Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:54, курсовая работа
Рыночные экономические отношения повышают потребность в достоверной учетной и отчетной информации о деятельности предприятий. Особая роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укрепления дисциплины принадлежит аудиту. Аудит способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения аудита.
Введение 3
1. Информационная база, нормативно - правовое регулирование и 5 теоретические основы аудита расчетов по налогу на прибыль
2. Методика проведения аудиторской проверки расчетов по налогу на 15 прибыль
3. Типовые ошибки и нарушения, выявленные при аудите расчетов по 27
налогу на прибыль
Заключение 33
Список использованных источников
В свою очередь, аудиторскую деятельность по расчетам с бюджетом регулируют следующие правовые акты (приложение 2).
Следует отметить, что основным нормативным документом является Налоговый Кодекс Российской Федерации, глава 25.
Аудитору предоставляются следующие документы: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетной политике организации для целей налогообложения, регистры бухгалтерского учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», налоговые декларации, первичные документы, подтверждающие доходы и расходы для целей налогообложения.
2. Методика
проведения аудиторской
Работы при проведении аудита налога на прибыль можно разделить на три этапа: планирование, основной и заключительный.
На этапе планирования
аудитор разрабатывает как
Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:
- четко понимать цель,
для которой будет
- обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
- дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
- рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
- составить детальную
программу по проверке налога
на прибыль и обязательств
перед бюджетом, которая будет
служить инструкцией для
При проведении аудиторской
проверки налога на прибыль и расчетов
с бюджетом аудитор должен стремиться
к максимальному снижению аудиторского
риска. Надежное определение аудиторского
риска достигается путем
В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число доказательств в ходе процедур проверки по существу.
При низких значениях неотъемлемого
риска и риска средств контроля
аудитор вправе допустить более
высокий уровень риска
На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.
Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п) приложение 1.
Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе.
Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля (Рабочий документ РД 2п) приложение 2.
В случае если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «высокая» или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему.
В случае если аудитор в
ходе аудита придет к выводу о том,
что оценка надежности системы внутреннего
контроля окажется ниже той, которая
была получена в ходе первичной оценки,
он обязан соответствующим образом
скорректировать порядок
Уровень существенности устанавливается
аудитором на основании его
При планировании проверки по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом уровень существенности определяется в отношении следующих элементов:
- остатков по счетам 68 «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль», 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства»
- групп операций, формирующих
налоговую базу по налогу на
прибыль (объектов
При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений.
К качественному аспекту искажения относятся:
- несоблюдение учетной политики;
- недостаточное или
При определении количественного
аспекта искажений аудитору необходимо
рассмотреть возможность
Для расчета уровня существенности
аудитор выбирает базовые показатели
бухгалтерской отчетности на основании
его профессионального
Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который в дальнейшем распределится между элементами проверки.
Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен аудитором документально. Для этого составляются рабочие документы РД 3п, РД 3-1п, РД 3-2п, которые приведены в приложении 3.
В случае если отмеченные в ходе аудита и предполагаемые ошибки больше либо меньше, но в целом близки по величине значению уровня существенности и (или) имеются расхождения в ведении налогового учета и подготовке отчетности аудируемого лица с требованиями соответствующих нормативных документов, однако расхождения однозначно не могут быть признаны существенными, аудитор, используя свое профессиональное суждение, берет на себя ответственность и принимает решение о том, сделать или нет в данной ситуации вывод о существенных ошибках и нарушениях, либо сделать вывод о включении соответствующих оговорок о невозможности выражения мнения.
Обратная зависимость
между существенностью и
Оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только прогнозировать результаты хозяйственной деятельности аудируемого лица. Если фактические результаты деятельности окажутся в значительной степени отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска может измениться.
В случае изменения уровня существенности после подведения итогов аудиторских процедур в рабочих документах должно быть отражено новое значение уровня существенности и приведена аргументация. Полученное значение уровня существенности должно быть зафиксировано в программе аудита. Если представители аудируемого лица заинтересуются порядком установления уровня существенности, аудиторская фирма обязана предоставить эту информацию.
В целях уменьшения вероятности необнаружения искажений по налогу на прибыль, а также в целях предоставления некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита аудитор при планировании своей работы может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита.
Налог на прибыль и налоговые обязательства перед бюджетом могут проверяться независимо от уровня существенности, если аудитором получено специальное задание по проверки налога на прибыль.
Для эффективного подхода к проведению аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета.
Анализ учетной политики осуществляется с целью:
- установления расхождений
в определении базы по расчету
прибыли для бухгалтерского
- выявления постоянных
и временных разниц при
- выявления ключевых по риску элементов;
- выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения.
Аудиторские процедуры применяемые
для получения доказательств
состоят из тестов средств контроля
в отношении оценки организации
и эффективности
Аудиторские процедуры при проверке по существу налога на прибыль и расчетов с бюджетом состоят из тестов на соответствие (детальных тестов) и аналитических процедур.
Тесты на соответствие имеют целью проверку соответствия содержащейся в документах информации установленным правилам, требованиям, нормативам; выявления в учетных документах ошибочных сумм, которые могут оказаться существенными.
Аналитические процедуры
имеют целью изучения полученных
в ходе аудита результатов и рассмотрения
взаимосвязей отдельных показателей
формирующих базу по налогу на прибыль
и задолженность перед
Методы проведения аудиторских процедур с целью получения достаточных и надлежащих по характеру аудиторских доказательств при проверке налога на прибыль состоят из:
- опроса персонала аудируемого лица;
- наблюдения;
- запроса и подтверждения;
- инспектирования первичных
документов, учетных регистров, налоговых
деклараций и другой
- арифметических подсчетов;
- аналитических процедур.
Общий план и программа аудита расчетов по налогу на прибыль представлены в приложении 4 и приложении 5соответственно.
На основном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, в которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. При этом:
- оценивается правильность
определения налогооблагаемой
- проверяется налоговая отчетность организации;
-прогнозируются
налоговые последствия для
Рассмотрим направления проверки и соответствующие процедуры.
Анализ положений учетной политики для целей налогообложения. Аудитору необходимо проверить, соответствуют ли применяемые организацией методы учета, установленные в ее учетной политике (метод амортизации по основным средствам, порядок использования амортизационной премии, списание материально-производственных запасов, приобретение товаров, применение пониженных норм амортизации, порядок формирования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию), положениям 23 ст. 313 НК РФ.
Аудитор должен установить метод определения доходов и расходов, т.е. определить, какой метод применяет компания - кассовый или метод начисления. В случае если у компании в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал, то компания может применять кассовый метод (на основании ст. 273 НК РФ). В противном случае компания применяет метод начисления. Большинство компаний применяет метод начисления (процедура 1, приложение 6)
Информация о работе Аудит правильности расчетов по налогу на прибыль