Аудит расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и т.п. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально–экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграции, экологией и т.д.

Содержание работы

Введение 3
1. Обоснование необходимости макроэкономического регулирования 5
1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики 5
1.2. Необходимость государственного регулирования 7
2. Роль и функции государства 9
2.1 Роль государства в переходной экономике 9
2.2 Функции государства в экономике 11
3. Механизм макроэкономического регулирования 13
3.1 Цели и инструменты макроэкономического регулирования 13
3.1.1 Магический многоугольник 13
3.3.2 Инструменты макроэкономической политики 15
3.2 Стратегия социально-экономического развития Беларуси на период
2001 - 2005 гг. 22
Заключение………………………………………………..…...………………....…28
Приложение…………………………………………………………………………29
Литература…………………………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

аудит расчетных операций.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Государство способствует стабильному экономическому росту  на макроуровне, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы.

Государство содействует  преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может  обеспечить социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий  уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень занятости и др.). Чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др.

2.2 Функции государства в экономике

Место и роль государства  во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления  деятельности. К основным функциям государства можно отнести следующие:

  • правовая;
  • воспроизводственно-технологическая;
  • зашита конкуренции;
  • стабилизационная;
  • прогностическая;
  • регулирующая.

Рассмотрим их более подробно.

Правовая функция призвана регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая  функция сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь выделяются две подфункции: перераспределение доходов и ресурсов. Это обуславливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность их государственного регулирования.

Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» она определяется, как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Противоположностью конкуренции является монополия, – когда число продавцов становится настолько малым, что позволяет им оказывать влияние на объем и цену выпускаемой продукции. Для предотвращения монополизации государство вмешивается в экономику. Однако необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в экономике существуют естественные монополии (для Белоруссии, например, добыча минеральных удобрений, МТЗ – завод-монополист). Существует и государственная монополия, например на производство вино-водочных и табачных изделий, для получения сверхприбылей и пополнения за счет них бюджета.

Стабилизационная  функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае инфляционной экономики у правительства возникает противоположная цель – уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция – определяет приоритетные направления экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы.

Регулирующая функция представляет собой деятельность государства направленная на минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики; создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечения социальной защиты населения. Для достижения этих целей правительство способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

3. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1 Цели и инструменты макроэкономического  регулирования

3.1.1 Магический многоугольник

Осознание необходимости  государственного макроэкономического  регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ.

Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения целей государственного регулирования экономики, и взаимопереплетения и возникающие побочные (желательные  и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников.

Наиболее распространен среди  официальных целей государственного макроэкономического регулирования  экономики так называемый «магический  четырехугольник» (рисунок 1), т.е. четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это умеренный, стабильный рост, высокий уровень занятости, стабильность цен (устойчивость денег), внешнеэкономическое равновесие.



 


 

 

 


 

Рисунок 1. «Магический  четырехугольник»

 

Из названий углов  следует, что каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичь всех названных целей – задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.

Рассмотрим цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран.

Постоянный  и умеренный хозяйственный рост. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.

Стабильность  цен. Длительное и ощутимое повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое снижение цен – дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен – это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.

Высокая степень  занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности  национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики  при плавающем валютном курсе  и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

3.3.2 Инструменты макроэкономической  политики

Государство располагает  определенными инструментами, которые  оно использует для воздействия  на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая  переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.

Бюджетно  – налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

К важнейшим задачам  фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций  налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой  реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дифицита бюджета на приемлемом уровне.

Основными инструментами  осуществления налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

Белоруссия относится  к странам с малой открытой экономикой, для которой характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение.

Анализ бюджетно-налоговой  системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); достаточно высокая общая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики и пр.

Сильный налоговый пресс  привел к низкой собираемости налогов  и неналоговых платежей, уклонению  от уплаты налогов; ухудшил финансовое положение хозяйствующих субъектов, все это привело к снижению налоговых поступлений в бюджет, утечки капитала из Беларуси, сдерживанию поступления зарубежных инвестиций в страну.

Предприятиям и организациям также приходится выплачивать различные  сборы во внебюджетные фонды, которые  по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.

Суммы налоговых и  неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются неравномерно, так как многие отрасли и предприятия  имеют различные льготы:

  • промышленность – свыше 50 %;
  • строительство – менее 10 %;
  • торговля и общественное питание – менее 5 %;
  • сельское хозяйство – менее 3 %.

Кроме того, ряд налогов  и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.

Согласно статистическим данным, размеры налоговых платежей в Беларуси колеблются в зависимости  от отраслевой принадлежности предприятия. Так, по налогам  и  отчислениям, уплачиваемым из выручки, они составляют от 2,1 до 48,2 %, по налогам и неналоговым платежам, относимым на себестоимость, - от 2,0 до 17,4 %, по налогам, уплачиваемым из прибыли, - от 0,1 до 5,7, по местным налогам – от 0,1 до 5,6 %.

Многие предприятия  выплачивают налоги по сумме, превышающей  размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.

Все эти недостатки обуславливают  необходимость пересмотра фискальной политики по следующим направлениям:

  • введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения и построения бюджетной системы;
  • снижение общего уровня налогообложения посредством пересмотра ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения;
  • повышение роли стимулирующей функции налогов;
  • модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания налогов;
  • принятия мер по повышению уровня собираемости налогов;
  • создание сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия и согласования налоговых систем в рамках СНГ и ЕС;
  • сокращение бюджетных расходов (непроизводительных затрат на оборону, управление, а также субсидий, дотации);
  • реструктуризация внешнего долга, внешних источников финансирования расходов на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, использование неинфляционных источников обслуживания дефицита бюджета;
  • использование практики бюджетного ограничения. Направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования, науки.

Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:

Информация о работе Аудит расчетных операций