Аудит расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования 5
1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики 5
1.2. Необходимость государственного регулирования 7
2. Роль и функции государства 9
2.1 Роль государства в переходной экономике 9
2.2 Функции государства в экономике 11
3. Механизм макроэкономического регулирования 13
3.1 Цели и инструменты макроэкономического регулирования 13
3.1.1 Магический многоугольник 13
3.3.2 Инструменты макроэкономической политики 15
3.2 Стратегия социально-экономического развития Беларуси на период
2001 - 2005 гг. 22
Заключение………………………………………………..…...………………....…28
Приложение…………………………………………………………………………29
Литература…………………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

аудит расчетных операций.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

 

Якутский филиал

 

Байкальского Государственного Университета Экономики и права

 

 

 Факультет  бухгалтерский учет, анализ и  аудит. 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

            Тема: ”Аудит расчетных операций “

 

 

 

                                                                                                           

 

 

 

 

                                     

 

                                                                           

 

 

                                                                            Студентка VI курса

                                                                             Группы УУБ-3

                                                                             Низамова А.В

                                                                             Руководитель:

 

 

 

                                          ЯКУТСК

                                             2005

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая политика государства – это составное звено и необходимый элемент рыночной системы.

Государственное вмешательство  в экономику является объективно необходимым для любого правительства  независимо от того, рыночная это экономика  или командно-распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Однако такая система, существовавшая в СССР и ряде других стран, показала свою неэффективность и несостоятельность.

В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачи непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Оно не имеет право свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производственными товарами, как это происходит в командно-распределительной системе. В рыночной системе – это, прежде всего прерогатива в принятия решений производителей и потребителей. И все же регулирующие функции государства и здесь имеют большое значение.

Рыночный механизм не в состоянии разрешить все  проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д. Появляется острая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

Макроэкономическая теория изучает  экономику в целом или крупные сектора экономики. Она исследует такие вопросы, как национальный доход, производство, нормы безработицы, уровень инфляции, платежный баланс, государственный бюджет и др. Цель макроэкономической политики, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике. Актуальными являются вопросы: в каких сферах, в каком объеме государство должно вмешиваться в экономику, какой должна быть экономическая политика, какие инструменты экономической политики необходимо применять?

Белоруссия не имеет  достаточного собственного опыта формирования и использования рыночных механизмов, поэтому целесообразно изучение и использование практики государственного регулирования развитых стран, что  позволит избежать повторение многих ошибок в развитии экономики

 

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики

В настоящее время  не вызывает сомнения, что в существующих социально-экономических системах необходимо государственное регулирование. Ясно также, что границы этого регулирования в современной рыночной экономике значительно уже, чем в административно-командной, планово-распределительной экономике. Однако экономическая роль современного государства сильнее, чем, например, при рыночной системе свободной конкуренции XVIII – XIX вв.

Государственное регулирование экономики  сложилось не сразу. Оно является результатом исторического прогресса  общества, охватывающего длительный период.

Еще за долго до начала формирования в XV веке государства в его нынешнем виде государственные власти устанавливали законы и правила хозяйственной деятельности, например, закон царя Хаммурапи, правившего Вавилонией в XVII веке до нашей эры, в «Русской правде» – детище Ярослава Мудрого (XI в.) и др.

В XV – XVII веках, когда активно шло становление рыночных отношений, возникла первая буржуазная экономическая школа меркантилистов, выражающих интересы купеческого капитала.

Идеи меркантилистов, которые превыше всего ставили накопление денег и положительный торговый баланс, исходили из необходимости государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Учение меркантилистов долго использовалось при выработке государственной политики во многих странах, в частности, в XVII веке в Англии, в России при Петре I, в Германии в XVIII веке.

В дальнейшем, с развитием промышленности и рынка при свободной конкуренции  нарождающаяся буржуазия повела упорную борьбу с государственным  вмешательством, связанными с ним ограничениями и феодальными пережитками, рассматривая все это как тормоз своей деятельности.

Пришедшие на смену меркантилизма  в конце XVIII века идеи экономического либерализма были наиболее полно и глубоко обоснованы в трудах классика английской политической экономики А. Смита. Выступая за безусловное рыночное саморегулирование экономики, он считал, что «невидимая рука» рынка без всякого государственного вмешательства заставит предпринимателей, исходя из личного материального интереса и стремления к прибыли, производить нужные для общества товар. А. Смит считал, что экономика будет функционировать тем эффективнее, чем слабее будет ее государственное регулирование. Данная позиция имела в условиях свободной конкуренции известную объективную основу, поскольку в этот период свою функцию рыночный механизм выполнял наиболее эффективно.

Однако экономическая  практика уже в XIX веке выявила и в XX веке убедительно подтвердила, что рыночный механизм (при всем его совершенстве) не свободен от недостатков и противоречий, не обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсов. Саморегулирующая рыночная система далеко не всегда дает правильное решение коренной проблемы: «что», «как», «для кого» производить, что бы удовлетворить потребности общества и его членов.

В XX веке вопрос роли и функциях государства в экономической жизни общества стал центральным. Серьезное теоретическое обоснование данных проблем содержится в труда выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Кейнсианские идеи, получившие название “кейнсианской революции”, совершили подлинный переворот в классических и неоклассических воззрениях на рыночную экономику. Кейнс опроверг их утверждение о возможности самоисцеления экономики от кризисного спада. Он показал, что государство может, используя налоговую и кредитно-финансовую политику, воздействовать на психологию хозяйствующего субъект, склонного к сбережению, и стимулировать эффективный совокупный спрос общества, чтобы через него регулировать в нужном направлении рынок и ускорять экономический рост, повышать уровень занятости населения и его благосостояние.

Идеи Кейнса получили свое воплощение в новом крупном  разделе современной экономики  – макроэкономике, изучающей национальную экономику как единое агрегированное целое, в разработке инструментария и методики макроэкономического анализа.

Однако уже во второй половине 70-х годов против Кейнса вслед за известным австрийским  экономистом Фридрихом Хайеком  выступили сторонники современных  неоклассических доктрин (теории монетаризма, теории рациональных ожиданий, теории предложения). Сторонники этих теорий (М. Фридман, Г. Саймонс, И. Фишер и др.), являющиеся антиподами кейнсианства, возрождают идею классиков о том, что рыночному капиталистическому хозяйству присуща особая устойчивость, делающая не нужным государственное вмешательство. Поэтому, считают они, государственные меры по стимулированию спроса не улучшают состояние экономики, а, наоборот, порождают диспропорции и ухудшают экономическую конъюнктуру, поскольку препятствуют действию стихийных “выравнивающих” механизмов конкуренции и ценообразования.

Главный упор современные  неоклассики, особенно монетаристы, делают, в отличие от кейнсианцев, не на принцип  эффективного совокупного спроса, а  на принцип предложения, на отмену государственного регламентирования и регулирования предпринимательской деятельности. Они выступаю за снижение налогов с предпринимателей, создание других благоприятных финансовых условий для прибыльного предпринимательства (снижение бюджетного дефицита, либерализации ценообразования, ограничения денежной эмиссии), а также за уменьшение денежных расходов на гражданские и социальные нужды. Монетаристы считают, что функции государства в экономической области должны в основном ограничиться регулированием эмиссии денег и кредитованием. Идеи монетаризма нашли свое отражение в новом экономическом курсе, проводимом в 80-90-е годы в ряде стран. Наиболее последовательно это проявилось в “тэтчеризме” (Англия) и “рейганомике” (США), в Чили, Израиле, а также в ряде постсоциалистических странах в ходе экономических реформ.

1.2. Необходимость государственного регулирования

Как бы не восхваляли бы рыночную систему, она не совершенна и весьма далека от приписываемой ее гармонии и способности  все и вся регулировать. У рыночной системы много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.

Рыночный механизм, взятый сам по себе, безразличен к проблеме социальной справедливости и равенства, что  приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизации подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод заговорить о фактическом «фиаско» рынка.

Существенные недостатки рыночного  механизма требуют государственного регулирования экономики. Ставка лишь на рыночную самонастройку может  нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос само существование системы. Это ярко проявилось в мировых экономических кризисах 1933 гг., 1937-1938 гг. и др. когда, казалось бы, процветающая экономика развитых стран была отброшена на многие годы назад. Тяжелые и разрушительные кризисы натолкнули людей на понимание того, что рыночный механизм развития экономики далеко не идеален и нуждается в серьезных мерах государственного регулирования.

Несовершенство рыночной системы  вытекает из того, что она:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

  • не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;
  • не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных запасов океана;
  • игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;
  • не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, образование, общественный транспорт и т.д.);
  • не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;
  • не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
  • ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
  • За решение всех этих вопросов берется государство.

2. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Роль государства в переходной экономике

Любая экономика не функционирует  без вмешательства государства, которое берет на себя ответственность  за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за выполнение многих других функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности общества.

Тем более велика роль государства в переходной экономике. Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена следующими причинами:

Во-первых, прежний централизованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие развала самой системы;

Во-вторых, в Белоруссии существует многовековая традиция сильной  государственной власти;

В-третьих, для белорусской  экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора;

В-четвертых, рынок требует  длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов;

В-пятых, государство  само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому они не могут быть осуществлены без его активного вмешательства;

В-шестых, только государство  способно обеспечить привлечение иностранных  инвестиций, обеспечение социальной защиты и др.

Таким образом, основная проблема переходной экономики –  это не вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, уточнения роли государства в экономике.

Государство в трансформирующемся постсоциалистичесой экономике  выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразование отношений собственности, поддержка малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и стимулирование экспорта, повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.

Государство в формирующейся  рыночной экономике выступает как  партнер, один из участников хозяйственной  деятельности и как арбитр, устанавливающий  «правила игры». В роли партнера оно  обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества – оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, защита окружающей среды и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ так же занимается государство.

Информация о работе Аудит расчетных операций