Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 20:12, курсовая работа
Аудиторская деятельность — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай около 700 г. до н.э.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Аудит как развитие функции контроля в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………….5
1.1. Роль, формы, виды и функции контроля в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………….5
1.2. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности экономического развития. Основные пользователи аудиторской информации………………..13
1.3. История развития аудита как профессиональной деятельности………...17
1.4.Отличие аудита от ревизии и других видов финансового контроля…..…25
Глава II. Практическая работа.………………………………………………….30
2.1. Решение ситуационной задачи…………………………...………………..30
Список использованной литературы………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Аудит как развитие функции контроля
в условиях рыночной экономики………………………………………………………
1.1. Роль, формы, виды и функции контроля
в условиях рыночной экономики………………………………………………………
1.2. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности экономического развития. Основные пользователи аудиторской информации………………..13
1.3. История развития аудита как профессиональной деятельности………...17
1.4.Отличие аудита от ревизии и других видов финансового контроля…..…25
Глава II. Практическая работа.………………………………………………….30
2.1. Решение ситуационной задачи………………………….
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Аудиторская деятельность — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай около 700 г. до н.э.
Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых компании обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности. Это относится к компаниям определенных секторов: кредитные организации, инвестиционные компании и фонды и т.д.; к количественным характеристикам компаний: выручка свыше 50 млн руб, активы свыше 20 млн руб; к статусу компаний - ОАО; к предприятиям-банкротам. В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным».
В России (в бытность СССР) аудит бухгалтерской отчётности появился с конца 1980-х гг. (не считая дореволюционной эпохи) и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 году. Характерная черта этого времени — профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. С конца 1994 была введена обязательная аттестация аудиторов, а начиная с 1995 - лицензирование аудиторских организаций и частных аудиторов.
Управление народным хозяйством и его звеньями направлено на достижение определённого состояния экономической системы. В ходе производственно-хозяйственной деятельности под воздействием внешних и внутренних факторов происходит отклонение системы от запрограммированного состояния. В результате перед субъектом управления встаёт задача получения точной и своевременной информации об этих отклонениях по их величине, направленности, причинам возникновения и другим характеристикам, что приводит к необходимости осуществления контроля.
Актуальность данной темы определяется тем, что аудит, как функция контроля играет важную роль в условиях современной рыночной экономики.
Цель данной работы является изучить аудиторскую деятельность, как финансовую функцию контроля в условиях рыночной экономики.
Объектом работы является аудиторская деятельность, как функция осуществления финансового контроля. Предметом работы является аудит как развитие функции контроля в условиях рыночной экономики.
Задачи, поставленные для достижения цели данной курсовой работы:
1. Определить роль, формы, виды и функции контроля в условиях рыночной экономики;
2. Охарактеризовать роль аудита в обеспечении стабильности и надежности экономического развития.
3. Выявить основные пользователи аудиторской информации;
4. Изучить историю развития аудита как профессиональной деятельности;
5. Проанализировать отличие аудита от ревизии и других видов финансового контроля.
В целях достижения решения поставленных задач, мною был проведен анализ научных источников и литературы, учебников и пособий, использованы Интернет ресурсы, обработка статистических данных за 2000- 2014 гг., изучении докладов экспертов в данной области.
Глава I. Аудит как развитие функции контроля в условиях рыночной экономики
В Российской Федерации сложилась следующая структура контролирующих органов:
Аудит, выступая методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не заменяет государственный финансовый контроль, однако, его основными субъектами служат прежде всего коммерческие предприятия и организации, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем2.
Экономическая реформа привела к изменению доминирующей формы собственности, которая все в большей степени переходит в руки частных предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Соответственно это вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых считается независимый аудит.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, в частности Счетной палатой РФ (ст. 1). Вместе с тем Закон об аудиторской деятельности не препятствует их сотрудничеству, а в ряде случаев подразумевает его3. Прежде всего это выражается в четком определении перечня условий, когда осуществляется обязательный независимый аудит. Под данный перечень подпадают кредитные организации, государственные внебюджетные фонды, государственные унитарные предприятия.
Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого экономического субъекта. Одним из звеньев системы контроля является независимый финансовый контроль. Аудит ведется методом осуществления независимого вневедомственного финансового контроля в условиях рыночной экономики4.
Его основными субъектами являются, прежде всего, предприниматели и органы негосударственного сектора экономики, которые не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и поэтому не охвачены ведомственным контролем. Так как интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, то существует объективная потребность в ее независимой оценке специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания подобных услуг. Такими специалистами являются аудиторы.
В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность организаций характеризуется широкой областью экономических рисков. Общественные отношения между участниками рынка по осуществлению хозяйственных операций, использованию имущества, перечислению денежных средств, инвестированию капиталов строятся на основе экономической информации о финансовом положении организации, о результатах ее хозяйственной деятельности и соблюдении организацией законодательства5. На основе этой информации принимаются управленческие решения собственниками, руководством и прочими заинтересованными лицами. Эта информация, отраженная в финансовой отчетности организаций, может быть подвержена в силу разных причин вольным или невольным искажениям. Для определения качества этой информации, анализа экономических рисков возникла необходимость в развитии особого вида экономической деятельности — независимого финансового контроля, т.е. аудита.
Аудиторская деятельность — это неотъемлемая часть инфраструктуры рыночной экономики государства. Аудиторская деятельность является предпринимательской и обладает общими для предпринимательства признаками: самостоятельностью, риском, систематичностью действий с целью получения прибыли от оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом аудиторская деятельность имеет свои особенности, обусловленные ее экономическим содержанием.
Методика аудита основана на общих принципах, в соответствии с которыми вырабатываются подходы к признанию и оценке объектов аудита. К объектам аудита относятся:
- ценности — имущество организации, финансовые вложения и т.п.;
- документы — учредительные, распорядительные, бухгалтерские и т.п.;
- операции — приобретение, выбытие, движение ценностей, начисления и т.п.
Участниками аудиторской деятельности являются:
1) аудиторы — физические лица, получившие квалификационный аттестат аудитора и являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитор — лицо, несущее окончательную ответственность за проведение аудита;
2) саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) — это некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности;
3) аудиторские организации — это коммерческие организации, являющиеся членами одной из СРОА, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствующие аудиту услуги;
4) аудируемые лица — это организации или иные субъекты рынка, чья деятельность подлежит аудиту6.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) выражает свое мнение в аудиторском заключении. Аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг. Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или составленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита. Заведомо ложным аудиторское заключение признается по решению суда7.
Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Разумная уверенность — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
В отечественной теории и практике аудита признается система его классификаций, в основу которой положены такие признаки, как статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, сфера деятельности, периодичность проведения и др. (рис 1.)8.
Внешний аудит проводится на договорной основе независимыми аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Внешний аудит регулируется соответствующим законодательством (Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», федеральные стандарты аудиторской деятельности и др.)
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах собственников. Внутренний аудит является неотъемлемой частью управленческого контроля организации. Его цель — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем организации, а также консультирование и помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении своих функций. Внутренний аудит проводят специалисты, работающие непосредственно в данной организации. Внутренний аудит регламентируется внутренними документами. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Инициативный аудит — это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основные цели инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
Обязательный аудит — это аудит, проведение которого обусловлено прямым указанием в законе «Об аудиторской деятельности» и других федеральных законах. Обязательный аудит проводится ежегодно.
Информация о работе Аудит как развитие функции контроля в условиях рыночной экономики