Аудит по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методики аудита расчетов с персоналом по заработной плате.
В связи с поставленной целью был определен ряд задач, а именно:
• Определить цели, задачи, источники информации и нормативное регулирование аудита расчетов по заработной плате;
• Оценить особенности учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ……………………………..……………………………5
1.1.Цели, задачи, источники информации и нормативное регулирование аудита расчетов по заработной плате……………………………………………5
1.2. Особенности учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда..10
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ………………………………………………………....15
2.1. Планирование аудита расчетов по заработной плате……………………15
2.2. Аудиторские процедуры и сбор аудиторских доказательств………………………………………………………………........19
2.3. Отчет и типовые нарушения в ходе аудита расчетов по заработной плате………………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37

Файлы: 1 файл

аудит по оплате труда.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

№Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнении определенных работ»

Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско - правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), наряды, путевые листы, листки о простое, акты о браке, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчет пособия по временной нетрудоспособности, трудовые книжки, заявления о предоставлении стандартных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с подтверждающими документами на эти вычеты, налоговые карточки по НДФЛ.[4, с.54]

 

    1. Особенности учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда.

 

К числу основных задач, которые  необходимо проверить – состояние учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом.

Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Под «системой бухгалтерского учета» понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 Термин «система  внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 Система внутреннего  контроля выходит за рамки  тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.

 Под контрольной средой понимаются  осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:

а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;

б) организационная структура аудируемого  лица;

в) распределение ответственности и полномочий;

г) осуществляемая кадровая политика;

д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних  пользователей;

е) порядок осуществления внутреннего  управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

ж) обеспечение соответствия хозяйственной  деятельности аудируемого лица требованиям  законодательства;

з) наличие и особенности  организации работы ревизионной  комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого  лица.

 К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого  лица, относятся:

а) подотчетность одних  работников другим;

б) внутренние проверки и  сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной  деятельности;

в) сравнение результатов  подсчета денежных средств с бухгалтерскими записями (инвентаризация);

г) сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными  внешних источников информации;

д) проверка аналитических  счетов и оборотных ведомостей и  арифметической точности записей;

е) осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

ж) ограничение доступа к активам и записям;

существуют различные  методы документирования информации, имеющей отношение к системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Выбор конкретного метода является аудиторского суждения. Обычные методы, применяемые по отдельности или в сочетании друг с другом, включают:

    • Повествовательное (текстовое) описание
    • Вопросник
    • Контрольные перечни и блок-схемы

Приступая к проверке расчетом с персоналом по оплате труда, аудиторы должны выяснить: какие формы  и системы оплаты труда применяются на предприятии, имеются ли внутренние положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; как организован учет расчетов по заработной плате, а именно: состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и др. [5, с.134]

На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты  проверки состояния систем внутреннего  контроля и бухгалтерского учета  по данному разделу проверки (Приложение 1) и формулируют мнение в отношении первоначальной оценки эффективности указанных систем.

Тесты средств внутреннего  контроля  по расчетам с персоналом по оплате труда включают:

    • Проверку документов, подтверждающих операции по правомерности начислений заработной платы работникам предприятия с целью получения аудиторских доказательств относительно надлежащего применения средств внутреннего контроля на практике, например проверку наличия приказов, договоров;
    • Повторное применение средств внутреннего контроля, например сверка банковских счетов, с тем чтобы удостовериться, что данные действия были правильно выполнены аудируемым лицом;

При оценке системы бухгалтерского учета расчетов по заработной плате проверяется осуществляется ли проверка корреспонденции счетов по расчетом и удержанию из заработной платы (существуют ли типовые схемы корреспонденции счетов по начислению заработной платы и удержаний из нее), сопоставляется ли аналитический и синтетический учет по расчетам с персоналом по оплате труда, как регулярно это осуществляется и др.

В результате полученного  понимания систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, а также  тестов средств контроля аудитор  должен оценить данные системы как  эффективные, малоэффективные или  неэффективные и использовать эту оценку при планировании аудита. [1, с.193]

Также аудитор в разумные сроки должен уведомить (в письменной форме) руководство аудируемого  лица соответствующего уровня о выявленных им существенных недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Однако если аудитор считает, что информирование в устной форме является более целесообразным, такое сообщение информации следует отразить в рабочих документах аудитора. В сообщении важно отменить, что представлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходе аудиторской проверке, и что проверка не предназначена для определения полной эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Таким образом, проведения аудита расчетов по заработной плате необходимо проверить соблюдение норм действующего трудового законодательства; изучить системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом; подтвердить достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражение их в учете; установить законность и полноту удержаний из заработной платы в пользу предприятия, Пенсионного фонда РФ, бюджета, других физических и юридических лиц; проверить организацию аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета, а также произвести проверку соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

 При аудиторской  проверке данного участка учета  следует руководствоваться рядом нормативно - правовых актов. Также необходимо произвести оценку состояния систем внутреннего контроля и  учета. Для этого рекомендуется применять тесты или вопросники проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

 

2.1. Планирование аудита  расчетов по заработной плате.

 

Международный и отечественный  опыт доказывают, что аудиторская  проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выбор процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Общие принципы планирования в российском аудите регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита», в котором указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Планирование аудита включает в себя следующие основные этапы:

    • Предварительное планирование аудита;
    • Подготовка и составление общего плана аудита;
    • Подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:

    1. О внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
    2. О внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует  ознакомиться с организационно-управленческой структурой экономического субъекта; видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции; структурой капитала и курсом акций; технологическими особенностями производства продукции; уровнем рентабельности; порядком распределения чистой прибыли; существованием дочерних и зависимых организаций; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав, документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее, бухгалтерская отчетность, контракты, договоры, соглашения организации, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, материалов проверок налоговых органов и др.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация  оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская  организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем  предполагаемые объем и порядок  проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В общем плане аудиторская  организация должна предусмотреть  сроки проведения аудита и составить  график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству  экономического субъекта) и аудиторского заключения.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Общий план включает следующие  показатели: наименование аудируемого лица, период аудита, состав аудиторской группы, руководитель аудиторской группы, количество человеко-часов, необходимых для проведения проверки, планируемый уровень существенности, планируемый аудиторский риск, а также таблица с графами: планируемые виды работ, период проведения, исполнитель, примечания.

Аудитор вправе обсуждать  отдельные разделы общего плана  аудита и определенные аудиторские  процедуры с работниками аудируемого  лица. При этом аудитор несет ответственность  за разработку общего плана и программы аудита.

На базе общего плана  аудита разрабатывают программу  аудита, являющуюся набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. Программа аудита определяет временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Она является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур.

Информация о работе Аудит по оплате труда