Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 20:12, курсовая работа
Аудиторская деятельность — это деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений. Первой страной, создавшей систему финансового контроля, был Китай около 700 г. до н.э.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Аудит как развитие функции контроля в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………….5
1.1. Роль, формы, виды и функции контроля в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………….5
1.2. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности экономического развития. Основные пользователи аудиторской информации………………..13
1.3. История развития аудита как профессиональной деятельности………...17
1.4.Отличие аудита от ревизии и других видов финансового контроля…..…25
Глава II. Практическая работа.………………………………………………….30
2.1. Решение ситуационной задачи…………………………...………………..30
Список использованной литературы………………………………
После революции 1917 г., в период разрухи народного хозяйства и военного коммунизма, полной национализации предприятий необходимость в аудиторских услугах отпала. Однако в период новой экономической политики (НЭП), когда стали возрождаться частные предприятия и вновь возникать хозяйственные объединения, появилась потребность в аудиторских проверках, что привело к определенной активизации аудиторских услуг, которые стали оказывать наиболее квалифицированные бухгалтеры, приглашаемые собственниками. Но в этот период полного восстановления аудиторских организаций не произошло, так как новые принципы экономики были сведены на нет в течение двух-трех лет.
В условиях плановой, централизованно управляемой экономики не было потребности в независимом финансовом контроле. Его заменяла система ведомственного и вневедомственного контроля. С развитием рыночных отношений в России возникла потребность подтверждения информации о результатах деятельности организаций и соблюдения ими законодательства независимыми экспертами, имеющими необходимую подготовку, квалификацию и опыт, или аудиторами.
В конце 80-х – начале 90-х гг. XXв. активизировался процесс приватизации и разукрупнения предприятий, затем с принятием Программы приватизации было проведено акционирование крупных предприятий практически во всех отраслях народного хозяйства, активно формировались производственные кооперативы, малые предприятия. С 1994 г. был введен порядок обязательного аудита для акционерных обществ, в которые были преобразованы крупные предприятия. Возникновение коммерческих организаций усилило востребованность аудиторских услуг. Причем при ограниченной потребности в аудиторских проверках активно требовались сопутствующие аудиторские услуги – ведение бухгалтерского учета и составление отчетности для малых предприятий и кооперативов, налоговые, юридические, управленческие консультации и т.п. Это привело к созданию специализированных консультационных и аудиторских организаций19.
Существенное влияние на активизацию аудиторской деятельности оказало развитие финансово-кредитных организаций, в частности коммерческих банков, страховых организаций, инвестиционных фондов и т.п. Заключая договоры с предприятиями, они, как правило, требовали подтверждения достоверности отчетности клиентов и оценки их финансового состояния у независимых аудиторов. Коммерческие банки и инвестиционные фонды, предоставляя кредиты или приобретая доли, акции предприятий, предварительно знакомились со стратегией развития организации, инвестиционными проектами, в которые направлялись финансовые средства, что также предполагало привлечение для подготовки необходимых документов специалистов консалтинговых и аудиторских фирм, которые начали оказывать услуги по составлению бизнес-планов, обоснованию инвестиционной привлекательности проектов и т.п. Эти потребности определили быстрое развитие аудита как элемента инфраструктуры рыночной экономики.
Первые аудиторские фирмы появились в стране в 1989–1990 гг., т.е. в тот период, когда законодательно статус аудита еще не был закреплен.
Процесс обособления аудиторской деятельности как профессиональной предпринимательской области и самостоятельного сегмента бизнеса интенсифицировался в связи с перестройкой системы управления экономикой России в период экономических реформ.
Во-первых, с изменением структуры управления хозяйством страны были ликвидированы отраслевые министерства и связанная с ними система ведомственного контроля, а вневедомственные контрольные органы, в частности Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов, в силу значительного числа экономических субъектов с их проверками не справлялись.
Во-вторых, налоговой службы, контролирующей уплату налогов экономических субъектов различных видов и форм собственности в том виде, в котором она существует в настоящее время, еще не было. Она сформировалась только в мае 1990 г., а основные законы о налоговой системе и порядке налогообложения были приняты в декабре 1991 г. и вступили в действие с 1 января 1992 г. Кроме того, контроль государства посредством налоговых служб недостаточен, поскольку участок их проверки ограничен налогообложением, и у налоговых служб нет финансовой возможности осуществлять ежегодные проверки всех без исключения предприятий.
В то же время потребность в проверке негосударственных предприятий и организаций возрастала, так как появились субъекты, заинтересованные в оценке законности и эффективности финансовой деятельности, в достоверности их учета. К числу таких субъектов относились инвесторы, партнеры по бизнесу, страховые организации и т.д.
Первые аудиторские структуры образовывались в основном в трех формах: хозрасчетных образований, кооперативов и государственных акционерных формирований.
Начало следующего этапа приходится на 1989–1991 гг., когда был принят ряд законов, в частности Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», что способствовало дальнейшему развитию рыночных отношений.
В этот период резко увеличивается число предприятий и организаций различных форм собственности. Происходит быстрое формирование основных институтов фондового рынка, появляется первый негативный опыт, связанный с банкротством. Соответственно возрастает потребность в аудите. Растет число самостоятельных аудиторских фирм.
Наряду с образованием аудиторских фирм наблюдался процесс их первого объединения в общественные организации для совместного решения общих проблем. Так, в декабре 1989 г. была проведена учредительная конференция Ассоциации бухгалтеров СССР. В ней участвовали 164 делегата практически из всех регионов. Ассоциация вела большую работу по организации широкомасштабных конференций по проблемам учета, налогообложения, аудита. Позднее она была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов. В марте 1991 г. началась работа по подготовке аудиторов20.
Новый этап становления аудита связан с разработкой первых официальных документов по аудиту, т.е. приданием аудиту официального статуса. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., а также нормативные документы, определявшие порядок аттестации аудиторов, лицензирования аудиторской деятельности, критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежала обязательной ежегодной аудиторской проверке, принятые в мае 1994 г., сформировали нормативную основу российского аудита. В этот же период сложилась структура органов, на которые было возложено регулирование и контроль за аудиторской деятельностью. В частности, была создана Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Методологический Совет при Комиссии, специальные подразделения по контролю за аудиторской деятельностью в Министерстве финансов и Центральном банке РФ.
С 1994 г. в России сложился устойчивый рынок аудиторских услуг, который характеризовался экстенсивным ростом. В этот период быстро росло число аудиторских фирм во всех регионах страны. Активизировалась деятельность крупных иностранных аудиторских фирм, которые создали совместные предприятия на территории России (большая «шестерка», затем «пятерка» и сейчас «четверка»). Учитывая имидж зарубежных партнеров, эти фирмы заняли весьма видное место на российском рынке аудиторских услуг, обслуживая наиболее крупные коммерческие организации, имеющие выход на внешние рынки, готовя аудиторские заключения по наиболее крупным инвестиционным проектам, под которые выделялись средства Всемирного банка, Международного валютного фонда и других международных организаций или крупных зарубежных инвесторов. Четко выделились лидеры российского аудита. К этому времени стали постоянно публиковаться рейтинги аудиторских фирм, проводиться специализированные выставки (например, выставка «Бухгалтерский учет и аудит», которая в 2003 г. проводилась в десятый раз), всероссийские и региональные конференции.
За эти годы сформировалось аудиторское сообщество, активно работали профессиональные общественные организации (Российская аудиторская палата, Коллегия аудиторов, Союз профессиональных аудиторских объединений, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество»), сложилась сеть Учебно-методических центров, которые готовили аудиторов, организовывали семинары по повышению их квалификации, проводили профессиональные конференции и семинары. С 1996 г. начали разрабатываться правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Особо следует подчеркнуть, что российский аудит развивался в тесном контакте с международными аудиторскими организациями и практически адаптировался в международное аудиторское сообщество. Этому в большой мере способствовало реформирование бухгалтерского учета и гармонизация отчетности российских предприятий в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.
Вместе с тем практика аудита в ряде случаев опережала ее нормативную базу. Большое число аудиторских фирм, стремление к быстрому росту числа аудиторов, расширение видов услуг, оказываемых аудиторскими фирмами, часто приводило к недостаточно требовательному отношению к квалификации аудиторов и качеству аудиторских заключений, что настоятельно требовало более четкого законодательного регулирования аудиторской деятельности и повышения качества работы и престижа аудиторов21.
В 2001 г. был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», что положило начало реформированию аудиторской деятельности в России и определило задачи современного этапа ее развития.
Следует отметить, что период реформирования аудиторской деятельности в России совпал с кризисом аудиторской деятельности в ведущих странах – США, Великобритании, вызванным выявленными нарушениями проведения аудиторских проверок и объективности оценки финансового состояния аудируемых субъектов. В этой связи в настоящее время практически во всех странах под эгидой международных общественных организаций бухгалтеров и аудиторов проводится существенное реформирование аудита, направленное на повышение качества и надежности оценок достоверности финансовой отчетности.
Объективная необходимость совершенствования законодательства и организации аудиторской деятельности объясняется существенными изменениями, которые произошли в последние годы в экономике России:
• формирование устойчивых организационно-
• ориентация на восстановление и развитие реального сектора экономики;
• установление устойчивого правового поля, определяющего правила хозяйствования в части владения, распоряжения и пользования собственностью, финансово-кредитных отношений, налогообложения, отношений работодателей и работников;
• гармонизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности с требованиями международных стандартов;
• развитие системы финансово-кредитных организаций и восстановление фондового рынка;
• расширение внешнеэкономических связей и подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, интеграция в мировое сообщество и активное участие в решении глобальных проблем развития экономики.
Ориентация на устойчивое экономическое развитие во всех странах выдвинула задачу более полного контроля за затратами, которые должны обеспечить полное восстановление ресурсов и высокий жизненный стандарт, финансовое состояние и финансовую устойчивость организаций и эффективность их деятельности. В этих условиях перед аудиторами все в большей мере ставится задача дать оценку не только достоверности отчетности, но и финансовой устойчивости организации. В последние годы все чаше используется термин «аудит эффективности».
1.4.Отличие аудита от
ревизии и других видов
Аудит представляет собой одну из форм финансового контроля и осуществляется наряду с другими его видами: государственным финансовым контролем, ревизией, судебно-бухгалтерской экспертизой.
Государственный финансовый контроль указом Президента РФ от 25.07.96 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2001) возложен на:
- Счетную палату РФ; Центральный банк РФ;
- Федеральное казначейство; Минфин России; ФНС России;
- Государственный таможенный
- Центральный банк РФ;
- иные органы, осуществляющие контроль
над поступлением и расходовани
В свою очередь, ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Цель ревизии - определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого объекта и федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также эффективности и целевого использования государственных средств.
Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Основными задачами ревизии являются:
• осуществление контроля за соблюдением государственной финансовой дисциплины и экономным использованием государственных средств;
• обеспечение сохранности материальных и денежных ресурсов;
Информация о работе Аудит как развитие функции контроля в условиях рыночной экономики