Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:51, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы учета.
2. Представить краткую экономическую характеристику организации.
3. Проанализировать и разработать мероприятия по совершенствованию учета материалов.
4. Рассмотрение методики аудита материально-производственных запасов.
5. Изучение плана и программы аудиторской проверки;
6. Проанализировать и разработать мероприятия по совершенствованию внутреннего аудита движение материалов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АУДИТА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………7
1.1. Экономическая сущность учета движения материалов в условиях рыночной экономики……………………………………………………………………………7
1.2. Методика аудита движение материалов……………………………………..19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ УЧЕТА ДВИЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ…………….33
2.1. Краткая экономическая характеристика МУП «Михайловская МСО»……33
2.2. Первичный учет движения материалов……………………………………....39
2.3. Аналитический и синтетический учет………………………………………..42
2.4. Совершенствование учета движения материалов…………………………...44
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АУДИТА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ……………………………………...49
3.1. Состояние внутреннего аудита движения материалов……………………...49
3.2.Мероприятия по совершенствованию внутреннего аудита движения материалов…………………………………………………………………………..53
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...60
Особое внимание при проведении инвентаризации следует обращать на номера, марки, наименования товарно-материальных ценностей. Иногда при сличении номеров и марок, указанных в паспортах и данных приходных документов, обнаруживается замена нового автомобильного мотора бывшим в употреблении или дорогостоящего дешевым.
При аудите запасов и незавершенного производства их неправильное отражение непосредственно сказывается на финансовых показателях.
При проверке отражения аудитор концентрирует внимание на данных счетов-фактур на товары, поступившие в самом конце отчетного периода, а также данных счетов-фактур на товары, поступившие в самом начале нового отчетного периода, их отражении на счетах бухгалтерского учета (по дебету счетов запасов: 10 «Материалы», 41 «Товары» и кредиту расчета счетов с кредиторами: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ).
Затем проводится оценка поступления товарно-материальных ценностей имевшихся в отчетном периоде, на которые счета-фактуры пока не поступили. Аудитор должен убедиться, что они правильно отражены на счетах по ценам последнего поступления от данного поставщика.
Очень важно, чтобы аудитор
в целях последующего контроля сразу
же по окончании инвентаризации снял
копию инвентаризационной ведомости,
поскольку на практике встречались
случаи, когда в инвентаризационные
ведомости вносились
В инвентаризационные ведомости
составляемые по результатам инвентаризации
включают данные о выявленных излишках
и недостачах. Аудитор проверяет
правильность данных, включенных в
инвентаризационную ведомость, то есть
проводит сверку фактического наличия
основываясь на своих записях
результатов инвентаризации и учетных
данных. При этом аудитор обращает
внимание на возможные признаки, свидетельствующие
о сокрытии недостач, а именно: неоговоренные
исправления цен, количества и сумм
отдельных товаров (материалов) в
ведомостях, подчистки записей; добавление
и дописки цен в
Если по результатам проведенной инвентаризации выявлены расхождения фактического и учетного количества, то необходимо выяснить:
а) насколько часто встречаются расхождения и какова их значимость;
б) влияние этих расхождений на план выборочной аудиторской проверки.
Если общая сумма превышает
допустимую ошибку, то аудитор должен
принять решение о том, как
следует оценить сальдо отчетов
товарно-материальных ценностей. Вероятнее
всего аудитор увеличит объем
выборки, однако, если очевидно что
уровень ошибок слишком высок, то
простейшим способом разрешения проблемы
будет требование аудитора к клиенту
сплошной инвентаризации запасов в
ближайшие сроки и о
Если по результатам проведенной
инвентаризации выявлены расхождения
фактического наличия и учетных
данных, должен быть выпущен приказ
руководителя предприятия и в
соответствии с его предписаниями
расхождение должно быть исправлено.
Учетные данные следует заменить
фактическими или же, если материально-ответственное
лицо не согласно в недостаче, его
доводы должны быть проанализированы
и проведена повторная
Практика показывает, что учет выявленных излишков и недостач ведет к отклонениям от предписанных норм бухгалтерского учета, например, часто недостачи засчитываются излишками в отношении разных товаров, излишки и недостача неверно отражаются на счетах бухгалтерского учета.
Излишки выявленные в ходе инвентаризации должны быть оприходованы по дебету счетов товарно-материальных ценностей и по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Выявленные недостачи должны быть отнесены на счет расчетов с виновными лицами (субсчет 73-3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»). Недостача товаров может быть отнесена на издержки, если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом.
При проверке полноты оприходования
и правильности списания товарно-материальных
ценностей аудитору следует знать,
что для контроля операций приобретения
материальных ценностей и расчетов
с поставщиками используется журнал-ордер
№ 6, а при использовании
дебет счета 10 «Материалы»;
кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
И показываются в журнале-ордере
№ 6 отдельными строками как неотфактурованные
поставки. При проверке полноты оприходования
товарно-материальных ценностей анализируются
расчетные документы, поступающие
от поставщиков: платежные требования,
счета-фактуры, товарно-транспортные накладные
с разного рода приложениями. Прибывшие
на предприятия товарно-
Товарно-материальные ценности
должны приходоваться в
Особенно тщательно аудитор должен анализировать документы на списание материалов в производство и их нормирование. Наибольшее распространение в качестве расходных документов получили лимитно-заборные (лимитные) карты.
Если потребность в материалах нерегулярна, то их отпускают по требованию. Материальные ценности приходуются и отпускаются по весу, объему, площади или счету, а иногда учитываются в двух единицах измерения. При этом фактическим расходом материалов считается их потребление в процессе производства. Отпуск же материалов в цеховые кладовые следует рассматривать как перемещение материальных ценностей. Поэтому аудитор должен отметить как недостаток практику приемки материалов и отпуска в производство без взвешивания, замера, пересчета или без технических испытаний их качества. Нередко это приводит к образованию скрытых от учета излишков материальных ценностей. Синтетический учет использования материалов осуществляется в журналах-ордерах № 10 и № 10/1 или в заменяющих их машинограммах. Записям в этих регистрах обычно предшествует группировка расходных документов по направлениям расходования материалов. Аудитору следует обращать внимание на постановку контроля за неотфактурованными поставками. Поступившие в отчетном месяце неотфактурованные материальные ценности, по которым поставщики не предъявили к оплате счетов-фактур, отражаются в журнале-ордере № 6 по условной оценке раздельно по каждой поставке, причем вместо номера счета ставится буква «Н». В следующем месяце по поступлении отчетов эти записи сторнируются с одновременным оприходованием материалов по фактической себестоимости на основании расчетных документов поставщиков.
При проверке организации
учета движения материальных ценностей
на складах прежде всего надо проконтролировать
организацию складского хозяйства
и контрольно-пропускной системы. Далее
проверяют, как организован складской
учет материалов и как ведется
контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия
могут применять
Если применяется сальдовый
метод, то аудитор проверяет ведомости
по приходу и расходу материалов,
сверяет итоговые данные этих ведомостей
с сальдовыми ведомостями. Второй метод
предусматривает составление в
бухгалтерии количественно-
Третий метод – наиболее
эффективный. Он применяется, как правило,
при использовании
Налог на добавленную стоимость
списывается в соответствии с
положением гл.21 НК РФ «Налог на добавленную
стоимость» и учитывается по дебету
счета 19, субсчет «НДС по приобретенным
материальным ресурсам» в корреспонденции
с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками
и подрядчиками», счета 79 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами»
и др. Аудитору необходимо проверить,
как было образовано сальдо по счету
19 и как производилось его
Особое внимание должно быть уделено проверке операций по отпуску материальных ценностей в производство. Для этой цели на предприятии можно применить один из следующих методов оценки:
– по себестоимости единицы запасов;
– по средней себестоимости;
– по себестоимости первых по времени приобретения закупок (метод ФИФО);
– по себестоимости последних по времени приобретения закупок (метод ЛИФО).
Первый метод предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости единицы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая.
Второй метод (оценка по средней себестоимости) является наиболее распространенным. При его применении важно правильно установить средние цены.
Метод ФИФО оценки запасов
основан на допущении, что материальные
ресурсы исполняются в течение
отчетного периода в
Четвертый метод – метод
ЛИФО – основан на противоположном
методу ФИФО ДОПУЩЕНИИ. При этом методе
ресурсы, которые поступают в
производство, оцениваются и списываются
по себестоимости последних в
последовательности по времени закупок.
Материальные ресурсы, остающиеся на складе
на конец отчетного периода, оцениваются
по фактической себестоимости
По каждому методу применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь безусловно, неоценимую помощь аудитору может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.
Проверка правильности отнесения
и списания материальных ценностей,
образованных в результате недостач
и хищений, проводится аудитором
в том случае, если такие данные
обнаружены. Они возможны в результате
форс-мажорных обстоятельств (землетрясение,
наводнение, пожар) или обнаруживаются
при проведении инвентаризации. Списание
сумм недостач, хищений и потерь
от порчи ценностей регулируется
законодательством и
В аудиторской проверке необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 10, 11, 14, 15, 16 и 19. Основное внимание при этом, безусловно, следует уделить счету 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей.
Для выполнения проверки комплекса задач по учету материальных ценностей применяют различные методы получения аудиторских доказательств.
Так, для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.
Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных.
Информация о работе Аудит движение материалов в МУП «Михайловская МСО» Рязанской области