Аудит коммерческих банков, особенности его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является освещение темы. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить общетеоретические положения и нормативную базу аудита коммерческих банков;
Подробно осветить методические подходы к проведению аудита в коммерческих банках, отразить особенности его проведения;
Продемонстрировать на примере конкретной организации проведение аудита и подготовку документов и отчетности.

Содержание работы

Введение ……………………..2
Глава 1. Общетеоретические положения и нормативная база аудита коммерческих банков. Характеристика объекта аудита 4
1.1. Понятие о банковском аудите. Цели и задачи банковского аудита 4
1.2 Нормативная и законодательная база проведения аудита 7
1.3 Характеристика объекта аудита 7
Глава 2. Методические подходы к проведению аудита в коммерческом банке 21
2.1 Основные положения и подходы к проведению аудита деятельности коммерческого банка 21
2.2 Основные этапы аудиторской проверки 23
2.2.1 Методика аудита операций формирования уставного капитала банка 23
2.2.2 Методика аудита кассы и кассовых операций 26
2.2.3 Методика аудита расчетных операций 30
2.2.4 Методика аудита операций кредитования 35
2.2.5 Методика аудита операций с ценными бумагами 41
2.2.6 Методика аудита валютных операций 46
2.2.7 Методика аудита имущества банка 53
2.2.8 Методика аудита финансовых результатов и собственных средств … банка 57
2.3 Общий план проведения аудиторской проверки 62
2.4 Программа аудиторской проверки 64
Глава 3. Аудиторское заключение. 65
3.1 Теоретические основы составления аудиторского заключения 65
Заключение 69
Список литературы 72

Файлы: 1 файл

аудит курсовая готовая.doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)

Ошибки в части операций по изменению уставного капитала:

  • капитализация начисленных, но не выплаченных акционерам дивидендов без предварительного перечисления их на накопительный счет банка;
  • осуществление движения по лицевым счетам акционеров (участников) без соответствующих документов, подтверждающих переуступку акций (долей);
  • невключение отрицательного результата, возникшего при реализации собственных акций (долей) по цене ниже номинала, в состав расходов, не уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Ошибки в  части расчетов с участниками  по выплате дивиденде:

  • выплата дивидендов по ранее выпущенным акциям в период между регистрацией проспекта эмиссии и полной оплатой уставного капитала;
  • выплата дивидендов при отсутствии соответствующего решения компетентного органа (общего собрания или Совета директоров);
  • выплата дивидендов без удержания налога у источника (по обыкновенным акциям и долям);
  • неверное применение ставок налога на доходы (дивиденды), в частности при выплате дивидендов акционерам — иностранным юридическим лицам;
  • использование средств резервного фонда для выплаты дивидендов по привилегированным акциям при недостатке (отсутствии) чистой прибыли банка.

2.2.2 Методика  аудита кассы и кассовых операций

 

Одной из важнейших функций  банков является бесперебойное кассовое обслуживание клиентов, т.е. комплекс услуг, представляемых юридическим и физическим лицам по операциям с денежной наличностью в национальной и иностранной валюте, другими ценностями и платежными документами. Кассовая работа банка — это весьма трудоемкий процесс, в ходе которого возникают операционные риски, связанные с нарушением внутреннего контроля за совершением кассовых операций.

Цель аудита кассовых операций — проверка соблюдения банком требований законодательства в части совершения и отражения в учете кассовых операций, выявление недостатков в организации и ведении кассовой работы.

При осуществлении проверки организации и ведении кассовой работы в банке следует руководствоваться следующими нормативными актами, регламентирующими порядок совершения этих операций: Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Положениями ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. № 199-П и «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 15 января 1998 г. № 14-П; Письмом ЦБ РФ «О порядке расчетно-кассового обслуживания коммерческих банков в расчетно-кассовых центрах» от 29 февраля 1996 г. № 02-29-1-3/688.

Для осуществления аудита кассовых операций банка могут быть успешно использованы Инструкция ЦБ РФ «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» от 19 февраля 1996 г. № 34 и Приложение к Письму ЦБ РФ «Методические рекомендации по проверке кассовой работы кредитных организаций» от 23 декабря 1997 г. №52-Т.

В соответствии с названной целью основными задачами аудиторской проверки кассы и кассовых операций являются:

  • инвентаризация ценностей, проверка порядка их хранения и учета;
  • проверка порядка приема денежной наличности от организаций;
  • проверка порядка выдачи денежной наличности организациям;
  • проверка порядка заключения операционной кассы банка и хранения кассовых документов.

Информационной  базой при осуществлении проверки служат:

  • в ходе проверки организационных вопросов кассовой работы — приказы и распоряжения руководителя банка о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность денежных средств и ценностей; договора о полной и коллективной (бригадной) материальной ответственности; положение о кассовом подразделении банка; заключение территориального учреждения ЦБ РФ по технической укрепленности кассового узла банка (его филиалов) и внутренних структурных подразделений; письма территориального учреждения ЦБ РФ об установлении минимального остатка наличных денег в операционной кассе; книга учета денежной наличности и других ценностей ; книга учета принятых и выданных денег (ценностей); журналы регистрации приходных и расходных кассовых документов; кассовые журналы по приходу и расходу; кассовые документы дня; образцы подписей операционных работников банка; карточки образцов подписей должностных лиц клиентов, имеющих право распоряжаться счетом; журнал учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок; справки о принятых вечерней кассой сумках с денежной наличностью и порожних сумок; контрольные ведомости по пересчету денежной наличности и другие документы по кассовым операциям;
  • в ходе проверки правильности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете — лицевые счета к балансовым счетам
    • «Касса кредитных организаций» в разрезе видов валют,
    • «Чеки (в том числе дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте», 20207 «Денежные средства в операционных кассах, находящихся вне помещений банков», 20208 «Денежные средства в банкоматах»,

Типичные нарушения  при совершении кассовых операций

Наиболее типичные нарушения, допускаемые работниками банка при осуществлении кассовых операций, можно объединить в следующие группы: нарушения в организации кассовой работы; нарушения в части проведения ревизий ценностей; ошибки при совершении и оформлении кассовых операций с денежной наличностью. 

Нарушения в  организации кассовой работы:

  • ведение кассовых операций осуществляется при отсутствии кассового узла, или оборудование кассового узла не отвечает соответствующим требованиям;
  • не разработаны должностные инструкции на каждого кассового работника и инкассатора собственной службы инкассации;
  • не заключены договоры о полной материальной ответственности с кассовыми и инкассаторскими работниками банка;
  • отсутствует письменное распоряжение руководи<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_04

Информация о работе Аудит коммерческих банков, особенности его проведения