) постановка, восстановление
и ведение бухгалтерского
2) налоговое консультирование,
постановка, восстановление и ведение
налогового учета, составление
налоговых расчетов и
3) анализ финансово-
4) управленческое
консультирование, в том числе
связанное с реорганизацией
5) юридическая помощь
в областях, связанных с аудиторской
деятельностью, включая
6) автоматизация
бухгалтерского учета,
7) оценочная деятельность;
8) разработка и
анализ инвестиционных
9) проведение научно-
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Субъектами аудиторской деятельности являются аудиторские организации и аудиторы. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внес значительные изменения и дополнения в ранее существовавший статус субъектов аудиторской деятельности, а также установил новый механизм саморегулирования данного вида предпринимательской деятельности.
Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в указанный реестр в течение трех месяцев с даты ее государственной регистрации, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».
Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. С 1 января 2011 года вводится новый порядок получения квалификационных аттестатов аудиторами. Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение:
1) сдало квалификационный экзамен;
2) имеет ко дню
объявления результатов
Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:
1) претендент не
соответствует требованиям,
2) после сдачи
квалификационного экзамена
Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Начиная с 1 января
2010 года каждый аудитор обязан в
течение каждого календарного года
начиная с года, следующего за годом
получения квалификационного
Закон об аудите устанавливает
основные права и обязанности
субъектов аудиторской
1) самостоятельно
определять формы и методы
проведения аудита на основе
федеральных стандартов
2) исследовать в
полном объеме документацию, связанную
с финансово-хозяйственной
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
4) отказаться от
проведения аудита или от
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
5) осуществлять
иные права, вытекающие из
При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:
1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
2) передавать в
срок, установленный договором
3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
4) исполнять иные
обязанности, вытекающие из
Подробная регламентация аудиторской деятельности осуществляется стандартами, которые подразделяются на:
– федеральные стандарты аудиторской деятельности;
– стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования
к порядку осуществления
2) разрабатываются
в соответствии с
3) являются обязательными
для аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов,
В настоящее время действуют Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные с учетом международных стандартов аудита, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696, в котором определены шесть федеральных правил (стандартов):
– правило (стандарт) №1 – «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
правило (стандарт) №2 – «Документирование аудита»;
– правило (стандарт) №3 – «Планирование аудита»;
– правило (стандарт) №4 – «Существенность в аудите»;
– правило (стандарт) №5 – «Аудиторские доказательства»;
– правило (стандарт) №6 – «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования
к аудиторским процедурам, дополнительные
к требованиям, установленным
федеральными стандартами
2) не могут противоречить
федеральным стандартам
3) не должны создавать
препятствия осуществлению
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Кроме указанных
стандартов, Закон об аудите предусматривает
нормативное регулирование
Кодекс профессиональной
этики аудиторов – свод правил
поведения, обязательных для соблюдения
аудиторскими организациями, аудиторами
при осуществлении ими