Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:19, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение порядка проведения аудита операций с денежными средствами.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основы организации аудита и его правовое обеспечение………………..5
Теоретические основы аудита………………………………………………5
1.2 Правовое и информационное обеспечение аудита………………………10
2 Организация проведения аудиторской проверки учета операций с денежными средствами в ООО «Уралгазсервис - Монтаж»……..................14
2.1 Краткая характеристика ООО «Уралгазсервис - Монтаж»………………14
2.2 Планирование аудиторской проверки учета операций с денежными средствами………………………………………………………………………..20
2.3 Порядок проведения аудиторской проверки учета операций с денежными средствами………………………………………………………………………..25
2.4 Документальное оформление результатов проверки…………………….32
3 Совершенствование аудита учета операций с денежными средствами………………………………………………………………………..38
Выводы и предложения…………………………………………………………39
Список использованных источников…………………………………………...41 Приложения……………………………………………………………………...44
Анализ данных таблицы 2 показывает, что размер собственного капитала и резервов уменьшался в динамике за анализируемый год, превратившись в убыток в размере 551 тыс.руб. к концу 2009 года. Снижение собственного капитала произошел за счет получения убытка по итогам работы за 2009 год. Размер внеоборотных активов в 2009 году по отношению к отчетному 2008 увеличился на 472 тыс. руб (или на 72,2%) за счет увеличения размера нематериальных активов и долгосрочных финансовых вложений. Что касается производственных запасов и затрат, то следует отметить, что в динамике за анализируемый год наблюдается их последовательное снижение. Если по состоянию на конец 2008 года их размер составлял 11991 тыс. руб, то уже к концу 2009 снизился до 11512 тыс. руб, то есть общее уменьшение составило 479 тыс. руб по отношению к 2008 году. Их снижение было обеспечено уменьшением готовой продукции и товаров для перепродажи. Снижение производственных запасов и затрат и одновременное понесение предприятием убытка привело в 2009 году к необеспеченности на предприятии производственных запасов собственными источниками. Отчетный 2009 год в отличие от предыдущего 2008 г. предприятие закончило с убытком в размере 4656 тыс. руб. На 1 руб. затрат в 2008 году было получено 3,02 коп. прибыли, а в 2009 году, напротив, с 1 руб. затрат были понесены убытки в размере 6,27 коп., что и отразилось впоследствии негативно на финансовом состоянии предприятия.
2.2 Планирование аудиторской проверки учета операций с денежными средствами
Аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. [11]
Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации — т. е., задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку. Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку. В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо аудиторский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) — предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Это рекомендовано общероссийским стандартом «Планирование аудита». Планирование аудита - это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего обеспечить проведение проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки по выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.
В ООО «Уралгазсервис - Монтаж» планирование аудиторской осуществляется в соответствии с общими принципами планирования аудиторской проверки, изложенными в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита». При планировании аудиторской проверки в ООО «Уралгазсервис - Монтаж» следует выделить основные этапы: 1-предварительное планирование аудита; 2-подготовка и составление общего плана аудита; 3-подготовка и составление программы аудита.
Предварительное планирование включает в себя получение и оценку информации о клиенте, для выявления специфики его деятельности, отраслевых особенностей функционирования предприятия, выявления технологических и производственных связей, различных обязательств, наличия или отсутствия внутреннего контроля и т.д. Источниками данных сведений служат учредительные документы, внешние и внутренние отчеты, организационные документы.
Аудиторская организация в процессе проведения аудита обязана оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. [11]
Итак, проведем оценку планового уровня существенности показателей бухгалтерской финансовой отчетности ООО «Уралгазсервис – Монтаж».
Показатели для нахождения уровня существенности представлены в таблице 3.
Таблица 3. – Порядок определения уровня существенности
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс.руб. |
Доля базового показателя, % |
Расчетное значение, применяемое для нахождения уровня существенности |
Балансовая прибыль |
(4656) |
5 |
- |
Валовый объем реализации без ндс |
71917 |
2 |
1438,34 |
Валюта баланса |
24422 |
2 |
488,44 |
Собственный капитал |
(551) |
10 |
- |
Общие затраты экономического субъекта |
(63047) |
2 |
1260,94 |
Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся. В нашем случае предприятие понесло убыток по итогам года, поэтому в клетках таблицы: балансовая прибыль экономического субъекта, собственный капитал ставят прочерки.
(1438,34+488,44+1260,94):3 = 1062,57
Наименьшее значение показателя из графы 4 отличается от среднего на: (
Наибольшее значение показателя из графы 4 отличается от среднего на:
( = (1438,34-1062,57): 1062,57*100 %= 35,36%.
Далее необходимо проанализировать числовые значения, записанные в графе 4. Значения, сильно отклоняющиеся в большую и (или) меньшую сторону от остальных, можно отбросить. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе. Новое среднее арифметическое значение:
= ( (1438,34+1260,94):2 = 1349,64.
Наименьшее значение показателя из графы 4 отличается от среднего на: ( = (1349,64–1260,94) : 1349,64* 100% = 6,57%.
Наибольшее значение показателя из графы 4 отличается от среднего на: = (1438,34– 1349,64): 1349,64*100 = 6,57%.
Выбираем наибольшее значение и сравниваем его со средним арифметическим:
): 1349,64= 0,16
Значения после отклонения находятся в пределах установленной величины 20 %.
Уровень существенности составляет и от валюты баланса – 5,5 %.
Далее необходимо провести основное планирование, которое начинается с составления плана аудиторской проверки, в котором описываются предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. План аудита наглядно представлен в приложении 1.
Программа аудита – является развитием общего плана аудита. Пред-ставляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и является средством контроля за сроками и качеством выполнения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы. [11]
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании внутреннего контроля и учета, что помогает выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и представляют собой перечень действий аудитора для таких проверок. Программа аудита составляется по каждому разделу учета. Программа аудита учета операций с денежными средствами в ООО «Уралгазсервис - Монтаж» наглядно представлена в приложении 2.
2.3 Порядок проведения
аудиторской проверки учета
Целью проведения
аудиторской проверки учета
Для достижения данной цели аудиторская организация ставит перед собой ряд задач: 1 – обследование условий хранения и сохранности денежных средств, контроль их наличия; 2 – проверка степени соблюдения кассовой и расчетной дисциплины; 3 – проверка полноты и своевременности оприходования и зачисления денежных средств; 4 – проверка обоснованности и законности списания денег на расход; 5 – проверка документального оформления операций; 6 – контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовой техники при наличных расчетах; 7 – подтверждение достоверности отчетности о наличии денежных средств.
Источниками
информации при проведении
Аудиторская проверка учета операций с денежными средствами включает в себя: аудит кассовых операций, аудит безналичных денежных средств, аудит операций с применением контрольно-кассовой техники.
Итак, аудит операций по учету денежных средств в ООО «Уралгазсервис - Монтаж» проводился на основании предоставленных первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета по счету 50 «касса» и счету 51 «расчетный счет». Аудиторская проверка была организована по следующим направлениям: 1 - проверка правильности документального оформления операций, 2 - проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, 3 - проверка правильности списания денежных средств, 4 - проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины, 5 – проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета.
В процессе аудита кассовых операций выявлялись следующие вопросы: соблюдаются ли условия сохранности при перевозке наличных денежных средств. В соответствии с пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций в РФ на руководителей предприятий возложены обязанности по обеспечению сохранности денежных средств в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Обеспечить сохранность денежных средств при их перевозках руководители организаций вправе собственными силами (с привлечением специализированного охранного подразделения или иных лиц), или же прибегнув к услугам сторонних организаций (частных охранных предприятий, подразделений вневедомственной охраны, служб инкассации). При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения кассовых операций, организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Необходимость сдачи сверхлимитной денежной наличности, а также поступающих в кассу организации сумм выручки от реализации продукции (работ, услуг) также закреплена в Положении Центробанка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Согласно положению о порядке ведения кассовых операций прием денежной наличности от организаций производится по объявлениям на взнос наличными, представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. При этом организация должна вносить денежную наличность только на свой банковский счет, открытый в соответствующей кредитной организации.
Полноту и своевременность оприходования полученных в банке денежных средств проверяли сопоставлением информации по выпискам банка, корешкам чеков, приходным кассовым документам, кассовой книге и оборотам по Д счета 50. Полноту и своевременность оприходования прочей выручки контролировали по данным аналитического учета по должникам выборочным методом, в данном случае проверялись лицевые счета, авансовые отчеты, данные складского учета. В отдельных случаях были получены письменные подтверждения 3-их лиц, за которыми числится непогашенная задолженность.
Законность и юридическую обоснованность расходования денежных средств устанавливали в соответствии с направлениями расхода. А именно, проверяли наличие приказов и распоряжений на выплату премий и доплат, правильность оформления первичных документов, наличие всех реквизитов и подписей (при этом, выборочно проверяется соответствие подписей и фамилий в оправдательных документах с данными отдела кадров или с оправдательными документами за другие периоды). Особое внимание уделялось операциям по депонированным суммам. Первоначально проверялась правильность оформления документов при депонировании заработной платы. При фактической ее выплате правильность выплаченной суммы удостоверяется по платежным ведомостям, выпискам банка и данным аналитического учета к сету 76. В соответствии с п.18 Положения о порядке ведения кассовых операций в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости проставляет оттиск штампа или делает надпись "депонировано" напротив фамилий работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию и сдаче в банк, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости и оформляет в произвольной форме реестр депонированных сумм. Нумерация реестров депонированных сумм осуществляется в хронологической последовательности с начала календарного года. После оформления реестра депонированных сумм кассир заверяет своей подписью расчетно-платежную ведомость, реестр депонированных сумм и передает их для сверки соответствия записей в реестре депонированных сумм с данными расчетно-платежной ведомости и подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю. На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости оформляется расходный кассовый ордер, номер и дату которого кассир проставляет на последней странице расчетно-платежной ведомости. При оформлении реестра депонированных сумм руководителем соответствие записей в реестре депонированных сумм с данными расчетно-платежной ведомости заверяется им самим. Кроме того, в обязательном порядке проверялась правильность оформления операций при выплате денег по доверенности, т.е устанавливалось наличие доверенности, правильность ее оформления, полномочия получателя денежных средств. Правомерность подписи доверителя контролируется отделом кадров или руководителем. При этом, делается надпись «Настоящую правомерность подписи подтверждаю», после чего проставляется дата и подпись контролирующего лица.
Информация о работе Аудит операций с денежными средствами в ООО «Уралгазсервис - Монтаж» г. Пермь