Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения теоретических и практических основ аудита основных средств предприятия предопределило выбор темы курсовой работы.
Основными задачами курсовой работы являются:
раскрыть понятие основных средств;
показать учет основных средств на примере ОАО «Птицефабрика Пермская»
составить план и программу аудита основных средств;
рассмотреть основные направления аудиторской проверки основных средств;
оформить результаты аудиторской проверки основных средств;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2-6
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Понятие и классификация объектов основных
фондов (средств)……………………………………………………..7-15
1.2 Сущность аудита основных средств……………………………..15-20
1.3 План и программа проведения аудита основных средств……..20-30
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Краткая характеристика ОАО «Птицефабрика Пермская»…….31-32
2.2 Планирование аудита операций с основными средствами……...32-37
2.3 Методика аудиторской проверки по использованию
основных средств…………………………………………………...38-46
3. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….47-50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………51-53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………54-56

Файлы: 1 файл

моя курсовая по аудиту.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Аудит сохранности, учета  и использования основных средств требует выяснения:

- обеспечения контроля  за наличием и сохранностью  основных средств;

- правильности отнесения  предметов к основным средствам,  их группировки по классификации,  принадлежности и характеру участия  в производственном процессе;

- правильности оценки основных средств в учете;

- правильности оформления  и отражения в учете операций  по поступлению и выбытию основных  средств;

- правильности начисления  и отражения в учете износа  и ремонтов основных средств;

- правильности и эффективности  использования основных средств;

- правильности отражения  данных о наличии и движении  основных средств в бухгалтерском  учете и отчетности.

С учетом конкретных задач, поставленных в ходе проверки, аудитор  проверяет:

- меры по обеспечению  сохранности основных средств  на хозяйствующем субъекте; наличие приказа руководителя предприятия о материально-ответственных лицах, отвечающих за сохранность инвентарных объектов основных средств; наличие письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с требованиями Положения о материальной ответственности рабочих и служащих;

- соответствие должностей  материально-ответственных лиц Перечню  должностей и работ, замещаемых  и выполняемых работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;

- условия, созданные  для обеспечения сохранности  материальных ценностей материально-ответственным  лицам. Наличие специальных помещений  для хранения, например наличие  несгораемых шкафов, сейфов и т.п.;

- наличие пожарно-охранной  сигнализации в соответствующих  помещениях;

- организация и порядок  вывоза материальных ценностей  с территории предприятия;

- наличие приказа руководителя  о постоянно действующей комиссии  для проведения проверки сохранности материальных ценностей;

- наличие актов инвентаризации  и выборочных проверок сохранности  основных средств. В случае  выявления фактов хищений, безответственности  и халатности в ходе проводимых  инвентаризаций и выборочных  проверок — наличие мер воздействия к виновным.

Внутрихозяйственный риск при аудите операций с основными  средствами зависит от стадии жизненного цикла аудируемой организации. Если обновление основных средств происходит активно, то необходимо прежде всего  проверить своевременность их постановки на учет и начала начисления амортизации, полноту оценки. Если основные средства не обновляются, основное внимание уделяется аудиту операций по их ремонту и своевременному списанию, контролю за полнотой начисления амортизации. Внутрихозяйственный риск существенно повышается в том случае, если проводилась переоценка основных средств, менялась их классификация или принималась значительная масса основных средств в форме взноса в уставный капитал, безвозмездно и т.п.

В соответствии с Законом  «Об аудиторской деятельности» аудитор имеет право проводить выборочную или сплошную проверку фактического наличия материальных ценностей, в ходе которой, как правило, проверяется также наличие инвентарных номеров на инвентарные объекты основных средств.

1.3 План и  программа проведения аудита основных средств

 

Программа аудиторской  проверки может включать следующие  этапы:

- проверка правильности  постановки основных средств  на учет;

- оценка наличия основных  средств и эффективности их  сохранности;

- оценка состояния  аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;

- проверка соблюдения  налогового законодательства по  операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;

- проверка правильности  начисления амортизации;

- проверка результатов  переоценки инвентарных объектов  основных средств;

- проверка действующего  порядка учета затрат на текущий  и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;

- проверка учета капитальных  вложений;

- проверка обоснованности  произведенных затрат на ремонт  основных средств и правильности  отражения сумм на соответствующих  счетах бухгалтерского учета;

- оценка эффективности  использования основных средств  в случаях, если это предусмотрено  условием договора возмездного  оказания аудиторских услуг.

Этапы проведения аудита основных фондов предприятия.

1. Аудит правильности  постановки на учет основных средств. Для проведения независимой аудиторской проверки блока учета инвентарных объектов основных средств аудитору необходима инвентаризационная опись объектов на дату проведения аудита. В инвентаризационную опись должны быть включены объекты основных средств, находящиеся в головном предприятии и в распоряжении всех обособленных структурных подразделений, филиалов, представительств. Инвентаризационная опись объектов основных средств включает наименование объекта, дату приобретения, краткую характеристику объекта, балансовую стоимость, норму амортизации, срок службы, сумму начисленной амортизации.

В ходе проверки аудитор  изучает состав и структуру основных средств.

Аудитор, проверяя первичные  бухгалтерские документы, отражающие поступление основных средств: коммерческие (хозяйственные) договоры, акты приемки, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик инвентарных объектов в индивидуальных карточках по учету основных средств — должен определить правильность разделения основных средств по:

- классификации, так  как неправильное разделение  может привести к неправильному  начислению амортизации и как  конечный результат к неправильному  отражению затрат в себестоимости  продукции (работ, услуг);

- принадлежности, так как неправильное их разделение может привести к неправильным расчетам арендной платы или начислению амортизации;

- характеру участия  в производстве, так как их  неправильное разделение может  привести к неправильному начислению  амортизации (например, на основные средства, находящиеся в запасе или на консервации, амортизация не начисляется;

- назначению, так как  неправильное их разделение может  привести к неправильному начислению  амортизации (на активную часть  производственных основных средств  может начисляться ускоренная амортизация).

Кроме того, неправильная классификация основных средств  и разделение их по назначению и  классам может привести к неправильному  отражению в учете результатов  переоценки.

Проверка этого аспекта  имеет особое значение в настоящее  время, поскольку в связи с введением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ предприятия провели переклассификацию основных средств для целей начисления амортизации и должны вести особый учет износа и амортизационных отчислений по объектам, полученным безвозмездно или за счет бюджетного финансирования, поскольку они не учитываются при определении издержек производства. Все это значительно повышает значимость проверки правильности постановки на учет основных средств с указанием всех отмеченных выше реквизитов.

Особое внимание аудитору необходимо обратить на правильность отнесения предметов к основным средствам.

2. Аудит оценки основных  средств в бухгалтерском учете

Проверка Правильности оценки инвентарных объектов основных средств занимает в аудиторской  проверке особое место, так как от правильности оценки основных средств в конечном итоге зависит:

- достоверность отражения  финансовых результатов;

- правильность расчетов  с бюджетом по налогу на  имущество (стоимость основных  средств является одним из  источников начисления налога на имущество);

- достоверность составления  бухгалтерской отчетности по  основным средствам.

На основании первичных  бухгалтерских документов по приходу  инвентарных объектов основных средств  аудитору необходимо проверить правильность оценки основных средств.

При аудите оценки основных средств аудитору необходимо особое внимание обратить на:

- наличие на предприятии  комиссии по приемке объектов  основных средств и оформлению  соответствующих результатов;

- наличие договоров  на поступление объектов основных средств с указанием стоимости объекта;

- наличие протоколов  договорной цены, как неотъемлемой  части соответствующих договоров,  позволяющих передавать право  собственности на объект основных  средств;

- соответствие первоначальной  стоимости объектов основных средств в актах приемки-передачи основных средств стоимости, указанной в соответствующих договорах;

- правильность и целесообразность  произведенной переоценки основных  средств;

- правильность отражения  первоначальной стоимости после  достройки и дооборудования объектов, модернизации и реконструкции или частичной ликвидации объектов.

Особое внимание в  ходе проверки аудитору следует обратить на наличие раздельного учета  затрат, формирующих инвентарную  стоимость основных средств и  увеличивающих таковую в случае осуществления капитального ремонта.

3. Аудит учета операций  по движению объектов основных  средств

Учет движения основных средств на предприятии должен оформляться  документами унифицированных форм. Порядок оформления этих документов подробно изложен в Положении по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ1/2001).

В ходе аудиторской проверки особое внимание необходимо обратить на источники поступления инвентарных  объектов основных средств. В зависимости  от источника поступления в бухгалтерском  учете предприятия должен быть тот или иной набор первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения основных средств, по которой их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств. При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств должна быть обязательно приведена расшифровка предметов, входящих в комплект. При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость объекта по соответствующему курсу в рублях на момент перехода права собственности.

Особое внимание при  аудите поступления объектов основных средств аудитор вынужден уделять  объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.

При выбытии объектов основных средств аудитор должен тщательно проанализировать формы выбытия, так как в зависимости от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются. Например, при продаже объектов основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, которая (как правило) не должна быть ниже балансовой стоимости. В случае реализации основных средств ниже рыночной стоимости соответственно увеличивается налогооблагаемая прибыль.

При безвозмездной передаче объекты основных средств подлежат обложению НДС за исключением безвозмездной передачи основных средств для непроизводственной сферы. Плательщиком НДС является передающая сторона.

Для определения непригодности  объектов основных средств или невозможности  и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.

Если в ходе аудиторской  проверки выяснилось, что на предприятии  произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и  техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в Плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

Особое внимание аудитор должен уделить правильности списания и оприходование в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств. При этом следует помнить, что детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учету и сдаче в государственный фонд.

4. Аудит учета арендованных  основных средств

В ходе аудиторской проверки арендованного имущества аудитору необходимо обратить внимание на форму и вид аренды. Аудитор должен тщательно проверить наличие договоров аренды и правильность оформления условий договоров в зависимости от формы и вида аренды. Особое внимание уделяется порядку расчетов и структуре арендных платежей, а также распределению обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора.

Информация о работе Аудит основных средств