Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аудита основных средств на примере ООО «ХХХ», составления программ аудита, а также вынесения аудиторского заключения.
Задачами курсовой работы является:
- изучение основных источников и первоначальной стоимости основных средств;
- составление плана и программы аудита основных средств;
- аудит наличия, поступления, выбытия и правильности начисления амортизации основных средств;
- проверка и оценка учета затрат на ремонт основных средств;
- составление аудиторского заключения.

Содержание работы

Введение. 3
1 Теоретические аспекты аудита основных средств.
1.1 Основные источники аудита основных средств. 7
1.2 Перечень, классификация, отнесение отдельных объектов к основным средствам. 17
1.3 Первоначальная стоимость основных средств и их аудит. 25
2 Аудит основных средств на ООО «ХХХ».
2.1 План и программа проведения аудита основных средств. 28
2.2 Оценка внутреннего контроля 38
2.3 Аудит наличия и сохранности основных средств 42
2.4 Аудит поступления основных средств 45
2.5 Аудит выбытия основных средств 47
2.6 Аудит правильности начисления амортизации 49
2.7 Проверка и оценка порядка учета затрат на ремонт основных средств и отражения этих сумм на соответствующих счетах 51
2.8Аудиторское заключение 53
Заключение 59
Список использованной литературы 62

Файлы: 1 файл

Моя работа по аудиту.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

• возможности  формирования надлежащей информации для  целей налогового учета;

• объективности  признаков используемых для группировки  объектов основных средств в соответствии с классификацией, применяемой для формирования показателей бухгалтерской отчетности.

Кроме того, проводится анализ всех рисков, в том числе  налоговых, возникающих при существующей системе документального оформления и использования объектов основных средств. В ходе аудита также анализируется адекватность используемой системы автоматизации учета объектов основных средств объему учитываемых объектов и требованиям, предъявляемым к ней в целях формирования показателей бухгалтерской отчетности и управления.

В случае, когда  у организации достаточно большое  количество объектов основных средств, то при проверке сальдо по счетам учета  основных средств могут применяться  статистические методы выборки. Если количество объектов основных средств не столь велико, применяются нестатистические методы. Количество операций с основными средствами (приобретение и выбытие), как правило, невелико, поэтому в отношении операций применяются преимущественно нестатистические методы выборки.

При выборочной проверке аудитору необходимо предварительно разделить на подсовокупности (стратифицировать) всю совокупность основных средств, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех подсовокупностей. Совокупность основных средств организации может быть разделена на подсовокупности, например, по следующим признакам:

• территориальная  обособленность. В выборку с равной вероятностью должны попасть основные средства, расположенные в различных  обособленных подразделениях проверяемой  организации;

• производственные характеристики. Для выборочной проверки необходимо отобрать основные средства, используемые на различных стадиях  производственного процесса в организации  или в разных производствах, если организация является многопрофильной. Например, если организация добывает и перерабатывает полезные ископаемые, в выборку должны попасть как основные средства, используемые при добыче, так и основные средства, используемые при переработке полезных ископаемых;

• классификация  в отчетности. Если в отчетности основные средства классифицированы по нескольким группам, например, земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, необходимо, чтобы в выборку попали основные средства, отраженные по каждой статье. Аудитор может принять решение не проверять элементы по какой-либо из статей классификации основных средств, если она значительно меньше уровня существенности и возможные нарушения не повлияют на достоверность финансовой отчетности организации в целом;

• классификация  по амортизационным группам. Если основные средства организации разделены на несколько амортизационных групп, в выборку должны попасть основные средства из разных амортизационных групп.

Единицей бухгалтерского учета основных средств выступает  инвентарный объект. Объект, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией соразмерно ее доле в общей собственности (п. 6 ПБУ 6/01).

В ходе проверки должно быть подтверждено, что основные средства отражены в балансе по остаточной стоимости (за минусом накопленной амортизации), а в первичном учете - по первоначальной стоимости, которая представляет собой сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление. В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 к таким затратам относятся:

- суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые  организациям за осуществление  работ по договору строительного  подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые  организациям за информационные  и консультационные услуги, связанные  с приобретением объекта ОС;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС, таможенные пошлины;

- невозмещаемые  налоги, уплачиваемые в связи  с приобретением объекта ОС;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС;

- иные затраты,  непосредственно связанные с  приобретением, сооружением и  изготовлением объекта основных  средств.

При этом фактические  затраты на приобретение основных средств  уменьшаются на суммы положительных суммовых разниц (Дт 08 Кт 60 - сторно) или увеличиваются на суммы отрицательных суммовых разниц (Дт 08 Кт 60), что должно быть также проверено в ходе аудиторской проверки.

При получении  ОС безвозмездно их стоимость определяется по рыночным ценам на аналогичные основные средства и включается в состав доходов будущих периодов. Затем по мере начисления амортизации следует производить списание соответствующей доли доходов будущих периодов, равной сумме начисленной амортизации.

При приобретении ОС по договору мены их стоимость равна стоимости переданных организацией ценностей, устанавливаемой исходя из цены, по которой обычно определяют стоимость аналогичных ценностей. Если же стоимость таких ценностей установить невозможно, то стоимость приобретенных по договору мены основных средств определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств (п. 11 ПБУ 6/01).

Изменение первоначальной стоимости ОС согласно действующим нормативным документам допускается только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Важным вопросом является амортизация. Стоимость ОС организации погашается путем ежемесячного начисления амортизации. Амортизация начисляется в течение всего срока полезного использования ОС и приостанавливается в период восстановления объекта, продолжительность использования которого превышает 12 месяцев, а также в случае перевода ОС на консервацию на срок более трех месяцев.

В соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 амортизация по основным средствам может начисляться  следующими способами:

- линейным;

- уменьшаемого  остатка;

- списания стоимости  по сумме чисел лет срока  полезного использования;

- списания стоимости  пропорционально объему продукции.

В ходе проверки необходимо уточнить, что не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых  с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования). Амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда, внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства и т.п.), а также по продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста. По данным ОС и объектам ОС некоммерческих организаций исчисляется сумма амортизации в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Объекты основных средств стоимостью не более 40 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие печатные издания могут списываться на затраты по мере отпуска их в производство без начисления амортизации.

Аудитор должен иметь в виду, что все объекты  бухгалтерского учета, которые до вступления в силу гл. 25 НК РФ входили в состав основных средств, в целях бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 6/01 остаются в составе основных средств до их выбытия независимо от их стоимости и оставшегося срока полезного использования.

Что касается налогового законодательства, то в соответствии с гл. 25 НК РФ названные выше объекты основных средств исключаются из состава амортизируемого имущества в случае, если их первоначальная (восстановительная) стоимость составляет 40 000 руб. (включительно) или срок эксплуатации менее 12 месяцев (Письмо Минфина России от 16.09.2002 N 16-00-14/359).

Арендное предприятие, заключившее с арендодателем  договор аренды (или дополнительное соглашение), по которому предусматривается  переход имущества, относящегося к  ОС, в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения последним всей обусловленной договором выкупной цены, отражает также долгосрочно арендуемые основные средства.

Расшифровка движения ОС в течение отчетного года, а  также их состава на конец отчетного  года приводится в Приложении к бухгалтерскому балансу, что также должно быть изучено и удостоверено в ходе проверки.

Аудитору следует  обратить внимание также на:

- разделение  обязанностей на предприятии;

- соблюдение  в организации необходимых формальных  процедур при совершении хозяйственных операций;

- поддержание  физического контроля над основными  средствами и документацией;

- своевременное  составление первичных документов;

- организацию  системы внутреннего аудита в  части основных средств.

Разделение  обязанностей необходимо для предотвращения злоупотреблений и хищений, для выявления случайных ошибок. Если один и тот же человек совершает хозяйственную операцию и сам отражает ее в учете или выполняет все учетные функции, начиная от составления первичных документов и заканчивая составлением баланса, возрастает вероятность того, что ошибка не будет обнаружена.

Соблюдение  необходимых формальных процедур при  совершении хозяйственных операций работниками предприятия должно быть неукоснительным. Данный элемент  проверки непосредственно связан с четким определением прав и обязанностей отдельного работника. Каждый сотрудник должен, во-первых, абсолютно точно знать, какие формальные процедуры ему следует выполнять при исполнении своих должностных обязанностей, и, во-вторых, точно их выполнять.

Физический  контроль ОС предполагает:

- обеспечение  охраны имущества организации;

- плановые инвентаризации  имущества предприятия в соответствии  с методическими указаниями по  инвентаризации имущества и финансовых  обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49) и учетной политикой организации;

- инвентаризацию  имущества в установленных Методическими  указаниями случаях.

Физический  контроль над документацией по основным средствам осуществляется посредством:

- создания графика  документооборота организации;

- последовательной  нумерации первичных документов  каждого вида в течение отчетного  периода (для обеспечения поиска  документов и выявления отсутствующих  документов);

- гашения первичных  и оправдательных документов  в установленных случаях (во избежание повторного их использования);

- брошюрования  документов в папки по окончании  отчетного периода;

- создания архива;

- сдачи документов  в архив по истечении сроков  оперативного хранения документов  в бухгалтерии предприятия, установленных  графиком документооборота организации.

Первичные документы  по учету ОС в организации должны:

- быть оформлены  в момент совершения хозяйственных  операций или сразу после их  окончания, так как при большом  интервале времени между совершением  операции и ее учетом возрастает вероятность ошибочных записей в первичном документе. Кроме того, операция вообще может остаться неотраженной в учете;

- содержать  обязательные реквизиты, установленные  Федеральным законом "О бухгалтерском  учете";

- соответствовать  типовым унифицированным формам, если таковые установлены;

- соответствовать  формам документов, установленным  учетной политикой организации;

- в случае  внесения в бухгалтерский учет  исправлений справки, содержащие  обоснование таких исправлений,  и специальные расчеты должны быть изложены просто и ясно во избежание двусмысленного толкования.

Орган внутреннего  аудита в организации создается  с целью независимой проверки выполнения сотрудниками организации  должностных обязанностей. Организационные  формы внутреннего аудита могут  быть различными, например: отдел внутреннего контроля, управление, бюро, отдельная группа внутренних аудиторов и др. Так как создание органа внутреннего аудита - достаточно дорогое мероприятие, а эффективность его работы не всегда можно измерить в денежном выражении, многие руководители предприятий недооценивают важность этой структуры.

В ходе проверки аудитор обязан разобраться в  системе бухгалтерского учета, которая  применяется на проверяемом им экономическом  субъекте, изучить и оценить средства контроля, на основе которых он должен определить суть, масштаб и временные  затраты предполагаемых аудиторских процедур. При этом он должен быть убежден, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Этому может способствовать система внутреннего контроля. Когда аудитор убеждается, что может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность:

- сократить  объем аудиторских процедур в  части проверки статьи баланса;

- проводить  аудиторские процедуры выборочно;

- внести изменения  в применяемые процедуры проверки;

Информация о работе Аудит основных средств