Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:56, реферат

Описание работы

Цели и задачи: проверка правильности своевременного заключения договоров на реализацию продукции, товаров и услуг, определение порядка оплаты реализации продукции и анализ размера реализации продукции в кредит, размер предоплаты по договорам, порядок оплаты налогов, соответствие налоговых начислений и учетной политике предприятия, проверка расчетов и начисления НДС и т.д. Источники информации:
• договоры на поставку продукции;
• счета-фактуры;

Файлы: 1 файл

Аудит расчетов с покупателями И ЗАКАЗЧИКАМИ.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

В экономике аудит подразделяют на 2  вида по отношению к пользователям информации:

а)внешний аудит;

б)внутренний аудит.

По инициатору проведения (или по отношению к требованиям законодательства) аудит бывает:

•  инициативный (добровольный);

• обязательный.

По специальным аудиторским заданиям - это аудит по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности.

По объекту изучения выделяют:

• финансовый аудит, или аудит финансовой отчетности (оценка достоверности финансовой информации);

• аудит на соответствие требованиям '(выявляет соблюдение организацией правил, определенных норм, законов, инструкций);.

• операционный аудит (используется для проверки процедур и методов функционирования организации, оценки производительности и эффективности);

•  налоговый аудит- проверка правильности и полноты начисления налогов и их уплаты, соблюдения налоговой политики;

• ценовой - проверка обоснованности установления цены на заказ;    

  •  управленческий (производственный) аудит- проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых   вложений   производительности использования средств, их экономии;

•  аудит хозяйственной деятельности близок к управленческому    и    представляет    собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей;

•   специальный аудит - проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм, правил; проводится с целью подтвердить законность составления налоговой отчетности.

В зависимости от уровней проведения:

•    межотраслевой аудит;

•    отраслевой;

•    внутрихозяйственный.

По периодичности осуществления аудиторских проверок:

•    первоначальный аудит (проводится впервые в данной организации);

•  периодический (повторяющийся) - согласованный аудит, который обычно проводится ежегодно;

•  оперативный.

С точки зрения направления (объекта аудита):

• общий аудит (предприятия и их объединения независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, организации и учреждения);

•  банковский аудит;

• аудит страховых обществ;

•   аудит бирж;

•   аудит внебюджетных фондов;

•  аудит инвестиционных институтов;

•  государственный.

Теория аудиту  западных странах, как правило, рассматривает следующие виды аудита:

•  операционный,

•   на соответствие требованиям:

•  аудит финансовой отчетности.   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ.

 

Аудит кассовых операций основан на изучении таких документов как:

1 )первичные документы: кассовая книга: приходные и расходные кассовые ордера; денежные чековые книжки; платежные ведомости на выдачу заработной платы, посо­бий, премий; документы, подтверждающие размер установленного банком лимита остатка кассы; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; договор о материальной ответственности кассира и расписка кассира в том, что он ознакомлен с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации; приказы руководителя и акты инвентаризации кассы;

2}регистры синтетического и аналитического учета: Главная книга; журнал-ордер № 1 и 1/1; ведомость № 1 и 1/1; отчетность (отчет о движении денежных средств (формат 4))

Аудит кассовых операций включает проверку взаимосвязи между регистрами бухгалтерского учета и проверяемыми первичными документами. При этом проверяются соответствия:

•  данных кассовых отчетов данным первичных документов;

•   данных журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 кассовым отчетам и кассовой книге;

•   данных журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 оборотам и сальдо за каждый месяц, отраженным в Главной книге;

•  месячных оборотов по кредиту счета 50 «Касса», отражающих расходы, отнесенные в дебет других счетов, записям в Главной книге по дебету соответствующих счетов;

•   данных журнала-ордера № 1 данным за отчетный период, отраженным в форме № 4 приложения к балансу.

Аудит кассовых операций также включает проверку проведения инвентаризации кассы. Аудитору (аудиторской организации) следует ознакомиться с материалами проведенных инвентаризаций. В аудит кассовых операций также входит проверка правильности документального оформления хозяйственных операций. при этом следует проверить;

• наличие приказа руководителя о назначении кассира на работу, договор о полной материальной ответственности с кассиром, ознакомление кассира с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (наличие расписки);

• порядок приема наличных денег;

• при осуществлении расчетов с населением за товары, работы, услуги производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (теперь при расчетах наличными деньгами с юридическими лицами также требуется применение ККТ);

прием наличных денег от юридических лиц оформляется и приходным кассовым ордером;

•  соответствие остатка в кассе установленному лимиту.

Банки имеют право систематически проверять соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций в РФ, а также проверять целевое использование наличных средств, полученных по чеку в банке. Аудитор также должен помнить, что кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом России по согласованию с ЦБ РФ и Минфином России. Неправильно оформленные первичные документы, фиксирующие совершение кассовых операций, свидетельствуют о неудовлетворительном внутреннем контроле организации. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу: 1.котооая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью; 2)количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данной организации.

При наличии у организации кассовых операций с иностранной валютой они должны отражаться в одной кассовой книге с рублевыми операциями (в рублевом и валютном эквивалентах).

 

Классификация ошибок

Основные виды ошибок, обнаруживае­мых при проведении аудиторской проверки, можно сгруппировать следующим образом.

1. Ошибки в ведении учета.

1.1.               Отсутствие ведения учета. Иногда в бухгалтерии не ведется надлежащий учет по какому-либо виду деятельности или под­разделению. Предположим, предприятие ве­дет строительство. Бухгалтер, не желая свя­зываться с проводками по его ведению (в ожидании прихода более опытного в этом вопросе специалиста), все расходы по стро­ительству в течение года относил в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В результате к концу года образовывалось огромное дебетовое сальдо по счету 76.

1.2. Случайные ошибки. К ним относятся: — арифметические просчеты, которые

встречаются крайне редко, но они обычно вы­являются самим бухгалтером; случайные не­правильные проводки, возникающие, напри­мер, в случае, когда, применяя правильный метод учета факта хозяйственной деятель­ности, бухгалтер без достаточных оснований или случайно делает «нестандартную» про­водку, например, относя затраты на текущий ремонт основных средств на себестоимость продукции, а какую-то сумму проводит по  счету «Основные средства». Такие ошибки встречаются редко, их очень трудно обна­ружить;

—  не соответствующий действительно­сти курс валюты для расчета курсовых раз­ниц;

—ошибка при заполнении отчетных форм. Очень часто, правильно сделав все проводки и рассчитав налоги, закрыв обо­роты в Главной книге, бухгалтер неверно заполняет установленные отчетные формы. Особенно часто делаются ошибки при за­полнении отчета о финансовых результатах и их использовании. Аудитор должен тща­тельно сверить данные отчетов с данными в Главной книге, а также тщательно проверить стыковку отчетных форм.

2. Повторяющиеся ошибки. Они возни­кают, если бухгалтер неправильно регистрирует факт хозяйственной деятельности и каждый раз делает неправильные проводки. Эти ошибки выявить обычно несложно, часто их можно увидеть, просматривая только Главную книгу или даже заполненную форму баланса.

 

 

 

Существенность в аудите

Существенными в аудите признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Под уровнем существенности понима­ется то предельное значение ошибки бух­галтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой от­четности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита ау­дитор должен основываться на собственных стандартах, если нормативные акты, регули­рующие аудиторскую деятельность в РФ, не устанавливают более жесткие требования.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные по­казатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, под­лежащего аудиту, называемые базовыми по­казателями бухгалтерской отчетности.

Система базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности оформ­ляется документально и применяется на постоянной основе.

Такой документ утверждается решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Можно рассчитать как единый показатель уровня существенности для данной конкрет­ной проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждый из кото­рых должен быть предназначен для оценки какой-то определенной группы счетов бух­галтерского учета, статей баланса, показате­лей отчетности.

Значение уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планиро­вания аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть зафиксировано в общем плане аудита.

При проведении аудиторской проверки аудитор находит искажения, определяет их суммарную величину применительно к какому-либо базовому показателю, сравни­вает эту суммарную величину с соответству­ющим показателем уровня существенности и делает вывод о влиянии нарушений на бух­галтерскую отчетность.

АУДИТОРСКИЙ РИСК.

Аудиторский[риск - субъективно определяемая аудитором вероятность признания по итогам проверки того, что бухгалтерская отчетность может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признания, что такие искажения присутствуют, хотя в действительности их не имеется в отчетности. Считается одной из основополагающих категорий при проведении аудиторской проверки, т.к. от него зависит материальная т моральная ответственность аудитора. Факторы, от которых зависит вероятность составления верного заключения об отсутствии ошибки: 1)размер проверяемой организации; 2)бухучет организации; 3)надежность систем внутреннего контроля; 41аудиторские процедуры, проводимые в организации; 5)стоимость текущих активов и общая стоимость активов организации; 6)величины капитала проверяемого субъекта. Все риски аудитор обязан проверить, оценить и за документировать. Показатели оценки, рисков: 1) высокий уровень аудиторского риска; 2}средний уровень; 3) низкий уровень. Возможно применение и иных показателей -процентов, долей единицы. 2 вида основных методов оценки аудиторского риска: 1)оценочный (интуитивный) - наиболее широко используется российскими аудиторами; заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный к использованию этой оценки в планировании аудита; 2)количественный -предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. Аудитор обязан применить все меры для снижения аудиторского риска. Основные виды риска: 1 )риск системы учета (внутрихозяйственный); 2)риск средств контроля; 3)риск аудиторских процедур (риск не обнаружения). Внутрихозяйственный„риск - субъективно определяемая аудитором вероятность появления существенных искажений в определенном бухгалтерском счете, статье баланса, группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта до того, как эти искажения (ошибки) будут выявлены средствами системы внутреннего контроля. Вероятность появления искажений при данном виде риска не зависит от аудитора. Основываясь на следующих признаках, аудитор должен определить значение этой вероятности: существенные ошибки при 

проведении предыдущей проверки; непонимание бухгалтерами проверяемого субъекта общепринятых бухгалтерских принципов; объективность ошибок при обработке данных и учете хозяйственных операций обусловлена сложностью этих операций. На показатели внутрихозяйственного риска влияют и местонахождение клиента; условия, методы принципы ведения финансово-хозяйственной деятельности; штат и организация бизнеса в организации; ликвидность и финансирование; наличие редких, необычных хозяйственных операций; доходы и планы оперативной деятельности. Методики расчета данного вида риска;  ПЭСТ (анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов); ДВНП (анализ достоинств, недостатков, возможностей и неблагоприятных обстоятельств); анализ «пяти сил рынка». Риск средств контроля - субъективно определяемая аудитором вероятность того, что существующие и применяемые в  организации  средства  системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности. Он характеризует степень надежности системы бухучета и внутреннего контроля. Этапы проведения данного процесса; общее знакомство с системой внутреннего контроля; первичная оценка надежности; подтверждение достоверности оценки надежности. Тестирование средств контроля включает; формальную проверку документов; опрос и наблюдение за контрольными процедурами, которые не находят письменного подтверждения; повторение процедур .контроля. Эффективность средств контроля не зависит от аудитора, т.к. он только оценивает систему внутреннею контроля и основывается в своей оценке на изучении его структуры. Риск аудиторских процедур (риск необнаружения) - субъективно опребделяемая аудитором вероятность того, что применяемые им в ходе аудиторской проверки аудиторские процедуры не позволяют обнаружить реально существующие нарушения. Существует 2 категории аудиторских процедур, способных получить информацию, которая выявит существенные ошибки; аудиторская проверка элементов операций и остатков на счетах; аналитические      процедуры сбор                                                                                                                                                                                                                                           дополнительной(косвенной) информации о денежных суммах, отраженных на счетах.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ.

Аналитические, процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур по существу. Это выявление, анализ и оценка соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. Основная цель их применения -выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, требующих особого внимания аудитора. Задачи: 1) изучение деятельности экономического субъекта; 2)оценка финансового положения и перспектив непрерывности его деятельности; 3) выявление фактов искажения бух. отчетности; 4)сокращение числа детальных аудиторских процедур; 5) обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы. Аналитические процедуры могут выполняться в течение всего процесса проверки, а их использование позволяет повысить качество аудита и сократить затраты времени на его проведение. На эта пе_ планирования аудита выполнение аналитических процедур способствует пониманию деятельности проверяемого субъекта, выявлению областей потенциальных рисков и более точному определению степени аудиторского риска. На этапе_лзп9Ррвдс_тв.е.ннрго проведения аудиторской проверки аналитические процедуры могут выполняться при исследовании необычных отклонений показателей бух. отчетности экономического субъекта. На этапе завершения аудита аналитические процедуры применяются для окончательной проверки наличия в отчетности существенных искажений или других финансовых проблем, в результате чего могут быть выявлены области, требующие дополнительных аудиторских процедуру Виды аналитических процедур: 1) сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми(сметными) показателями , определенными экономическим субъектом (необходимо оценить методику планирования, которую использует экономический субъект: если планирование проводится некачественно, по мнению аудитора, следовательно, показатели планов нереальны, и аудитор не должен использовать их для получения аудиторских доказательств. Необходимо также убедиться, что клиент не изменил показатели отчетного периода в соответствии с плановыми показателями); 2) сравнение фактических показателей бух. отчетности с прогнозными показателями,

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками