Аудит расчетов с покупателями на примере ООО «Алар - Ярославль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями. В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:
- необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями;
- требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями на примере ООО «Алар Ярославль»;
- рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями;
- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями;
- предложить возможные пути совершенствования бухгалтерского учета и аудита на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические аспекты аудита расчетов с покупателями.
Понятие обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, их классификация и оценка. 5
Цели, задачи и методы аудита расчетов с покупателями. 12
Источники информации, необходимые для проведения аудита расчетов с покупателями. 16
Планирование аудита расчетов с покупателями
Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на участке учета расчетов с покупателями. 24
Расчет единого уровня существенности и уровня существенности значимых статей бухгалтерского баланса. 31
Разработка общего плана и программы аудита расчетов с покупателями. 35
Аудит расчетов с покупателями на примере ООО «Алар-Ярославль».
Проверка наличия и юридическая оценка соответствия оформления договоров с покупателями требованиям законодательства. 39 64

Файлы: 1 файл

смирнова аудит покупателей.docx

— 207.42 Кб (Скачать файл)

 

Исходя из проведенного в  данном пункте курсовой работы теста  внутреннего контроля работы ООО  «Алар – Ярославль» в части  расчетов с покупателями можно сделать  вывод о том, что,  в целом,  учет расчетов с покупателями организован  на должном уровне, а работники  бухгалтерии данной организации  своевременно и в полном объеме производят проверку данных первичной документации и производят сверку данных синтетического и аналитического учета. Подтверждением данного вывода может служить  тот факт, что все документы, необходимые  для отгрузки продукции, составляются в полном объеме и с учетом требований законодательства.

 

    1. Расчет уровня существенности

 

При составлении бухгалтерской  отчетности соблюдается принцип  существенности, позволяющий избавиться от излишне детализированных малозначительных данных и сконцентрировать внимание пользователей на наиболее важных показателях, характеризующих состояние и  результаты деятельности экономического субъекта.

«Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу  соответствующих данных составляет не менее пяти процентов». [26]

Таким образом, самому объекту  аудита – бухгалтерской отчетности неотъемлемо присущ принцип существенности.

Существенность (“materiality” – материальность) – это одно из важнейших понятий аудита. Исходя из этого принципа, устанавливается не абсолютная точность данных проверяемой бухгалтерской отчетности, а ее достоверность во всех существенных аспектах.

Информация является существенной, если ее отсутствие или искажение  может повлиять на экономическое  решение пользователя, основанное на финансовой отчетности. Существенность зависит от величины рассматриваемой  информации в конкретных обстоятельствах  ее неприведения или искажения.

Правилами (стандартом) 4 «Существенность  в аудите» определены действия проверяющего в отношении оценки уровня существенности и аудиторских рисков, возникающих  в ходе проверки экономического субъекта. [26]

При планировании аудита определяется существенность, аудиторский риск, проводятся аудиторские процедуры.

Уровень существенности определяется как предельное значение ошибки бухгалтерской  отчетности.

Выделяют 2 подхода к определению  уровня существенности:

  1. индуктивный метод, который заключается в оценке каждой отдельной статьи, определении их отклонения, а затем суммирования;
  2. дедуктивный метод – состоит в определении уровня существенности для финансовой отчетности в целом, а затем его распределение по статьям баланса.

 

Для расчета существенности выбирают базовые показатели бухгалтерской отчетности. Для прибыльной организации, такой и является ООО «Алар - Ярославль», к базовым показателям относятся:

  • выручка от продажи;
  • валюта баланса;
  • собственный капитал;
  • себестоимость продаж;
  • дебиторская задолженность.

По каждому базовому показателю определяется доля возможного отклонения в процентах (2%, 5% или 10%). Чем больше доля показателя, тем меньше отклонение. Затем рассчитывается абсолютное отклонение по каждому базовому показателю.

Таблица 5

Система базовых  показателей и порядок определения  уровня существенности

№ п/п

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской  отчетности, тыс.руб.

Уровень существенности показателя, %

Значение, применяемое для определения  уровня существенности, тыс.руб.

1

Выручка

531343

2

10626,86

2

Себестоимость продаж

485222

2

9704,44

3

Дебиторская задолженность

34128

5

1706,4

4

Собственный капитал

48018

10

4801,8

5

Валюта баланса

95543

5

4777,15


 

Методика расчета уровня существенности, описанная в статье Козменковой С. В. «Исчисление уровня существенности при планировании аудита», предполагает использование следующего алгоритма[52]:

УСС = (З1 + З2 + З3 + З4…. ЗП): N (1),

где УСС – средний уровень  существенности, тыс. руб.; З1 – значение, применяемое для расчета уровня существенности по выручке от реализации без НДС, тыс.руб.; З2 – значение, применяемое  для себестоимости проданной продукции, тыс. руб.; З3 – значение, применяемое для расчета уровня существенности дебиторской задолженности, тыс. руб.; З4 – значение, применяемое для расчета уровня существенности по собственному капиталу, тыс. руб.; З5 - значение, применяемое для расчета уровня существенности по валютебаланса, тыс. руб ЗП– значение, применяемое для расчета уровня существенности по n-ому исследуемому показателю аудиторской проверки, тыс. руб.; N – количество исследуемых показателей.

Для получения значений З1; З2; З3; З4,З5 выполняются расчеты:

З1 = (Вв × 2): 100 = (619378 × 2%) = 12387,56 тыс. руб. (2),

З2 = (Всс × 2): 100 = (554909 × 2%) = 11098,18 тыс. руб. (3),

З3 = (Кдз × 5): 100 = (46039 × 5%) = 2301,95 тыс. руб. (4),

З4 = (Ск × 10): 100 = (38460 × 10%) = 3846 тыс. руб. (5),

З5= (Вб× 5): 100 = (83568 × 5%)=4178,4 (6)

где

Вв – выручка от реализации, тыс. руб.;

Всс – себестоимость, тыс. руб.;

Кдз –ДЗ, тыс. руб.;

Ск – собственный капитал, тыс. руб.

Вб- валюта баланса, тыс.руб.

Используя формулу 1 определяется среднее значение уровня существенности:

УСС = (12387,56+11098,18+2301,95+3846+4178,4): 5 = 6762,418 тыс. руб..

По методикеможно отбросить  наибольшее и наименьшее значения, которое сильно отличается от среднего, для чегоприменяются следующие  формулы:

ОВmах = (Зmах– Усс): Усс× 100%= (12387,56 -6762,418)/6762,418*100%=83,2% (7)

ОВmin = (Усс– Зmin): Усс× 100% = (6762,418-2301,95)/6762,418*100=65,96%(8),

где ОВmах и ОВmin- соответственно ,  максимальное  и  минимальное   значение   отбрасываемых   величин. Такие значения показывают, что наибольшее  значение, рассчитанное исходя из выручки  отличается   от   среднего   уровня   существенности   на  16,8%,  а   наименьшее на  34,04%.

Пересчитаем средний уровень существенности для отчетности ООО «Алар - Ярославль» без учета отброшенных значений:

УССнов = (11098,18+3846+4178,4)/3 = 6374,2 тыс. руб.

Таким образом, конечное значение среднего уровня существенности по отчетности ООО «Алар - Ярославль» составило 6374,2 тыс. руб. В соответствии с методом расчета единого уровня существенности округление можно производить, если измененное значение не превысит 20% от базисного показателя.Примем уровень существенности за 6400 тыс. руб., округлив базисный уровень, равный 6374,2 тыс. руб.

(6400-6374,2)/6400*100% = 0,4%,   0,4%<20%

Далее, распределим уровень существенности между значимыми статьями отчетности пропорционально их удельному весу в валюте баланса. Результаты расчетов представим в форме таблицы ):

Таблица 6

Определение уровня существенности значимых статей бухгалтерского баланса

п/п

Статьи баланса

Сумма, тыс.руб.

Доля статьи в валюте баланса, %

Значимые доли для аудита статьи

Уровень существенности, тыс.руб.

1

2

3

4

5

6

I.

Актив

       
 

Основные средства

9998

0,12

9998

766,2

 

Запасы

14048

0,17

14048

1076,4

 

Дебиторская задолженность:

46039

0,55

46039

3527,8

 
  • Расчеты с покупателями и заказчиками

22454

0,27

22454

1720,6

 

Денежные средства

13437

0,16

13437

1029,6

 

Прочие

46

0,000

0

0

 

Валюта

83568

1

83522

6400

II.

Пассив

       
 

Уставный капитал

10

0,000

0

0

 

Нераспределенная прибыль

38450

0,46

38450

2945,3

 

Заемные средства

9

0,000

0

0

 

Кредиторская задолженность

45099

0,54

45099

3454,7

 

Валюта

83568

1

83549

6400


 

Распределив уровень существенности между значимыми статьями баланса, исключая статьи, составляющие в валюте баланса меньше 1%, можно сказать, что уровень существенности интересующей нас статьи баланса «Расчеты с  покупателями и заказчиками» равен 1720,6 тыс. руб. Это значит, что если выявленные в ходе аудита расчетов с покупателями ООО «Алар - Ярославль» искажения в сумме составят величину, которая намного меньше 1720,6 тыс. руб., а качественные расхождения выявленных отклонений порядка ведения учета и подготовки отчетности общества от требований соответствующих нормативных документов, окажутся несущественными, то аудитор имеет право сделать вывод о том, что отчетность ООО «Алар -Ярославль» является достоверной.

    1. Разработка общего плана и программы аудита расчетов с покупателями.

Согласно Правилу (стандарту) № 3 «Планирование аудита» аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. [25]

Аудитору необходимо составить  и документально оформить общий  план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской  проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при  разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана  аудита аудитору необходимо принимать  во внимание:

а) деятельность аудируемого  лица,

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля,

в) риск и существенность,

г) характер, временные рамки  и объем процедур,

д) координацию и направление  работы, текущий контроль и проверку выполненной работы,

е) прочие аспекты,[25]

Содержание плана и  программы проверки учета расчетов с покупателями приведены в табл.

Таблица 7

План аудита расчетов с покупателями на примере

 ООО «Алар-Ярославль»

Уровень существенности                                                                    1720,6 тыс. руб.

п/п

Планируемые виды работ

Период проведения аудита

Исполнитель

Примечания

1

2

3

4

5

1.

Правовая оценка договоров  с покупателями

01.11.12 – 03.11.12

Смирнова А. А.

При возникновения необходимости  привлечения эксперта

2.

Аудит организации первичного учета расчетов с покупателями

01.11.12 – 06.11.12

Смирнова А. А.

 

3.

Аудит состояния задолженности покупателей

04.11.12 – 06.11.12

Смирнова А. А.

 

4.

Проверка правильности отражения  в бухгалтерском учете операций по расчетам с покупателями

07.11.12-25.11.12

Смирнова А. А.

 

5.

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с  покупателями данным синтетического учета

26.11.12-27.11.12

Смирнова А. А.

 

6.

Проверка организации  налогового учета по расчетам с покупателями

26.11.12-30.11.12

Смирнова А. А.

 

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать  достаточный объем аудиторских  доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям  действующего законодательства и достоверности  во всех существенных аспектах бухгалтерской  отчетности в части отраженных в  ней операций.

Программа аудита есть развитие общего плана, и представляет собой  детальный перечень содержания аудиторских  процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работ. В программу аудита включаются проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

Документально оформляется  программа аудита, обозначается номером  или кодом каждая проводимая аудиторская  процедура, чтобы в процессе работы имелась возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.[29]

Программа аудита по мере необходимости  уточняется и пересматривается в  ходе аудита, т.к. планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего времени  выполнения аудиторского задания в  связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными  в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений  в программу аудита документально  фиксируются.[29]

Таблица 8

Программа аудита расчетов с покупателями

 

Перечень аудиторских  процедур по разделу аудита

Документы, используемые при проведении проверки

Методы получения  аудиторских доказательств

1

2

3

4

1.

Правовая оценка договоров  с покупателями

Договор, соглашения, контракты, копии переписки (или заключение эксперта, если он привлекался)

Инспектирование, запрос, подтверждение.

2.

Аудит организации первоначального учета расчетов с покупателями

Первичные документы (накладные, счета-фактуры, акты сдачи-приемки), договоры, данные складского учета, данные бухгалтерского учета, книга покупок, графики документооборота.

Инспектирование, формальная проверка, аналитические процедуры.

2.1

Проверка законности первичной  учетной документации

Первичные документы (накладные, счета-фактуры, справки типа А, справки  типа Б)

Инспектирование, формальная проверка, аналитические процедуры.

2.2

Проверка полноты и  точности регистрации документа  в учетных регистрах

Первичные документы (накладные, счета-фактуры), регистры бухгалтерского учета (журналы-ордера, оборотно-сальдовая ведомость, карточки счета, анализ счета)

Инспектирование, формальная проверка, пересчет.

3.

Проверка правильности отражения  в бухгалтерском учете операций по расчетам с покупателями

Регистры бухгалтерского учета (журналы-ордера, оборотно-сальдовая  ведомость, карточки счета, анализ счета)

Формальная проверка, пересчет, аналитические процедуры

4.

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с  покупателями данным синтетического учета

Регистры аналитического учета, регистры синтетического учета

Формальная проверка, пересчет, аналитические процедуры

4.1

Проверка правильности отражения  в отчетности итоговых данных по расчетам с покупателями

Регистры аналитического учета, регистры синтетического учета, отчетность

Формальная проверка, пересчет, аналитические процедуры.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями на примере ООО «Алар - Ярославль»