Аудит импортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цель. Целью курсовой работы является разработка научно обоснованной концепции системы экономического контроля хозяйствующих субъектов, объединяющей внешний и внутренний контроль разных аспектов внешнеэкономической деятельности, обоснование направлений совершенствования методологии учета, анализа и контроля.
В соответствии с поставленной целью исследования были выделены следующие задачи, обеспечивающие раскрытие их содержания:

Содержание работы

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ АУДИТА ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 5
1.1. Организация импортных операций в Российской Федерации 5
1.2. Нормативное правовое регулирование аудита импортных операций 8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 14
2.1. Планирование аудита импортных операций 14
2.2. Порядок проведения аудита импортных операций 17
2.3.Обобщение результатов и подведение итогов аудита импортных операций 23
2.4 Методика проведения аудита импортных операций на примере ООО «Zet» 24
2.4.1. Характеристика объекта исследования 24
2.4.2. Обзор информационной базы по учету внешнеэкономической деятельности 27
2.4.3. Оценка аудиторского риска 28
2.4.4 Общий план и программа аудита 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Аудит импортных операций.docx

— 72.44 Кб (Скачать файл)

 

Первый (верхний) уровень  включает Закон об аудите (аудиторской  деятельности), который принят 30 декабря 2008 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот Закон определяет место аудита в финансово - хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для Российской Федерации это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в Российской Федерации состоялось.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся  федеральные правила (стандарты). Они  определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством Российской Федерации 11 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Кроме того, действуют российские правила (стандарты). Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской  деятельности, которые разрабатывают  аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу - хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ИМПОРТНЫХ  ОПЕРАЦИЙ

 

 

 

    • 2.1. Планирование аудита импортных операций

     

       Понимание деятельности аудируемого  лица и среды, в которой она  осуществляется, имеет большое значение  при проведении аудита.

       Аудитор использует профессиональное  суждение для определения требуемого  объема знаний о деятельности  аудируемого лица и его среде,  включая систему внутреннего  контроля. Первоочередной задачей  аудитора является выяснение  того, достаточно ли достигнутое  понимание деятельности для оценки  рисков существенного искажения  финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для планирования и  выполнения дальнейших аудиторских  процедур. Объем знаний деятельности аудируемого лица, необходимый аудитору, как правило, ниже объема знаний, которым обладает руководство аудируемого лица.

       Приобретение знаний о деятельности  аудируемого лица является непрерывным  динамичным процессом сбора, обновления  и анализа информации на всех  стадиях аудита.

       В случае если аудитор намеревается  использовать информацию о деятельности  аудируемого лица и его среде,  собранную в предыдущие периоды,  аудитор должен определить, не  произошли ли изменения, которые  могут оказать влияние на актуальность  такой информации для текущего  аудита. При повторяющихся аудитах  опыт, полученный в ходе предыдущего  аудита, способствует лучшему пониманию  деятельности аудируемого лица.  Однако такая информация может  стать неуместной для текущего  аудита вследствие изменений,  произошедших в деятельности  аудируемого лица и его среде. Поэтому аудитор должен направить соответствующие запросы и выполнить прочие уместные аудиторские процедуры, в том числе сквозные проверки, с целью выявления возможных изменений, способных оказать влияние на актуальность такой информации.[18]

      Аудитором принимается во внимание и прочая информация, если она уместна для текущего аудита, в частности та, которая была собрана при решении вопроса о заключении договора с аудируемым лицом или продолжении сотрудничества с ним, или информация, полученная из опыта оказания других аудиторских услуг для аудируемого лица, в частности работ по обзорной проверке промежуточной финансовой информации.

       Понимание аудитором деятельности  аудируемого лица и среды, в  которой она осуществляется, заключается  в понимании следующих проблем: 

    1. Отраслевые, правовые и другие внешние  факторы, влияющие на деятельность  аудируемого лица, включая применяемые  способы ведения бухгалтерского  учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого  лица

        Правовые факторы:

    -  общие  принципы бухгалтерского учета  и отраслевые особенности;

    -  нормативные  правовые акты, регулирующие деятельность  в отрасли; 

    - нормативные  правовые акты, которые существенным  образом влияют на деятельность  аудируемого лица; общие требования  нормативных правовых актов;

    - прямые  регулирующие нормы; 

    - налогообложение; 

    - государственная  политика, оказывающая влияние на  деятельность аудируемого лица;

      - налоговая  политика.

    Особенности составления финансовой (бухгалтерской) отчетности:

      - общие  правила бухгалтерского учета  и отраслевые особенности; 

      - практика  признания доходов; 

      - учет  необычных или сложных операций;

      -представление  и раскрытие информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности)

    2.  характер  деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение  учетной политики 

    3.  цели  и стратегические планы аудируемого  лица, связанные с ними риски  хозяйственной деятельности, указывающие  на возможное существенное искажение  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    4. основные  показатели деятельности аудируемого  лица и тенденции их изменения; 

    5. система  внутреннего контроля.

       Нормативными правовыми актами  устанавливаются применимые способы  ведения бухгалтерского учета  и подготовки финансовой (бухгалтерской)  отчетности, которые руководство  аудируемого лица должно использовать  при подготовке финансовой (бухгалтерской)  отчетности и которыми руководствуется  аудитор. При этом как аудитор,  так и аудируемое лицо должны понимать эти способы.

      Аудитор  должен ознакомиться с особенностями  деятельности аудируемого лица. Понимание особенностей деятельности  аудируемого лица позволяет аудитору  разобраться в группах однотипных  операций, остатках на счетах  бухгалтерского учета и раскрытии  информации в финансовой (бухгалтерской)  отчетности.[20]

       Финансовая (бухгалтерская) отчетность, составленная в соответствии  с применяемыми способами ведения  бухгалтерского учета и подготовки  финансовой (бухгалтерской) отчетности, должна включать надлежащее раскрытие  существенной информации. Эта информация  касается форм, структуры представления  и содержания финансовой (бухгалтерской)  отчетности, примечаний, включая используемую  терминологию, уровень детализации,  классификацию статей в отчетности  и основания для представленных числовых показателей. Аудитор обращает внимание на то, раскрыло ли аудируемое лицо надлежащим образом какую-либо проблему в свете обстоятельств и фактов, о которых аудитору стало известно к моменту проведения аудита.

    • 2.2. Порядок проведения аудита импортных операций

     

    Ввоз многих видов товаров на территорию РФ осуществляется на основании  лицензий, выдаваемых исходя из перечня  товаров, подлежащих лицензированию. Необходимо установить законность самого факта импорта конкретных видов ценностей.

    Особенности налогообложения импорта  работ и услуг связаны с  удержанием налогов с нерезидентов-экспортеров  у источника получения дохода и с исполнением российским импортером функции налогового агента. Исполнение этих функций также должно быть объектом аудита.

    Важным этапом аудита является оценка состояния системы внутреннего контроля осуществления операций импорта. При этом должны быть исследованы организация аналитического учета импортных товаров по всем этапам их движения и порядок их инвентаризаций, списания потерь и недостач, оприходования и последующей реализации. Особого внимания требуют вопросы организации и методики контроля приемки импортируемых товаров и осуществления расчетов с экспортерами.

    При проверке правильности формирования импортной стоимости товаров  необходимо анализировать следующие  документы: контракты с зарубежными  поставщиками с указанием вида и  количества поставляемых товаров, цены и условия сделки; способы расчетов, дополнительные условия; акцептованные  счета фирм-поставщиков с приложениями спецификаций, дубликатов или квитанций грузового или железнодорожного сообщения, коносаментов, грузовые таможенные декларации; платежные поручения на оплату импортных закупок; приемные акты, подтверждающие поступления товаров в порты или на склады, в том числе приемные акты иностранных экспедиторов, консигнаторов, подтверждающие движение товаров за границей, коммерческие акты, свидетельствующие о недостачах, излишках, порче товаров.

    Для определения импортной стоимости  товаров предприятия могут использовать субсчет «Формирование стоимости импортных материальных ценностей» на счетах учета товаров, материалов или оборудования или на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Аудитор проверяет правильность расчета и отражения по этим субсчетам сумм, уплаченных при ввозе таможенной пошлины, акцизов, НДС и таможенных сборов.

    Следующий этап аудита импортных  операций — изучение условий контрактов и сравнение их с паспортами сделок, выявление фактов оказания услуг по транспортировке и сопровождению импортных товаров. Если предприятие использует услуги сторонних организаций по транспортировке товаров, упаковке, хранению, то такие расходы могут включаться либо не включаться в контрактную стоимость продукции. Это зависит от порядка установленных в контракте расчетов и условий поставки.

    Важным моментом аудита импорта  товаров является проверка реальности кредиторской и дебиторской задолженности  по операциям, обусловленным импортом товаров (работ, услуг).

    Рассматривая возможность сбора  данных о реальности числящейся кредиторской задолженности иностранным поставщикам, аудиторы должны уделить внимание полноте  отражения в учете документов по оприходованию товаров, выполненным  услугам, работам. Это обусловлено тем, что обычно предприятия больше уделяют внимание учету доходов от реализации импортных товаров и меньше — учету обязательств. Следовательно, аудиторы должны стремиться выявить неучтенные счета поставщиков.

    Для выявления неучтенных обязательств аудиторы используют прием прослеживания, сущность которого заключается в том, что аудитор сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, контрактов, денежных оправдательных документов, свидетельствующих об оплате поставщикам за полученные товары, работы, услуги. Некоторые счета могут быть не отражены в регистрах бухгалтерского учета случайно, из-за ошибок во время учета.


    При проверке документов поставщика могут быть выявлены случаи, когда  товар отправлен и получен  проверяемым предприятием в одном отчетном периоде, а отражен в учете — в другом. На практике бывают случаи, что такие документы могут вообще не найти отражения в учете. Такая путаница может создаваться в тех случаях, когда товар получает одно предприятие, а оплату за него осуществляет другое. Выявить такие случаи возможно, сочетая приемы прослеживания и документального подтверждения учетных записей.

    Для оценки реальности учтенных остатков кредиторской задолженности используют прием документального подтверждения. При этом выбирается задолженность по конкретному поставщику и сверяется ее соответствие последним счетам-фактурам и документам, подтверждающим оплату.

    Полезно сопоставить кредиторскую задолженность на конец месяца с  суммами уплаты задолженности в  последующем месяце. Сопоставление  размера обязательств (задолженности) на конец года и последних счетов, а также оплат, сделанных в последующие периоды, позволяет собрать данные об остатках обязательств на конец года и выявить неучтенные обязательства.

    При выявлении существенных отклонений необходимо запросить подтверждение  у поставщиков, особенно при небольших  или нулевых остатках на счетах у тех поставщиков, которые постоянно осуществляют поставки товаров, выполняют работы, оказывают услуги проверяемому предприятию. Однако при этом аудитору следует изучить применяемые формы расчетов, которые предусмотрены контрактом на импортные поставки. [15]

    Как и при аудите экспорта, особое внимание следует уделить проверке правильности исчисления курсовых разниц. Курсовые разницы по расчетам с поставщиками пересчитываются на дату совершения операции и на дату составления отчетности за период. В соответствии с ПБУ 3/2006 датой совершения операций по импорту материально-производственных запасов считается дата перехода права собственности к импортеру на импортированные товары. Следовательно, аудитору необходимо внимательно изучить положения внешнеторгового контракта относительно момента перехода права собственности от поставщика к покупателю. Одновременно он выясняет, имеются ли факты переоценки стоимости оприходованных импортных товаров. В соответствии с п. 10 ПБУ3/2006 пересчет стоимости активов, полученных по импорту после принятия их к бухгалтерскому учету, в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю не производится.

    Информация о работе Аудит импортных операций