Аудит коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Понятия и виды аудита в коммерческой организации 6
1.1. Понятие коммерческой организации 6
1.2. Понятие, виды аудита, критерии обязательного аудита 8
Глава 2 Теоретические обоснования организации аудита на коммерческом предприятии 16
2.1 Организация аудита на коммерческом предприятии 16
2.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита 23
Глава 3 Проведение аудита в коммерческой организации 28
3.1 Аудиторская проверка коммерческой организации системы бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения принципа непрерывности деятельности 28
3.2 Аудит системы качества 33
3.3 Ужесточение контроля над работой аудиторов 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

аудит ком орг.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Внешний аудит - проводится внешними по отношению к предприятию организациями. Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Такой вид аудита используется при сертификации.

На практике используются следующие формы аудита второй стороной:

  • полный аудит на соответствие определенному стандарту;
  • частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности коммерческого предприятия;
  • вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта;
  • аудит соблюдения требований контракта.

Наиболее объективную  степень подтверждения обеспечивает аудит третьей стороной. Это достигается  его масштабностью, глубиной и более  высокой квалификацией проводящих его специалистов.

Проведение внутреннего и внешнего аудитов практически не отличается как с процедурной, так и с методической точки зрения. Однако необходимо учитывать специфику этих аудитов. Например, внешний аудит всегда нейтрален по отношению к аудируемому предприятию, т.к. специалисты, осуществляющие его, не работают на этом предприятии, либо пришли от заказчика или третьей независимой стороны. В силу этого заключения, выданные внешними аудиторами, не подвергаются воздействию внешних факторов и являются более объективными. Вместе с тем, внешний аудит обладает не только достоинствами по сравнению с внешним, но и недостатками.

Внешний аудит в отличие  от внутреннего проводится только по заявке. Предприятие, выступающее в  роли заказчика внешнего аудита, само определяет цели аудита и документ, на соответствие которому аудит должен проводиться. Программа внешнего аудита отличается от внутреннего обязательным указанием языка аудита и гарантией соблюдения конфиденциальности.

 

Таблица 1. Достоинства и недостатки внешнего и внутреннего аудита

 

1. Более высокий, чем  при внутреннем аудите, уровень  объективности заключения, обусловленный  непредвзятостью внешних аудиторов.

1. Незнание внешними  аудиторами производственных особенностей  аудитируемого предприятия

2. Более высокая эффективность  работы аудиторов, обусловленная жесткими временными рамками.

2. Предубежденность сотрудников  предприятия к аудиторам, как  к посторонним лицам

3. Критику со стороны  выдержать легче, чем критику  своего сотрудника, т.к. у внешнего  аудитора не может быть намерения уличить кого-либо в некомпетентности или невыполнении своих служебных обязанностей.

3. Отсутствие у внешнего  аудитора информации о путях  коммуникации на аудитируемом  предприятии.

4. Внешние аудиторы  являются более квалифицированными  специалистами, иначе они лишаются своей работы.

4. Незнание неформальных  лидеров на аудитируемом предприятии.

5. Результаты аудита  можно использовать для рекламы  предприятия.

5. Конфиденциальная информация  не может быть использована  в отчете об аудите

6. Результаты аудита  можно продемонстрировать не только заказчику.

6. Дефицит времени  при аудите ограничивает возможность  более детального обследования  системы

7. Расходы на аудит  можно определить более точно.

7. Зависимость работы  внешних аудиторов от сверхурочной  работы сотрудников аудитируемого предприятия.

 

8. Выборочность аудита, исключающая возможность полного  обследования системы качества


 

Участниками аудита могут  быть:

Заказчик (клиент)  - лицо или организация, по заказу которой  проводиться аудит. Заказчиком может  быть:

- организация, желающая проаудитировать свою систему качества на соответствие определенному стандарту;

- потребитель, желающий проаудитировать систему качества поставщика с помощью собственных специалистов или специалистов третьей стороны;

- независимая организация, уполномоченная определить, обеспечивает ли система качества соответствующее управление предоставляемыми продукцией или услугами;

- независимая организация, аккредитованная для проведения аудита с целью внесения - аудитируемрой организации в официальный реестр.

- аудитируемая организация (аудитируемое подразделение) или проверяемая организация или подразделение, где проводиться аудит.

Критериями обязательного аудита являются:

Обязательный аудит  проводится в случаях, указанных  в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ от 24.12.2010 г. Критерии обязательного аудита действуют с 2011 года (предыдущие редакции: от 30.12.2008 г. и Закон 119-ФЗ от 07.08.2001):

Статья 5.

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1. Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. Ценные бумаги организации  допущены к обращению на торгах  фондовых бирж и (или) иных  организаторов торговли на рынке  ценных бумаг;

3. Организация является кредитной  организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Объем выручки от продажи  продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. В иных случаях, установленных  федеральными законами.

 

Глава 2 Теоретические обоснования организации аудита на коммерческом предприятии

2.1 Организация аудита на коммерческом предприятии

 

Для успешной деятельности коммерческой организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Руководство организации заинтересовано в контроле над эффективностью работы отдельных структурных подразделений организации, добросовестностью выполнения работниками возложенных на них обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству коммерческой организации капитала, его рациональному использованию и приумножению.

В отечественной литературе в качестве целей проведения внутреннего аудита рассматриваются следующие:

  • достижение минимизации риска, присущего деятельности коммерческой организации, и максимизации ее прибыльности;
  • повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов с целью максимизации прибыли и рентабельности коммерческой организации;
  • оказание помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями системы внутреннего контроля. (1)

В зарубежной литературе вплоть до конца XX в. доминировал подход, в рамках которого целью внутреннего  аудита являлось оказание помощи сотрудникам  организации в выполнении ими  своих обязанностей, а также

---------------------

(1) 1 Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит. – М.: Юрайт,  Высшее образование, 2010. – с. 62.

оказание помощи менеджменту  организации в достижении им наиболее эффективного администрирования операций организации.

Анализ имеющейся специальной  западной и отечественной литературы позволил сделать вывод об отсутствии единой точки зрения на определение  понятий целей, функций и задач  внутреннего аудита, а также об отсутствии четкой дифференциации в  использовании различными авторами данных понятий применительно к внутреннему аудиту.

В связи с этим обратимся  к определению внутреннего аудита, разработанному Международным институтом внутренних аудиторов и закрепленному  в действующих на сегодняшний  момент Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита. Согласно данному определению, внутренний аудит — это «деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации, и по повышению стоимости организации, помогающая ей достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроль и систему корпоративного управления». (2)

Анализ данного определения позволяет выделить в качестве основных целей внутреннего аудита совершенствование хозяйственной деятельности организации и повышение ее стоимости, а также осуществление помощи в достижении организацией поставленных целей. С нашей точки зрения, данный подход к определению целей внутреннего аудита наиболее полно и широко отражает его сущность.

Отсутствие четких научно-методических основ нового вида деятельности в  управлении исключает разработку новых  эффективных форм и методов осуществления  этой деятельности.

--------------------

(2) Рогуленко Т.М., Пономарева С.В.  Аудит. – М.: КноРус, 2010. – с. 73.

 

Внутренний аудит —  это регламентированная внутренними  документами организации деятельность по контролю звеньев управления и  различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Главная же задача внутренних аудиторов — обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Функция внутренних аудиторов  состоит в том, чтобы:

 а) оценить адекватность  систем контроля — провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

 б) оценить эффективность  деятельности — осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.

Служба внутреннего  аудита на предприятии может состоять из одного-четырех человек, которые  могут проводить большую часть  своего времени, выполняя обычный аудит  соответствия. Однако она может включать в себя и множество служащих, имеющих самые разнообразные обязанности, в том числе далеко выходящие за рамки бухгалтерского учета, например, технологический аудит, оценочный аудит, экологический аудит, аудит качества. Функции внутреннего аудита чрезвычайно разнообразны, в связи, с чем его специалисты должны быть наделены достаточно широкими полномочиями. Кроме того, специалисты внутреннего аудита рассматриваются как консультанты по вопросам управления и экономической политики предприятия (фирмы, организации).

Помимо ревизии наличия  и правильности оформления всех бухгалтерских  документов, внутренний аудитор осуществляет проверку соблюдения административного  порядка выполнения директив и приказов, инвентаризации; участвует в сопоставлении с достигнутыми результатами; анализирует информацию в целях разработки мероприятий по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Правильная организация  системы внутреннего аудита невозможна без осуществления целого комплекса  программ - в их числе обеспечение следующих условий:

  • разработка проектов организации внутреннего аудита для коммерческих предприятий (дифференцировано по отраслям и организационно-правовым формам хозяйствования) с четким установлением функций, порядка взаимодействия с другими органами управления и производственными подразделениями, статуса внутреннего аудитора, его обязанностей, ответственности и прав;
  • определение квалификационных требований к должности внутреннего аудитора;
  • разработка и установление порядка введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;
  • разработка программ подготовки и повышения квалификации внутренних аудиторов, создание учебных пособий и организация обучения;
  • прогноз потребности в кадрах внутренних аудиторов.

Разделение труда внутренних аудиторов возможно и по следующим  признакам:

1) по функциям производства и управления, например, аудит планирования сбыта продукции, аудит денежных расчетов, аудит реализации, аудит поступления сырья и товарно-материальных ценностей для производства, аудит формирования финансовых результатов и т.д.;

2) по конкретной специфике коммерческого предприятия, например, аудит бухгалтерского учета, аудит менеджмента, аудит маркетинга и т.д.

Информация о работе Аудит коммерческой организации