Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить пути совершенствования аудита эффективности бюджетных расходов в системе государственного финансового контроля.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты аудита эффективности государственных расходов;
провести анализ аудита эффективности расходования бюджетных средств на современном этапе;
проанализировать направления совершенствования аудита эффективности расходов бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………3
Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля……………………………………………………………...……….5
Аудит эффективности расходов бюджета в современных условиях……………………………………………………………….…….16
Основные направления и пути совершенствования государственного финансового контроля в области бюджетных расходов………………....25
Список используемой литературы………………………………………...…..36
Заключение…………………………………………………………………..….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 463.95 Кб (Скачать файл)

В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось  на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы13.

Как следствие, в сфере  управления общественными финансами  сохраняется ряд следующих системных  недостатков и нерешенных проблем:

  • Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
  • Сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
  • Структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики;
  • Отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
  • Планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов (за исключением федеральных целевых программ) методологически не взаимоувязано;
  • Не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля;
  • Остаются непрозрачными сферы деятельности участников сектора государственного управления за счет постоянно продлевающихся переходных норм;
  • Не осуществлен переход на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов;
  • Сохраняются отдельные «необеспеченные федеральные мандаты» и неформализованные (а значит непрозрачные) каналы предоставления межбюджетных трансфертов;
  • Доходная база региональных и местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности регионов и муниципалитетов в ее наращивании;
  • Формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
  • Продолжает расти бюджетная сеть (перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел только в нескольких субъектах Российской Федерации и практически не состоялся на федеральном уровне);
  • Остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Российской Федерации в условиях адаптации бюджетной системы  Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов  увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению  эффективности деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, а также  по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации14.

Таблица 3

Формирование  основных характеристик федерального бюджета

на 2012-2014 годы, млрд. рублей15

Показатель

2011 год 

(оценка)

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы

11 211,3

11 779,9

12 705,9

14 091,8

%% к ВВП

21,0

20,1

19,6

19,4

Расходы (без  учета компенсации выпадающих доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

11 019,4

12 385,9

13 413,2

14 582,9

%% к ВВП

20,7

21,1

20,7

20,1

Компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи со снижением тарифов  страховых взносов 

-

270,5

317,4

-

Расходы (с учетом компенсации выпадающих доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ)

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

%% к ВВП

20,7

21,6

21,2

20,1

Дефицит/профицит

192,0

-876,5

-1 024,7

-491,1

%% к ВВП

-0,1

-1,5

-1,6

-0,7


 

Цель Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года - создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Базовым условием реализации Программы является обеспечение  долгосрочной сбалансированности и  устойчивости бюджетной системы  Российской Федерации.

Для достижения цели Программы  необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:

  • четкое определение сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
  • усиление роли федерального бюджета в решении вопросов модернизации и инновационного развития российской экономики;
  • создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению государственных (муниципальных) услуг;
  • создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
  • повышение качества финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента;
  • повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
  • обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, и полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для решения указанных  задач в 2010 - 2012 годах были приняты решения        по следующим основным направлениям:

  • внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета;
  • переход к утверждению «программного» бюджета;
  • развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
  • реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
  • совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок;
  • создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Содержанию реформ по указанным  направлениям посвящены соответствующие  разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные  и правовые предпосылки для повышения  эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления и пути совершенствования государственного финансового контроля в области бюджетных расходов

 

В настоящее время большое  значение приобретает необходимость  совершенствования финансового  контроля с целью повышения его  действенности и эффективности.

Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Ключевым направлением совершенствования  государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового  контроля в РФ и повышения его  эффективности является принятие единой концепции государственного финансового  контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ  оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности  расходования государственных средств  перспективным направлением совершенствования  контроля является переход к аудиту эффективности государственных  расходов, который представляет собой  направление деятельности контрольных  органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и  показатели эффективности использования  государственных средств.

Бюджетная политика как составная  часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Обеспечение нацеленности бюджетной  системы на достижение конкретных результатов.

 

Рис. 2 Ключевые блоки государственных программ16

 

Правительство Российской Федерации  работает над созданием  комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.  Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ. Предполагается, что к концу 2011 года будут разработаны государственные программы Российской Федерации, которые лягут в основу первого программного бюджета на 2013-2015 годы, 2012 год станет переходным периодом.

 Переход к  «программному бюджету» в полном  объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов17. Для правового обеспечения этих процессов необходимо внесение в 2012 году комплексных поправок в бюджетное законодательство Российской Федерации. Основные параметры реализации программы культура отображены на рисунке 3.

Рис. 3 Основные параметры  реализации государственной программы  «Культура России», в %18

Реализация государственной  программы «Культура России»  предполагает создание условий для  интенсивного развития отрасли, концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития отрасли, оптимизацию  и модернизацию сети государственных  и муниципальных учреждений культуры, развитие механизмов конкурсного финансирования государственных и муниципальных услуг в сфере культуры и частно-государственного партнерства.

Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить  государственные программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура  России» (Рис 3), «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. Остальные намечаемые к реализации в ближайшие годы государственные программы должны быть утверждены не позднее I квартала 2013 года. Содержание направлений государственных программ отображено в таблице 4.

Информация о работе Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля