Аудит коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:23, реферат

Описание работы

Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Понятия и виды аудита в коммерческой организации 6
1.1. Понятие коммерческой организации 6
1.2. Понятие, виды аудита, критерии обязательного аудита 8
Глава 2 Теоретические обоснования организации аудита на коммерческом предприятии 16
2.1 Организация аудита на коммерческом предприятии 16
2.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита 23
Глава 3 Проведение аудита в коммерческой организации 28
3.1 Аудиторская проверка коммерческой организации системы бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения принципа непрерывности деятельности 28
3.2 Аудит системы качества 33
3.3 Ужесточение контроля над работой аудиторов 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Файлы: 1 файл

аудит ком орг.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

3) по специализации производства,

4) по структурным подразделениям  коммерческого предприятия, например, аудит транспортного цеха, аудит цеха готовой продукции, аудит материального склада, аудит цеха полуфабрикатов и колбасного производства и т.д.

Получило распространение  деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более  детально, можно выделить следующие  его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический  аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления коммерческой организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся  аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным  лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных  функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается  в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно - технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес - проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводиться более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих коммерческую организацию с внешней средой. Например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности коммерческой организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними  полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления  формальных правил, заданий и  т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

Регулярное проведение внутренних аудитов позволяет:

  • обеспечить соответствие системы менеджмента требованиям соответствующего стандарта и требованиям, установленным самой организацией в документированных процедурах, стандартах предприятия, инструкциях и другой нормативно-технической документации;
  • предоставить уверенность руководству и заинтересованным сторонам в результативности системы менеджмента: внутренний аудит обеспечивает обратную связь, представляя руководству объективную информацию о том, как функционирует система;
  • выявить оперативные проблемы: во время проведения проверки любой системы, аудитор имеет благоприятную возможность для того, чтобы заметить сложности в исполнении системой требований, или проблемы в самой системе, или в процедурах;
  • обеспечить обратной связью для проведения корректирующих действий: в ходе внутреннего аудита выявляются несоответствия установленным требованиям, затем разрабатываются и осуществляются корректирующие действия для устранения причин выявленных несоответствий;
  • внутренний аудит является действенным инструментом отладки системы на стадии ее внедрения: проведение аудитов на стадии внедрения и подготовки системы менеджмента к сертификации помогает «запустить» систему и выявить, где система дает сбой.

Целью внутренних аудитов  не является поиск и наказание  виновных. Необходимо донести этот факт до всего персонала коммерческой организации, поскольку защитная реакция на любые проявления внешнего контроля не способствует получению объективной информации. Опасаясь возможного наказания, сотрудники могут скрывать или искажать необходимые сведения, и в этом случае результаты аудита не предоставят объективной информации о функционировании системы. Важно, чтобы такой подход не был просто декларацией о намерениях. Обманув доверие людей однажды, трудно завоевать его в будущем.

 

2.2 Актуальные проблемы  организации внутреннего аудита

 

Сложности, возникающие  на коммерческих предприятиях, в связи с изменениями как в экономике в целом, так и в хозяйственной деятельности самих предприятий в частности, приводят к возникновению определенных проблем в области аудиторской деятельности. На современном этапе развития аудита в России деятельность подавляющего большинства аудиторов сводится только лишь к проверке достоверности бухгалтерской отчетности. Однако понятно, что для коммерческой организации возможность воспользоваться услугами аудитора как компетентного советчика намного важнее. Исходя из того, что интерес клиента это есть платежеспособный спрос на рынке аудиторских услуг, можно предположить, что развитие аудита коснется расширения спектра его консалтинговых услуг.

Аудиторские заключения имеют характер пост - фактума, тогда как коммерческой организации требуется еще и анализ перспектив развития предприятия.

Указанные проблемы лежат  в основе позитивного развития внутреннего  аудита, как экономического явления, синтезирующего в своей основе не только контрольные, но и ряд других функций. Это позволяет максимально эффективно решать указанные проблемы на уровне субъектов экономики.

Отличительной особенностью внутреннего аудита является адекватное сложившейся экономической ситуации развитие следующих направлений  своей деятельности:

1. Прогнозное направление. Кроме констатации настоящего финансового положения, отчет аудитора должен раскрывать и перспективы развития предприятия.

2. Консультативное направление.  Невозможно не отметить роль  внутреннего аудитора как консультанта, так как он уже по своему статусу является экспертом в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансового и управленческого анализа и т.д.

3. Аналитическое направление.  Под воздействием потребителей  информации акценты внутреннего  аудиторского процесса смещаются  в сторону анализа текущей деятельности коммерческой организации, с точки зрения присущих ей рисков.

Исследование контрольной, прогностической, консультативной, аналитической  функции внутреннего аудита, выявило  некоторое смещение приоритетов  в сторону больших затрат времени на действия, связанные с аналитическими функциями внутреннего аудита, нежели на процедуры непосредственной проверки, а также на действия, связанные с получением информации.

Под воздействием все  более усложняющихся финансово-хозяйственных  операций, на аналитические функции внутреннего аудита требуется выделение все большего количества времени. Для достижения экономической эффективности функционирования отдела внутреннего аудита, единственным выходом остается сокращение времени, затрачиваемого на непосредственные аудиторские процедуры. Указанное сокращение времени, при сохранении устойчивых качественных характеристик внутреннего аудита, невозможно без применения компьютерных технологий. Таким образом, тенденция к компьютеризации внутреннего аудита – естественный шаг на пути повышения, как его экономической эффективности, так и его качественных и функциональных характеристик.

Компьютерное обеспечение  внутреннего аудиторского процесса предполагает разработку и внедрение  в практику ряда программных пакетов, которые по своему воздействию на технологию внутреннего аудита можно разделить на группы:

  • Обособленные – программы вспомогательного характера (шаблоны документов, анкет, тестов и прочей рабочей документации). Данные программы не предполагают машинной связи ни между объектом и внутренним аудитором, ни между своими внутренними компонентами (например, анкетой – тестом - карточкой выборки – карточкой аудиторской процедуры). Преимущество данных программ:

- сокращается время на подготовку документов к работе;

- не требуется специальной подготовки к их написанию и использованию.

 К недостаткам можно  отнести:

- низкий коэффициент соотношения экономии времени от использования программы и времени на ее адаптации к аудиторскому процессу;

- низкий коэффициент соотношения выходящей информации и входящей информации.

  • Связанные – программы вспомогательного характера, но имеющие внутренние взаимосвязи (взаимоувязанные таблицы, позволяющие избежать сложных расчетов, предполагающие при вводе исходных данных получать результатную информацию). Данные программы хотя и не предполагают машинной связи между объектом и внутренним аудитором, но имеют внутренние взаимосвязи своих компонентов (тесты и анкеты автоматически обобщаются, и выводится итоговый результат – уровень риска). Преимущества программ данной группы в:

- еще большем сокращении времени на проверку;

- все еще относительно низкими требованиями к специальной подготовке пользователя;

- в более легком преодолении недостатков «обособленных» программ, т.е. снижены затраты времени на адаптацию программы и как следствие улучшение коэффициентов времени и информации.

 Недостатками программного  обеспечения данного уровня являются  все те же недостатки, что и  у «обособленных» программ, но  с меньшей степенью воздействия  на аудиторский процесс.

  • Интегрированные – программы с реализацией методики внутреннего аудиторского процесса, вступающие в непосредственные взаимосвязи с информацией объекта внутреннего аудита экономического субъекта, реализованной в компьютерном виде. Программы данного уровня предполагают использование компьютерных баз данных учета бухгалтерии организации с целью сбора аудиторских доказательств на ограниченном участке аудита (например, аудит кассы, аудит расчетов и т.д.). Преимуществами данного пакета программ являются: существенное сокращение времени непосредственной проверки доброкачественности хозяйственных операций и процессов, а так же высокая степень детализации данных выходной информации. К основным недостаткам относятся: обязательная компьютеризация бухгалтерского учета организации, повышенные требования к подготовке пользователя, не разработанность программ.
  • Сверхинтегрированные – программы с качественными характеристиками идентичными «интегрированным» программным продуктам, но без ограничения участка проверки.

Рассматривая программные  пакеты различного уровня сложности (от обособленных до сверхинтегрированных), необходимо отдельно отметить, что  использование программ первой и  второй группы (обособленных и связанных) не предполагают одновременного использования программных продуктов других групп, т.к. те имеют встроенные модули аналогичные данным программам. Иначе говоря, программы следующего класса сложности «впитывают» в себя программы более низкого уровня. В тоже время, необходимо отметить, что программы первой и второй группы могут использоваться как в системе компьютерной обработки данных, так и при ручной обработке информации. Программы третьей и четвертой группы не могут функционировать иначе как в системе КОД.

Исходя из вышеизложенного, процесс компьютеризации внутреннего аудита (с точки зрения перераспределения функций и обязанностей аудитора, перераспределения рисков и т.п.) необходимо рассматривать отдельно при ситуации, когда речь идет о ручной обработке информации в организации, и когда речь идет об использовании системы компьютерной обработки данных.

 

Глава 3 Проведение аудита в коммерческой организации

3.1 Аудиторская проверка коммерческой организации системы бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения принципа непрерывности деятельности

 

Организация системы бухгалтерского учета и отчетности — важный момент в проведении аудита в коммерческих организациях; это обязательное требование как международных, так и российских стандартов аудита.

Данная работа включается как в план, так и в программу  аудиторской проверки.

В план включаются основные вопросы, необходимые для проверки, а программа содержит детальный  перечень необходимых процедур и  рабочую документацию аудитора.

План аудиторской проверки организации системы бухгалтерского учета и отчетности

1  Изучить и дать краткую характеристику организационной структуры бухгалтерской службы. Дать оценку взаимодействию бухгалтерской службы с экономическими, финансовыми, юридическими службами

2  Определить разграничение обязанностей между указанными службами и порядок документооборота

3  Проанализировать учетную политику предприятия и его филиалов. Дать ответы на следующие вопросы:

3.1  Своевременно ли утверждена учетная политика?

3.2  Утвержден ли рабочий план счетов бухгалтерского учета?

3.3  Утверждены ли формы первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы?

3.4  Утверждены ли формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности?

Информация о работе Аудит коммерческой организации