Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 02:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является методология изучения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также более подробное рассмотрение самого процесса проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами определение сильных сторон того, что существенные ошибки отсутствуют.
Сформулированная цель определила постановку следующих задач:
- ознакомление с методологическими аспектами аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- рассмотрение методов проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Содержание работы

Введение 5

1. Методология и методы проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами 7
1.1 Методология аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
1.2 Методы проведения аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами 14

2. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами 19
2.1 Аудит расчетов с бюджетом 19
2.2 Аудит расчетов с внебюджетными фондами 23
2.3 Аудит расчетов по обязательному страхованию 25

Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Курсов.работа Аудит(2).doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

69-1 «Расчеты по социальному  страхованию»;

69-2 «Расчеты по пенсионному  обеспечению»;

69-3 «Расчеты по медицинскому  страхованию»;

69-4 «Расчеты по Фонду  занятости».

  При проверке аудитор, прежде всего, должен обратить внимание на такие моменты [13]:

- правильно ли определена  налогооблагаемая база для начисления  соответствующих взносов;

- своевременно ли перечислялись  взносы;

- как отражены в бухгалтерском учете данные по начислению взносов и их перечислению в фонды;

- соответствие данных  аналитического и синтетического  учета по счету 69 записям в  расчетах, главной книге и балансе.

  В соответствии с отмеченными особенностями проводится проверка начислений взносов, бухгалтерских проводок и при необходимости отмечаются обнаруженные ошибки и указываются пути их устранения.

С 1 января 2001г. главой 24 НК РФ установлен единый социальный налог (ЕСН), который предназначен для мобилизации средств реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Он объединяет в себе страховые взносы, направляемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, а также Фонд обязательного медицинского страхования.  

  Поэтому при проверке расчетов по ЕСН аудитору необходимо проверить правильность определения налоговой базы для исчисления налога, правильность применения налоговых ставок, установить порядок и сроки уплаты налога на предприятии, а также их документальное обоснование и проверить правильность отражения соответствующих хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

  Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях обеспечения социального страхования. Он предназначен для выплаты государственных пенсий, оказания материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. Для этого каждая организация и предприятие, а также индивидуальные предприниматели производят ежемесячно сверх оплаты труда отчисления в ПФР в соответствии с установленным в централизованном порядке тарифом страховых взносов.

  Приступая к проверке данного раздела бухгалтерского учета, аудитор сначала устанавливает правильность определения налоговой базы, которая регламентируется 24 НК РФ, а именно ст.237 НК РФ. При этом аудитору необходимо учесть, что в нее не включаются суммы, указанные в ст.238 и ст.239 НК РФ. Таким образом, налоговая база (для лиц, являющихся работодателями) будет определяться как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам. Налоговая база для налогоплательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты), будет определяться как сумма доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

  Далее аудитором проверяется правильность применения той или иной налоговой ставки, которые регламентируются ст.241 НК РФ. По данным статьи, страховые тарифы взносов для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не производящих выплат физическим лицам, отличаются друг от друга. Кроме того, внутри каждой группы они подразделяются на работодателей, производящих выплаты физическим лицам, и работодателей, выступающих в качестве сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемный труд, и адвокатов соответственно. Таким образом, аудитору при определении правильности применения налоговой ставки необходимо установить категорию налогоплательщика и, исходя из этого, размер страхового тарифа

  Кроме того, в связи с введением в действие ФЗ от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» с 1 января 2002г. Работодатели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, то есть часть налога, которую они уплачивали в ПФР в 2001г., теперь, согласно вышеуказанному закону, уплачивается в федеральный бюджет.

  Таким образом, страховой тариф разделен на две части. За счет первой части будет финансироваться страховая, а за счет второй - накопительная часть трудовой пенсии. Размер каждой части зависит от возраста и пола работника. Новые тарифы страховых взносов определены ст.22, а на работников, родившихся позже 1966 года, временные тарифы страховых взносов установлены ст.33 закона №167-ФЗ.

  Каждое предприятие, как плательщик взносов, должно быть зарегистрировано в местном отделении ПФР, куда оно и перечисляет страховые взносы. Поэтому на данном этапе аудитору целесообразно проверить соответствие сроков уплаты ЕСН в части страховых взносов в ПФР действующему законодательству. На основании гл.24 НК РФ и закона №167-ФЗ за три дня до получения зарплаты, а если она не выплачивалась, то не позднее 12-го числа месяца, следующего  отчетным. Организация должна уплатить двумя платежными поручениями 22% от фонда оплаты труда (страховой взнос) на счет ПФР. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за выдачей зарплаты, необходимо отправить платежное поручение на оплату ЕСН (в части перечислений в федеральный бюджет).

  В заключение аудита расчетов с ПФР аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских проводок. Бухгалтерский учет расчетов с ПФР ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.2 - «Расчеты по пенсионному обеспечению».

По кредиту счета 69.2 должны отражаться суммы отчислений в ПФР, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции счетов:

- счетами, на которых  отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.2);

- счетом 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых  за счет работников предприятия  (Дт 70 Кт 69.2);

- счетом 99 «прибыли и  убытки» - на сумму пеней за несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.2);

- счетом 51 «Расчетный  счет» - на сумму, полученную  в случаях превышения соответствующих  расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.2).

По дебету счета 69.2 должны отражаться перечисленные суммы  платежей (Дт 69.2 Кт 51).

  Социальное страхование распространяется на все категории трудящихся независимо от места их работы и должности, является обязательным и осуществляется за счет взносов предприятий, которое должно зарегистрироваться в качестве страхователя в отраслевом или региональном отделении Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ). Средства ФСС РФ расходуются на оплату больничных листов по болезни, беременности и родам, пособия на рождение ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособия на погребение, на оплату путевок в санатории и дома отдыха и другие выплаты.

  С сумм начисленной оплаты труда работников организации должны отчислять определенные суммы на социальное страхование персонала. Их вносят в соответствующий профсоюз. Долю распределения взносов между коллективом экономического субъекта и профсоюзным органом следует предусматривать в договоре (обычно пропорция составляет 74:26). В связи с отсутствием в новых предпринимательских структурах профсоюзных организаций и комиссий по социальному страхованию контроль над формированием и использованием средств фонда социального страхования ослаблен.

  Страховые взносы, направляемые предприятием в ФСС РФ, являются составной частью ЕСН и регулируются главой 24 НК РФ «Единый социальный налог». Поэтому при проверке налоговой базы, определяемой при исчислении суммы страховых взносов в ФСС РФ, необходимо помнить, что она определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР [6].

  Единственным дополнением будет исключение из налогооблагаемой базы любых вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п.3 ст.238 НК РФ).

  Далее аудитор определяет правильность применения размера взносов, который также должен отвечать требованиям ст. 241 НК РФ. Налоговые ставки также различаются в зависимости от категории налогоплательщика, однако индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, и адвокаты взносы на социальное страхование не осуществляют.

  Кроме того, аудитору необходимо уделить внимание сумме налога, подлежащей перечислению в ФСС РФ, и сроков ее уплаты. При определении суммы, подлежащей перечислению, предприятие-налогоплательщик должен уменьшить ее на сумму произведенных расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ, и, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, отправить платежное поручение на оплату налога (страхового взноса). В заключение аудита расчетов с ФСС РФ аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей. Как известно, бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.1 - «Расчеты по социальному страхованию».

  По кредиту счета 69.1 должны отражаться суммы отчислений в ФСС РФ, а также поступление частичной стоимости путевок и суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции счетов:

- счетами, на которых  отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых  за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.1);

- счетом 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых за счет работников предприятия (Дт 70 Кт 69.1);

- счетом 99 «Прибыли и  убытки» - на сумму пеней за  несвоевременный взнос платежей (Дт 99 Кт 69.1);

- счетом 51 «Расчетный  счет» - на сумму, полученную в случаях превышения соответствующих расходов над платежами (Дт 51 Кт 69.1).

  По дебету счета 69.1 должны отражаться заключение перечисленные суммы платежей (Дт 69.1 Кт 51), а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование (Дт 69.1 Кт 70).

  Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В этих целях все организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны перечислять взносы в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ) по тарифу страховых взносов, установленному главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», в процентах от начисленной оплаты труда по всем основаниям.

  Так как медицинское страхование создано с целью гарантии гражданам на случай возникновения необходимости медицинской помощи и проведения профилактических мероприятий за счет средств этого фонда, для этого создаются Федеральный (ФФОМС РФ) и территориальные (ТФОМС РФ) фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

  Страховые взносы, направляемые предприятием в ФОМС РФ, являются составной частью ЕСН, поэтому налоговая база, подлежащая аудиторской проверке и определяемая при исчислении суммы страховых взносов в ФОМС РФ, определяется аналогично определению налоговой базы при исчислении суммы страховых взносов в ПФР и ФСС РФ.

  Размер взносов в ФОМС РФ также определяется на основании ст.241 НК РФ и представляет собой разные налоговые ставки для разных категорий налогоплательщиков [11]:

- 13%, если иное не  предусмотрено законодательством;

- 35% в отношении выигрышей  по лотереям, других выигрышей;

- 30% в отношении дивидендов, доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

  Основное внимание аудитор уделяет проверке налога, исчисленного по ставке 13%. Налоговая база для этой ставки определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ [13].При аудите расчетов с ФОМС РФ аудиторам также следует проверить сроки, в течение которых данный налог должен быть перечислен, а именно: не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена зарплата, его необходимо уплатить платежным поручением на счет ФФОМС РФ.

  Аудитору следует (выборочно или сплошным порядком) проверить правильность выплат пособий за дни временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, путевок на лечение, оплату медикаментов, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Кроме того, не лишне напомнить клиенту о своевременности перечисления средств, так как пени за задержку придется платить за счет чистой прибыли.

  И, наконец, в заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Бухгалтерский учет расчетов с ФСС РФ ведется на балансовом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому открывается субсчет 69.3 - «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию». Кроме этого, на предприятии могут вестись счета 69.3.1 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию с ФФОМС РФ».

  По кредиту счета 69.3 должны отражаться суммы отчислений в ФОМС РФ, а также суммы, полученные в случае превышения соответствующих расходов над отчислениями. При этом записи производятся в корреспонденции счетов:

- счетами, на которых  отражено начисление оплаты труда, - в части отчислений, производимых  за счет организации (Дт 20, 23, 25, 26, 44 и др. Кт 69.3);

- счетом 70 «Расчеты с  персоналом по оплате труда» - в части отчислений, производимых  за счет работников предприятия  (Дт 70 Кт 69.3);

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами