Налог на прибыль уплачивался вовремя,
что подтвердили платежные документы.
3. Выводы и рекомендации
3.1 Выводы по результатам аудиторской
проверки
Аудиторская проверка формирования налогооблагаемой
прибыли и расчетов с бюджетом
по налогу на прибыль показала, что
существенных нарушений в данной
области учета обнаружено не было,
и что данные финансовой отчетности
и налоговых деклараций можно признать
достоверными, несмотря на ряд выявленных
нарушений. Классификация выявленных
нарушений по формированию налогооблагаемой
прибыли и расчету налога на прибыль представлена
а табл. 7.
Таблица 7.
Классификация выявленных
нарушений
По характеру действий |
Ошибки в результате непреднамеренных
действий или недобросовестности |
1 |
2 |
Непреднамеренные ошибки |
Ошибки, совершенные по некомпетентности,
халатности и невнимательности, а
также вызванные несовершенством
системы налогового учета и действующего
налогового законодательства (вероятность
их возникновения повышается в условиях
изменения налогового законодательства):
- ошибочные действия, допущенные при сборе и обработки данных, на основании которых рассчитывается налог на прибыль;
- арифметические ошибки, описки и пропуски при расчете
базы по налогу на прибыль;
- неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций.
|
Продолжение таблицы 7.
1 |
2 |
По характеру возникновения |
Ошибки в определении базы по
налогу на прибыль и обязательств
перед бюджетом, связанные с необоснованностью
учетных записей, периодизацией,
оценкой, классификацией, признанием и
представлением. |
Ошибки в необоснованности отражения в учете |
Отражение в налоговом учете фактов
без достаточных на то оснований (например,
включение в расходы отчетного периода
расходов, не обусловленных целями получения
доходов, экономически не оправданных,
документально не подтвержденных и
др.) |
По последствиям |
Ошибки прямо или косвенно влияющие
на правильность расчета налога на прибыль |
Локальные |
Признание для целей налогообложения
документально не подтвержденных
расходов (например, расходов на командировку,
расходов на оказание консультационных
услуг и др.). |
По значимости |
Ошибки в расчетах налога на прибыль,
имеющие последующее значение на
результаты деятельности и финансовое
положение аудируемого лица. |
Несущественные |
Ошибки в налоговой и финансовой
отчетности, не влекущие за собой существенных,
как для деятельности аудируемого
лица, так и для третьих лиц, последствий. |
Результаты проведения аудита по разделу
налога на прибыль и обязательств
перед бюджетом находят свое отражение
в «Письменной информации (отчете)
по аудиту финансовой отчетности».
Письменная информация (отчет)
аудитора содержит сведения о выявленных
в процессе проверки:
- нарушениях учетной политики для целей налогообложения - данная учетная политика не выполняет всех необходимых функций из-за своего некорректного составления, не все аспекты отражены надлежащим образом;
- недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, могут привести к нарушениям при расчете налога на прибыль и выполнению обязательств перед бюджетом - в действительности в организации не ведут налоговый учет, мотивируя тем, что специфика совершаемых хозяйственных
операций не требует обособленного налогового
учета;
- искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом - налоговая декларация по налогу на прибыль полностью не заполнена, отсутствуют некоторые ее Приложения.
3.2 Рекомендации по
совершенствованию учета по налогам
и сборам
Поскольку нормы бухгалтерского учета
не соответствуют нормам, изложенным
в гл. 25 НК РФ, то исчисление
налогооблагаемой прибыли на основании
данных бухгалтерского учета может привести
к нарушению исчисления налоговой базы.
Отсутствие системы налогового
учета позволяет сделать вывод
о запущенности учета и применить
нормы ст. 31 НК РФ «Права налоговых органов».
Напомним, что основной задачей
налогового учета являются полнота
и достоверность определения
налоговой прибыли. При этом ведение
налогового учета должно быть построено
таким образом, чтобы присутствующие
в декларации показатели доходов и расходов
контрольные точки аудирования были доступны
для расчета и соответственно для проверки.
С нашей точки зрения система
налогового учета может быть построена
по следующей схеме: регистры налогового
учета формируются на базе данных
системы бухгалтерского учета, дополнительных
расчетов и корректировок с учетом влияния
различных факторов на показатель прибыли.
При данной схеме необходимо сближение
систем бухгалтерского и налогового учета.
Ст. 313-315 НК РФ, вводящие понятие «налогового
учета», свидетельствуют о попытке законодателей
систематизировать учет фактов хозяйственной
деятельности для целей налогообложения
прибыли. Порядок группировки и учета
результатов совершенных фактов хозяйственной
деятельности в налоговом учете значительно
отличается от порядка, принятого в бухгалтерском
учете. Налоговым кодексом налогоплательщикам
предлагается самостоятельно разработать
формы регистров налогового учета и порядок
отражения в них соответствующих аналитических
данных, закрепить их в приложениях к разработанной
учетной политике для целей налогообложения.
Однако предполагаемая самостоятельность
организации в разработке налоговых регистров
относительна, т.к. объявление МНС на сайте
в Интернете гласит, что «отсутствие регистра
в числе предложенных, равно как и отсутствие
дополнительных необходимых показателей
регистров, а также описание регистров
не могут служить основанием для применения
организацией порядка исчисления налоговой
базы, не соответствующего правилам, установленным
гл. 25 НК РФ».
Таким образом, если учет, осуществляемый
исключительно по регистрам, разработанным
МНС РФ, приведет к ошибкам в
определении облагаемой базы по прибыли,
то организация может быть подвергнута
штрафным санкциям, суммы которых
налогоплательщики не смогут оспорить
даже в судебном порядке. Связано это с
тем, что разработанные МНС РФ налоговые
регистры не утверждены в законодательном
порядке и не зарегистрированы в Министерстве
юстиции РФ.
Даже при максимальном сближении
налогового и бухгалтерского учета
и использовании принципов бухгалтерского
учета для построения налогового учета,
даже в случае устранения избыточности
налогового учета внедрение в практику
налогообложения налогового учета в том
виде, в каком он предусмотрен в ст. 313 –
333 НК РФ, связано с материальными расходами
организаций, а также с большими затратами
труда и здоровья людей.
Для организаций налоговый учет
означает лишние издержки, не связанные
с повышением производительности.
Цель налогового учета очевидна
– облегчить налоговый контроль.
Однако любая организация уникальна и
уже поэтому введение налогового учета
не приведет к серьезному повышению эффективности
и качества налогового контроля: «хотели
как лучше, а получилось как всегда». Уже
при первоначальном анализе ст. 313-333 видно,
что их положения либо повторяют общие
положения двадцать пятой главы, либо
дублируют принципы бухгалтерского учета,
либо содержат внутренне противоречивые
нормы.
Существующий на сегодняшний день
бухгалтерский учет не позволяет
адекватно отражать экономическую
ситуацию в организации, он должен быть
реформирован и в этом заинтересованы
все пользователи бухгалтерской отчетности:
руководители, учредители, участники и
собственники имущества организации,
инвесторы, кредиторы и т.д. Однако введение
налогового учета лишь по причине несовершенства
бухгалтерского учета недопустимо.
Заключение
В данной курсовой работе был рассмотрен
аудит формирования налогооблагаемой
прибыли и расчетов с бюджетом
по налогу на прибыль на примере
ООО «Высота», предметом деятельности
которого являются строительно-монтажные
работы.
Хочу отметить, что тема данной
курсовой работы – одна из самых
ключевых в аудите финансово-хозяйственной
деятельности организации, ведь искажение
налогооблагаемой прибыли и, вследствие,
суммы налога на прибыль, ведет
к неправильному определению финансовых
результатов и расчетов с бюджетом.
В процессе выполнения курсовой работы
были выполнены поставленные перед
ней цели, а в частности:
- Разработать процесс планирования аудиторской проверки операций по формированию налогооблагаемой прибыли
и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
- Провести аудиторскую проверку данных операций.
- Составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации по улучшению данной области учета.
Для достижения поставленной цели были
решены следующие задачи:
- Изучить технико-экономическая характеристика ООО «Высота» и особенности учета формирования налогооблагаемой прибыли и расчетов по налогу на прибыль.
- Выделить источники информации, используемые при аудите операций по формированию
налогооблагаемой прибыли и расчетов
с бюджетом по налогу на прибыль.
- Определить цель и задачи аудиторской проверки.
- Разработать процесс планирования аудиторских процедур по разделу операций по формированию налогооблагаемой
прибыли и расчетов с бюджетом по налогу
на прибыль.
- Провести аудиторскую проверку формирования налогооблагаемой
прибыли.
- Провести аудиторскую проверку расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
- На основании проведенного исследования составить выводы по результатам аудиторской проверки
и практические рекомендации для объекта
исследования.
Для написания курсовой работы использовались
нормативно-правовые документы Российской
Федерации, учебные и периодические
издания, учетные регистры и бухгалтерская
и налоговая отчетность ООО «Высота».
список ЛИТЕРАТУРЫ
- Инструкция МНС России от 15 июля 2000 г. № 62 «О порядке исчисления и уплаты в
бюджет налога на прибыль предприятий
и организаций».
- Инструкция МНС России по заполнению декларации по налогу на прибыль
организаций. Приказ от 29 декабря 2001 г.
№ БГ-3-02/585.
- Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг. Одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России,
протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.
- Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001. Постановление Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Утвержден Федеральным законом
от 19.07.2000 № 171-ФЗ.
- Письмо МНС России от 23.07.2002 г. № ШС-6-14/1059.
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
- Положение «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Приказом Минфина России от 20.03.92 № 10.
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Приказ Минфина России от 06.05.99 № 32н; В ред. от 30.03.2001 № 27н.
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»
ПБУ 10/99. Приказ Минфина России от 06.05.99
№ 33н; В ред. от 30.03.2001 № 27н.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94. Приказ Минфина России от 20.12.1994 № 167.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
- Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Письмо Минфина России от 30.12.1993 № 160.
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений
и дополнений в Положение о составе затрат
по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), и порядке формирования
финансовых результатов при налогообложении
прибыли».
- Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов при налогообложении прибыли».
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности,
утвержденные Постановлением Правительства
РФ от 23 августа 2002 г. № 696.
- Федеральный Закон РФ от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий
и организаций».
- Федеральный Закон РФ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
- Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства».
- Федеральный Закон РФ от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
- Федеральный Закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
- Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.
- Базанова С.А. Особенности порядка исчисления
и уплаты налога на прибыль малыми предприятиями
// Институт налогоплательщика. - 1997. - №
10.
- Бойкова М.П., Пархачева М.А. Налоговый учет основных средств и нематериальных активов. - СПб.: Питер, 2003.
- Бондаренко В.И. Определение уровня существенности
при планировании аудиторской проверки
// Аудитор. - 2002. - № 10.
- Бычкова С.М. Методы оценки аудиторских рисков // Аудитор. - 2002. - № 7.
- Воробьева Г.В. Налогообложение прибыли - особенности списания затрат // Бухучет и налоговое планирование. - 1998. - №2.
- Графова Г.Ф. Критерии и показатели оценки финансово-экономического состояния предприятия // Аудитор. - 2003. - № 12.
- Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. - М.: МЦФЭР, 2002.
- Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет финансовых результатов
в строительных организациях // Консультант
бухгалтера. - 2004. - № 6.
- Кеворкова Ж.А. Особенности формирования доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете и реальность их аудирования // Аудитор. - 2002. - № 4.
- Киперман Я.Д. Налогообложение прибыли
предприятий и организаций // Налоги и
налоговое планирование. - 1997. № 5.
- Колчин С.П. Налогообложение. - М.: ИПБ-БИНФА, 2002.
- Крутякова Т.А. Бухгалтерский и налоговый учет операций по договору строительного подряда // АКДИ «Экономика и жизнь». - 01.09.2004.
- Макарьева В.И. О признании доходов и расходов при методе начисления и кассовом методе // Налоговый вестник. - 2003. - № 5.
- Научно-методическая конференция «Аудит в соответствии с МСА» в рамках проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». Методические
рекомендации «Аудиторская выборка».
- Научно-методическая конференция «Аудит в соответствии с МСА» в рамках проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». Методические рекомендации «Документирование».
- Научно-методическая конференция «Аудит в соответствии с МСА»
в рамках проекта ТАСИС «Реформа российского
аудита». Методические рекомендации «Изучение
системы бухгалтерского учета клиента».
- Научно-методическая конференция «Аудит в соответствии с МСА» в рамках проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». Методические
рекомендации «Изучение системы внутреннего
контроля клиента».
- Научно-методическая конференция «Аудит в соответствии с МСА» в рамках проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». Методические рекомендации «Определение уровня существенности».
- Научно-методическая конференция «Аудит в соответствии с МСА» в рамках проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». Методические рекомендации «Планирование».
- Научно-методическая конференция «Аудит в соответствии с МСА» в рамках проекта ТАСИС «Реформа российского аудита». Методические
рекомендации «Получение информации о
деятельности клиента».
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2002.
- Парушина Н.В., Баркова Т.А. Планирование аудита // Аудитор. - 2003. - № 2.
- Полторак А.Ф. Новое в налогообложении прибыли // Консультант. - 1997. - № 1.
СОДЕРЖАНИЕ