Аудит формирования финансовых результатов предприятия и использования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что современные рыночные отношения невозможно представить без участия в них высококвалифицированных аудиторских кадров, обладающих разносторонними теоретическими знаниями и практическим опытом, которые осуществляют объективную защиту различных пользователей бухгалтерской (финансовой) информации.
Основной целью данной курсовой работы является изучение теории и практики аудита формирования финансовых результатов предприятия и использования прибыли с учетом последних изменений в российском законодательстве.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты аудита 5
1.1 Понятие, цели и задачи аудита 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности 10
1.3 Выявление ошибки при проведении аудиторской проверки 18
Глава 2. Аудит финансовых результатов 23
2.1 Организация проведения аудита финансовых результатов 23
2.2 Методика аудита проведения операций по формированию прибыли 28
2.3 Аудит правильности проверки финансовых результатов 35
Глава 3. Ситуационные задачи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Аудит формирования финансовых результатов предприятия и использования прибыли.docx

— 111.76 Кб (Скачать файл)

- появляются новые федеральные  стандарты, которые утверждаются  Министерством финансов РФ.

В целом, оценивая место федеральных  стандартов аудиторской деятельности в системе регулирования аудита, нужно отметить, что они являются подзаконными нормативными правовыми  актами, содержащими императивные нормы, обязательные для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. Совокупностью действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные отношения аудиторов, аудиторских организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

Следует отметить, что федеральные  правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются с учетом Международных  стандартов аудита - International Standards on Auditing (ISA).

 

1.3 Выявление ошибки  при проведении аудиторской проверки

 

Ошибки, которые чаще всего  выявляют аудиторы в ходе проверок:

1. Организация не проводит  инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности.

Данная ошибка является одной  из существенных и распространенных. Ведь основным условием, обеспечивающим достоверность данных отчетности, является проведение инвентаризации.

Часто организация не производит подписания актов сверок взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами перед  составлением годовой бухгалтерской  отчетности, объясняя это тем, что  контрагенты не отвечают на запросы.

В этом случае аудитор вправе провести дополнительные процедуры  доступными для него средствами, например проверить факты оплаты данной задолженности. При этом сверить расчеты организация должна не только с партнерами, но и с инспекцией и внебюджетными фондами. При наличии существенной суммы неподтвержденной задолженности аудитор вправе вынести мнение с оговоркой.

Кроме того, непроведение инвентаризации ведет к другой ошибке - несписанию задолженности с истекшим сроком исковой давности. Это нарушение, в свою очередь, завышает размер активов компании. Ведь организация с большей долей вероятности уже не получит оплату от данного контрагента. При списании данных долгов следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса при наличии соответствующего документального подтверждения.

2. Не списана задолженность  с истекшим сроком исковой давности.

Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухучета без пропусков и изъятий.

3. Неверно отражены на  счетах бухучета начисленные  проценты по займам и кредитам

Здесь компании допускают  ошибки двух типов: неверный период признания  процентов и неверный учет в составе  текущих затрат.

Проценты по полученным займам ошибочно отражаются на счетах бухучета только в момент перечисления их заимодавцу.

При заключении договора займа  стороны могут установить любое условие о сроке выплаты процентов. Однако это не влияет на порядок признания начисленных процентов в бухгалтерском учете. Ведь расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имеют место, независимо от их оплаты.

Если заем расходуется  частично на финансирование инвестиционного  актива, а частично на иные цели, проценты распределяются пропорционально сумме  заемных средств, потраченных на каждый актив (п. 14 ПБУ 15/2008).

Включение дополнительных расходов по займам и кредитам в первоначальную стоимость объектов основных средств в бухучете не предусмотрено. При этом проценты, начисленные по займу выданному на рефинансирование займа, полученного под приобретение инвестиционного актива, не учитываются в его первоначальной стоимости.

Даже если проценты будут  выплачиваться через год, признавать расходы по ним нужно равномерно в течение отчетного периода.

4.Транспортные расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов, учтены единовременно в составе расходов.

Данное нарушение характерно для крупных компаний. Оно может  быть связано с несогласованностью действий работников бухгалтерии, когда  один бухгалтер отражает учет движения материально-производственных запасов, а другой - транспортные расходы.

По нормам ПБУ 5/01 актив должен быть оприходован по стоимости, включающей в себя все затраты, связанные с его приобретением. Единовременное списание транспортных расходов приводит к занижению финансового результата и стоимости активов. Исключение составляют только торговые организации, которые вправе списывать затраты, производимые до момента передачи товара в продажу, сразу.

В общем случае транспортно-заготовительные  расходы по приобретенным материалам можно учитывать одним из трех способов:

- включать в фактическую  себестоимость материалов:

- отражать на отдельном  субсчете счета 10;

- учитывать на счете  15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Конкретный вариант учета  таких затрат организация устанавливает  самостоятельно в учетной политике.

5. Выданные беспроцентные  займы отражены на счете 58 как финансовые вложения

Данное нарушение приводит к завышению показателя по строке «Финансовые вложения» бухгалтерского баланса. Дело в том, что организация может признать выданный заем финансовым вложением, только если она планирует получить по нему доход, например, в виде процентов. В бухучете такие вложения отражаются на счете 58 субсчете «Предоставленные займы».

Беспроцентный заем нельзя классифицировать как финансовое вложение, поскольку его выдача не предполагает получения какой-либо экономической  выгоды. Суммы таких займов организация  может учитывать на отдельном  субсчете счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

6. Неверно отражены постоянные и временные разницы по ПБУ 18/02.

На практике нарушения  часто связаны с тем, что организация  не формирует отложенный налоговый  актив на сумму полученного убытка в налоговом учете. Это приводит к занижению активов компании, что, в свою очередь, не позволяет  пользователям отчетности оценить  наличие ресурсов, которые в следующих налоговых периодах уменьшат расходы компании по уплате налога на прибыль.

При проверке счетов 77 и 09 аудиторами зачастую выявляются суммы, активы или  обязательства, по которым они были начислены, уже выбыли. Согласно п. п. 17 и 18 ПБУ 18/02 такие суммы подлежат списанию с учета. Поэтому составляя бухгалтерскую отчетность, необходимо проводить инвентаризацию указанных счетов.

7. Несвоевременный учет  вклада в уставный капитал у учредителя

Данное нарушение возникает, когда компания, осуществляя вклад  в уставный капитал другой организации, признает его в качестве финансового  вложения на счетах бухучета на дату подписания акта приема-передачи имущества, а не на дату госрегистрации.

Однако условия для  принятия актива в качестве финансового  вложения к учету выполняются  только на момент регистрации юрлица. Лишь в этом случае учредитель располагает документами, удостоверяющими его права, несет риски, обусловленные этими правами, и может рассчитывать на получение прибыли или каких-то иных экономических выгод.

8. Законченные строительством  объекты недвижимости несвоевременно включены в состав основных средств.

Речь идет о ситуации, когда по окончании строительства  объекты недвижимости не вводятся в  эксплуатацию, а продолжают числиться  в составе капитальных вложений во внеоборотные активы на счете 08. Налоговые инспекторы усматривают в этой ситуации незаконное уклонение от уплаты налога на имущество.

До 1 января 2011 г. основанием для такой отсрочки была норма п. 52 Методических указаний по бухучету основных средств, позволяющая переводить объекты недвижимости в состав основных средств только после подачи документов на государственную регистрацию.

При этом Минфин России указывал, что если компания уклоняется от государственной  регистрации такого имущества, то объект обложения налогом возникает на основании документа, подтверждающего факт создания объекта капитального строительства.

9. Реализация отражена  без использования счета 45 «Товары отгруженные».

Нередко такую ошибку допускают  бухгалтеры организации-комитента, учитывающие  факт передачи товаров на реализацию комиссионеру, либо преждевременно списав их на субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» либо оставив числиться товары на счете 41.

10. Неверный расчет размера  суточных при командировках работников за рубеж

По данным опроса, на практике часто возникают ошибки при определении  размера суточных по загранкомандировкам. Некоторые организации за время  нахождения в командировке на территории России суточные выплачивают по нормам для иностранного государства и, наоборот, находящемуся за пределами  территории РФ сотруднику рассчитывают суточные исходя из норматива, используемого  на территории России. В одних случаях  такой расчет верен, в других - нет. Все зависит от дня пересечения  границы и от того, в какую страну летит командированный сотрудник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аудит  финансовых результатов

2.1 Организация  проведения аудита финансовых  результатов

 

Целью аудита финансовых результатов  и распределения прибыли является выражение мнения о достоверности  отражения в учете и отчетности прибылей и убытков организации, законности распределения и использования  прибыли, остающейся в ее распоряжении после налогообложения.

Задачами данного вида аудита являются:

-установление правильности определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;

-анализ правильности учета прочих доходов и расходов, правомерности и обоснованности распределения чистой прибыли.

Работы при проведении аудита финансовых результатов и распределения прибыли можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

В процессе аудиторской проверки операций, связанных с формированием  финансовых результатов и распределением прибыли, следует руководствоваться  следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (в ред. от 27.11.2006);

- Положение по бухгалтерскому  учету "Расходы организации"  ПБУ 10/99, утвержденное Приказом  Минфина России от 06.05.1999 N 33н (в  ред. от 27.11.2006);

- Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. от 18.09.2006);

- Приказ Минфина России от 18.09.2006 N 115н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

Анализируются учредительные  документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, накладные (акты выполненных работ), отчеты кассира  с приложенными первичными документами (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции  и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные  поручения, авизо и др.), учетные  регистры (журналы-ордера N N 11, 15, ведомости и машинограммы) по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих доходов», 99 «Прибыли и убытки» и др., главная книга, отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

Ознакомительный этап

На данном этапе аудита финансовых результатов и распределения  прибыли аудитору следует проверить  заключительные записи по итогам отчетного  года по счету 90 «Продажи», а также проверить, как закрывается финансовый результат от обычных видов деятельности, т.е. перенесено ли сальдо по счету 90 «Продажи» на счет 99 Прибыли и убытки».

Необходимо уделить внимание проверке реформации годового баланса. Для этих целей следует использовать счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». Поскольку реформация баланса заключается в закрытии счетов 90 «Продажи» и 91«Прочие доходы и расходы», следует проверить, произведены ли заключительные бухгалтерские записи по итогам года:

Дебет 91«Прочие доходы и расходы», субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», Кредит 99 «Прибыли и убытки»,

Дебет 99«Прибыли и убытки», Кредит 91«Прочие доходы и расходы», субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Затем проверяется закрытие счета 99 «Прибыли и убытки». Сальдо счета 99 «Прибыли и убытки», равное чистой прибыли (или убытку) текущего года, должно быть перенесено на счет 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Основной этап

На данном этапе аудитор  обобщает результаты процедур, выполненных  на ознакомительном этапе, и оценивает  влияние выявленных отклонений на следующие  показатели формы N 2:

- выручка;

- себестоимость;

- валовая прибыль;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

- прибыль (убыток) от продаж.

После этого следует приступить к изучению операций, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты влияния  отклонений по операциям, связанным  с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторам необходимо откорректировать соответствующие показатели.

Информация о работе Аудит формирования финансовых результатов предприятия и использования прибыли