Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить пути совершенствования аудита эффективности бюджетных расходов в системе государственного финансового контроля.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты аудита эффективности государственных расходов;
провести анализ аудита эффективности расходования бюджетных средств на современном этапе;
проанализировать направления совершенствования аудита эффективности расходов бюджета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………3
Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля……………………………………………………………...……….5
Аудит эффективности расходов бюджета в современных условиях……………………………………………………………….…….16
Основные направления и пути совершенствования государственного финансового контроля в области бюджетных расходов………………....25
Список используемой литературы………………………………………...…..36
Заключение…………………………………………………………………..….37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 463.95 Кб (Скачать файл)

Кроме того, переход  к формированию и исполнению «программного  бюджета» должен сопровождаться внедрением современной государственной интегрированной  информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая должна позволить  перейти на качественно новый  уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения  эффективности и результативности бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Содержание направлений  государственных программ19

 

Направление

Государственные программы

I.

Новое качество жизни (рис 4)

Развитие здравоохранения; Развитие образования; Социальная поддержка  граждан; Доступная среда на 2011-2015 годы; Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России; Развитие пенсионной системы; Содействие занятости населения; Обеспечение  общественного порядка и противодействие  преступности; Противодействие незаконному  обороту наркотиков; Защита населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; Культура России; Охрана окружающей среды; Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики.

II.

Инновационное развитие и  модернизация экономики

Развитие науки и технологий; Экономическое развитие и инновационная  экономика; Развитие промышленности и  повышение ее конкурентоспособности; Развитие авиационной промышленности; Развитие судостроительной промышленности; Развитие фармацевтической и медицинской  промышленности; Космическая деятельность России; Развитие атомного энергопромышленного  комплекса; Информационное общество (2011-2020 годы); Развитие транспортной системы; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Развитие рыбохозяйственного комплекса; Развитие внешнеэкономической деятельности; Воспроизводство и использование природных ресурсов; Развитие лесного хозяйства; Энергоэффективность и развитие энергетики.

III.

Обеспечение национальной безопасности

Обеспечение обороноспособности страны; Обеспечение государственной  безопасности.

IV.

Сбалансированное региональное развитие

Региональная политика и  федеративные отношения; Социально-экономическое  развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; Развитие Северо-Кавказского федерального округа; Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.

V.

Эффективное государство

Управление федеральным  имуществом; Управление государственными финансами и государственным  долгом; Развитие финансовых и страховых  рынков, создание международного финансового  центра; Внешнеполитическая деятельность; Юстиция.


 

Система «Электронный бюджет» должна обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной деятельности каждого отдельного участника бюджетного процесса, гарантировать достоверность  и открытость их деятельности, предусматривать возможность участия граждан, общественных институтов, профессиональных сообществ, бизнеса и контролирующих организаций в процессах формирования, утверждения и исполнения бюджета.

Рис. 4 Бюджетные ассигнования по направлению «Новое качество  жизни», млрд. рублей20

В 2012-2014 годах будут расти  все основные составляющие расходов по данному направлению. Значительную часть расходов, направленных на достижение цели, составляют трансферты государственным  внебюджетным фондам на социальную защиту населения.

На повышение доступности  и качества  государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до  1 июля 2012 г.). 

Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования  учреждения, вне зависимости от результатов  его работы21.

Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации  обязаны обеспечить планомерное  введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.

В рамках формируемых государственных  программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.

В государственных программах будут чётко определены все инструменты  нормативного регулирования достижения этих целей. В том числе будут  оцениваться и льготы по налогам, которые концентрируются для  выполнения этих целей, так как они  являются скрытым бюджетным финансированием. Таким образом, государственная  программа будет представлять собой  комплекс всех мероприятий для достижения соответствующих целей. Таким образом будет достигнута консолидация всех указанных ресурсов.

Кроме того, в целях окончательного закрепления законодательных основ  для построения программного бюджета  Российской Федерации Минфином России направлен в Правительство законопроект о внесении изменений в Бюджетный  кодекс Российской Федерации, которые  предусматривают:

- интеграцию в бюджетный  процесс государственных (муниципальных)  программ;

- проведение ежегодной  оценки эффективности реализации  каждой государственной (муниципальной)  программы, возможность принятия  решения о прекращении или  изменении начиная с очередного  финансового года ранее утвержденной  государственной (муниципальной)  программы на основании указанной  оценки;

- предоставление с 1 января 2014 года в Государственную Думу  сводного годового доклада о  ходе реализации и оценке эффективности  государственных программ Российской  Федерации одновременно с годовым  отчетом об исполнении федерального  бюджета. 

Подготовлена новая бюджетная  классификация с новыми целевыми статьями и видами расходов, повышающими  прозрачность бюджета и позволяющими увязать расходы с государственными программами, а также учесть особенности  планирования и исполнения расходов разных типов.

Одновременно и в качестве важнейшей составной части внедрения  программно-целевых методов управления продолжается работа по повышению качества, доступности и эффективности  оказания государственных и муниципальных  услуг. Это одно из ключевых и уже  законодательно закрепленных направлений  модернизации экономики и развития ее инновационного потенциала.

С 1 января 2011 года вступил  в силу Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». На федеральном уровне и в регионах были приняты необходимые подзаконные акты общего характера.

В настоящее время центр  тяжести в реализации этого важнейшего закона смещается на уровень конкретных органов исполнительной власти22.

Закон предоставляет широкие  возможности для повышения эффективности  организации оказания государственных  услуг.

Значительные резервы  повышения эффективности кроются  на уровне операционной деятельности органов исполнительной власти, прежде всего – при осуществлении  государственных закупок23.

 

Таблица 5

Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых  программ , млрд. рублей24

 

2011 год

Проект

2012 год

2013 год

2014 год

ФЦП,  всего

1 024,6

1 190,4

1 178,0

1 144,2

в том числе:

       

Общегосударственные вопросы

29,3

18,9

4,1

4,0

Национальная оборона

116,0

133,5

149,4

214,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

37,4

44,1

40,7

36,5

Национальная экономика

614,7

770,7

814,6

741,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

39,2

41,0

30,5

18,1

Охрана окружающей среды

0,5

3,5

3,3

4,8

Образование

71,7

56,5

38,6

25,3

Культура, кинематография

29,0

20,6

19,5

18,8

Здравоохранение

18,3

18,9

6,0

1,4

Социальная политика

45,9

46,7

38,1

39,0

Физическая культура и  спорт

9,2

10,5

9,6

10,9

Средства массовой информации

5,6

17,5

16,7

11,1

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований

7,7

7,8

5,9

18,1


 

Программой повышения  эффективности бюджетных расходов предусмотрено развитие комплексной  федеральной контрактной системы, под которой понимается правовое регулирование всех видов гражданско-правовых отношений публично-правовых образований  или созданными ими юридических  лиц – от собственно осуществления  закупок товаров, работ, услуг для  государственных или муниципальных нужд до предоставления субсидий, кредитов, гарантий и использования государственного имущества.

В качестве первого этапа  развития такой системы в январе текущего года Правительством одобрен  План разработки проектов нормативных  актов по вопросам планирования и  исполнения государственного заказа. Им предусмотрено внедрение в  практику планов закупок, библиотеки типовых  контрактов, совершенствование процедур размещения заказов, формирования начальных  цен, контроля за исполнением контрактов, приемки и учета их результатов.

Все эти вопросы непосредственно  связаны с бюджетным процессом  и должны регулироваться в рамках или с учетом требований бюджетного законодательства.

Должны быть законодательно урегулированы вопросы государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за нарушения  бюджетного законодательства.

Необходимо существенно  повысить прозрачность информации о  деятельности публично-правовых образований  в сфере управления общественными  финансами. Только так можно обеспечить подотчетность и подконтрольность органов государственного управления.

Одновременно участникам бюджетного процесса необходимо представить  интегрированные в единую систему  инструменты формирования и исполнения бюджета, государственных программ и государственных заданий, управления закупками, ведения учета, внутреннего  контроля.  

Эта задача будет решаться в рамках создания интегрированной  информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Дальнейшая реализация Программы  не может осуществляться без активного  взаимодействия органов исполнительной власти.

На федеральном уровне с 2008 года действует система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В 2011 году эта система должна быть дополнена мониторингом реализации федеральными министерствами ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный финансовый контроль в РФ представляет собой  систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств.

Целью государственного   финансового   контроля   является содействие

успешной реализации финансовой  политики государств   и   хозяйствующих

субъектов, обеспечение эффективности  процесса формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики  страны.

Выполнение основной цели государственного финансового контроля осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики.

Неотъемлемым элементом  финансового контроля является аудит  эффективности, который, в настоящее  время, является главным инструментом в формировании наиболее оптимальной  бюджетной политики России.

В условиях современной бюджетной политики, в соответствии с бюджетным посланием президента на 2012 год и плановый период, с целью повышения эффективности бюджетных расходов Российская Федерация переходит на «программный бюджет». Фактически речь идет о переходе к новой, программно-целевой организации всей системы государственного управления.

Именно это предусматривается  в рамках ключевого блока Программы  повышения эффективности бюджетных  расходов – перехода к государственному управлению на основе государственных  программ.

Предполагается, что к  концу 2011 года будут разработаны  государственные программы Российской Федерации, которые лягут в основу первого программного бюджета на 2013-2015 годы. 2012 год станет переходным периодом.

Список используемой литературы

 

        1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации М.: Рид Групп, 2011г.
  1. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 « О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (с изм. и доп. От 18.07.2001 г.) //www. garant.ru/10135631
  2. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  3. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
  4. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах»
  5. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах»
  6. Программа повышения эффективности расходов бюджета на  период до 2012года.
  7. Основные результаты и направления Бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года.
  8. Запольский С.В.Финансовое право: учебник 1 - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юридическая фирма «Контракт»: Болтере Клувер, 2011.- С. 792.
  9. Ковалева А. М. Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005. — С.512
  10. Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008. — 720 С.
  11. Романовский М.В.,  Белоглазова Г.Н.  Учебник./ Финансы и кредит. -  М.:Юрайт - 2011.  -  С. 239
  12. Романова Т.Ф., Корепина О.И., Альбеков З.А.: Государственный финансовый контроль: проблемы и направления модернизации. Монография / Ростов-на-дону -  2009г. – С 168
  13. Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации. // Финансы, № 2, 2007г. – С.71
  14. Официальный сайт Министерства финансов РФ // режим доступа [http://info.minfin.ru/fbdohod.php/].

Информация о работе Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля