Аудит финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Процесс формирования финансовых результатов является основным разделом деятельности любого предприятия. Именно в этом цикле определяются такие значимые показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток), который слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

Содержание работы

Введение 3
Теоретический раздел. Аудит финансовых результатов 4
Цели и задачи аудита финансовых результатов 4
Информационная база 5
Программа проверки 6
Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита финансовых результатов 12
Практический раздел 14
Общая информация об аудируемом лице 14
Титульный лист 15
Программа проверки 16
Контрольные процедуры 17
Аналитические процедуры 20
Детальные процедуры 23
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Приложения 28
Бухгалтерский баланс 28
Отчет о прибылях и убытках 30

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Audit_Shevlyagina.doc

— 5.01 Мб (Скачать файл)

 

Проверка правильности формирования финансового результата:

Финансовый результат от продажи  продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от продажи (без НДС и акцизов) и  фактической себестоимостью реализованной  продукции (работ, услуг).

Для того чтобы установить достоверность  прибыли (убытка) от продаж, проводится проверка правильности учета затрат на производство и исчисления себестоимости  продукции (работ, услуг), а также  правильности учета отгрузки и реализации продукции и расходов, связанных с реализацией продукции (коммерческих расходов).

Используя процедуру арифметических подсчетов, аудитор проверяет правильность определения следующих показателей: выручка-нетто от продаж, себестоимость  проданной продукции (работ, услуг), коммерческие расходы, управленческие расходы.

Порядок и техника аудиторской  проверки отгрузки и продажи включает следующие основные процедуры:

  • сопоставление договоров на поставку готовой продукции с расчетно-платежными и товарными документами для подтверждения полноты и реальности совершенных операций;
  • правильность формирования цен на отгруженную продукцию контролируется по утвержденным прайс-листам, внутренним распорядительным документам, счетам-фактурам, договорам;
  • для проверки своевременности учета отгруженной и оплаченной продукции сопоставляются даты товарно-транспортных накладных, счетов-фактур и даты отражения операций в учете;
  • для подтверждения величины выручки контролируется кредитовый оборот счета 90.1 "Выручка" с дебета счетов 50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

При проверке расходов, связанных  с продажей продукции (товаров, работ, услуг), контролируется их состав и  записи на счете 44 "Расходы на продажу". Проверяя состав расходов на продажу, аудитор должен помнить, что к ним можно отнести: расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции, расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства, комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям, расходы на рекламу, представительские расходы и другие аналогичные по назначению расходы.

К аудиторским процедурам проверки расходов на продажу относятся:

  • проверка документальной обоснованности расходов и их состава по оправдательным документам и данным аналитического учета по счету 44 "Расходы на продажу";
  • сверка данных синтетического и аналитического учета по счету 44 "Расходы на продажу";
  • правильность списания расходов на продажу на себестоимость продаж подтверждается путем сопоставления дебетового оборота счета 90.2 "Себестоимость продаж" с кредита счета 44 "Расходы на продажу".

Для подтверждения правильности формирования финансового результата от продажи  аудитор контролирует учетные записи по всем субсчетам к счету 90 "Продажи". Так, суммы начисленных акцизов и НДС контролируются по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", а себестоимость отгруженной продукции тестируется по кредиту счетов 45 "Товары отгруженные", 43 "Готовая продукция", 41 "Товары".

 

Целью проверки правильности отражения  результата от продажи и выбытия  основных средств и прочих активов  является проверка правильности не только арифметических подсчетов, но и классификации  доходов и расходов организации  по этим операциям в отчетности.

Для проведения проверки используются данные учетного регистра по счету 91 "Прочие доходы и расходы", в котором  отражаются и выявляются результаты от продажи и выбытия основных средств и прочих активов организации (нематериальных активов, материалов и др.). При этом финансовый результат в отчетности по этим операциям "обособленно" не показывается, а отражается в форме №2 "Отчет о прибылях и убытках" как:

- операционные доходы и расходы  при продаже активов;

- внереализационные доходы и  расходы при выбытии по причине невозможности использования ввиду непригодности, морального износа и прочего списания.

Финансовый результат от продажи  и иного выбытия основных средств  и прочего имущества может  показываться в отчетности, исходя их условий существенности, как в развернутом виде (расходы как дебетовые записи, а доходы как кредитовые записи по счету 91 "Прочие доходы и расходы"), так и в свернутом виде - как конечный результат этой операции.

 

При проверке соответствия показателей  отчетности данным синтетического и аналитического учета аудитор выполняет такие процедуры, как просмотр и сравнение документов. Например, аудитор сверяет данные строки "Прибыль (убыток) от продажи" формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" с записями по кредиту счета 99 "Прибыли и убытки" и дебету счета 90.9 "Прибыль (убыток) от продаж" и аналитическими данными по этим счетам.

В бухгалтерской отчетности доходы, составляющие не менее 5% от общей суммы  доходов, должны быть показаны по каждому  виду в отдельности. В этом случае должна быть показана соответствующая каждому виду доходов часть расходов.

 

Проверка правильности учета прочих доходов и расходов:

При проверке правильности учета операционных и внереализационных доходов, отражаемых непосредственно на счете 91 "Прочие доходы и расходы", устанавливается:

  • полнота их отражения в бухгалтерском учете и отчетности;
  • правильность расчета доходов и расходов для целей налогообложения.

В ходе аудиторской проверки должны быть получены подтверждения того, что:

  • все операционные и внереализационные расходы надлежащим образом санкционированы;
  • на счетах бухгалтерского учета отражены на соответствующих счетах все и только реально понесенные расходы;
  • доходы и расходы своевременно отражены на соответствующих счетах бухгалтерского учета;
  • суммы операционных и внереализационных доходов и расходов правильно оценены в стоимостном выражении;
  • суммы доходов и расходов правильно классифицированы.

В зависимости от материальной значимости тех или иных расходов, количества операций и уровня риска возможных  ошибок аудиторская проверка должна быть построена и проведена таким образом, чтобы получить достаточное и объективное подтверждение правильности классификации расходов, а для целей налогообложения - распределения их на расходы, включаемые в финансовые результаты и учитываемые при расчете налога на прибыль, и расходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы.

Детальная проверка операционных и  внереализационных расходов и доходов  требует использования процедур:

  • сверки с первичными документами (включая правильность расчета расходов, учитываемых при налогообложении);
  • проверки правильности отнесения расходов к тому или иному отчетному периоду;
  • анализа данных, аккумулированных на счетах учета доходов и расходов.

Проверку отражения операционных и внереализационных доходов и расходов проводят выборочным методом, исходя из состава этих показателей и существенности показателя в сумме бухгалтерской прибыли.

Проверка проводится на основании  заключенных договоров, первичных  документов, подтверждающих операции, и регистров синтетического и аналитического учета по счету 91 "Прочие доходы и расходы". При этом аудитор должен осуществить как формальную проверку первичных документов, так и их проверку по существу на законность и целесообразность хозяйственных операций, правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета.

Сверка с первичными документами  применяется для выявления ошибок, связанных с реальностью операций, правильностью их отражения и "полнотой" операций.

При проведении аудиторской проверки сверка с первичными документами необходима также для выявления расходов, по которым отсутствуют необходимые документы.

Особое внимание следует уделить  проверке обоснованности создания оценочных  резервов. За счет финансовых результатов  осуществляются отчисления в резервы:

  1. по сомнительным долгам;
  2. под обесценение финансовых вложений;
  3. под снижение стоимости материальных ценностей.

Сомнительным долгом признается дебиторская  задолженность организации, которая  не погашена в сроки, установленные  договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Для обоснования правомерности  образования резерва сомнительных долгов необходимо проверить наличие  документов:

  • договора на продажу, поставку продукции, товара, оказание услуги, выполнение работ;
  • акта приема-передачи, акта выполненных работ (и других документов, подтверждающих выполнение договора);
  • акта инвентаризации дебиторской задолженности;
  • акта сверки сумм дебиторской задолженности;
  • решения арбитражного суда о признании предприятия банкротом;
  • выписки из государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия-дебитора;
  • решения суда об отказе в иске к предприятию-дебитору о взыскании задолженности;
  • справка органов МВД о невозможности розыска предприятия-дебитора.

В случае формирования организацией резерва под обесценение финансовых вложений аудитору следует проверить полноту раскрытия информации о резерве в бухгалтерской отчетности. Суммы корректировок в сторону уменьшения резерва при выявлении повышения расчетной стоимости финансовых вложений должны отражаться в составе операционных доходов.

Если организация формирует  резерв под снижение стоимости материальных ценностей, аудитору необходимо проверить  наличие и правомерность документов, подтверждающих рыночные цены на материальные ценности, сопоставить стоимость фактических и рыночных цен с целью признания правомерности образования резерва, организацию аналитического учета по счету 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". Необходимо учесть, что созданный резерв для целей налогообложения прибыли не принимается.

В ходе аудита финансовых результатов  необходимо также провести проверку правильности отражения в бухгалтерском  учете прибылей и убытков прошлых  лет. К убыткам прошлых лет, выявленным в отчетном году, относятся дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах, возврат сумм по расчетам с покупателями за продукцию, оплаченную в прошлые годы, и другие подобные суммы. При этом принадлежность убытков к предшествующим годам должна быть подтверждена документально.

Указанные убытки включаются в состав внереализационных расходов.

Аудитору следует проверить:

  • получены ли эти убытки от производства и продажи продукции, работ, услуг и связаны ли убытки с этим производством;
  • являются ли эти убытки дополнительными начислениями налогов в бюджет, относимых в конечном итоге на уменьшение налогооблагаемой прибыли (земельного налога, налога на имущество и др.).

При проверке наиболее важным моментом является наличие документального  подтверждения принадлежности этих убытков к предшествующим годам. Такими документами могут быть договоры на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг, платежные документы, письма, акты, справки.

Необходимо учитывать, что в  целях налогообложения прибыли  убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном периоде, также относятся к внереализационным расходам (ст. 265 НК РФ).

В состав доходов, учитываемым на счете 91 "Прочие доходы и расходы" как  операционные доходы, включаются доходы, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (когда это не является предметом деятельности организации).

Осуществляя проверку этих операций, аудитору необходимо, в первую очередь, ознакомиться с содержанием договора аренды и провести юридическую экспертизу договора на соответствие его нормам Гражданского кодекса.

Проверяя полноту и своевременность  отражения доходов, аудитор руководствуется  тем, что в бухгалтерском учете  доходы отражаются исходя из допущения  временной определенности фактов хозяйственной жизни и условий соответствующего договора.

По имуществу, сданному в аренду, арендодатель несет расходы, которые  подлежат отражению в бухгалтерском  учете по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" как операционные расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование своих активов.

 

Для проверки правильности отражения  в бухгалтерском учете и отчетности начисленных налогов и финансовых санкций аудитор выполняет арифметические процедуры расчета суммы налогов  и финансовых санкций, контролирует соответствие уплачиваемых налогов нормам законодательства (правильность применения налоговых ставок, формирования налогооблагаемой базы, использования льгот). Налог на имущество включается в состав операционных расходов в сумме, начисленной организацией за отчетный период, и в этой же сумме он учитывается для целей налогообложения прибыли.

Информация о работе Аудит финансовых результатов