Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 04:46, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является: раскрытие таких понятий как бухгалтерский управленческий учет и аудит эффективности управленческого учета на предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) исследовать сущность бухгалтерского управленческого учета;
2) рассмотреть объекты, методы, принципы и модель бухгалтерского управленческого учета;
3) дать понятие аудиту эффективности;
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
1.1. СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
В отечественной бухгалтерской теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно, на Западе это понятие используется более полувека. В настоящее время учет на Западе традиционно подразделяется на две подсистемы - финансовый и управленческий учет. Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.
В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженности, о финансовых инвестициях, состоянии источников финансирования, взаимоотношениях с государством по уплате налогов. Потребителями информации финансового учета являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: налоговые органы, банки, биржи, другие финансовые институты, а также поставщики, покупатели, потенциальные и реальные инвесторы, служащие предприятия. Финансовая отчетность не является коммерческой тайной, открыта к публикации и в определенных случаях должна быть заверена независимым аудитором или аудиторской фирмой.1
В системе управленческого
учета формируется информация о
расходах, доходах и результатах
деятельности в необходимых для
целей управления аналитических
разрезах. При этом руководство предприятия
самостоятельно решает, в каких разрезах
классифицировать объекты управления
и как осуществлять их учет. Информация
управленческого учета
В настоящее время среди отечественных экономистов не существует единого мнения по вопросу определения управленческого учета.
Все мнения в обобщенном виде представляются следующим образом:
1) управленческий учет - подсистема
бухгалтерского учета,
2) управленческий учет
представляет собой
3) управленческий учет
представляет собой
Управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.
Предметом бухгалтерского управленческого
учета являются планирование, учет,
анализ, контроль и мотивация деятельности
сегментов бизнеса (центров ответственности),
направленные на соизмерение доходов
с расходами по отдельным сегментам
и оптимизацию этого
Цель управленческого учета - помочь управляющим в принятии эффективных управленческих решений - реализуется в его задачах, перечисленных ниже:
1) формирование достоверной
и полной информации о
2) планирование и контроль
экономической эффективности
3) исчисление фактической
себестоимости продукции (
4) анализ отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;
5) обеспечение контроля над наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;
6) формирование информационной базы для принятия решений;
7) выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
В управленческом учете под
центром ответственности
Сегменты бизнеса, деятельность которых является предметом бухгалтерского управленческого учета, могут обладать юридической самостоятельностью или входить в состав организации на правах структурных подразделений.
Кроме того, предметом управленческого
учета может стать деятельность
отдельных цехов завода, отделов
магазина, отделений больницы, т.е. совсем
мелких сегментов бизнеса. При этом
надо иметь в виду, что каждое
структурное подразделение
Независимо от размеров структурного подразделения в управленческом учете выделяют четыре типа центров ответственности:
- центры затрат;
- центры доходов;
- центры прибыли;
- центры инвестиций.
Определение центра ответственности как центра затрат не всегда означает, что его менеджер несет ответственность только за управление затратами. Например, начальник отдела снабжения также ответствен за оценку и выбор поставщиков, качество поставляемых материалов.3
Центры затрат могут работать
в двух направлениях. Согласно принципу
эффективности оптимальным
- получить максимальный результат при определенном заданном уровне вложений;
- довести до минимума вложения, необходимые для достижения заданного результата.
Деление организации на центры
ответственности и их ранжирование
называют организационной структурой
предприятия. От построения организационной
структуры зависит система
Следовательно, организационную
структуру предприятия можно
определить как разделение предприятия
на отдельные структурные
Организационная структура предприятия может быть охарактеризована как централизованная или децентрализованная - в зависимости от степени ответственности, возложенной на ее менеджеров.
Централизованные организации имеют иерархическую, пирамидальную структуру, построенную по функциональному принципу (администрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг). В основе системы управленческого учета таких предприятий лежат главным образом центры затрат. Такая система управления по своей сути является консервативной, предполагает максимум принуждения и не обеспечивает свободы действия сотрудникам предприятия. Централизованная система управления была свойственна практически всем предприятиям СССР.
Рыночные отношения требуют
новых подходов к организации
внутрифирменного управления. В условиях
быстро меняющейся рыночной среды существенно
возрастает поток информации, которую
необходимо обработать для принятия
единственно правильного
Децентрализованная структура
характеризуется наличием центров
прибыли и инвестиций. Как отмечалось,
их руководители имеют более широкий
круг прав и обязанностей, чем менеджеры
центров затрат. С одной стороны,
менеджеры в компаниях с такой
структурой несут большую ответственность,
обладают расширенными полномочиями и
могут принимать значительную часть
решений без предварительного согласования
с администрацией предприятия. С
другой стороны, при Децентрализованной
структуре между управляющими распределяется
ответственность в части
Таким образом, формирование децентрализованной структуры управления предприятием предполагает решение двух взаимосвязанных задач:
- распределение ответственности среди исполнителей;
- контроль над качеством их работы.
Существует и обратная зависимость: эти задачи не могут быть успешно решены в отсутствии поставленной системы управленческого учета.
Основным преимуществом
децентрализованной системы управления
является свобода руководителей
центров ответственности в
Однако успешное функционирование децентрализованной системы возможно при соблюдении, по крайней мере, двух условий:
- наличия высокопрофессионального управленческого персонала;
- согласованности целей и интересов организации в целом и ее отдельных структурных подразделений.5
Независимо от типа избранной организационной структуры - централизованной и децентрализованной - ответственность за финансирование компании в целом лежит обычно на высшем руководстве. Иначе говоря, финансовые функции будут централизованы в любом случае.
Существующую организационную
структуру предприятия следует
регулярно анализировать и
1.2 ОБЪЕКТЫ, МЕТОДЫ, ПРИНЦИПЫ
И МОДЕЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО
Объектами бухгалтерского управленческого учета являются доходы, расходы и результаты сегментов бизнеса (центров ответственности). При этом под сегментом бизнеса понимается какая-либо его часть, выделенная по соответствующим признакам.
Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер (операции с ценными бумагами, продажа или покупка имущества, арендные и лизинговые операции, инвестиции в дочерние и зависимые общества), выходят за рамки предмета управленческого учета.6
Как отмечалось, управленческий учет исследует деятельность центров ответственности (сегментов организации), поэтому иногда его называют учетом по центрам ответственности, или сегментарным учетом. Однако отождествлять эти понятия неправомерно, поскольку сегментарный учет является важнейшей составляющей управленческого учета.
Сегментарный учет можно
определить как систему сбора, отражения
и обобщения информации о деятельности
отдельных структурных
В рыночной экономике трудно переоценить значение учета по сегментам бизнеса. Управленческим учетом сегмент бизнеса воспринимается как микросистема, имеющая собственный "вход" и "выход".
Управленческий учет имеет целью зафиксировать стоимость ресурсов, потребленных данным сегментом на входе, и достигнутый результат на выходе. Таким образом, можно говорить о направленности управленческого учета на соизмерение затрат и выпуска в разрезе отдельных центров сегментов бизнеса, то есть об использовании в системе управленческого учета метода "затраты-выпуск". На базе информации сегментарного учета строится система управленческого контроля предприятия. Данные сегментарного учета удовлетворяют информационные потребности внутрифирменного управления, позволяют контролировать затраты и результаты на разных уровнях управления, составлять сегментарную отчетность. Анализируя последнюю, можно судить об эффективности функционирования того или иного структурного подразделения организации. Кроме того, основываясь на информации сегментарного учета и отчетности, администрация предприятия может принимать различные управленческие решения, например о целесообразности разукрупнения (децентрализации) бизнеса. Остановимся на этих вопросах подробнее.7
Информация о работе Аудит эффективности управленческого учета на предприятии