Аудит расчетов с покупателями на примере ООО «Алар - Ярославль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями. В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:
- необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями;
- требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями на примере ООО «Алар Ярославль»;
- рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями;
- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями;
- предложить возможные пути совершенствования бухгалтерского учета и аудита на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические аспекты аудита расчетов с покупателями.
Понятие обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, их классификация и оценка. 5
Цели, задачи и методы аудита расчетов с покупателями. 12
Источники информации, необходимые для проведения аудита расчетов с покупателями. 16
Планирование аудита расчетов с покупателями
Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на участке учета расчетов с покупателями. 24
Расчет единого уровня существенности и уровня существенности значимых статей бухгалтерского баланса. 31
Разработка общего плана и программы аудита расчетов с покупателями. 35
Аудит расчетов с покупателями на примере ООО «Алар-Ярославль».
Проверка наличия и юридическая оценка соответствия оформления договоров с покупателями требованиям законодательства. 39 64

Файлы: 1 файл

смирнова аудит покупателей.docx

— 207.42 Кб (Скачать файл)
    • информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Состоит из процедур и записей, предназначенных для инициирования, записи, обработки и обобщения  операций компании (а также событий  и условий), а также для ведения  учета соответствующих активов, обязательств и капитала. В процессе оценки системы внутреннего контроля проводится анализ операций по инициации  и вводу хозяйственных операций, обработке данных, ведению учета, отражению в отчетности информации обо всех операциях.

    • контрольные действия;

Включают политики и процедуры, позволяющие удостовериться, что  распоряжения руководства субъекта выполняются. Анализу подвергается внутренняя нормативная документация, регламентирующая организацию документооборота, а также мероприятия, разработанные  руководством предприятия, и обеспечивающие, по мнению руководства, сохранность  имущества и документов компании, получение надежной информации, необходимой  для управления компанией, повышение  эффективности производства, соблюдение требований законодательных актов  и положений учетной политики.

    • мониторинг средств контроля.

Одной из обязанностей руководства  организации является поддержание  системы внутреннего контроля в  режиме непрерывной работы. Мониторинг включает наблюдение за тем, функционирует  ли средство контроля в полном объеме и меняются ли они должным образом  при изменении условий функционирования организации. Мониторинг может осуществляться в рамках текущей деятельности или  в виде надзорных мероприятий. При  этом персонал, выполняющий различные  функции, дает оценку эффективности  функционирования системы внутреннего  контроля на отдельных участках

самостоятельно. В мероприятиях мониторинга может использоваться информация извне, работа внешних аудиторов.

 

Процедуры контроля на предприятии  определяются компетентностью руководителей, менеджеров, специалистов и работников предприятия, разделением функциональных обязанностей, контролем доступа  к активам, документам и осуществлением периодических сравнений учетных  данных.

Эти три составляющие системы  внутреннего контроля во взаимосвязи  должны обеспечивать предотвращение, выявление и исправление существенных ошибок и искажения учетной информации при подготовке бухгалтерской отчетности в части расчетов с покупателями.

Руководство предприятия, разрабатывая эффективную систему внутреннего  контроля, учитывает самые различные  обстоятельства, в том числе те, которые входят в задачу аудитора по оценке системы внутреннего контроля предприятия. Управленческий учет требует различной информации о всех сторонах планирования и ведения бизнеса. Бухгалтерский учет, о котором аудитор представляет заключение руководству предприятия, ограничен правовыми рамками законов и положений. Содержащих требования о целях, системе, методах, сроках и формах бухгалтерской отчетности предприятия.

При разработке эффективной  системы внутреннего контроля руководство предприятия, как правило, преследует следующие задачи:

  1. Обеспечение надежной информацией для успешного руководства предприятием и принятия эффективных управленческих решений.
  2. Обеспечение сохранности активов, документов и регистров предприятия.

Материальные активы предприятия  должны быть защищены надежной системой контроля в целях предупреждения  их хищения, использования в неподобающих целях или случайного уничтожения.

Серьезной защиты и контроля требуют и неосязаемые активы (дебиторская задолженность), важные документы (договора и контракты) и  регистры бухгалтерского учета (Главная книга и журналы).

В связи с развитием  компьютерных систем требуют должных  мер к обеспечению сохранности  объемы информации, хранящиеся на компьютерных носителях.

  1. Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности в целях избежания непроизвольных затрат во всех областях хозяйственной деятельности, в частности в области расчетов с покупателями, а также для предотвращения неэффективного использования всех прочих ресурсов.
  2. Обеспечение соответствия предписанным учетным принципам. Система внутреннего контроля должна обеспечить необходимую степень уверенности в том, что должностные лица и работники предприятия следуют требованиям и правилам, закрепленным внутренними документами предприятия:
  • Положениями об отделе, службе, иных подразделениях предприятия;
  • Должностными инструкциями руководителей, менеджеров, специалистов предприятия;
  • Приказом об учетной политике предприятия;
  • Приказами и распоряжениями генерального директора, иных руководителей, изданных в соответствии с их компетенцией.
  1. Обеспечение выполнения требований федеральных законов и иных правовых актов российской Федерации и местных органов власти при осуществлении финансово-хозяйственной операции.

Для каждого типа хозяйственных  операций можно привести примеры  их типичного ошибочного учета. Следуя теме курсовой работы на примере учета  хозяйственных операций при реализации продукции можно представить  задачи, стоящие перед системой контроля, достижение которых позволяет воспрепятствовать  возникновению ошибок в учетных  записях. Следовательно, при отражении  операций по реализации продукции система  внутреннего контроля предприятия  должна быть достаточно надежной для  обеспечения уверенности в том, что выполняются следующие условия:

  1. Учтенные хозяйственные операции действительно имели место (реальность).

Объемы реализации, данные о покупателях точно отражены в счетах-фактурах и соответствуют  суммам отгрузки реальным покупателям, с которым заключены конкретные договора. Эффективная система внутреннего  контроля не позволит отразить в бухгалтерских  записях фиктивные или не существующие хозяйственные операции.

  1. На операции должным образом получено разрешение (санкционирование).

Санкционированы все операции по реализации: договор, накладные, счета-фактуры  подписаны уполномоченными на это  должностными лицами. Если имеет место  несанкционированная хозяйственная  операция, то это может привести к злоупотреблению, результатом  которого может стать растрата или  хищение активов предприятия.

  1. Совершенные хозяйственные операции отражены в учете (полнота).

Объемы реализованной  продукции полностью отражены в  пронумерованных счетах-фактурах. Осуществлены записи всех хозяйственных операций по реализации. Процедуры контроля клиента должны не допускать пропуска в учетных записях имевших  место хозяйственных операций.

  1. Хозяйственные операции адекватно оцениваются (оценка).

Данные счетов-фактур по отгруженной продукции соответствуют  данным накладных на отпуск продукции, накладные соответствуют заказам  или данным, отраженным в договорах. Данные счетов-фактур проверены арифметически.

  1. Хозяйственные операции правильно разнесены по счетам (классификация).

Правильная запись счетов-фактур в книге продаж.

  1. Хозяйственные операции отражаются своевременно (своевременность).

Своевременная регистрация  счетов-фактур в книге продаж, учет в хронологическом порядке. Отражение  хозяйственных операций не своевременно. А по истечении определенного  срока после того, как они совершены, повышает вероятность появлений  нарушений в системе учета. Если запоздавшая запись сделана в  другом отчетном периоде, на предприятие  возможно наложение штрафных санкций.

  1. Записи о хозяйственных операциях должным образом включены в регистры, итоги по ним правильно суммированы и обобщены, перенесены в Главную книгу (подготовка отчетности).

Таким образом, элементы системы  внутреннего контроля содержат множество  контрольно-ориентированных методик  и процедур. Аудитор оценивает, прежде всего, те из них, которые связаны с выявлением и предотвращением возникновения существенных неточностей в бухгалтерской отчетности и непосредственно влияют на конкретные цели, на вид и объем аудиторских процедур для планирования аудита.

В процессе получения представления  о системах бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, необходимого для планирования аудиторской проверки, вначале приобретаются знания о  структуре этих систем и их функционировании. Также необходимы знания о самом предприятии, организации работы бухгалтерии и специфике деятельности компании.

ООО «Алар-Ярославль» является эксклюзивным дистрибьютором компании «САН ИнБев» на территории города Ярославля и Ярославской области по оптовой реализации пива. ООО «Алар-Ярославль» начало свою работу с 25 октября 2005 года.

 Общество осуществляет  следующие виды деятельности:

  • Оптовая и розничная торговля алкогольными напитками, в том числе пивом;
  • Оптовая и розничная торговля продуктами питания, в том числе напитками, табачными изделиями;
  • Организация розничной торговли и общественного питания;
  • Оптовая  торговля бытовой и офисной мебелью и интерьером;
  • Аренда легкового, грузового и прочего транспорта, и. т. д.

Общество является коммерческой организацией, срок деятельности которой  не ограничен. Уставный капитал предприятия  составляет 10 000 рублей (оплачен полностью). (Приложение «№ 1)

Размер и сложность  структуры аудируемого лица, а  также характер его систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля оказывают влияние на форму и  объем документации. Как правило, чем сложнее система бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица и чем объемнее аудиторские процедуры, тем больше объем документации аудитора.

Необходимо получить аудиторское  доказательство посредством проведения тестов средств контроля для подтверждения любой оценки риска средств контроля, которая является ниже высокой. Чем ниже оценка риска средств контроля, тем больше подтверждений необходимо получить относительно надлежащей структуры и эффективного функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Тесты средств контроля выполняются  с целью получения аудиторских доказательств относительно эффективности:

  • структуры систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, то есть того, насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений;
  • средств внутреннего контроля в течение рассматриваемого периода.

Основываясь на результатах  тестов средств контроля, определяется, были ли разработаны или применялись  ли средства внутреннего контроля так, как предполагалось при предварительной  оценке риска средств контроля.

В результате полученного  понимания систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, а также  тестов средств контроля аудитор  может понять, какие недостатки существуют в этих системах. Перед составлением плана и программы аудита расчетов с покупателями в ООО «Алар-Ярославль» первоочередным ставится изучение состояния расчетов на предприятии и исследование имеющихся факторов риска, для того, чтобы получить предварительное представление о расчетах.

Для этого проверяется  наличие в организации необходимой  нормативной базы, перечень применяемых  первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций.

Далее оценивается система  оценки бухгалтерского учета и внутреннего  контроля. Для этого заполняются  заранее разработанные тесты. Тесты  позволяют, установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным  требованиям, а их учет выполняет поставленные перед ними задачи. Это позволяет более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность.

Таблица 4

Тест для оценки системы внутреннего контроля на участке учета расчетов с покупателями

 ООО «Алар - Ярославль»

№, п\п

Содержание вопроса или  объект исследования

Ответы

да

нет

1.

Предусмотрена и ведет  ли свою работу в организации служба внутреннего контроля?

 

2.

Отражен ли в учетной политике ООО «Алар-Ярославль» пункт, характеризующий момент приобретения и продажи продукции?

 

3.

 

3.1.

Используется ли для определения покупной, продажной цены утвержденный прейскурант?

Используются ли в работе различные прейскуранты цен для  различных покупателей?

 

 

 

 

 

4.

Осуществляется ли контроль последовательности нумерации для выявления неучтенных счетов-фактур и накладных?

 

 

5.

Осуществляется ли последующий  контроль правильности отражения в  бухгалтерском учете операций по реализации продукции, совершенных  в предыдущем периоде, и наличия  первичных документов?

 

 

 

 

6.

Осуществляется ли соблюдение графика документооборота по учету  расчетов с покупателями?

 

 

7.

Осуществляется ли проведение инвентаризации продукции на складе?

 

 

8.

Осуществляется ли проверка сроков возникновения задолженности?

 

 

9.

Проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями?

 

10.

Ведется ли аналитический  учет по каждому покупателю?

 

11.

Датируются ли счета-фактуры  на продажу продукции днем отгрузки?

 

12.

Прикладываются ли к пакету документов на отгрузку продукции специфические  виды документации, характерные для  продажи пивной продукции (справки  типа А, справки типа Б, сертификаты, качественные удостоверения)?

 

13.

Документы на отгрузку продукции  составляются в день совершения операции?

 

14.

Имеются ли акты сверки расчетов с покупателями?

 

15.

Проводится ли периодические  сверки данных первичных документов аналитического и синтетического учета  продажи продукции?

 

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями на примере ООО «Алар - Ярославль»