Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является установление соответствия применяемой в организации методики учета основных средств действующих в Российской Федерации в проверяемом периоде для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………
1. Аудит учредительных документов……………………………………………….
2. Аудит учетной политики………………………………………………………….
3. Оценка состояния внутреннего контроля……………………………………….
4. Аудиторская проверка основных средств……………………………………….
5. Аудиторское заключение…………………………………………………………
Список литературы

Файлы: 1 файл

аудит 1 вар.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Бухгалтерский учет на предприятии  ведет структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Форма ведения бухгалтерского учета компьютеризированная. В учетной политике отражены способы оценки имущества, порядок проведения инвентаризации различного имущества. Также указаны условия отнесения имущества к основным средствам. Способ начисления амортизации на основные средства – линейный. Ремонт основных средств учитывается по мере производства ремонта без создания ремонтного фонда.

В ходе проверки рассмотрены следующие документы, определяющих учетную политику: приказ № 36 «Об учетной политике предприятия на 2009 г. для целей бухучета», рабочий план счетов. Порядок принятия учётной политики соответствует ПБУ 1/98.

В приказе об учётной политике отражены следующие аспекты:

- метод начисления амортизации по основным средствам для целей бухгалтерского учета;

- определение сроков  полезного использования;

- порядок учёта ремонта  производственных основных средств.

Аудит проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что учётная политика не содержит существенных несоответствий законодательству РФ. Предполагается, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной учётной политики. Учетная политика соответствует ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». По моему мнению, в учетной политике не отражены все аспекты, необходимые для ведения бухгалтерского учета. Администрации предприятия необходимо устранить недостатки и внести изменения в учётную политику.

В ЗАО «МДС» издан приказ № 689 «О принятии учетной политики». На объекты, полученные ЗАО «МДС» по договору дарения в процессе приватизации, по земельным участкам и другим объектам природопользования амортизация не начисляется.

           Инвентаризация в ЗАО «МДСс» осуществляется линейным способом, как и амортизация. Выбытие производится при полной ликвидации объекта. Вся представленная информация является достоверной и соответствует нормативным актам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка состояния внутреннего  контроля

 

Состояние внутреннего контроля по ЗАО «МДС» выявляется с тем, чтобы, в совокупности с результатами аудита учредительных документов и учетной политики предприятия, определиться с объемом (масштабом), характером и направленностью предстоящей проверки по учету основных средств (составить эффективную аудиторскую программу).

В процессе аудиторской проверки оценка эффективности системы внутреннего контроля проводится с помощью специально разработанного теста.

Таблица 3

Тест внутреннего контроля

Содержание

Ответы

Примечание

Да

Нет

1. Имеется ли приказ о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств

 

×

 

2. Проведена ли инвентаризация в установленные сроки

×

   

3. Когда была последняя инвентаризация

×

 

В отчетном периоде

4. Отражены ли результаты инвентаризации в учете

×

   

5. Фиксируется ли в учетных регистрах место размещения и эксплуатации основных средств

×

   

6. Имеются ли приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации

×

 

С начальниками отделов

7. Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность ОС

×

   

8. Использует ли организация унифицированные формы первичных документов

×

   

9. Разработан ли график документооборота по учету основных средств

×

   

10. Осуществляет ли главный бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота

×

   

11. Застрахованы ли  объекты ОС

×

 

Договоры страхования заключены, страховые платежи уплачены

12. Произведена ли классификация основных средств

×

 

Картотека ОС по местам их эксплуатации

13. Разработан ли кодификатор основных средств

×

   

14. Имеются ли инвентарные карточки на бумажном носителе

×

   

15. Сверяются ли данные аналитического учета с регистрами синтетического учета

×

 

При составлении квартальной и годовой отчетности

16. Использует ли организация арендованные объекты ОС

×

   

17. Выбраны ли варианты начисления амортизации основных средств

×

 

Линейный способ

18. Имеются ли ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или ее прекращения:

- с истекшими нормативными сроками эксплуатации;

-   по которым амортизация не  начисляется;

- по которым  применяются понижающие коэффициенты;

-   находящимся на консервации;

- по которым  начисление амортизации приостановлено;

- по которым  применяется ускоренная амортизация;

-   непроизводственного назначения;

-   используемые по договору аренды;

-   переданные организацией в аренду

 

 

 

 

 

×

×

 

 

 

×

 

 

 

×

 

 

 

 

 

 

×

×

 

×

×

 

 

 

 

Учитываются в ведомости полностью изношенных ОС;

 

 

 

 

 

 

19. Выбран ли вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств

×

 

Затраты списываются по фактическим расходам

20. Есть ли в бухгалтерии действующие нормативные документы, определяющие правила ведения учета ОС

×

 

Бухгалтерские  периодические издания на предприятии

21. Были ли случаи безвозмездного поступления или передачи  ОС

 

×

 

24. Были ли товарообменные операции  с участием ОС

 

×

 

25. Осуществляет ли организация  строительство основных средств

 

×

 

26. Производились ли в отчетном  периоде затраты на модернизацию  или реконструкцию ОС

 

×

 

 

 

По результатам проведенного теста можно сделать выводы о среднем уровне эффективности системы внутреннего контроля предприятия. Риск ошибок присутствует, но он невелик.

Согласно тесту в данном периоде предприятие не осуществляло затраты на реконструкцию, модернизацию основных средств, не осуществляло строительство основных средств, в отчетном периоде не совершались товарообменные операции с участием основных средств, не было безвозмездного поступления основных средств.

При ведении учета основных средств в учетной политике определены сроки проведения инвентаризации основных средств. Результаты инвентаризации отражены в учете. В обществе имеются приказы  и договоры о полной материальной ответственности с начальниками отделов. Организация использует унифицированные формы первичных документов, имеются инвентарные карточки на бумажном носителе. При составлении квартальной и годовой отчетности сверяются данные аналитического учета с регистрами синтетического учета. Разработан график документооборота по учету основных средств, контроль над которым ведет главный бухгалтер. Все объекты ОС застрахованы. В организации произведена классификация основных средств.

Из негативных показателей внутреннего контроля: на предприятии не издан приказ о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств. Следовательно, при проведении проверки выбытия и сохранности основных средств необходимо включить в программу аудита дополнительные аудиторские процедуры и увеличить выборку проверяемых основных средств.

Таким образом, в соответствии с основными задачами аудита ОС, аудиторская программа будет включать в себя следующие направления:

- аудит наличия и сохранности  основных средств;

- аудит поступления основных  средств;

- аудит выбытия основных  средств

- аудит начисления износа по основным средствам;

- аудит арендованных  и сданных в аренду основных  средств.

Для повышения уровня эффективности системы внутреннего контроля учета ОС предлагается разработать график документооборота по учету ОС и создать постоянно действующую комиссию по списанию ОС.

 

 

 

4. Аудиторская проверка основных средств

 

Целью аудиторской проверки основных средств аппарата управления предприятия  ЗАО «МДС» является подтверждение соответствия порядка отражения в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности учета ОС действующим законодательным и нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет ОС.

Для проведения  аудиторской проверки  организации учета ОС на предприятии ЗАО «МДС»,  используя результаты оценки внутреннего контроля, аудита учредительных документов и учетной политики предприятия, в части, касающейся учета ОС, составляется рабочий документ аудитора: аудиторская программа проведения аудита основных средств.

Таблица 4

Программа аудиторской проверки основных средств

Перечень проверяемых процедур и вопросов

Рабочие документы

Примечание

1

2

3

4

1

Аудит наличия и сохранности основных фондов

11.1

Получение полного списка ОС. Сверка полученных данных с данными картотеки ОС, остатков ведомости по счету «01», на за балансовом счете «001», на счете «01» главной книги, оборотной ведомости, бухгалтерского баланса (с учетом износа)

Справка о наличии ОС (инвентарная опись ОС по местам их эксплуатации), договора аренды, ФОС –6, ведомость по счету «01», главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерский баланс

Сальдо должны совпадать

11.2

Ознакомление с инвентарным составом ОС

Инвентарная опись ОС по подразделениям, договора аренды

Выявить наличие арендованных ОС, ОС, сданных в аренду

11.3

Выборка объектов ОС по данным инвентарной описи по подразделениям

Инвентарная опись ОС по подразделениям, договора аренды

По ОС арендованным и сданным в аренду – применяется сплошная проверка

11.4

Ознакомление с порядком ведения картотеки ОС и инвентарных списков по конкретным МОЛ.

ФОС-6, ФОС-9, инвентарные списки, приказы о назначении МОЛ

Формальная проверка

11.5.

Проверка физического наличия ОС

инвентаризационные описи

Если есть возможность, то фактическая проверка

11.6

Проверка правильности отнесения предметов к ОС

УП, ФОС-6, ФОС-9

 

11.7

Проверка правильности классификации ОС

ФОС-6, ФОС-9

 

11.8

Проверка правильности оформления  прав собственности на ОС

Договоры аренды, договора купли-продажи ОС, свидетельства о регистрации транспортных средств в ГИБДД, органах Гостехнадзора

 

11.9

Проверка первичной учетной документации по поступлению, перемещению, выбытию ОС

Акты-приемки передачи, технические паспорта

 

11.10

Правильность оценки и переоценки основных средств

ФОС-1, ФОС-6, счета-фактуры, накладные и т.д.

 

11.11

Проверка обеспечения сохранности ОС (оценка результатов инвентаризации)

Приказ о проведении инвентаризации, ИНВ-1, сличительная ведомость решения руководства по итогам проведения инвентаризации

 

22

Аудит поступления основных средств

22.1

Получение списка приобретенных объектов ОС, сверить полученные показатели с данными оборотов по счету «01»,  главной книги, оборотно-сальдовой ведомости

Ведомость наличия и движения ОС, главная книга, оборотно-сальдовая ведомость по счету «01»

Суммы оборотов по счетам должны совпадать с данными полученного списка

22.2

Проверка физического наличия вновь приобретенных ОС

 

Наблюдение

2.3

Проверка создания комиссии по приемке ОС

Приказы, распоряжения

 

2.4

Проверка оформления первичных учетных документов

ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9

Формальная проверка (наличие реквизитов, установление источников приобретения ОС)

2.5.

Проверка документов по поступлению ОС

Договоры купли-продажи, поставки, счета-фактуры, расходные накладные, платежные поручения и т.д.

Проверка наличия и правильности оформления документов

2.6.

Проверка правильности  формирования первоначальной стоимости ОС на счетах синтетического учета

Регистры бухгалтерского учета по счетам: «01» и «08»

Проверяется обоснованность и правомерность включения расходов в первоначальную стоимость, а так же отражение всех затрат на счетах учета ОС и правильность принятия ОС в эксплуатацию.

2.7.

Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи ОС, инвентарных карточках ОС

ФОС-1, ФОС-6, ведомости по счету «08» и «09»

Данные должны совпадать во всех документах

2.8.

Анализ расчета и возмещения НДС по поступлению ОС

Договора купли-продажи, счет фактуры, журналы-ордера и ведомости по счетам «08», «01», «19», «68», «76»

 

3

Проверка операций по выбытию ОС

3.1

Формирование списка ОС, выбывших в течение отчетного периода, сверка полученных данных с данными по кредиту счета «01», дебету счета «02», и с данными счетов, на которых отражено списание ОС

 «Ведомость наличия  и движения основных фондов  в разрезе видов», главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, учетные регистры по счетам «01», «02», «19», «91», «99», «79»

 

3.2

Проверка правильности оформления  списания ОС в первичной учетной документации

Приказы, распоряжения, ФОС-1, ФОС-6, ФОС-9

 

3.3

Проверка правильности отражения на счетах БУ

Учетные регистры по счетам «01», «02», «19», «91», «99», «79»

Полнота и правильность списания первоначальной стоимости и суммы износа со счетов учета ОС, правильность определения финансового результата

4

Проверка правильности начисления износа

44.1.

Получение ведомости начисление износа

Ведомость начисления износа

 

44.2.

Получение (формирование) перечня объектов ОС, по которым применяются особые условия начисления амортизации или  ее прекращения

Договора аренды и ведомость полностью изношенных ОС

Получить данные по ОС с истекшими сроками полезного использования и данные по ОС переданными в аренду

44.3.

Определение перечня проверяемых ОС

   

44.4.

Проверка правильности начисления износа

Ведомость начисления износа

Проверка по выбранным объектам детальная

44.5.

Сверка данных по ведомости для начисления износа с данными первичных учетных документов

ФОС-6, Ведомость износа ОС

Все ли объекты ОС приняты в расчет; первоначальная стоимость ОС, норма амортизации, дата поступления ОС

4.6.

Анализ правильности начисления износа

Ведомость начисления износа ОС, учетная политика предприятия

Соответствие способа начисления износа с УП, с законодательством и правильность арифметических рас-

четов по действующим нормам амортизации, сроку полезного использования, первоначальной стоимости

4.7.

 Сверка данных аналитического  учета начисления износа с  данными синтетического учета

Ведомость начисления износа, ведомость по счету «02»

Суммы должны совпадать

4.8.

Правильность отнесения АО на соответствующие счета затрат

Ведомости по счетам «02», «20», «26» и др.

 

  5

Аудит восстановления ОС

5.1.

Проверка и оценка порядка учета затрат на ремонт ОС и отражение этих сумм на соответствующих счетах

Учетная политика, приказы, дефектные ведомости сметы, отчеты

 

6

Проверка

бухгалтерской

отчетности

6.1.

Проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров БУ

Бухгалтерский баланс и приложение к нему, журналы-ордера по счетам «10», «15» и «16»

 

 

 

1. Аудит наличия  и сохранности основных средств.

1.1. Проверка полного списка основных средств.

Целью процедуры является проверка правильности и своевременности учета основных средств в количественном и стоимостном выражении.

В организации ЗАО «МДС» на 15 ноября 2009 года на учете  числится 12 инвентарных объектов ОС. В ходе сверки данных картотеки ОС ЗАО «МДС», остатков ведомости по сч. 01 за период с 01.08.2009 по 01. 11.2009, на сч. 01 Главной книги за период с 01.08.2009 по 01.11.2009, оборотно-сальдовой ведомости за период с 01.08.2009 по 01.11.2009, что учет ОС в количественном (12 инвентарных объекта) ведется правильно.

1.2. Проверка инвентарного состава  арендованных и сданных в аренду  ОС.

Цель: Выявить наличие арендованных основных средств, ОС сданных в аренду. Арендованные средства на предприятии учитываются на за балансовом сч.001 «Арендованные средства». Данные инвентаризационной описи по арендованным средствам составляются по актам передачи, которые в свою очередь составляются по договору аренды. В обществе ведется картотека арендованных средств (копии инвентарных карточек). Арендованных средств на предприятии по данным за балансового счета числится к 01.11.09 года 10153 тыс.руб., что больше суммы арендованных основных средств на 01.08.09 года на 3852 тыс.руб. Данные суммы наличия арендованных основных средств в бухгалтерском балансе предприятия совпадают с суммами, указанными в ведомости по за балансовому счету 001«Арендованные основные средства». ЗАО «МДС» не сдает в аренду объекты ОС. Методом случайной выборки проведена проверка наличия арендованных основных средств. При проведении проверки обнаружена ошибка учета арендованного объекта ОС. Проверка проведена методом проверки документов.

Таблица 5

Проверка инвентарного состава основных средств

 

Нарушения, выявленные в документах

Наименование документа, по которому выявлено нарушение

Дата докуме-нта

№ докуме-

нта

Сумма

Расхожде-

ния

Не указан инвентарный номер в инвентарной описи у кондиционера «Panasonic»

Инвентарная опись основных средств по техническому отделу

15.10.09

17

23065

нет инв.№


 

Не указан инвентарный номер в инвентарной описи №17 от 15.10.09 у кондиционера «Panasonic», состоящий на учете в техническом отделе. Проверено наличие акта приемки-передачи кондиционера. Документ имеется в организации. Акт приемки-передачи объекта основного средства №23 от 12.08.09., составленного на основании купли- продажи №50 от 11.08.09. в инвентарной карточке необходимо указать инвентарный номер кондиционера.

Информация о работе Аудит основных средств