Аудит формирования финансовых результатов предприятия и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что современные рыночные отношения невозможно представить без участия в них высококвалифицированных аудиторских кадров, обладающих разносторонними теоретическими знаниями и практическим опытом, которые осуществляют объективную защиту различных пользователей бухгалтерской (финансовой) информации.
Основной целью данной курсовой работы является изучение теории и практики аудита формирования финансовых результатов предприятия и использования прибыли с учетом последних изменений в российском законодательстве.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты аудита 5
1.1 Понятие, цели и задачи аудита 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности 10
1.3 Выявление ошибки при проведении аудиторской проверки 18
Глава 2. Аудит финансовых результатов 23
2.1 Организация проведения аудита финансовых результатов 23
2.2 Методика аудита проведения операций по формированию прибыли 28
2.3 Аудит правильности проверки финансовых результатов 35
Глава 3. Ситуационные задачи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Аудит формирования финансовых результатов предприятия и использования прибыли.docx

— 111.76 Кб (Скачать файл)

- оценку инвестиционных  и иных экономических проектов;

- выявление и мобилизацию  имеющихся резервов ограниченных  ресурсов;

- научные разработки и  подготовку методических рекомендаций  и пособий по бухгалтерскому  учету;

- компьютеризацию бухгалтерского  учета, подготовки и формирования  бухгалтерской отчетности, расчетов  по налогообложению, финансовому  и экономическому анализу;

- контроль исполнения  решений по устранению выявленных  искажений и иных недостатков;

- оценку степени надежности  информации, предоставляемой системе  управления;

- выявление или предотвращение  и контроль за исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;

- организацию служебных  расследований по различным чрезвычайным  происшествиям и обстоятельствам;

- взаимодействие при необходимости  с внешними аудиторами, представителями  налоговых и иных контролирующих  органов;

- разработку и представление  предложений по устранению выявленных  недостатков и рекомендаций по  повышению эффективности управления.

 

1.2 Нормативно-правовое  регулирование аудиторской деятельности

 

Специальное законодательство об аудиторской деятельности принято  и действует в большинстве  стран с рыночной экономикой, причем в развитых экономических странах  законодательству об аудите уже более 100 лет.

Классификация нормативных  правовых актов, регулирующих аудиторскую  деятельность, может быть проведена  по различным основаниям. При этом за основу построения системы нормативного правового регулирования данной сферы общественных отношений взята классификация актов по юридической силе, что не исключает обращения к иным классификационным основаниям.

Система нормативного правового  регулирования аудиторской деятельности России в настоящее время состоит  из нормативных правовых актов нескольких уровней.

Первый уровень нормативного правового регулирования аудиторской  деятельности представлен законодательными актами.

Возглавляет законодательство в данной сфере общественных отношений  Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона об аудите 2008 года, данный акт определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Действует с изменениями от 1 июля, 13, 28 декабря 2010 года.

Согласно ст. 2 Закона об аудите 2008 года аудиторская деятельность осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о саморегулируемых организациях)

Основным направлением законотворчества в сфере аудита должно стать сохранение и поддержание центральной, основополагающей роли Закона об аудите 2008 года. Это делает целесообразным наличие в данном акте правила о том, что все нормы отдельных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудит, должны соответствовать положениям Закона об аудите 2008 года, которые в силу этого подлежат применению при наличии противоречия между отдельными законами и Законом об аудите 2008 года или между самими этими законами.

Первый, законодательный, уровень  нормативно-правового регулирования  аудиторской деятельности включает в себя акты двух видов:

- специального законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;

- общего законодательства  о предпринимательской деятельности, поскольку аудиторская деятельность  является одним из видов предпринимательской  деятельности, а индивидуальные  аудиторы и аудиторские организации  должны иметь статус соответственно  индивидуального предпринимателя  либо коммерческой организации.

Следовательно, законодательное  регулирование аудиторской деятельности можно рассматривать:

- в узком смысле, включая  сюда лишь акты об аудиторской  деятельности как деятельности  специально-профессиональной;

- в широком смысле, имея  в виду регулирование аудиторской  деятельности как предпринимательской.

Наряду с этим к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям как субъектам предпринимательской  деятельности могут применяться  и иные нормы указанных кодифицированных актов. Например, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации могут  быть привлечены к ответственности  по статье 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе», статье 14.11 «Незаконное получение кредита», статье 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство» и др.

Вместе с тем, как представляется, указанные и иные законодательные  акты не регулируют, по существу, аудиторскую  деятельность, а лишь устанавливают  требование проведения обязательной аудиторской  проверки. Сам порядок проведения проверки определяется Законом об аудите 2008 года.

Исследователи системы нормативно-правового  регулирования аудиторской деятельности, как правило, не относят к числу  источников Конституцию РФ. Такой подход представляется оправданным, если говорить лишь об узком, специальном регулировании аудита.

Однако при характеристике правового регулирования аудиторской  деятельности как предпринимательской Конституция РФ должна занять свое место во главе всей системы источников.

К документам второго уровня нормативно-правового регулирования  аудиторской деятельности относятся  подзаконные нормативные правовые акты. Их число в настоящее время  не столь значительно. Среди основных нормативных правовых актов рассматриваемого уровня можно выделить следующие:

- Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» , в соответствии с которым к подобным сведениям отнесена, в частности, информация, связанная с профессиональной деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Применительно к рассматриваемым общественным отношениям это аудиторская тайна. Вместе с тем и иные сведения, представленные в данном Перечне и возникающие в ходе деятельности индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций (например, персональные данные работников, коммерческая тайна и др.), квалифицируются в качестве конфиденциальных;

- Постановление Правительства  РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.

Являясь федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере аудиторской  деятельности, Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции  принимает нормативные правовые акты в сфере аудита. В качестве примера назовем:

- Приказ Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 161н «Об утверждении Порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора;

- Приказ Минфина России от 17 ноября 2010 г. N 153н «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора»;

- Приказ Минфина России от 27 мая 2010 г. N 51н «Об утверждении Порядка создания единой аттестационной комиссии»;

- Приказ Минфина России от 29 декабря 2009 г. N 146н.

Кроме того, Минфин России приступил  к работе по утверждению новых  федеральных стандартов аудиторской  деятельности, что предусмотрено ч. 2 ст. 15 Закона об аудите 2008 года.

Рассматривая источники  второго уровня нормативно-правового  регулирования аудиторской деятельности, также следует отметить, что помимо специальных актов регулирования  аудита на аудиторские организации  и индивидуальных аудиторов распространяются подзаконные нормативные правовые акты, создающие правовую основу деятельности данных субъектов предпринимательства. Развивая сделанный по результатам анализа законодательства об аудите вывод, применительно к источникам второго уровня мы также можем говорить о наличии подзаконных нормативных правовых актов специального и общего характера и, следовательно, о подзаконном нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в узком и широком смысле.

Третий, специальный уровень  регулирования аудита составляют Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Приступая к рассмотрению системы российских правил (стандартов) аудиторской деятельности, отметим, что каждая профессия имеет свои стандарты (инструкции, модели поведения, правила и т.п.), которые служат руководством для лиц данной профессии  при выполнении ими своих обязанностей. Слово «стандарт» переводится как «образец», т.е. набор общепринятых требований к работе. Профессиональные стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от профессионала (предпринимателя) клиенты.

В отличие от процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом  и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и  других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты формируют  единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки. Утверждая стандарты как обязательные правила осуществления деятельности, государство определяет тот минимальный необходимый норматив качества, который будет им в дальнейшем контролироваться и подтверждаться. В случае выявления отступления от заявленной в стандарте модели поведения, у контролирующих органов возникает право привлечения субъекта к ответственности.

Значение стандартов состоит  в том, что они:

- обеспечивают приемлемое  качество аудиторской проверки;

- способствуют внедрению  в аудиторскую практику новых  научных достижений;

- помогают пользователям  понять процесс проведения аудиторской  проверки;

- повышают престиж профессии;

- облегчают аудиторам  ведение переговоров с клиентами;

- обеспечивают взаимосвязь  отдельных элементов аудиторского  процесса.

Основное значение стандартов заключается в том, что если в  судебном разбирательстве будет  доказано последовательное использование  аудитором стандартов, то с аудитора может быть снята значительная часть ответственности.

Статья 7 Закона об аудите 2008 года выделяет:

- федеральные стандарты  аудиторской деятельности;

- стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

В силу ч. 1 ст. 7 Закона об аудите 2008 года федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования  к порядку осуществления аудиторской  деятельности, а также регулируют  иные вопросы, предусмотренные  законом;

2) разрабатываются в соответствии  с международными стандартами  аудита;

3) являются обязательными  для аудиторских организаций,  индивидуальных аудиторов, а также  саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Таким образом, федеральные  стандарты аудиторской деятельности являются нормативными правовыми актами императивного регулирования.

В настоящее время в  основном применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. Всего Правительством РФ было утверждено 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. В качестве примера приведем:

- Правило (стандарт) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- Правило (стандарт) N 2 «Документирование аудита»;

- Правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита»;

- Правило (стандарт) N 4 «Существенность в аудите»;

- Правило (стандарт) N 5 «Аудиторские доказательства» и др.

Статьей 15 Закона об аудите 2008 года функция утверждения федеральных стандартов аудиторской деятельности закреплена за уполномоченным федеральным органом, которым является Министерство финансов РФ.

Минфин России, приступив  к реализации законодательного полномочия, утвердил новые федеральные стандарты  аудиторской деятельности. Так, Приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н  утверждены:

 Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. N 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» // БНА. 2010. N 30.

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополнительная информация в аудиторском заключении».

Приказом Минфина России от 24 февраля 2010 г. N 16н утвержден Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010) «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля».

Приказом Минфина России от 17 августа 2010 г. N 90н утверждены:

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»;

- Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита».

Таким образом, в отношении  федеральных стандартов аудиторской  деятельности в настоящее время  сложилась переходная ситуация, когда:

- в основном действуют  федеральные правила (стандарты), утвержденные Правительством РФ;

- частично применяются  правила (стандарты), одобренные  Комиссией по аудиторской деятельности  при Президенте Российской Федерации;

Информация о работе Аудит формирования финансовых результатов предприятия и использования прибыли