Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 17:24, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить особенности учета хозяйственных операций, связанных с расчетными взаимоотношениями данного потребительского общества с другими экономическими субъектами.
Эту цель можно достичь путем решения следующих задач:
изучить порядок ведения учета расчетных операций;
установить своевременность оформления первичной и сводной документации по этим операциям;
оценить правильность отражения данных операций на счетах бухгалтерского учета;
выяснить реальность существующей на предприятии дебиторской и кредиторской задолженности;
В структуре актива баланса ОАО «Голышмановоагропромснаб» значительная доля принадлежит запасам, их удельный вес на 2013г. Составил 42,82% от общей величины активов, а на конец отчетного периода удельный вес составил 56,63%. Прослеживается тенденция увеличения доли этого вида активов. Снижение роста доли денежных средств на 6,64% свидетельствует об эффективном их использовании. Финансовые и другие оборотные активы, включающие в себя дебиторскую задолженность, имеют тенденцию к снижению 5,36%. Материальные внеоборотные активы (включая основные средства, незавершенные капитальные вложения в основные средства) к 2014г снизились на 1,81%, уменьшение удельного веса этой статьи связано с ликвидацией устаревшего оборудования
За анализируемый период в ОАО «Голышмановоагропромснаб» происходило снижение доли капитала и резервов, следует отметить, что снижение собственного капитала ниже 50% является нежелательным, т.к. организация будет зависеть от лиц предоставивших ему займы, ссуды и кредиты.
Долгосрочных займов в рассматриваемом периоде организация не имело. Если принимать во внимание возможность замены краткосрочных обязательств долгосрочными, то преобладание краткосрочных источников в структуре заемных средств является негативным фактором, который характеризует ухудшение структуры баланса и повышения риска утраты финансовой устойчивости.
В 2014г отсутствовали краткосрочные займы, хотя годом ранее привлекались займы в размере 300 тыс. руб. Увеличение кредиторской задолженности, а так же других краткосрочных обязательств по сравнению c 2013г значительно увеличились (4,09% и 9,5%), что негативно повлияло на экономическое положение организации в целом. ОАО «Голышмановоагропромснаб» не смогла мобилизовать внутренние ресурсы на оплату кредиторской задолженности.
Основными показателями, характеризующими финансовое положение предприятия, являются показатели финансовой устойчивости, платежеспособности. Все эти показатели рассчитываются по данным двух форм отчетности: «Бухгалтерского баланса» и «Отчета о финансовых результатах.
Таблица 3
Анализ финансовой устойчивости предприятия
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2014 к 2013(+-) |
Собственный капитал, тыс. руб. |
3368 |
3143 |
-225 |
Краткосрочные заемные средства, тыс. руб. |
300 |
- |
-300 |
Долгосрочные заемные средства, тыс. руб. |
- |
- |
- |
Стоимость имущества, тыс. руб. |
3888 |
3892 |
4 |
Коэффициент независимости (концентрации собственного капитала) |
0,87 |
0,81 |
-0,06 |
Коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала |
0,08 |
- |
-0,08 |
Коэффициент финансового риска (соотношение заемных средств и собственных средств) |
0,09 |
- |
-0,09 |
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом |
11,22 |
- |
-11,22 |
Удельный вес собственных и долгосрочных заемных средств в стоимости имущества (коэффициент финансовой устойчивости) |
0,94 |
0,8 |
-0,14 |
Нормативы:
Из данных таблицы видно, что в анализируемом предприятии почти все показатели финансовой устойчивости имеют тенденцию к снижению.
В 2014 году у предприятия был получен нераспределенный убыток, и коэффициент независимости имел отрицательное значение -0,06.
2.2. Особенности организации бухгалтерского учета и налогообложения
В ОАО «Голышмановоагропромснаб» бухгалтерская служба учреждена как структурное подразделение организации на основании распоряжения директора организации. Структурное подразделение возглавляется главным бухгалтером, который осуществляет руководство бухгалтерией.
В распоряжении руководителя об учреждении бухгалтерской службы утверждено Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников бухгалтерии.
Взаимодействие бухгалтерии с другими структурными подразделениями организации определяется движением документов. Должностные инструкции составлены для каждого работника бухгалтерии в целях разграничения полномочий работников, определения их прав и обязанностей.
ОАО «Голышмановоагропромснаб» применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы за минусом расходов.
Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников. Бухгалтерский учет в организации ведется методом двойной записи хозяйственных операций. В конце каждого месяца составляются оборотно-сальдовые ведомости по счетам, остатки по которым сверяются с данными главной книги. Исходными данными для бухгалтерии являются проводки, вводимые в журнал хозяйственных операций. Учетная политика на 2014 год на предприятии отсутствует.
Бухгалтерский учет в ОАО «Голышмановоагропромснаб» осуществляется в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. № 402-ФЗ, а также нормативными актами органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования вопросов бухгалтерского учета.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в обществе, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель общества. В ОАО «Голышмановоагропромснаб» бухгалтерский учет ведется самостоятельно бухгалтером. Он подчиняется непосредственно руководителю общества и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операции законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Бухгалтерская служба предприятия состоит
Форма учета, применяемая на предприятии комбинированная, т.е. с применением журнально-ордерной и автоматизированной формы учета.
2.3 Планирование аудиторской проверки
План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
При проверке учета расчетов с поставщиками и покупателями аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита данного раздела. Причин тому несколько:
Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности. В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. [24, c-135]
Источниками аудиторской информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками могут являться различные документы, а именно:
В ОАО «Голышмановоагропромснаб», бухгалтерский учет ведется не автоматизировано, что не исключает арифметические и некоторые другие ошибки например, неверную корреспонденцию счетов.
Для анализа контрольной среды ОАО «Голышмановоагропромснаб» был разработан лист тестирования системы внутреннего контроля, представленный в таблице ниже.
Таблица 4
Анкета предварительной оценки надежности системы внутреннего контроля
Вопрос |
Да |
Нет |
Комментарий |
Источник сведений | |||
| |||||||
Проводятся ли в организации инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками? |
+ |
Опрос руководства | |||||
Какова частота инвентаризаций? |
Ежегодно |
Опрос руководства | |||||
Создается ли комиссия для инвентаризации |
+ |
Приказы об инвентаризации | |||||
Документируются ли результаты инвентаризации |
+ |
Акты инвентаризации | |||||
Были ли обнаружены ошибки в учете при инвентаризациях за последние 2 года? |
+ |
Опрос руководства | |||||
| |||||||
Кто осуществляет контроль за надлежащим оформлением расчетных операций? |
Бухгалтер, ответственный менеджер по договору |
Опрос руководства | |||||
Как осуществляется контроль? |
Проверка первичных документов на соответствие образцам, контроль заполнения всех необходимых реквизитов |
Опрос руководства | |||||
Как документируется контроль? |
Не документируется, при обнаружении ошибок неверно заполненные документы переделываются |
Опрос руководства | |||||
Кто подписывает договоры на реализацию (оказание услуг)? |
Ген. директор, также визирует гл. бухгалтер, менеджер. |
Опрос руководства | |||||
3. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками | |||||||
Ведется ли аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками |
+ |
Регистры учета по счетам 60, 62 | |||||
Как часто проводятся сверки с контрагентами? |
Как минимум раз в квартал |
Акты сверки, опрос руководства | |||||
4. Ответственность и разграничение полномочий | |||||||
Определен ли круг ответственных лиц, имеющих право заключать договоры с покупателями (заказчиками) |
+ |
Опрос руководства | |||||
Имеется ли у бухгалтера по расчетам с дебиторами и кредиторами, по банку и кассе должностные инструкции? |
+ |
Опрос руководства | |||||
Соблюдается ли график предоставления внутренней отчетности по расчетам и остаткам дебиторской и кредиторской задолженности? |
Такой график отсутствует |
Обычно тестирование контрольной среды осуществляется еще на этапе планирования. Если аудитор намерен полагаться на систему контроля предприятия, то определенные процедуры по оценке эффективности системы внутреннего контроля могут проводиться и на основном этапе аудита. Это часто позволяет сократить объем других аудиторских процедур. В ОАО «Голышмановоагропромснаб» уровень внутреннего контроля можно оценить как средний.
С учетом аудиторских рисков, уровня существенности, количества операций, отсутствия истории прежних проверок для ОАО «Голышмановоагропромснаб» была разработана следующая программа аудита.
Общий план аудита учета расчетов с поставщиками и покупателями.
Проверяемая организация Аудируемый период Сроки проведения Руководитель аудиторской
группы: |
ОАО «Голышмановоагропромснаб» 1.01.2014г-31.12.2014г 7.06.2014г-4.08.2014г Беляева Ю. Таблица 5 |
№ |
Наименование аудиторских процедур |
Информационная база |
| ||
1.1. |
Экспертиза договоров с покупателями |
Договор, соглашение, контракты; копии переписки или заключение эксперта (если он привлекался) |
1.2. |
Экспертиза договоров с заказчиками | |
2. Аудит организации первичного учета расчетов с покупателями и заказчиками | ||
2.1. |
Проверка оперативности регистрации фактов реализации продукции, работ, услуг |
Первичные документы (накладные, доверенности, счета-фактуры), договоры, контракты, данные бухгалтерского учета, книга продаж, Организационно- распорядительная документация по вопросам хранения и доступа к ПУД |
2.2. |
Проверка законности первичной учетной документации | |
2.3. |
Проверка соблюдения графика документооборота | |
2.4. |
Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах | |
2.5. |
Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации | |
3. Аудит состояния дебиторской и кредиторской задолженности покупателей и заказчиков | ||
3.1. |
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности |
Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы покупателям и заказчикам, решения судов в части признания задолженности безнадежной к взысканию |
3.2. |
Проверка правильности списания дебиторской и кредиторской задолженности безнадежной к взысканию | |
4. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете отдельных операций по расчетам с покупателями и заказчиками | ||
4.1. |
Проверка расчетов по векселям полученным |
Регистры бухгалтерского учета, первичные документы (накладные, счета-фактуры и т.д.), договоры, контракты |
4.2. |
Проверка расчетов по коммерческим кредитам | |
4.3. |
Проверка расчетов по авансам полученным |
|
4.4. |
Проверка учета курсовых и суммовых разниц | |
5. Проверка организации налогового учета по расчетам с покупателями и заказчиками | ||
5.1. |
Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам |
Регистры налогового учета, регистры бухгалтерского учета, договоры, первичные документы |
5.2. |
Налоговый учет суммовых разниц | |
5.3. |
Налоговый учет курсовых разниц | |
5.4. |
Учет налога на добавленную стоимость |
Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и покупателями