Аудит эффективности управленческого учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является: раскрытие таких понятий как бухгалтерский управленческий учет и аудит эффективности управленческого учета на предприятии.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1) исследовать сущность бухгалтерского управленческого учета;
2) рассмотреть объекты, методы, принципы и модель бухгалтерского управленческого учета;
3) дать понятие аудиту эффективности;

Файлы: 1 файл

glava_1_glava_2.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

Согласно стандартам аудита, принятым International Organization of Supreme Audit Institutions (INTOSAI), аудит эффективности включает в себя:

- аудит экономичности (англ. economy) административной деятельности по обеспечению программы в соответствии с правильными административными принципами и практиками;

-    аудит эффективности (англ. efficiency) использования человеческих, финансовых и иных ресурсов, включая проверку информационных систем, систем показателей измерения деятельности и мониторинга, а также процедур для устранения обнаруженных несоответствий и недостатков;

-   аудит результативности (англ. effectiveness) деятельности в части достижения проверяемой программой заданных целей, а также аудит влияния, то есть сравнение фактического влияния той или иной программы или политики с запланированным.

Стандарты Лимской декларации руководящих принципов контроля INTOSAI рекомендуют аудит эффективности  использовать параллельно с традиционным контролем целевого использования  государственных средств, оценивая конечные результаты осуществляемых государством расходов. Аудит эффективности призван  улучшить качественные характеристики процесса функционирования государственного и муниципального секторов экономики  и, как форма финансового контроля, направлен на создание механизмов оценки результативности управления финансовыми  потоками в экономике общественного  сектора. Таким образом, основными  функциями аудита эффективности  являются:

- контрольная (проверка деятельности контролируемых объектов),

- аналитическая (поиск и определение причинно-следственных связей работы органов исполнительной власти и ее результатов),

- синтетическая (формирование, определение рекомендаций для улучшения эффективности деятельности объекта контроля).17

Основной целью аудита эффективности можно считать  качественное улучшение самого процесса управления государственными ресурсами  за счет предоставления полной, достоверной  и объективной информации об эффективности  функционирования организаций, вовлеченных  в бюджетный процесс. К достоинствам аудита эффективности относят:

- расширение границ финансового контроля за пределы формальных оценок распределения ресурсов до улучшения экономических объектов их осваивающих;

- комплексный анализ причин неэффективного использования бюджетных средств в разрезе их получателей;

- создание условий для борьбы с коррупцией в органах власти путем предоставления информации об использовании бюджетных средств;

- предоставление законодательным органам власти возможности оценить результативность принятия решений по регулированию бюджетного процесса;

- обеспечение органов исполнительной власти информацией и рекомендациями по повышению эффективности использования ресурсов;

- воздействие на разработку стратегических решений в области финансовой политики.

Важно не только формулировать  ожидаемые результаты и разрабатывать  программы, направленные на их достижение, но и регулярно отслеживать, в какой степени они фактически достигаются. Помимо оценки целей проводимой политики и ее практических результатов, аудит эффективности также должен включать и анализ информации, лежащей в основе принятия тех или иных решений. Таким образом, цель аудита эффективности состоит не в обосновании правильности расходования бюджетных средств, а в оценке результативности произведенных расходов на основе отчетных данных после осуществления финансирования программы. Аудит эффективности позволяет:

- выявить и устранить недостатки программы (если руководители программы своевременно заметят низкий уровень использования программных ресурсов, это позволит распределить финансовые ресурсы, выделенные для реализации программы, наиболее продуктивно: пересмотреть завышенные требования к участию в программе, убедиться в том, что потенциальные получатели знают о возможности получения услуг ).

- мотивировать персонал (данные о работе и потребностях персонала, которые дает аудит эффективности, позволяют поставить перед персоналом реалистичные цели и распределить ответственность за полученные результаты).

- определить наиболее эффективные варианты использования ресурсов. Простейшие показатели эффективности (KPI) можно получить, сопоставив затраченные ресурсы (денежные средства, кадры, оборудование и т.д.) с полученными продуктами или результатами (число обслуженных клиентов, длина отремонтированных дорог). При этом можно обнаружить, что какие-то направления работы стоят очень дорого, но дают мало позитивных результатов, в то время как по другому направлению тратится гораздо меньше средств, но оно пользуется большим спросом у адресатов программ.

- укрепить доверие к  программе. По результатам аудита эффективности заинтересованные лица могут судить о том, насколько успешно программа достигает заявленных целей и как расходуются выделенные ресурсы. Успехи в достижении поставленных целей позволяют заручиться поддержкой при реализации планов на будущее.

 

2.2 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Проведение внутреннего  аудита системы управленческого  учета имеет для руководства  и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать  оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и  подтверждает достоверность отчетов  менеджеров. Внутренний аудит системы  управленческого учета необходим  главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления  необходимых изменений внутри предприятия. В свете вышесказанного следует  отметить, что внутренний аудит системы  управленческого учета и, в частности, оценка эффективности системы управленческого  учета, является важным инструментом внутреннего  аудита.18

Основными объектами внутреннего  аудита системы управленческого  учета являются решение отдельных  функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут  быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства  и (или) собственников. Внутренний аудит — неотъемлемая часть внутреннего контроля предприятия.

При проведении внутреннего  аудита системы управленческого  учета в зависимости от стадии управления, подлежащей контролю, меняется его содержание. Так, на стадии планирования оценивается объем имеющихся  ресурсов, степень его соответствия объему поставленных целей и решаемых задач, определяется, насколько поставленные цели и задачи соответствуют общей  стратегии, установленной в каждой конкретной сфере управления предприятием. 19

 В процессе исполнения  бюджетов осуществляется текущий  мониторинг на всех участках  функционирования системы управления, определяется надежность и объективность  данных, оцениваются промежуточные  результаты. Основная задача на  данном этапе — обеспечить  необходимую и своевременную  корректировку процесса управления, одновременно обеспечив контроль над ходом указанных действий. 20

Кроме того, контролю подлежат вопросы, касающиеся организации системы  учета и внутреннего контроля, создания необходимых организационных  структур и разработка соответствующих  процедур. И, наконец, последующий внутренний аудит системы управленческого  учета оценивает степень реализации поставленных целей и возможности  более эффективного их достижения в дальнейшем.

Как правило, к функциям внутреннего  аудита относятся:

– проверка деятельности различных звеньев управления;

– оценка эффективности механизма внутреннего контроля;

– разработка и предоставление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит системы  управленческого учета может  считаться эффективным, если, во-первых, она эффективно предупреждает о  возникновении недостоверной информации управленческого учета, а во-вторых, эффективно выявляет недостоверность  в пределах ограниченного времени, после того как недостоверная  информация возникла.

Отчет, получаемый в итоге  аудиторской проверки, представляет собой итоговый документ, который  должен содержать не только выявленные недостатки и нарушения, но и позитивные результаты деятельности объекта контроля, которые в дальнейшем могут стать  основанием для формирования общих  рекомендаций в сфере управленческого  учета. Это вызвано тем, что именно отчеты по контрольным мероприятиям подвергаются наиболее тщательному  изучению со стороны руководства  и менеджмента различных уровней.

После утверждения отчета и соответственно всех содержащихся в нем рекомендаций, служба внутреннего  аудита должна обеспечить проведение проверок по их исполнению и на основе всей проделанной за определенный период работы оценить объем выполненных работ и их эффективность.

Предметом внутреннего аудита системы управленческого учета  являются вопросы оценки эффективности  системы управленческого учета  на предприятии; отдельные вопросы  принятия управленческих решений и  управления средствами, а именно:

–    направления деятельности и функции «центров ответственности»;

– средства бюджетов, выделяемые на решение поставленных задач руководством предприятия;

– отдельные важнейшие вопросы управления финансовыми ресурсами;

– организация исполнения бюджетов. 21

Использование результатов  внутреннего аудита системы управленческого  учета для выработки управленческих решений в масштабах всего  предприятия результативно только при условии, что контрольные  мероприятия будут охватывать все  вышеперечисленные вопросы управления. Однако степень их охвата должна определяться конкретными задачами, поставленными  руководством. Говоря о методике аудита внутреннего аудита системы управленческого  учета, важно четко определиться, что в данном случае выступает  в роли объектов аудита.

Объектами аудита эффективности  системы управленческого учета  являются:

– система управленческого учета на предприятии;

– система управления и организационная структура;

– схема документооборота;

– порядок и принципы формирования управленческой отчетности;

– деятельность менеджмента;

–отделы предприятия, являющиеся главными распорядителями бюджетов;

–отделы предприятия, использующие заемные средства или распоряжающиеся собственностью предприятия.

При этом под предметом  проверки понимается деятельность указанных  экономических субъектов, которая  подразделяется на функциональную (функции  и задачи) и производственную деятельность, соответственно в первом случае предполагается достижение определенного результата, а втором — экономического результата, выражающегося в производстве конкретных товаров, услуг и т.п. Оценка указанных результатов предполагает их сравнение с установленными критериями оценки эффективности, которые определены с учетом целей контрольного мероприятия. Это, в конечном счете, позволяет определить эффективность принятия управленческих решений и управления средствами.

 Внутренний аудит системы  управленческого учета предполагает  проведение различных видов проверок, которые отличаются в зависимости  от предмета и объектов проверки, поставленных целей и задач.  Весь спектр проверок в рамках  внутреннего аудита системы управленческого  учета можно подразделить на  два основных блока: 

 — первый блок включает в себя контрольные мероприятия по оценке эффективности системы управленческого учета, связанные с исполнением функций.

 — второй блок — это контроль эффективности управления предприятием. 22

Внутренний аудитор занимается осуществлением процедур по оценке и заполнению документов аудиторской проверки.

Оценку могут в некоторых  случаях осуществлять непосредственные пользователи информацией управленческого учета. Если пользователей несколько, то имеет смысл прибегнуть к измерению индекса удовлетворенности пользователей информацией.

 

 

 

 

2.3 МЕТОДЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

На практике проведение внутреннего  аудита эффективности СУУП предполагает использование определенных методов, которые в силу аналитического аудита эффективности серьезным образом  отличаются от методов применяемых в финансовом аудите и значительно пересекаются с методами, используемыми при проведении комплексного экономического анализа.

Информация о работе Аудит эффективности управленческого учета на предприятии