Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:23, реферат
Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.
Введение 3
Глава 1 Понятия и виды аудита в коммерческой организации 6
1.1. Понятие коммерческой организации 6
1.2. Понятие, виды аудита, критерии обязательного аудита 8
Глава 2 Теоретические обоснования организации аудита на коммерческом предприятии 16
2.1 Организация аудита на коммерческом предприятии 16
2.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита 23
Глава 3 Проведение аудита в коммерческой организации 28
3.1 Аудиторская проверка коммерческой организации системы бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения принципа непрерывности деятельности 28
3.2 Аудит системы качества 33
3.3 Ужесточение контроля над работой аудиторов 40
Заключение 42
Список использованной литературы 44
3.5 Определен ли порядок проведения инвентаризации активов и обязательств?
3.6 Определены ли правила документооборота и технология обработки учетной информации?
3.7 Определен ли порядок контроля за хозяйственными операциями?
3.8 Соответствует ли содержание учетной политики требованиям нормативных актов бухгалтерского учета?
3.9 Имеются ли отличия от положений учетной политики и фактически используемыми методами бухгалтерского учета (раскрывается отдельно в каждом разделе отчета)?
3.10 Имеются ли случаи, когда в учетной политике не раскрыты методы ведения бухгалтерского учета по операциям, порядок отражения которых не урегулирован нормативными документами либо допускает наличие нескольких вариантов?
3.11 Дать оценку учетной политики для целей налогообложения
4 Изучить самостоятельно разработанные организациями методические пособия (рекомендации или указания) по ведению бухгалтерского и налогового учета
5 Изучить организационно-
6 Дать краткую характеристику и оценку организации системы бухгалтерского учета (в целом) по следующим показателям:
6.1 Используемые способы и методы ведения бухгалтерского учета и их соответствие требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету
6.2 Перечень и формы используемых регистров бухгалтерского учета и их соответствие требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету
6.3 Автоматизация бухгалтерского учета
6.3.1 Используемое программное обеспечение
6.3.2 Участки бухгалтерского учета, обрабатываемые компьютерным способом
6.3.3 Участки бухгалтерского учета, которые ведутся вручную
6.4 Правильность оформления и хранения первичных учетных документов
7 Правильность проведения инвентаризации
7.1 Проверить наличие приказа о проведении инвентаризации
7.2 Изучить установленный нормативными документами предприятия порядок проведения инвентаризации на предмет его соответствия действующему законодательству
7.3 Имеются ли различия между фактическим порядком проведения инвентаризации и его утвержденным порядком? Дать оценку таких отличий
7.4 Характеристика результатов ежегодной инвентаризации
7.5 Проводится ли инвентаризация при смене материально ответственных лиц, в том числе замена материально ответственного работника на период его отпуска
7.6 Правильность оформления результатов инвентаризации
8 Дать краткую характеристику и оценку организации порядка подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности (в целом) по следующим показателям:
8.1 Перечень форм отчетности
8.2 Описать порядок подготовки бухгалтерской отчетности, налоговой отчетности, внутренней отчетности дочерних предприятий перед головной организацией
8.3 Правильность заполнения форм отчетности
9 Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства
9.1 Проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности, увязку ее показателей
9.2 Выразить мнение о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях
9.3 Проверить правильность оценки статей отчетности
9.4 Предложить внести (при необходимости) изменения в отчетность на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита
9.5 Проверить правильность формирования сводной (консолидированной) отчетности
9.6 Проверить правильность формирования сегментной отчетности
Аудиторские процедуры аудитора по оценке состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в организации включают получение базовой информации о клиенте, в том числе данных о специфике его деятельности, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, программном обеспечении и т.д.; исследование и оценка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля; определение уровня аудиторского риска и уровня существенности; изучение учетной политики организации, оценка ее полноты и соответствия принятых положений действующему законодательству, проверка раскрытия существенных способов ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке за отчетный год (п. 15, п. 23 ПБУ 1/98); формирование выводов.
Рабочие документы аудитора: порядок предварительной экспертизы; общие сведения об организации; состав бухгалтерии; оценка внутрихозяйственного риска; оценка эффективности бухгалтерского учета в организации; система внутреннего контроля и первичная оценка ее надежности; подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля; определение оценки эффективности системы бухгалтерского учета и достоверности системы внутреннего контроля; взаимосвязь между компонентами аудиторского риска; определение общего уровня существенности; распределение общего уровня существенности; опросный лист по планированию проверки учетной политики и системы бухгалтерского учета организации; анкета (контрольный лист) по проверке учетной политики и системы бухгалтерского учета организации; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита.
Аудиторская проверка соблюдения принципа непрерывности деятельности.
Такая работа предусмотрена как международным, так и российским стандартом аудита и включается как в план аудиторской проверки (часто просто одной строкой, поэтому план этой проверки здесь не приводится), так и в программу аудита.
Приведем пример включаемых
в программу аудиторских
Аудиторские процедуры: проведение опроса; сбор исходных данных для проведения краткого анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; выполнение краткого анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; изучение результатов краткого анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и формирование выводов; при наличии серьезных сомнений в способности организации продолжать свою деятельность в обозримом будущем — проведение опроса и формирование выводов по вопросам, связанным с решением проблем, возникших в организации; формирование выводов.
Рабочие документы аудитора: опросный лист соблюдения принципа непрерывности деятельности; рабочие документы аудитора по разделу, области аудита; краткий анализ финансово- хозяйственной деятельности организации; анкета (контрольный лист) по проверке соблюдения принципа непрерывности деятельности; опросник-анкета по вопросам, связанным с решением проблем, возникших в организации.
Рисунок 1 Внутренний аудит системы качества
Взаимодействие участников аудита может проходить по следующей схеме рис.2.
Рисунок 2. Схема взаимодействия участников аудита системы качества
Аудит системы качества предназначен для обеспечения руководства предприятия объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованием.
Координация работ по внутреннему аудиту должна возлагаться приказом руководителя предприятия на службу внутреннего аудита системы качества, созданную в виде отдельного структурного подразделения предприятия в процессе внедрения стандартов ИСО. Если по каким либо причинам создание такой службы на предприятии затруднено, аудит системы качества проводится временно сформированными группами. Обязанности аудиторов возлагаются на специалистов подразделений предприятия, имеющих отношение к разработке и функционированию системы качества (без освобождения от их основной работы). На предприятии должно быть минимум два человека, подготовленных к проведению аудита, так как при аудите своего подразделения он не может быть задействован.
Служба качества может сама подвергаться внутреннему аудиту для установления соответствия требований системы качества предприятия, предъявляемых к аудиту качества.
Внутренний аудит можно разделить на три стадии:
Предварительный анализ предприятия – это планирование аудита. Проведение аудита - это плановая работа. Годовой план (или другой календарный срок) на проведение внутреннего аудита разрабатывается начальником службы внутреннего аудита в различных формах. Впоследствии этот план утверждается руководителем предприятия.
Проведение внутреннего аудита преследует следующие цели:
Объектами внутреннего аудита системы качества являются ее элементы. Под объектом аудита в данном случае понимается одно или несколько подразделений предприятия, осуществляющих деятельность в системе качества в целом или по отдельным элементам.
Область деятельности и глубина аудита устанавливается исходя из объема нужной заказчику конкретной информации.
План рассылается плановым подразделениям и аудиторам, которые будут вести проверки.
Подготовка аудита включает несколько этапов.
- Первый этап - разработка главным аудитором плана аудита, который должен содержать цели и задачи аудита, наименование объекта и область аудита, сроки проведения, календарный график работ аудиторов, идентификацию членов аудиторской группы, перечень документов, на соответствие которых проводится аудит, график совещаний, требования к конфиденциальности, расчет-рассылку отчета об аудите и ожидаемую дату выпуска. Любые разногласия по пунктам плана, возникающие между главным аудитором и проверяемой организацией, должны быть устранены до начала проведения работ. По согласованию сторон допустима корректировка пунктов плана аудита в процессе его проведения. План аудита утверждается руководителем службы аудита предприятия.
На стадии подготовки главному аудитору важно:
Т. к. из проведённого предварительного анализа аудитор получает ответы только на некоторые вопросы необходимо записать не решенные вопросы (они потребуются на следующей стадии).
- Второй этап - распределение обязанностей между членами групп экспертов-аудиторов. Каждому эксперту-аудитору для оценки главным аудитором выделяются конкретные элементы системы качества или конкретные функциональные подразделения проверяемого предприятия.
- Третий этап - подготовка рабочих документов.
Члены аудиторской группы должны быть обеспечены необходимыми документами (рабочие документы системы качества(руководства по качеству, стандарты предприятия) на соответствие требованиям которых проводится аудит; облегчающие работу аудитора (опросные листы, вопросники, бланки для записей); формы для документирования вспомогательных доказательств, подтверждающих выводы экспертов аудиторов.
Осуществление аудита:
Вступительное совещание проводит главный аудитор. Оно проходит в кабинете начальника, проверяемого подразделения. Присутствуют: начальник проверяемого подразделения, аудитор, помощники (если имеются), контактные партнеры (сотрудники проверяемого подразделения, с которыми в дальнейшем аудитор будет вести работу).
Целями совещания являются: