Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики аудита расчетов с персоналом по заработной плате.
В связи с поставленной целью был определен ряд задач, а именно:
• Определить цели, задачи, источники информации и нормативное регулирование аудита расчетов по заработной плате;
• Оценить особенности учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ……………………………..……………………………5
1.1.Цели, задачи, источники информации и нормативное регулирование аудита расчетов по заработной плате……………………………………………5
1.2. Особенности учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда..10
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ………………………………………………………....15
2.1. Планирование аудита расчетов по заработной плате……………………15
2.2. Аудиторские процедуры и сбор аудиторских доказательств………………………………………………………………........19
2.3. Отчет и типовые нарушения в ходе аудита расчетов по заработной плате………………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37
№Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнении определенных работ»
Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско - правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), наряды, путевые листы, листки о простое, акты о браке, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчет пособия по временной нетрудоспособности, трудовые книжки, заявления о предоставлении стандартных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с подтверждающими документами на эти вычеты, налоговые карточки по НДФЛ.[4, с.54]
К числу основных задач, которые необходимо проверить – состояние учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом.
Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
Под «системой бухгалтерского учета» понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.
Под контрольной средой
а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;
б) организационная структура
в) распределение ответственности и полномочий;
г) осуществляемая кадровая политика;
д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;
е) порядок осуществления
ж) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;
з) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.
К процедурам контроля,
принятым руководством
а) подотчетность одних работников другим;
б) внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
в) сравнение результатов подсчета денежных средств с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
г) сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
д) проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
е) осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;
ж) ограничение доступа к активам и записям;
существуют различные методы документирования информации, имеющей отношение к системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Выбор конкретного метода является аудиторского суждения. Обычные методы, применяемые по отдельности или в сочетании друг с другом, включают:
Приступая к проверке расчетом с персоналом по оплате труда, аудиторы должны выяснить: какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии, имеются ли внутренние положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; как организован учет расчетов по заработной плате, а именно: состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и др. [5, с.134]
На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по данному разделу проверки (Приложение 1) и формулируют мнение в отношении первоначальной оценки эффективности указанных систем.
Тесты средств внутреннего контроля по расчетам с персоналом по оплате труда включают:
При оценке системы бухгалтерского учета расчетов по заработной плате проверяется осуществляется ли проверка корреспонденции счетов по расчетом и удержанию из заработной платы (существуют ли типовые схемы корреспонденции счетов по начислению заработной платы и удержаний из нее), сопоставляется ли аналитический и синтетический учет по расчетам с персоналом по оплате труда, как регулярно это осуществляется и др.
В результате полученного понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также тестов средств контроля аудитор должен оценить данные системы как эффективные, малоэффективные или неэффективные и использовать эту оценку при планировании аудита. [1, с.193]
Также аудитор в разумные сроки должен уведомить (в письменной форме) руководство аудируемого лица соответствующего уровня о выявленных им существенных недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Однако если аудитор считает, что информирование в устной форме является более целесообразным, такое сообщение информации следует отразить в рабочих документах аудитора. В сообщении важно отменить, что представлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходе аудиторской проверке, и что проверка не предназначена для определения полной эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Таким образом, проведения аудита расчетов по заработной плате необходимо проверить соблюдение норм действующего трудового законодательства; изучить системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом; подтвердить достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражение их в учете; установить законность и полноту удержаний из заработной платы в пользу предприятия, Пенсионного фонда РФ, бюджета, других физических и юридических лиц; проверить организацию аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязь аналитического и синтетического учета, а также произвести проверку соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.
При аудиторской
проверке данного участка
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
2.1. Планирование аудита расчетов по заработной плате.
Международный и отечественный опыт доказывают, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выбор процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Общие принципы планирования в российском аудите регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита», в котором указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.
Планирование аудита включает в себя следующие основные этапы:
На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:
Аудитору также следует
ознакомиться с организационно-
Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав, документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее, бухгалтерская отчетность, контракты, договоры, соглашения организации, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, материалов проверок налоговых органов и др.
На этапе предварительного
планирования аудиторская организация
оценивает возможность
Аудитору необходимо
составить и документально
В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.
В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.
Общий план включает следующие показатели: наименование аудируемого лица, период аудита, состав аудиторской группы, руководитель аудиторской группы, количество человеко-часов, необходимых для проведения проверки, планируемый уровень существенности, планируемый аудиторский риск, а также таблица с графами: планируемые виды работ, период проведения, исполнитель, примечания.
Аудитор вправе обсуждать
отдельные разделы общего плана
аудита и определенные аудиторские
процедуры с работниками
На базе общего плана аудита разрабатывают программу аудита, являющуюся набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. Программа аудита определяет временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Она является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур.