Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить порядок проведения аудита основных средств, его документальное оформление, аудит движения и амортизации основных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств;
- определить основную цель аудиторской проверки, перечислить ее задачи и источники информации, на которых основывается аудитор в ходе проверки для получения аудиторских доказательств;
Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы аудита движения основных средств…………………6
1.1 Понятие основных средств, их оценка и классификация…………………..6
1.2 Цели и задачи аудиторской проверки движения основных средств……..14
1.3 Аудит наличия, сохранности и документального оформления основных средств……………………………………………………………………………21
2 Аудиторская проверка движения основных средств………………………..28
2.1 Предварительное планирование движения основных средств…………...28
2.2 Аудиторские доказательства и процедуры при проверке основных средств……………………………………………………………………………30
2.3 Этапы и последовательность проведения аудиторской проверки основных средств……………………………………………………………………………36
2.4 Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств и действия аудитора при окончании проверки……………………………………………..40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………...47
Приложение А – Приказ на материально-ответственное лицо
Принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета основных средств должна быть отражена в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Для целей бухгалтерского
учета при определении состава
и группировки объектов основных
средств следует
Согласно Инструкции по применению Плана счетов, на счете 01 «Основные средства» должны быть отражены все основные средства организации, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, безвозмездном пользовании - ссуде, в доверительном управлении. [07]
При оценке сохранности и проверке наличия основных средств аудитор контролирует следующие моменты:
- имеется ли приказ
о назначении материально
- заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
- организована ли материальная
ответственность в отношении
арендованных основных средств;
- установлены ли в помещениях пожарно-охранные сигнализации;
- имеется ли приказ
о назначении постоянно
- закреплен ли в учетной
политике план проведения
- проводятся ли инвентаризации
основных средств при смене
материально ответственного
В процессе работы аудитор должен сформировать мнение об организации сохранности основных средств. Основное внимание уделяется качеству проведения и оформлению результатов инвентаризаций, для чего проверяется соблюдение сроков подведения итогов, а также оценивается качество подготовки инвентаризационных описей. Аудитору необходимо изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить правильность их отражения в учете.
При этом проверяющему следует убедиться в соблюдении положений по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок и сроки проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда осуществить инвентаризацию обязательно. Оценивая достоверность данных о наличии основных средств на дату проверки, аудитор может использовать, например, сверку описей карточек инвентарного учета с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. В ходе проверки он может наблюдать за процессом проведения инвентаризации, принимать участие в контрольном осмотре основных средств, изучать, имеются ли в наличии объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также длительно не используемое имущество.
Проверка материалов инвентаризации
необходима аудитору для того, чтобы
убедиться, насколько можно доверять
результатам внутреннего
В процессе изучения учетных
данных аудитор устанавливает наличие
объектов основных средств по отдельным
классификационным группам (производственные,
непроизводственные, собственные и
арендуемые и т.д.) и местам размещения
(подразделениям и материально-ответственным
лицам). Выясняя правильность организации
аналитического учета основных средств,
следует обратить внимание на наличие
инвентарных номеров, технической
документации, на сроки поступления
и оприходования основных средств.
Эти данные сопоставляются с записями
по счету 01 «Основные средства» и
информацией инвентарных
Следующим направлением проверки со стороны аудитора являются инспектирование первичных документов по движению основных средств, которое включает проверку документов по форме и по существу отраженных операций. Аудитор должен установить наличие первичных документов по учету основных средств: актов о приемке-передаче основных средств, инвентарных карточек, накладных на внутреннее перемещение, актов о списании. [24]
Документальное подтверждение
хозяйственных операций по
Аудитору необходимо получить подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию. Для реализации данной процедуры аудитору необходимо:
- получить информацию
о приобретенных объектах
- провести выборочную
проверку наличия и
В соответствии с п.2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» к учету принимаются первичные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства (наличие обязательных реквизитов). В то же время требование документального оформления фактов хозяйственно-финансовой деятельности содержится в ст.252 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьей одним из критериев признания затрат является наличие документального оформления, а ввиду того что для многих предприятий регистры бухгалтерского учета являются одновременно регистрами налогового учета, несоблюдения норм законодательства может иметь весьма негативные последствия для предприятия. При этом не следует проверять весь объем первичной документации, целесообразно провести выборочную проверку первичных документов с учетом оценки системы внутреннего контроля и рассчитанного уровня существенности.
В качестве единицы бухгалтерского
учета основных средств должен быть
принят инвентарный объект, предназначенный
для выполнения определенных самостоятельных
функций. Инвентарным объектом может
быть как обособленный предмет, так
и обособленный комплекс конструктивно
сочлененных предметов, каждый из которых
может выполнять свои функции
только в составе комплекса. Если
же входящие в комплекс предметы (совокупности
предметов) имеют разные сроки полезного
использования, то каждый такой предмет
(совокупность предметов) должен учитываться
как отдельный инвентарный
Неправильное формирование инвентарных объектов может привести к необоснованному списанию основных средств, ошибочному исчислению амортизации, занижению налога на имущество и т. д. Правильность формирования инвентарных объектов может быть оценена аудитором путем проверки инвентарных карточек учета основных средств (форма ОС - 6) и актов приемки-передачи основных средств (форма ОС-1). [11]
2 Аудиторская
проверка движения основных
2.1 Предварительное
планирование движения
Наиболее простым и
эффективным способом получения
предварительной (необходимой) информации
о состоянии внутреннего
№ п\п |
Содержание вопроса |
Вариант ответа |
Примечание | ||
Да |
Нет |
Нет ответа | |||
1 |
Соответствует ли структура
бухгалтерии масштабам |
+ |
|||
2 |
Определены ли сроки проведения инвентаризации основных средств в приказе по учетной политике |
+ |
|||
3 |
Использует ли организация
унифицированные формы |
+ |
|||
4 |
Произведена ли классификация основных средств |
+ |
|||
5 |
Сверяются ли данные аналитического учета с регистрами синтетического учета |
+ |
Да. При составлении годового баланса | ||
6 |
Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены? |
+ |
В карточке основного средства
фиксируется материально | ||
7 |
Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств? |
+ |
Инвентаризационные описи | ||
8 |
Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий? |
+ |
|||
9 |
Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств? |
+ |
|||
10 |
Выбран ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике? |
+ |
Используется линейный способ | ||
11 |
Проверка наличия на объектах ОС металлического жетона, нанесения краской или иным способом номера. |
+ |
Осмотр объектов основных средств | ||
12 |
Назначаются ли материально-ответственные лица на должность приказом руководителя организации? |
+ |
Выборочный просмотр приказов. | ||
13 |
Заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности с материально-ответственными лицами |
+ |
Выборочный просмотр договоров о полной индивидуальной материальной ответственности. | ||
14 |
Вся ли информация об объекте основного средства есть в инвентарных карточках?: СПИ, способ начисления амортизации, освобождение от амортизации (если имеет место), индивидуальные особенности объекта. |
+ |
Выборочный просмотр инвентарных карточек ОС (форма ОС-6) | ||
15 |
Использует ли организация арендованные объекты основных средств |
+ |
Таблица № 2 «Тестирование состояния внутреннего контроля ГКУЗ ЯО «ОСДР №1»»
2.2 Аудиторские доказательства и процедуры при проверке основных средств
Для выражения своего мнения
о правильности ведения бухгалтерского
учета и достоверности
Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.
Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными. Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, являются обычно более достоверными, чем доказательства, предоставленные аудируемым лицом. [13]
При проверке учета основных
средств аудиторская фирма
1. Проверка арифметических
расчетов - используется для
2. Инспектирование и наблюдение
- необходимы для проверки
3. Проверка соблюдения
правил учета - применяется при
проверке учета основных
4. Подтверждение - применяется для установления фактической передачи и приема вкладов основных средств в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п.
5. Аналитические процедуры
- используются при
Цель использования
В процессе аудита основных
средств целесообразно
1) анализ динамики состава и структуры земельных угодий, находящихся в собственности экономического субъекта;
2) анализ показателей
имущественного положения,
3) оценка обеспеченности
организации производственными
ресурсами и эффективности
Успешное функционирование производственного процесса любой организации во многом определяется эффективностью использования всех факторов производства, и в первую очередь основных средств. [19]
При необходимости (резких и
значительных сдвигах, нехарактерных
тенденциях в динамике основных средств,
недостаточном раскрытии
В ходе инвентаризации аудитору
необходимо также оценить обеспеченность
организаций основными