Аудит по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение методики аудита расчетов с персоналом по заработной плате.
В связи с поставленной целью был определен ряд задач, а именно:
• Определить цели, задачи, источники информации и нормативное регулирование аудита расчетов по заработной плате;
• Оценить особенности учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ……………………………..……………………………5
1.1.Цели, задачи, источники информации и нормативное регулирование аудита расчетов по заработной плате……………………………………………5
1.2. Особенности учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда..10
ГЛАВА 2.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ………………………………………………………....15
2.1. Планирование аудита расчетов по заработной плате……………………15
2.2. Аудиторские процедуры и сбор аудиторских доказательств………………………………………………………………........19
2.3. Отчет и типовые нарушения в ходе аудита расчетов по заработной плате………………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….37

Файлы: 1 файл

аудит по оплате труда.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Пособие по временной  нетрудоспособности выплачивается  на основании листка временной нетрудоспособности медицинского учреждения. С 1 января 2005 г. изменился порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности на основании ФЗ « О бюджете фонда социального страхования РФ на 2005 год» от 29.12.2004 г. №202-ФЗ. В частности, теперь Фонд социального страхования будет возмещать расходы на выплату пособий только с третьего дня нетрудоспособности (п.1 ст.8 Закона N 202-ФЗ). Это означает, что за первые два дня болезни обязанность по выплате больничных возложена на работодателя. Кроме того, увеличен предельный размер пособия по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам за полный календарный месяц - теперь он составляет 12 480 руб. вместо прежних 11 700 руб. (п.2 ст.8 Закона N 202-ФЗ). В ходе проверки необходимо проверить соблюдения указанных изменений.

Размер пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из дней заработной платы работника за 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. Среднедневной заработок корректируется исходя из непрерывного стажа работника определяемого на основании трудовой книжки (до 5 лет – выплачивается 60% от среднедневной заработной платы; от 5 до 8 лет – 80%; более 8 лет – 100%).

Работникам, которые в  последние 12 календарных месяцев  перед наступлением нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам проработали фактически менее трех месяцев, размер такого пособия (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) ограничен одним минимальным размером оплаты труда (Письмо ФСС РФ от 25.02.2004 N 02-18/07-1202). С учетом увеличения с 1 января 2005 г. размера МРОТ (ст.1  Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".) для указанной категории работников максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц составляет 720 руб. [2]

Также необходимо проверить  правильность корреспонденции счетов, которая должна бать следующей:

Д-т 20 (23,25,26 и др.) К-т 70 - Начислено пособие по временной     
нетрудоспособности за первые       
два дня болезни;

Д-т 69/1 К-т 70 - Начислена часть пособия,           
оплачиваемая ФСС;     

Д-т 70 К-т 50 – Выдано пособие  работнику;

В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Как известно, синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи. Выделяют несколько источников: за счет отнесения зарплаты на себестоимость продукции или реализации товаров, работ, услуг (Д-т 20,23,25,26,29 и др.); Начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, осуществлением капитальных вложений, ликвидацией основных средств и т.п. отражают по Дт 08, 10, 15,91.

 В некоторых организациях  ввиду сезонности производства  отпуска работникам предоставляют в течение года неравномерно. Поэтому для более правильного определения себестоимости продукции суммы, выплачиваемые работникам за отпуска, относят на издержки производства в течение года равномерными долями независимо от того, в каком месяце эти суммы будут выплачиваться. Тем самым создается резерв для оплаты отпусков. Кроме этого, организация может создать резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет. Таким образом,  создание резерва отражается: Дт 20, 23, 25, 26 Кт 96 «Резервы предстоящих расходов». А затем начисленные суммы равномерно списывают на уменьшение созданного резерва: Дт 96 Кт 70.

 Из собственных  средств предприятия. Начисленные  суммы премий, материальной помощи, пособий,  выплаты социального характера, производимые за счет собственных средств предприятия отражают по Дт 91 «Прочие доходы и расходы» и Кт 70. Начисление доходов от участия в капитале организации оформляют записью: Дт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и Кт 70.

3. Далее проверяется  правильность удержаний из заработной платы                            

Основным видом удержания, которому при проверке уделяется  внимание, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). При этом осуществляется арифметический контроль сумм удержанного налога, подтверждается правомерность применения льгот, предусмотренных действующим законодательством.

С 1 января 2005 года был  увеличен стандартный налоговый  вычет на детей теперь он составляет не 300, как раньше, а 600 руб. на каждого ребенка. Кроме того, расширен перечень тех, кто может им воспользоваться. Так, если прежде в него были включены родители или, если нет таковых, опекуны и попечители, то сейчас в этот список входят также и приемные родители (пп.4 п.1 ст.218 НК РФ).

Кроме этого, порог дохода, при котором налоговый вычет возможен, увеличен. Отныне право на его применение работник потеряет, только когда его заработок перевалит отметку 40 000 руб.

Напомним, раньше эта  величина составляла 20 000 руб. Правда, нововведение касается исключительно "детского" вычета. Для остальных предел дохода установлен в прежней сумме – 20000 руб.[15]

Федеральный закон от 20.08.2004 N 112-ФЗ внес существенные изменения в ст.220 НК РФ, связанные с порядком предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья.

При продаже после 1 января 2005 г. дома, квартиры (в том числе  приватизированной) или долей в них, садового домика или земельного участка имущественный вычет в сумме до 1 млн руб. предоставляется, если это имущество находилось в собственности до трех лет (в 2004 г. вычет в таком размере предоставлялся, если имущество находилось в собственности до пяти лет).

Если же такое имущество  находилось в собственности более  трех лет, то вычет будет равен  сумме фактически полученного дохода от продажи.

С 2005 г. изменился порядок предоставления имущественного налогового вычета при новом строительстве либо приобретении на территории России жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

В общую сумму имущественного вычета включаются расходы на погашение процентов по любым целевым займам (кредитам) на новое строительство либо приобретение жилья. Обязательное условие для вычета: заемные средства должны быть фактически израсходованы на эти цели.

До 2005 г. в сумму имущественного вычета включались уплаченные проценты только по ипотечным кредитам.

Для подтверждения права  на имущественный налоговый вычет  налогоплательщик должен представить:

- при строительстве  или приобретении жилого дома (в том числе не оконченного  строительством) или доли (долей)  в нем - документы, подтверждающие право собственности на него или долю (доли) в нем;

- при приобретении  квартиры, доли (долей) в ней или  прав на квартиру в строящемся  доме - договор о приобретении  квартиры, доли (долей) в ней или  прав на квартиру в строящемся  доме, акт о передаче ее налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.

  Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств по произведенным расходам.[9]

Это могут быть квитанции  к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы.

В ходе проверки устанавливаются  случаи не удержания или неполного  удержания НДФЛ. По данным договоров  страхования, заключенных со страховыми компаниями, платежных поручениях и лицевых счетов работников определяются факты перечисления денежных средств со счетов предприятия в пользу работников по договорам добровольного страхования. Суммы страхового возмещения облагаются НДФЛ.

Удержания по исполнительным листам производиться только при их наличии либо на основании личного заявления работника. Здесь аудитору необходимо проверить наличие полученных исполнительных листов, их регистрации в специальном журнале.   Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета.

Как известно, размер алиментов  на содержание несовершеннолетних детей  составляет:

на одного ребенка  – ¼ (25%) от заработной платы за вычетом  налога на доходы;

на 2 детей – 1/3  (33%) от заработной платы за вычетом налога на доходы;

на 3 и более детей  – ½ (50%) от заработной платы за вычетом  налога на доходы.

В заключение проверки данного  объекта аудита, аудитору необходимо удостовериться в правильности составления  бухгалтерских записей. На счетах бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходы физических лиц должны отражаться по Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и Кт 68 «Расчеты с бюджетом». Перечисление сумм налога на доходы отражается: Дт 68 Кт 51 «Расчетный счет»

На сумму удержаний  по исполнительным листам в бухгалтерском  учете должны быть сделаны следующие записи:

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на сумму удержанных алиментов;

Дт 76 Кт 50 «Касса» - на сумму выданных алиментов;

Дт 76 Кт 51 «Расчетный счет» - на сумму перечисленных алиментов почтовым переводом.

4. Далее необходимо проверить соответствие данных синтетического и аналитического учета. При этом выборочно на одну и ту же дату следует:

    • проверить сальдо по счету 70 в главной книге по соответствующим статьям баланса;
    • сравнить данные расчетно - платежной ведомости, расчетной ведомости, платежной ведомости и данные главной книги по счету 70;
    • установить соответствие данных журнала-ордера по счету 70 и данных расчетно-платежной ведомости;
    • сверить суммы заработной платы, выданные работникам организации из кассы, путем сопоставления данных ж/о по счету 50 и дебетовых оборотов главной книги по счету 70 за каждый месяц;
    • установить соответствие данных счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" данным книги учета депонированной заработной платы.

 

    1. Отчет аудитора и типовые нарушения, выявленные в ходе аудита расчетов по заработной плате

 

Типичными ошибками, которые  выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по заработной плате, являются следующие:

    • Отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств, а именно приказов, положений, распоряжений, договоров подряда и т.п.
    • Неприменение унифицированных форм первичных документов
    • Невключение в совокупный доход работающих премий и выданных подарков
    • Неверное начисление налога на доходы физических лиц
    • Неправомерное предоставление  стандартных, социальных, имущественных вычетов, а именно при отсутствии подтверждающих документов, дающих право на предоставление указанных вычетов
    • Ошибки при начислении выплат по среднему заработку, а именно отпускных, пособий по временной нетрудоспособности и пр.
    • Ненадлежащие ведение учета, а именно неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т.п.

Наряду с  проверкой аналитических и синтетических  данных  расчетов  по оплате важное значение приобретает работа  по  улучшению  организации  этого участка учета.  Для  этой  цели  аудиторская  фирма  может  порекомендовать: автоматизировать  расчеты  по  оплате  труда,  использовать  унифицированные формы  документов,  уточнить  правильность  выполнения  расчетов,  применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по  работающим  и др.

      После проведения всех необходимых  процедур проверки аудитор   оценивает полноту и качество выполнения всех пунктов общего плана и программы  аудита.

По окончании  аудиторской проверки  можно  констатировать,  что  мероприятия, предусмотренные  общим  планом  и  программой  аудита,  выполнены  в  полном объеме. Проверка проводилась сплошным  методом  с  использованием  следующих документов: Главная книга,  расчетные  ведомости  по  начислению  заработной платы, своды по заработной плате,  договора  на  оказанные  услуги,  учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50, 51, 69, 70, 71,  76 и т.д.), «Баланс» (ф. № 1) и др.

      Необходимо  описать  результаты  проверки,   выявить   все   возможные

недостатки  и нарушения по расчетам с работниками по заработной плате с указанием нормативно – правовых актов, положения которых были нарушены.  После проверки организации, составление аудиторского отчета по  объекту  проверки, отчета аудитора генеральному директору предприятия, аудитор обязан  написать аудиторское  заключение,  где   показывает,   что   проверка   проходила   в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и  отчетности  в  РФ.  Аудит планировался  и  проводился  таким  образом,  чтобы   получить   достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность  в  части  оплаты  труда  не содержит  существенных  искажений.  Аудит  включал  в   себя   проверку   на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся  в бухгалтерской отчетности по  оплате  труда.  Мы  полагаем,  что  проведенный аудит  дает  достаточно  оснований  для  того,  чтобы  выразить   мнение   о достоверности бухгалтерской отчетности в части оплаты труда.

Таким образом, на предварительном этапе аудиторской  проверки расчетов по заработной плате необходимо составить общий план и программу аудиторской проверки данного участка. При этом необходимо оценить уровень существенности и аудиторский риск, на основе которых определить объем аудиторской выборки.

Аудиторские процедуры, необходимые для проверки расчетов по заработной плате включают в себя проверку правильности документального оформления первичных учетных документов, правильность начислений основной и дополнительной заработной платы и удержаний из нее, а также проверка правильности бухгалтерских записей по выше указанным операциям, соответствие записей первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Информация о работе Аудит по оплате труда