Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аудита основных средств на примере ООО «ХХХ», составления программ аудита, а также вынесения аудиторского заключения.
Задачами курсовой работы является:
- изучение основных источников и первоначальной стоимости основных средств;
- составление плана и программы аудита основных средств;
- аудит наличия, поступления, выбытия и правильности начисления амортизации основных средств;
- проверка и оценка учета затрат на ремонт основных средств;
- составление аудиторского заключения.

Содержание работы

Введение. 3
1 Теоретические аспекты аудита основных средств.
1.1 Основные источники аудита основных средств. 7
1.2 Перечень, классификация, отнесение отдельных объектов к основным средствам. 17
1.3 Первоначальная стоимость основных средств и их аудит. 25
2 Аудит основных средств на ООО «ХХХ».
2.1 План и программа проведения аудита основных средств. 28
2.2 Оценка внутреннего контроля 38
2.3 Аудит наличия и сохранности основных средств 42
2.4 Аудит поступления основных средств 45
2.5 Аудит выбытия основных средств 47
2.6 Аудит правильности начисления амортизации 49
2.7 Проверка и оценка порядка учета затрат на ремонт основных средств и отражения этих сумм на соответствующих счетах 51
2.8Аудиторское заключение 53
Заключение 59
Список использованной литературы 62

Файлы: 1 файл

Моя работа по аудиту.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

- правильность  и целесообразность произведенной  переоценки основных средств;

- правильность  отражения первоначальной стоимости  после достройки и дооборудования  объектов, модернизации и реконструкции или частичной ликвидации объектов.

Особое внимание в ходе проверки аудитору следует  обратить на наличие раздельного  учета затрат, формирующих инвентарную  стоимость основных средств и  увеличивающих таковую в случае осуществления капитального ремонта.

Учет движения основных средств на предприятии должен оформляться документами унифицированных форм. Порядок оформления этих документов подробно изложен в Положении по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 1/2001). В ходе аудиторской проверки особое внимание необходимо обратить на источники поступления инвентарных объектов основных средств. В зависимости от источника поступления в бухгалтерском учете предприятия должен быть тот или иной набор первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения основных средств, по которой их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств. При приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств должна быть обязательно приведена расшифровка предметов, входящих в комплект. При приобретении объектов основных средств за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость объекта по соответствующему курсу в рублях на момент перехода права собственности.

Особое внимание при аудите поступления объектов основных средств аудитор вынужден уделять объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.

При выбытии  объектов основных средств аудитор  должен тщательно проанализировать формы выбытия, так как в зависимости  от этого приемы и методы аудиторской проверки строго дифференцируются. Например, при продаже объектов основных средств должна быть установлена рыночная стоимость, которая (как правило) не должна быть ниже балансовой стоимости. В случае реализации основных средств ниже рыночной стоимости соответственно увеличивается налогооблагаемая прибыль.

При безвозмездной  передаче объекты основных средств  подлежат обложению НДС за исключением  безвозмездной передачи основных средств  для непроизводственной сферы. Плательщиком НДС является передающая сторона.

Для определения  непригодности объектов основных средств  или невозможности и неэффективности  проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой  документации по списанию на предприятии  приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Аудитор проверяет наличие такого приказа, состав комиссии и порядок списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных документов.

Если в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в Плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

Особое внимание аудитор должен уделить правильности списания и Оприходование в бухгалтерском  учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств. При этом следует помнить, что детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, подлежат учету и сдаче в государственный фонд.

 

 

Таблица 1 Программа аудиторской проверки

Перечень проверяемых  процедур и вопросов

Рабочие документы

 

Примечание

1

2

3

4

1

Аудит наличия  и сохранности основных фондов

   
 

Получение полного списка ОС (с указанием количества и стоимости), сверка полученных данных с данными картотеки ОС, остатков ведомости по сч.01 «Основные средства», на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», на счете 01 Главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа)

Справка о наличии  ОС (инвентарная опись ОС по местам их эксплуатации), договоры аренды, ФОС -6, ведомость по счету 01, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс.

Сальдо должны совпадать

 

Ознакомление с инвентарным составом ОС

Инвентарная опись  ОС по подразделениям, договоры аренды

Выявить наличие  арендованных ОС, ОС сданных в аренду

 

Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям

Инвентарная опись  ОС по подразделениям, договоры аренды

По ОС арендованным и сданным в аренду - применяется  сплошная проверка

 

Ознакомление  с порядком ведения картотеки  ОС и инвентарных списков по конкретным МОЛ 

ФОС-6, ФОС-9, инвентарные  списки, приказы о назначении МОЛ

Формальная  проверка

 

Проверка физического  наличия ОС: осмотр объектов ОС

 

Наблюдения  аудитора при посещении мест стоянки, ремонта, хранения и мест работы ОС

     
 

Проверка правильности отнесения предметов к основным средствам 

Учетная политика, ФОС-6, ФОС-9

 
 

Проверка правильности классификации ОС

ФОС-6, ФОС-9

 
 

Проверка правильности оформления прав собственности на объекты  ОС

Договоры аренды, купли-продажи ОС, свидетельства  о регистрации транспортных средств  в ГИБДД, органах Гостехнадзора

 
 

Проверка первичной  учетной документации по поступлению, перемещению и выбытию ОС

Акты приема - передачи, технический паспорт  и др.

 
 

Правильность  оценки и переоценки основных средств

ФОС-1, ФОС-6, счет -фактуры, накладные и 

 

1.11

Проверка обеспечения  сохранности основных средств: проверка результатов инвентаризации

сличительная  ведомость решения руководства  по итогам проведения инвентаризации

 

2

Аудит поступления  основных средств

   

2.1

Получение списка (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по счету 01, главной книги, оборотно-сальдовой ведомости

Ведомость наличия  и движения ОС, главная книга, оборотно-сальдовая  ведомость по счету «01»

Суммы оборотов по счетам должны совпадать с данными  полученного списка

 

Проверка физического  наличия вновь приобретенных  объектов ОС

 

при посещении  аудитором мест стоянки, ремонта  и эксплуатации ОС

 

Проверка создания комиссии по приемке основных фондов

Приказы, распоряжения

 
 

Проверка оформления первичных учетных документов

ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9

Наличие, заполнение реквизитов, установление источников приобретения ОС

 

Проверка документов по поступлению ОС

Договоры купли-продажи, поставки, счет - фактуры, расходные  накладные, платежные поручения  и др.

Проверка наличия, оформление договоров, счет-фактур, накладных и др.

 

Проверка правильности формирования первоначальной стоимости  основных средств на счетах синтетического учета 

Регистры бухгалтерского учета по счетам: 01, 08

Проверяется обоснованность и правомерность включения расходов в первоначальную стоимость, а так же отражение всех затрат на счетах учета ОС и правильность принятия ОС в эксплуатацию.

 

Проверка надлежащего  отражения первоначальной стоимости  в актах приемки-передачи ОС, инвентарных  карточках ОС

Акты-приемки передачи (ФОС-1), инвентарные карточки (ФОС-6), ведомость по счету 01,08

Данные ведомости  по счету 01 должны совпадать с первоначальной стоимостью объекта ОС в ФОС-1

 

Анализ расчета  и возмещения НДС по поступлению  ОС

Договоры купли-продажи, счет - фактуры, журналы-ордера и ведомости по счетам 08, 01, 19, 68, 76

 

3

Проверка операций по выбытию ОС

   
 

Формирование  списка ОС, выбывших в течение отчетного  периода, сверка полученных данных с  данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, и данными счетов, на которых отражено списание ОС

Ведомость наличия  и движения основных фондов в разрезе  видов, главная книга, оборотно-сальдовая  ведомость, учетные регистры по счетам 01,02, 19,91, 79, 99

 
 

Проверка правильности оформления списания ОС в первичной  учетной документации

Приказы, акты распоряжения, приемки-передачи (ФОС-1), инвентарные  карточки (ФОС-6), ФОС-9

 
 

Проверка отражения  на счетах бухгалтерского учета

Учетные регистры по счетам 01,02,19,91,79,99

Полнота и правильность списания первоначальной стоимости и суммы износа со счетов их учета, правильность определения финансового результата

4

Проверка правильности начисления износа

   
     
 

Получение ведомости  начисления износа

Ведомость износа ОС по видам 

 
     
 

Получение перечня  объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения

Договоры аренды, ведомость полностью изношенных основных средств 

Получить перечни  ОС с истекшими нормативными сроками  эксплуатации, ОС переданные организацией в аренду

   

 

 
 

Определение перечня проверяемых основных средств

Ведомость износа ОС по видам 

 
 

Проверка правильности начисления износа

Ведомость начисления износа

Проверка по выбранным объектам детальная

 

Сверка данных по ведомости для начисления износа с данными первичных учетных документов

ФОС-6, Ведомость  износа ОС

Все ли объекты  ОС приняты в расчет; первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, дата поступления ОС

     
 

Сверка данных аналитического учета начисления износа с данными синтетического учета

Ведомость начисления износа, ведомость по сч. 02

Суммы должны совпадать

     
 

Правильность  отнесения АО на соответствующие  счета затрат

Ведомость по счету 02, 20, 26 и др.

 

Аудит арендованных ОС и ОС,

   

5

 сданных  в аренду

   
 

Проверка отнесения  аренды основных средств к текущей или долгосрочной

Договоры аренды

Условия предоставления, срок аренды имущества

 

проверка порядка  приемки на учет арендованных ОС

Договоры аренды, приемо-сдаточные акты

Наличие и правильность оформления

 

Проверка учета  таких ОС на предприятии

Счет 001

При долгосрочной аренде и при текущей - на 001.

.

Проверка учета  арендной платы, др. затрат по использованию  имущества арендованных ОС и ОС сданных  в аренду

договоры аренды, счет- фактуры, платежные документы, Ведомости по счетам 20, 60, 76, 91

Соответствие  договору и проверить правильность отражения в учете арендной платы, затрат на ремонт (капитальный и  текущий)

Аудит восстановления ОС

Учетная политика,

 
 

Проверка и  оценка порядка

приказы, сметы, отчеты

 
 

учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих счетах

   
       

 

 

 

2.2 Оценка внутреннего контроля

 

Для разработки эффективного подхода к аудиту основных средств на стадии планирования производится предварительная оценка система  внутреннего контроля, которая подтверждается или корректируется в ходе аудита. Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета.

При оценке системы  внутреннего контроля аудитор должен:

- проверить  наличие и действие распорядительных  документов, закрепляющих способы  ведения учета операций, связанных  с движением основных средств;

- осуществить  экспертизу порядка документального оформления фактов хозяйственной деятельности, изучить утвержденные графики и схемы документооборота;

- провести анализ  соответствия применяемой формы  учета;

- проверить  наличие регистров налогового  учета;

- установить, соблюдается  ли установленный порядок подготовки и представления внутренней бухгалтерской отчетности, обобщить информацию о составе, масштабах и характере операций в проверяемом периоде.

Для оценки надежности системы бухгалтерского учета и  внутреннего контроля можно применить  тестирование.

 

 

Таблица 2. Тест внутреннего контроля по объекту ОС

 

Содержание

Ответы

Примечание

Да

Нет

1. Имеется ли  приказ о создании постоянно  действующей комиссии по списанию  основных средств 

 

Отражено в  учетной политике

2. Определены  ли сроки проведения инвентаризации основных средств в учетной политике

 

В обязательном порядке при смене материально-ответственных  лиц, обнаружения фактов хищения  или порчи имущества, авариях  и стихийных бедствиях

3. Проведена  ли инвентаризация в установленные  сроки 

   

4. Когда была  последняя инвентаризация

 

Октябрь 2012 года

5. Отражены ли  результаты инвентаризации в  учете

   

6. Проводилась  ли переоценка ОС 

 

В отчетном году не производилась

7. Фиксируется  ли в учетных регистрах место  размещения и эксплуатации основных средств

   

8. Имеются ли  приказы о назначении лиц, ответственных  за сохранность основных средств  в местах эксплуатации 

 
 

9. Заключены  ли договоры о полной материальной  ответственности с лицами, ответственными  за сохранность ОС

 
 

10. Использует ли организация унифицированные формы первичных документов

 

Все хозяйственные  операции оформляются оправдательными  документами, являющимися первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет

11. Разработан  ли график документооборота по учету основных средств

 

В приказе об учетной политике предусмотрено

12. Осуществляет  ли главный бухгалтер контроль  за соблюдением графика документооборота

 

Требования  главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций и предоставлению их в бухгалтерию являются обязательными для всех работников – отражено в учетной политике

13. Застрахованы  ли объекты ОС

 

Договоры страхования  заключены, страховые платежи уплачены

14. Произведена  ли классификация основных средств

 

ОС классифицированы по месту использования

15. Разработан  ли кодификатор основных средств

   

16. Имеются ли  инвентарные карточки на бумажном  носителе 

 

Аналитический учет ОС ведется вручную на бумажных носителях 

17. Сверяются  ли данные аналитического учета с регистрами синтетического учета

 

При составлении  квартальной и годовой отчетности

18. Использует  ли организация арендованные  объекты ОС

 
 

19. Выбраны ли  варианты начисления амортизации  основных средств

 

Используется  линейный способ

20. Имеются ли ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения:

- с истекшими  нормативными сроками эксплуатации;

- по которым амортизация не начисляется;

- по которым  применяются понижающие коэффициенты;

- находящимся на консервации;

- по которым  начисление амортизации приостановлено;

- по которым  применяется ускоренная амортизация;

- непроизводственного назначения;

- используемые по договору аренды;

- переданные организацией в аренду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Выбран ли вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств

 
 

22. Есть ли  в бухгалтерии действующие нормативные  документы (все ли), определяющие  правила ведения учета ОС.

 

Отдел пользуется разработанными на предприятии методическими  рекомендациями

23. Были ли  случаи безвозмездного поступления  или передачи ОС

 
 

24. Были ли  товарообменные операции с участием  ОС

 
 

25. Осуществляет  ли организация строительство  основных средств

   

26. Производились  ли в отчетном периоде затраты  на модернизацию или реконструкцию ОС

 
 

 

При проведении внутреннего контроля ООО «ХХХ» было выявлено:

  • Не предусмотрен порядок переоценки ОС;
  • Не имеются приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации;
  • Отсутствуют договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств;
  • Не выбран вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств.

Учитывая недостатки внутреннего контроля ООО «ХХХ», эффективность системы внутреннего контроля можно оценить как среднюю, но необходимо устранить выявленные нарушения.

При оценке внутреннего  контроля мы убедились в том , что  мы можем опереться на существующие средства контроля и проводить аудит  предприятия менее детально и  более выборочно.

Отбор объектов основных средств для проведения проверки осуществлялся по следующим признакам:

- максимальная  стоимость ОС

- различные  амортизационные группы

- поступления  в исследуемом периоде

- выбытия в  исследуемом периоде.

- арендуемые  основные средства

- основные средства, находящиеся на ремонте в исследуемом периоде.

- В учетной  политике не определен порядок  учета ремонта ОС.

2.3 Аудит наличия и сохранности основных средств

Проверка полного  списка основных средств

По данным отчета по ОС за 01.01.2012 по 01.01.2013 в ООО «ХХХ» в организации на учете числиться 138 инвентарных объектов. Каждому объекту присвоен соответствующий инвентарный номер.

Таблица 3

Результаты проверки тождественности остатков и оборотов по счетам главной книги и оборотно-сальдовой  ведомости

Наименование  документа

Остаток на начало периода

обороты за период

остаток на конец  периода

 

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

7

Главная книга по сч. 01 с 01.01.2012 по 01.01.2013

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

Оборотно- сальдовая ведомость по сч. 01 с 01.01.2012 по 01.01.2013

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

Ведомость по счету 01 с 01.01.2012 по 01.01.2013

12942361,51

 

114325,6

114315

12942372,11

 

 

В результате сверки остатков по счету 01 за период с 01.01.2012 по 01.01.2013 на счете 01 главной книги оборотно-сальдовой ведомости за аналогичный период учет основных средств в количественном и стоимостном выражении ведется правильно. При сверке остатков по счету 01 расхождений не выявлено. Список основных средств является полным, т.е. все основные средства записаны в картотеку и учитываются на соответствующем счете 01.

Проверка  порядка ведения картотеки ОС и инвентарных списков по материально  ответственным лицам

Не имеются  приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации;

Отсутствуют договоры о полной материальной ответственности  с лицами, ответственными за сохранность  основных средств.

 Проверка физического наличия основных средств

Для выполнения процедуры был применен метод выборочного наблюдения. В результате проверки никаких отклонений выявлено не было. Все проверяемые объекты имели соответствующие им инвентарные номера и находились на должном им по документам месте.

Проверка  правильности отнесения предметов  к основным средствам

В ходе проверки просматривался приказ № 20 «Об учетной  политике предприятия» ООО «ХХХ», в части следующих пунктов:

- лимит стоимость  объектов для их отнесения  к основным средствам и средствам  в обороте;

- установленный  перечень объектов, относимых к основным средствам.

Не соответствий учетной политике отнесения ОС обнаружено не было.

Проверка  правильности отражения в учете  результатов переоценки основных средств

В отчетном году не производилась.

Проверка обеспечения сохранности основных средств, проверка результатов инвентаризации

В ходе проверки проверялись приказ руководителя № 64 от 01.10.2012 «О проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств» на основании статьи 12 Федерального закона № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете». Данным приказом также была утверждена рабочая комиссия для проведения инвентаризации ОС.

По данным инвентаризационной описи №00000036 от 01.11.2012 объектов ОС расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета обнаружено не было.

Сопоставление данных инвентаризационной описи №00000036 от 01.11.2012 с данными инвентарных карточек учета объектов ОС, с соответствующей технической и первичной документацией, а также с данными бухгалтерских регистров в ходе аудиторской проверки свидетельствует о тождестве данных аналитического и синтетического учета.

Информация о работе Аудит основных средств