Аудит коммерческих банков, особенности его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение темы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;
Продемонстрировать на примере конкретной организации проведение аудита и подготовку документов и отчетности.

Содержание работы

Введение ……………………..2
Глава 1. Общетеоретические положения и нормативная база аудита коммерческих банков. Характеристика объекта аудита 4
1.1. Понятие о банковском аудите. Цели и задачи банковского аудита 4
1.2 Нормативная и законодательная база проведения аудита 7
1.3 Характеристика объекта аудита 7
Глава 2. Методические подходы к проведению аудита в коммерческом банке 21
2.1 Основные положения и подходы к проведению аудита деятельности коммерческого банка 21
2.2 Основные этапы аудиторской проверки 23
2.2.1 Методика аудита операций формирования уставного капитала банка 23
2.2.2 Методика аудита кассы и кассовых операций 26
2.2.3 Методика аудита расчетных операций 30
2.2.4 Методика аудита операций кредитования 35
2.2.5 Методика аудита операций с ценными бумагами 41
2.2.6 Методика аудита валютных операций 46
2.2.7 Методика аудита имущества банка 53
2.2.8 Методика аудита финансовых результатов и собственных средств … банка 57
2.3 Общий план проведения аудиторской проверки 62
2.4 Программа аудиторской проверки 64
Глава 3. Аудиторское заключение. 65
3.1 Теоретические основы составления аудиторского заключения 65
Заключение 69
Список литературы 72

Файлы: 1 файл

аудит курсовая готовая.doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

По мере развития финансового  рынка в Российской Федерации  и его интеграции в общемировую  сферу финансовых услуг, все больше возрастает роль аудита - независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. Данный процесс также усиливается по мере открытия филиалов и представительств российских банков за рубежом. Об этом свидетельствует опыт многих крупных зарубежных компаний, которые оказывают свои услуги во многих странах.

Аудит существует в двух основных формах: внешний аудит; внутренний аудит.

Внешним аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией Центрального банка, или физическими лицами — независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

 В некоторых фирмах  и банках службы внутреннего  аудита существуют на протяжении  нескольких десятков лет, а  сотрудничество с внешними аудиторскими фирмами носит долгосрочный, а зачастую и партнерский характер.

Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, что  банк работает устойчиво и надежно, управляющие совместно со специалистами  аудита должны обеспечить внедрение  систем контроля, которые бы показывали, в какой степени служащие выполняют свои обязанности в соответствии с политикой и процедурами банка, а также насколько их действия соответствуют законодательству. Системы контроля могут включать в себя системы аудита, анализа качества активов, создание и оценку управления финансовыми рисками.

Исходя из этого, целью данной работы является освещение темы «Аудит коммерческих банков, особенности его проведения». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
  • Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;
  • Продемонстрировать на примере конкретной организации проведение аудита и подготовку документов и отчетности.

 

Глава 1. Общетеоретические  положения и нормативная база аудита коммерческих банков. Характеристика объекта аудита

1.1. Понятие о банковском аудите. Цели и задачи банковского аудита

В 1993 году был сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской деятельности. Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (от 22 декабря 1993 года за № 2263) утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. На основании этих правил, а также в соответствии с Федеральными законами “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности” и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” разработано “Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации” № 64 от 10 сентября 1997 года.

В соответствии с Федеральным  законом “О банках и банковской деятельности”, деятельность кредитной  организации подлежит ежегодной  аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций.

Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности.

Основной целью банковского  аудита является установление достоверности финансовой отчетности банка и соответствия совершенных им операций действующему законодательству Российской Федерации и выражение аудитором мнения о соответствии финансовой отчетности банка его действительному положению.

Второй целью аудиторской  проверки является проверка адекватности системы внутреннего контроля банка.

Основные показатели (содержание, объем и формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом “О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)”, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Для проведения аттестации на право осуществления аудиторской  деятельности и выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита Центральным банком Российской Федерации создается Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) Банка России.

Состав ЦАЛАК Банка  России утверждается Председателем  Центрального Банка Российской Федерации.

Функции, права ЦАЛАК  Банка России, порядок проведения заседаний и принятия решений устанавливаются Положением о ЦАЛАК Банка России, утверждаемым Приказом Банка России.

К аттестации допускаются  лица, имеющие экономическое или  юридическое (высшее или среднее  специальное) образование и стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти аудитором, руководителем или специалистом аудиторской фирмы, научным работником или преподавателем по экономическому профилю, а также бухгалтером, экономистом, ревизором, другим специалистом по банковскому делу в банковской системе.

Аттестация и повышение  квалификации аудиторов для продления  срока действия аттестата проводятся на базе учебно-методических центров  по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых ЦАЛАК Банка России и утверждаемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации. ЦАЛАК Банка России рассматривает результаты аттестации и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче аттестата претендентам. Аттестат выдается сроком до трех лет.

Аудит кредитных организаций  могут осуществлять аудиторские  фирмы и самостоятельно работающие аудиторы, имеющие лицензию Банка  России.

Вопрос о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудитору или аудиторской фирме рассматривается Банком России при соблюдении определенных условий. Лицензия выдается ЦАЛАК Банка России на срок от одного года до пяти лет.

Аудиторские фирмы (аудиторы), помимо проведения проверок, могут оказывать  услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета; составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализу финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов кредитной организации; консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Аудиторские фирмы (аудиторы) несут  в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности.

Аудиторские фирмы (аудиторы), имеющие  лицензии, представляют в территориальные  учреждения Банка России по месту  регистрации аудиторской фирмы (аудитора) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России не позднее 15 августа текущего года отчеты о своей деятельности за период с 1 июля года, предшествующего текущему, до 1 июля текущего года.

1.2 Нормативная и законодательная база проведения аудита

Аудиторская проверка кредитной  организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. На основании действующих  нормативных актов разработан и  применяется Стандарт № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита “Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год”:

Федеральный закон от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ “О банках и банковской деятельности”;

Положение об аудиторской  деятельности в банковской системе  Российской Федерации от 10 сентября 1997 года № 64, утвержденное Приказом Банка  России от 10 сентября 1997 года № 02–391 (с  изменениями и дополнениями);

Положение банка России от 23 декабря 1997 года № 10-II “О порядке  составления и представления  в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год”;

Правила (стандарты), аудиторской  деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;

Положение Банка России от 28 августа 1997 года № 509 “Об организации  внутреннего контроля в банках”.

1.3 Характеристика объекта  аудита

 

АКБ«Ижкомбанк»(ОАО), - один из крупнейших универсальных финансовых институтов в Удмуртской Республике, предоставляющих широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным инвесторам. Основан в 1990 году.

Учетная политика АКБ«Ижкомбанк»(ОАО)

Учетная политика АКБ«Ижкомбанк»(ОАО)- далее по тексту «Банк», определяет совокупность способов ведения бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для обеспечения формирования достоверной информации о результатах деятельности Банка.

Банк в своей деятельности руководствуется Федеральным законом Российской Федерации от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ “О банках и банковской деятельности”; с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, Уставом Банка, решениями Правления и Совета директоров.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учетная политика Банка, основывается на "Положении о  Правилах ведения бухгалтерского учета  в кредитных организациях, расположенных на территории РФ" № 302-П от 26.03..2007 (далее — Правила бухгалтерского учета), других документах Центрального банка Российской Федерации (Банка России), регламентирующих вопросы учета и отчетности, положений (стандартов) бухгалтерского учета, позволяющих реализовать принципы единообразного отражения операций по счетам.

Учетная политика Банка  сформирована на основе следующих основополагающих допущений бухгалтерского учета:

- имущественная обособленность, означающая, что учет имущества других юридических лиц осуществляется обособленно от материальных ценностей, являющихся собственностью Банка;

- непрерывность деятельности, предполагающая, что Банк будет  продолжать свою деятельность  в обозримом будущем, и у  него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации;

- последовательность  применения учетной политики, предусматривающая,  что выбранная Банком Учетная  политика будет применяться последовательно,  от одного отчетного года к  другому. Изменения в Учетной  политике Банка возможны при его реорганизации, смене собственников, изменений в законодательстве Российской Федерации или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также в случае разработки Банком новых способов ведения бухгалтерского учета или существенных изменений условий или видов его деятельности;

- отражение доходов  и расходов по методу «начисления» - финансовые результаты операций (доходы и расходы) отражаются  в бухгалтерском учете по факту  их совершения, а не по факту  получения или уплаты денежных  средств (их эквивалентов). Доходы  и расходы отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся.

Реализация Учетной  политики Банка строится на соблюдении следующих критериев:

- преемственность, то  есть остатки на балансовых  и внебалансовых счетах на  начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода; полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;

- приоритет содержания  над формой, то есть отражение  в бухгалтерском учете фактов  хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой нормы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

- непротиворечивость, то  есть тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета  на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;

- рациональность, то есть  рациональное и экономное ведение  бухгалтерского учета, исходя  из условий хозяйственной деятельности  и величины Банка;

- открытость, то есть отчеты должны достоверно отражать операции Банка, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции Банка.

Информация о работе Аудит коммерческих банков, особенности его проведения