Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить пути совершенствования аудита эффективности бюджетных расходов в системе государственного финансового контроля.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты аудита эффективности государственных расходов;
провести анализ аудита эффективности расходования бюджетных средств на современном этапе;
проанализировать направления совершенствования аудита эффективности расходов бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………3
Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля……………………………………………………………...……….5
Аудит эффективности расходов бюджета в современных условиях……………………………………………………………….…….16
Основные направления и пути совершенствования государственного финансового контроля в области бюджетных расходов………………....25
Список используемой литературы………………………………………...…..36
Заключение…………………………………………………………………..….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 463.95 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………...………3

  1. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля……………………………………………………………...……….5
  2. Аудит эффективности расходов бюджета в современных условиях……………………………………………………………….…….16
  3. Основные направления и пути совершенствования государственного финансового контроля в области бюджетных расходов………………....25

Список используемой литературы………………………………………...…..36

Заключение…………………………………………………………………..….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Внедрение аудита эффективности  в систему государственного контроля обусловлено необходимостью контролировать не только целевой характер государственных  расходов, но и оценивать их результативность.  
         Современный этап развития экономики и социальной сферы России характеризуется переходом к реформированию бюджетного процесса на принципах эффективности и результативности бюджетных расходов, что требует создания адекватных механизмов государственного финансового контроля, приспособленных к задачам определения степени достижения целевых установок и социально-экономических результатов.  
          Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля в ряде зарубежных стран является результатом закономерного развития их финансовых систем. Он стал действенным фактором достижения поставленных социально-экономических целей и задач. 
          В российской практике аудит эффективности в рамках государственного финансового контроля до 2005 года не применялся. Однако актуальность определения эффективности формирования доходов и расходования государственных средств возрастает по мере перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. В то же время эта задача в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Счетной палаты Российской Федерации и большинства контрольно-счетных органов субъектов Федерации, до сих пор не отражена.          Существует объективная необходимость последовательного внедрения в систему государственного финансового контроля России аудита эффективности формирования потоков бюджетных ресурсов и их использования.  
          Существенный вклад в изучение этой проблемы внесли такие российские ученые как: Агапцов С.А., Воронин Ю.М., Жуков В.А., Кузьминов Я.И., Кулекеев Ж.А., Мамишев А.В., Мешалкина Р.Е., Рябухин С.Н., Саунин А.Н., Синева Е.Н., Соковикова Н.Ф., Хорин А.Н., Шеремет А.Д., в их работах содержатся положения по обоснованию проведения аудита эффективности использования государственных средств. Наиболее значимые вопросы методологии аудита эффективности, разработанные на основе обобщения опыта его проведения, отражены в инструктивных материалах, подготовленных в рамках международных организаций ИНТОСАИ и АЗОСАИ.  
          Вместе с тем в теоретических и методических положениях по организации аудиторской деятельности в Российской Федерации вопросы организации и обоснования методики аудита эффективности использования государственных ресурсов в системе внешнего контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ, пока не исследованы и не разработаны в должной мере. Не определено его место в системе функций высшего органа государственного финансового контроля, каким является Счетная палата Российской Федерации.  
          Цель курсовой работы – определить пути совершенствования аудита эффективности бюджетных расходов в системе государственного финансового контроля.   
Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть теоретические аспекты аудита эффективности государственных расходов;
  • провести анализ аудита эффективности расходования бюджетных средств на современном этапе;
  • проанализировать направления совершенствования аудита эффективности расходов бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля

 

Среди учёных нет единства в трактовках понятия "государственный  финансовый контроль". На этот счёт самые разные точки зрения.

Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в Российской Федерации»  установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.1

Согласно Ковалевой А.М., «государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.»2

Овсянников Л.Н. считает, что "государственный финансовый контроль – это реализация права  государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через  систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер"3. Данное определение несёт в себе излишнюю обобщённость, имеет отвлечённый характер и не раскрывает деталей предмета исследования. Также это определение позволяет взглянуть на государственный финансовый контроль лишь с точки зрения права.

Финансовый контроль –  это совокупность мероприятий проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных сними операций и  действий государственных органов  власти, муниципальных образований, предприятий учреждений, организаций, а так же населения с применением специфических форм и методов их проведения4.

Финансовый контроль призван  обеспечивать интересы и права не только органов власти различных  уровней, но и хозяйствующих субъектов, населения. Его цели - содействие успешной реализации финансовой политики государства  и хозяйствующих субъектов, обеспечение  эффективности процесса формирования, распределения и использования, финансовых ресурсах во всех сферах и  звеньях экономики страны.

Перед финансовым контролем  стоят следующие задачи:

  • Содействовать сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики;
  • Обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств;
  • Способствовать результативному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а так же рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях в учреждениях организациях;
  • Выявлять размеры роста доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий;
  • Обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Для осуществления финансового  контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности.

Финансовый контроль можно  условно классифицировать по различным  критериям.

  1. В зависимости от субъекта осуществляющего контроль различают:
  • Государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом РФ, Правительством РФ, Минфином России, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством, Счетной палатой РФ, Федеральной таможенной службой РФ, Банкам России и др.)

Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен  на все объекты контроля независимо от ведомственной принадлежности и  формы собственности;

  • Ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств. Преимущество данного вида контроля заключается в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, специализации контроля в соответствии с отраслевыми (ведомственными) особенностями финансово-хозяйственной деятельности. Ведомственный контроль проводится главным распорядителями бюджетных средств.
  • Внутрихозяйственный контроль проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдения за эффективностью их финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностью, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и бесхозяйственность.
  • Независимый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и аудиторами в целях подтверждения законности хозяйственных операций и достоверности финансовой отчетности;
  1. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
  • Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, смет расходов и возможных доходов бюджетных учреждений, финансовых планов, бюджетных целевых программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению роста доходов и прибыли.
  • Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе производственной, хозяйственной и финансовой деятельности, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушения финансовой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности.
  • Последующий контроль проводится по окончании финансового или отчетного периода. В ходе его проверяются количественное выполнение намеченных показателей по каждому виду расходов и доходов, налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты различных уровней и расходованию бюджетных средств; исполнение расходов внебюджетных фондов и финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений5.

Аудит эффективности представляет собой  проверки деятельности органов государственной  власти и получателей государственных  средств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

       Аудит эффективности  использования государственных  средств включает в себя следующие элементы:

       а) проверку экономности использования  проверяемой организацией государственных  средств, затраченных на достижение  конкретных результатов ее деятельности;

       б) проверку продуктивности использования  проверяемой организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов  в процессе производственной  и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

       в) проверку  результативности деятельности  проверяемой организации по выполнению  поставленных перед ней задач,  достижению фактических результатов  по сравнению с плановыми показателями  с учетом объема выделенных  для этого ресурсов.        При этом, в зависимости от  поставленных целей, аудит эффективности  может включать один или несколько  взаимосвязанных элементов, либо  иметь более специализированную  направленность в рамках одного  элемента, например, проверку продуктивности  использования проверяемой организацией  только трудовых ресурсов.

В мировой практике существует несколько видов аудита (разница между ними приведена в таблице 1):

  • Аудит эффективности;
  • Финансовый аудит.

При проведении аудита эффективности следует руководствоваться тем, что в процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности  работы проверяемого органа государственной власти или получателя государственных средств.

Во-первых, практически невозможно найти приемлемый способ такой оценки из-за сложности и разнообразия сфер их деятельности.

 

 

 Таблица 1

Различия между финансовым аудитом и аудитом эффективности6

 

Область сравнения

 

Финансовый аудит

 

Аудит эффективности

Цели

Определение правильности ведения, полноты учета  и отчетности, законности и целевого использования государственных  средств.

Определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных ресурсов.

Материалы, подлежащие аудированию

Финансовые  документы и отчетность, отражающие правомерность использования государственных  средств.

Документы, отражающие результаты деятельности по формированию и использованию государственных  средств на достижение целей, задач, функций и программ.

Содержание  работы

Документальная  и фактическая проверка операций с государственными средствами, а  также их отражения в бухучете и финансовой отчетности.

Анализ  организации работы, ситуаций; сравнительный  анализ, синтез; разработка соответствующих  критериев оценки эффективности; опросы, интервью, собеседования, анкетирование.

Формы представления результатов аудита

в виде:

  • отчетов стандартизированной формы;
  • выводов на основе финансовых документов;
  • описания выявленных нарушений.

в виде:

  • отчета о результатах, который может содержать дискуссионный материал;
  • выводов, сформулированных на основе совокупности аргументов.

Информация о работе Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля