Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является аудит социальной политики организации на примере ООО «ГазпромТрансгаз Сургут».
Исходя из цели курсового проекта, были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность социальной политики организации;
2. Выявить элементы социальной политики организации;
3. Определить направления и инструменты аудита социальной политики организации;
4. Дать описание предприятия ООО «ГазпромТрансгаз Сургут»;
5. Провести аудит социальной политики данного предприятия.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная политика организации, как предмет аудита…………………....5
1.1. Понятие социальной политики организации……………………………5
1.2. Элементы социальной политики организации и их значение………....9
1.3. Направления и инструменты аудита социальной политики организации……………………………………………………………………....13
2. Аудит социальной политики ООО «ГазпромТрансгаз Сургут» 20
2.1 Краткая характеристика ООО «ГазпромТрансгаз Сургут»…………....20
2.2 Аудит социальной политики ООО «ГазпромТрансгаз Сургут» 30
2.3Аудиторское заключение 37
Заключение 39
Список использованной литературы 40
ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»
Кафедра управления персоналом
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине: «Аудит и контроллинг персонала»
На тему: «Аудит социальной политики организации»
Выполнил: студент 23-78 группы 5 курса
Фамилия Балыко
Имя Владимир
Отчество Петрович
Научный руководитель:
Фамилия Хадасевич
Имя Наиля
Отчество Ракиповна
Сургут, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Социальная политика организации, как предмет аудита…………………....5
1.1. Понятие социальной политики организации……………………………5
1.2. Элементы социальной политики организации и их значение………....9
1.3. Направления и инструменты аудита социальной
политики организации…………………………………………………
2. Аудит социальной политики ООО «ГазпромТрансгаз Сургут» 20
2.1 Краткая характеристика ООО «ГазпромТрансгаз Сургут»…………....20
2.2 Аудит социальной политики ООО «ГазпромТрансгаз Сургут» 30
2.3Аудиторское заключение 37
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного конкурентного социально-экономического пространства устойчивость каждой организации, стабильность ее функционирования определяется качеством кадровых ресурсов. Высокая квалификация сотрудников выступает залогом конкурентоспособности организации и ее продукта.[1.c.6] С целью повышения качества профессиональной деятельности специалистов, степени их лояльности к организации и руководству многие компании создают широкий социальный пакет, разрабатывают различные системы социальной поддержки сотрудников. Методами борьбы за качественные трудовые ресурсы и обуславливается актуальность данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является аудит социальной политики организации на примере ООО «ГазпромТрансгаз Сургут».
Исходя из цели курсового проекта, были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность социальной политики организации;
2. Выявить элементы социальной политики организации;
3. Определить направления и инструменты аудита социальной политики организации;
4. Дать описание предприятия ООО «ГазпромТрансгаз Сургут»;
5. Провести аудит социальной политики данного предприятия.
Объектом исследования является аудит системы управления персоналом организации. Предмет исследования - аудит социальной политики организации.
При написании курсового проекта использовались следующие методы исследования: изучение нормативно-правовой базы, изучение научных публикаций и статей, а также метод обобщения информации.
Курсовое исследование написано при использовании литературы по экономике и социологии труда, теории управления персоналом, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему аудита персонала, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также материалам периодической печати. Библиографический список представлен в конце курсовой работы.
Структура курсового проекта представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Во введении указана актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования.
В первой главе приведены теоретические аспекты социальной политики организации.
Во второй главе проведен аудит социальной политики организации на примере ООО «ГазпромТрансгаз Сургут».
В заключении даются общие выводы по курсовой работе.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что основные ее положения могут использоваться в системе управления российскими предприятиями, ориентированными на устойчивость и стабильность, а также поддерживающими высокое качество своих трудовых ресурсов.
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ПРЕДМЕТ АУДИТА
1.1. Понятие социальной политики организации
Социальная политика направлена на создание условий для развития экономической самостоятельности населения, предотвращение имущественной дифференциации. Поэтому на сегодняшний день приоритетными направлениями развития социальной политики являются:
- Повышение уровня жизни и доходов населения;
- Социальная поддержка и защита семьи, материнства и детства;
- Социальное обеспечение и обслуживание пожилых людей и инвалидов;
- Поддержание и развитие системы образования;
- Совершенствование системы здравоохранения;
- Реализация комплекса мер по профилактике девиантного поведения (алкоголизм, наркомания и т.д.).[3.c.16]
Реализуемая в настоящее время социально-экономическая политика ведет к быстрому разрушению сложившихся в прошлом форм социального обеспечения, лишает население привычных способов социальной защиты. Пока не созданы новые механизмы ее реализации, а старые разрушены или подорваны, неизбежно будет нарастать напряженность в обществе.
В связи с резким сокращением защитных функций государства по отношению к семье и гражданину положение людей осложнилось, что вызвало не только обвальное падение уровня жизни значительной части населения, но и деформацию прежних социальных норм и представлений. В таких условиях рамки необходимой социальной защиты расширяются настолько, что должны охватывать практически все основные аспекты жизнедеятельности - от развития культуры и образования до здоровья и личной безопасности.
Действующие в настоящее время в России институты социального обеспечения не способствуют стабилизации социальной атмосферы, становясь все более обременительными для производственной деятельности и усугубляя падение производственной активности, поэтому люди все более нуждаются в социальной защите, а так как государство не может обеспечить эту защиту в полной мере, люди ищут ее в стенах организации. Для большинства людей в последнее время определяющим фактором становиться уровень социальных благ, предоставляемых организацией, а не заработная плата, как это было раньше.[4]
Социальная политика - это разрабатываемый и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в организации.[2] Она представляет собой использование услуг социального характера в организации и управление ими. Под социальными услугами организации понимают сумму всех услуг, которые организация предоставляет своим сотрудникам и членам их семей помимо заработной платы. Эти услуги предоставляются организацией на основе закона, тарифного соглашения или добровольно. Существуют мелкие предприятия, которые по экономическим причинам только в незначительном объеме могут предоставить социальные услуги своим сотрудникам, им удается воодушевить своих сотрудников интересными сферами деятельности, свободой принятия решений и хорошей атмосферой на предприятии.
Социальная политика организации, будучи частью политики управления персоналом, выполняет следующие функции:
Социальная политика - это также мощный “рычаг” формирования мотивации работников, повышении их самовыражения в работе.
Потому что, во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне. Во-вторых, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), как выразителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.
Таким образом, социальная политика организации представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.[3.c.21]
Заинтересованность работников в работе на предприятии и его
успешной экономической деятельности тем выше, чем больше количество
предоставляемых предприятием льгот и услуг и чем больше их величина установленного законом размера. При этом сокращается текучесть кадров, т.к. работник вряд ли захочет терять многочисленные льготы при увольнении. Такая политика может обеспечивать существование работников в случае невысокого уровня заработной платы или предлагаться в интересах привлечения и сохранения квалифицированной рабочей силы.
Социальное обеспечение работников, развитие их личности, сохранение здоровья является условием успешной деятельности организации. В качестве мотивационного ресурса управления, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должна способствовать тому, чтобы работник удовлетворял свои потребности, интересы и ценностные ориентации. Можно выделить следующие основные цели социальной политики:
- защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;
- рост производительности труда и желание работников трудиться;
- отождествление работника со своим предприятием (удовлетворение потребности в причастности к предприятию);
- личные цели и желания работников совпадают с целями предприятия или соответствуют им;
- социальная защищенность работников;
- поощрение собственной инициативы работника при решении производственных задач;
- улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата;
- рост имиджа предприятия в глазах работников и общества. Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи;
- воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование.[3.c.32]
Таким образом, социальная политика организации означает уважение, признание заслуг и поощрение людей. Любая организация должна найти свой путь к социальной политике и обеспечить, чтобы добровольные социальные услуги ориентировались на нужды сотрудников, были гибкими, отвечали духу времени, являлись экономически оправданными.
1.2 Элементы социальной политики организации и их значение
Так как социальная политика - это комплекс принципиальных направлений улучшения жизнедеятельности людей в организации, то элементами социальной политики будут являться, прежде всего, выплаты и льготы социального характера, предоставляемые владельцами организаций своим работникам. Они бывают как материальными, так и нематериальными. Существует зависимость мотивации сотрудников работать в той или иной организации от различных выплат и льгот (приложении 1). К выплатам социального характера, в частности, относятся: 1) выходное пособие при прекращении трудового договора; 2) суммы, выплаченные
уволенным работникам на 3) единовременные пособия (выплаты, вознаграждения) при выходе на пенсию; 4) доплаты к пенсиям
работающим пенсионерам за 5) страховые платежи
(взносы), уплачиваемые организацией
по договорам личного, 6) страховые платежи
(взносы), уплачиваемые организацией
по договорам добровольного 7) расходы по оплате
учреждениям здравоохранения 8) оплата путевок работникам
и членам их семей на лечение,
отдых, экскурсии, путешествия
(кроме выданных за счет 9) компенсации и льготы
(доплаты, оплата 10) оплата абонементов
в группы здоровья, занятий в
спортивных секциях, оплата рас 11) оплата подписки на газеты, журналы, оплата услуг связи в личных целях; 12) возмещение платы
работников за содержание 13) стоимость подарков
и билетов на зрелищные меропри 14) компенсация и другие
выплаты женщинам, находившимся
в частично оплачиваемом 15) компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции; 16) суммы, выплаченные
за счет средств организации
в возмещение вреда, 17) компенсация работникам
морального вреда, 18) оплата стоимости проездных билетов к месту работы и обратно; 19) оплата проезда работников железнодорожного, авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта, городского электротранспорта, транспортного строительства; 20) оплата стоимости
проезда работников и членов
их семьи к месту отдыха
и обратно (включая оплату 21) материальная помощь,
предоставленная отдельным 22) расходы на платное обучение работников, не связанное с производственной необходимостью, расходы на платное обучение членов семей работников; 23) выплаты (доплаты, компенсации, оплата путевок и т.п.) за счет средств бюджетов в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению; 24) предоставление в
пользование служебного 25) прогрессивные выплаты за выслугу лет; 26) пониженная квартплата в служебном жилье; 27) беспроцентные ссуды под строительство жилья.[5] Обеспечение по страхованию включает оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: 1) дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной помощи по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; 2) посторонний (специальный
медицинский и бытовой) уход
за застрахованным лицом, в
том числе осуществляемый 3) санаторно-курортное
лечение, включая оплату 4) обеспечение приспособлениями,
необходимыми застрахованному 5) обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; 6) профессиональное обучение (переобучение).[5] Оплата дополнительных расходов производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Оплата таких расходов производится в порядке, определяемом Правительством РФ. Дополнительные льготы и компенсации предусмотрены для уволенных в связи с сокращением численности или штата работников: 1) сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия); 2) сохранение средней
заработной платы на период
трудоустройства (в порядке К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, уровень влияния профсоюзов, форма собственности, доля акций у внешних акционеров и др. [3.c.37] Все эти элементы социальной политики направлены на: регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений; система оплаты и мотивации труда; безопасность и охрана труда; качество условий труда и жизни работников и их семей; оздоровление, спорт, физкультура и организация отдыха; жилищная политика; корпоративное социальное обеспечение и страхование. |