Аудит МПЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Содержание работы

Введение 2
1. Аудит материально-производственных запасов 3
1.1. Цель, задачи и источники информации аудита МПЗ 3
1.2. Последовательность проведения аудита материально-производственных запасов 10
2. Аудит учета материально-производственных запасов в обществе с ограниченной ответственностью 14
2.1 Краткая характеристика общества с ограниченной 14
2.2 План и программа аудиторской проверки учета материально-производственных запасов 15
2.3 Методика проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

аудит мпз Курсовой для сайта.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.3 Методика проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов

Прежде всего необходимо проверить положения учетной политики по учету материально-производственных запасов (МПЗ), которые отражены в документе «Учетная политика». При этом особое внимание следует обратить на следующее:

  • как учитываются материальные ценности — по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;
  • какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;
  • какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складах.

Основные элементы учетной  политики, относящиеся к организации  учета материально-производственных запасов, приведены в табл. 4

Уточнив соответствие положений  учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:

  • учет поступления материальных ценностей;
  • аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;
  • учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;
  • сводный учет материальных ценностей;
  • анализ использования материальных ресурсов.

 

Таблица 4. Элементы учетной политики предприятия, связанные с учетом товарно-материальных ценностей

№ п/п

Элементы  учетной политики предприятия

Вариант выбора

1

Форма бухгалтерского учета

Упрощенная  Мемориально-ордерная Журнально-ордерная Автоматизированная

2

Способ оценки материалов при отпуске в производство и ином выбытии

По себестоимости  каждой единицы запасов

По средней  себестоимости

По себестоимости  первых по времени закупок (ФИФО)

3

Приобретение  материальных ценностей

С использованием счетов 15, 16 и 10

С использованием только счета 10

4

Оценка материалов в текущем учете

По фактической  себестоимости


В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска  и уровня существенности, установленные  при планировании.

Для оценки системы  внутреннего контроля были использованы вопросники (анкеты). Для этого были опрошены, в первую очередь лица, ответственные за организацию учёта  материалов (эти ответы также можно  получить, проведя наблюдение за работой  бухгалтерии).

Данные вопросы, а также анализ организационной  структуры, схемы и графика документооборота, учёт фактора размера организации  позволил сделать первичную оценку системы внутреннего контроля, т.е. оценить её эффективность и надёжность как высокую, среднюю или низкую. В нашем случае на ООО «Ключ к лояльности в ритейле» степень системы внутреннего контроля был оценен как средний.

Была проведена  оценка контрольного риска. Он обратно  пропорционален надёжности системы  внутреннего контроля (высокой надежности соответствует низкий риск; средней  надежности соответствует средний  риск; низкой надежности соответствует  высокий риск).

Разработка  программы аудита и плана, основывалась на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Составляя общий  план и программу аудита, учитывалась  степень автоматизации обработки  учетной информации, что позволило  точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Результаты  проводимых процедур при подготовке общего плана и программы были детально задокументированы, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

В общем плане  был определен способ проведения аудита на основании результатов  предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита.

Программа аудита является развитием общего плана  аудита и представляет собой детальный  перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной  инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей  аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Следует документально  оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор  в процессе работы имел возможность  делать ссылки на них в своих рабочих  документах.

В зависимости  от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских  процедур программа аудита может  пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим  материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для  формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании  процесса планирования аудита общий  план и программа аудита были оформлены  документально и завизированы в  установленном порядке.

Уточнив выполнение положений учетной политики, в  ходе исследования, проверили выполнение следующих комплексов задач по учету  материальных ценностей:

· учет поступления  материальных ценностей;

· аналитический  учет движения материальных ценностей  на складах предприятия;

· учет использования  материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и  хищений материальных ценностей;

· сводный  учет материальных ценностей;

· анализ использования  материальных ресурсов.

До проведения инвентаризации были запрошены документы  о результатах инвентаризации за прошлые периоды, проанализированы изменения в количестве и структуре  запасов, а так же обсуждены с  администрацией вопросы организации  и проведения контрольно-инвентаризационной работы.

По результатам  аудиторской работы было установлено, что пересортица в суммовом выражении составила 10 588 руб. 48 коп.

Далее было проведено  ознакомление с номенклатурой и  объемами товарно-материальных ценностей, посредствам чего получили информацию обо всех местах их хранения. Выявлены дорогостоящие объекты и методы их учета и проанализирована система  внутреннего контроля, хранения, документирования движения ценностей.

В ходе проведения инвентаризации обратили внимание на номера, марки, наименования товарно-материальных ценностей. В результате, при сличении номеров и марок, указанных в  паспортах и данных приходных  документов, обнаружили замену нового автомобильного мотора, бывшим в употреблении.

По результатам  проведенной инвентаризации было выявлено расхождение фактического наличия  и учетных данных. Вследствие чего был выпущен приказ руководителя предприятия об исправлении расхождения. Учетные данные были заменены фактическими. Но в случае, если бы материально-ответственное  лицо было бы не согласно в недостаче, то его доводы нужно было бы проанализировать и провести повторную инвентаризацию.

Далее, в ходе инвентаризации, была проверена своевременность  и эффективность взыскания с  ответственных лиц задолженности  по недостачам ценностей, выявленных за прошлые периоды.

На ООО «Ключ к лояльности в ритейле» весь учет ведется компьютерезированно, с помощью программы «1С Предприятие», и для контроля операций по приобретению материальных ценностей и расчетов с поставщиками можно просмотреть машинограммы кредитовых и дебетовых оборотов по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Материальные  ценности приходуются и отпускаются  по весу, объему, площади или счету, а иногда учитываются в двух единицах измерения. При этом фактическим  расходом материалов считается их потребление  в процессе производства. Отпуск же материалов в цеховые кладовые следует  рассматривать как перемещение  материальных ценностей. Поэтому это  надо отметить как недостаток практики приемки материалов и отпуска  в производство (без взвешивания, замера, пересчета или без технических  испытаний их качества). Это может  привести к образованию скрытых  от учета излишков материальных ценностей.

В ходе аудиторской  проверки было установлено что имел место быть факт необоснованного отвлечения средств предприятия на излишние запасы материалов. Что в свою очередь привело к снижению ликвидности оборотных средств предприятия. Целесообразно было бы сократить запасы до уровня, необходимого при использовании в течении года. 

В результате проведения аудита в ООО «Ключ к лояльности в ритейле» были выявлены следующие нарушения, которые обобщены в таблице.

Нарушения, выявленные в ходе аудиторской проверки в ООО «Ключ к лояльности в ритейле»

№п/п

Содержание нарушения

Последствия нарушения

1

Не обеспечивается ведение сортового, количественного аналитического учета  на складе

Данное нарушение приводит к пересортице, в результате чего получается несоответствие в суммовом выражении

2

Не все документы распечатываются

Не всегда есть возможность оперативно сравнить выданные ТМЦ (если есть долгосрочные заказы)

3

Не соблюдается сверхнормативный расход материалов

Хищение, применение не по назначению

4

Нет образцов подписей МОЛ

Нет возможности установить достоверность  подписи

5

Имеются излишки и ненужные запасы

Приводит к снижению ликвидности  оборотных средств

6

Пересортица

Несоответствие в суммовом выражении  стоимости конкретного вида запаса


 

Данные таблицы  позволяют сделать вывод о  том, что в организации нет  грубых нарушений по ведению учета  МПЗ, но тем не менее было бы целесообразно ужесточить контроль за сохранностью МПЗ на складе (чтобы исключить пересортицу).

Вести учет и  контроль за сверхнормативными расходами, т. к. нерационально расходуются МПЗ.

Совершенствование учета и контроля наличия и  движения производственных запасов  предприятия следует производить  по следующим направлениям.

Во-первых, упрощать оформление операций по приходу и  расходу товарно-материальных ценностей. Отпуск материалов в производство, где это целесообразно, можно  оформлять на основании установленного лимита непосредственно в карточках  складского учета материалов, предусмотрев в них подпись лица, получающего ценности.

В-вторых, следить  за тщательным и своевременным проведением  инвентаризаций, контрольных и выборочных проверок, которые имеют важное значение в сохранности материалов.

Решение этих и других проблем позволит наладить более действенный и менее  трудоемкий учет и аудит за наличием, движение и использованием материальных ресурсов, а так же достичь их экономии.

 

Заключение

Материально-производственные запасы влияют на характеристики хозяйственной  деятельности больше, чем какой-либо другой вид активов.

Проверка сохранности  производственных запасов является одной из важнейших аудиторских  процедур. В процессе аудита особое место отводится проверке закрепления  материальной ответственности. Особую роль в обеспечении сохранности  имущества имеет правильный подбор работников на должности с материальной ответственностью.

Сохранность МПЗ зависит  от условий хранения, поэтому следующим  этапом является проверка состояния  складского хозяйства. Неудовлетворительная организация складского хозяйства  на предприятии будет свидетельствовать  о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ. Обобщая результаты проверки, аудитору необходимо систематизировать собранные в рабочих документах доказательства в отношении МПЗ. По нарушениям, имеющим системный характер, выявленную ошибку следует распространить на всю проверяемую совокупность. Существенность выявленных отклонений определяется с учетом размера выборки и системного характера ошибок.

Существенная ошибка при  учете МПЗ приводит к искаженному  отражению в бухгалтерской отчетности оборотных средств, себестоимости  продаж, валовой и чистой прибыли.

Собранный в ходе аудита материал, подтверждающий сведения, представленные руководством организации относительно существования, права собственности, оценки запасов, позволяет аудитору составить окончательное представление  о количестве и стоимости запасов, с тем, чтобы сделать заключительный вывод о достоверности отчетности по данным статьям бухгалтерской  отчетности.

Таким образом, плюсы проведения аудиторской проверки для финансово-хозяйственной деятельности предприятия очевидны. Помимо официального мнения в форме аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов по итогам проверки информация, в том числе  о состоянии учета МПЗ, важна  для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений.

 

Список использованной литературы

I.  Нормативно-правовые акты

  1. Кодекс этики аудиторов России. Одобрен Советом по аудиторской деятельности при МФ РФ от 31.05.2007 г., протокол № 56.
  2. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. приказом МФ РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н (ред. от 25.10.2010 №132н).
  3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утв. приказом МФ РФ от 13 июня 1995. № 49.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2010 N 404-ФЗ)); (часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2010 N 404-ФЗ))
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ-5/01. Утв. приказом МФ РФ от 9 июня 2001 г. № 44н (ред. от 25.10.2010 № 132н).
  6. Приказ МФ РФ от 20.05.2010 г. №46н.Федеральные стандарты аудиторской деятельности ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности»
  7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
  8. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ (ред. От 21.11.2011 №327-ФЗ)
  9. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, принятые Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 с изм.

Информация о работе Аудит МПЗ