Аудит социальной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является аудит социальной политики организации на примере ООО «ГазпромТрансгаз Сургут».
Исходя из цели курсового проекта, были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность социальной политики организации;
2. Выявить элементы социальной политики организации;
3. Определить направления и инструменты аудита социальной политики организации;
4. Дать описание предприятия ООО «ГазпромТрансгаз Сургут»;
5. Провести аудит социальной политики данного предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная политика организации, как предмет аудита…………………....5
1.1. Понятие социальной политики организации……………………………5
1.2. Элементы социальной политики организации и их значение………....9
1.3. Направления и инструменты аудита социальной политики организации……………………………………………………………………....13
2. Аудит социальной политики ООО «ГазпромТрансгаз Сургут» 20
2.1 Краткая характеристика ООО «ГазпромТрансгаз Сургут»…………....20
2.2 Аудит социальной политики ООО «ГазпромТрансгаз Сургут» 30
2.3Аудиторское заключение 37
Заключение 39
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Kursovaya_kontroling_i_audit.doc

— 787.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Направления и инструменты аудита социальной политики организации

Основными источниками информации, используемой для проведения аудита социальной политики организации, являются законы и инструкции в области управления трудом и трудовыми отношениями, трудовые показатели организации, результаты анкетирования и интервьюирования работников.

Сложность целей аудита социальной политики организации предполагают использование многообразного инструментария проведения проверки и анализа, который можно разделить на три основные группы методов:

1) организационно-аналитические, предполагающие проверку документации и отчетности, анализ трудовых показателей, свидетельствующих о результативности деятельности организации и ее персонала. При этом из общего числа трудовых показателей следует выделить только те, которые в наибольшей степени влияют на эффективность (прибыльность) организации, среди них показатели использования рабочей силы, рабочего времени, качества труда, производительности труда, оплаты труда. Источниками данной информации служат: документация и отчетность организации, в том числе баланс трудовых ресурсов организации, описание работ и спецификации, должностные инструкции, данные об издержках на наем, увольнение, обучение и переподготовку кадров, анкеты и тесты кандидатов на вакантные должности (рабочие места), уровень профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, текучести и т.д.;

2) социально-психологические методы, заключающиеся в проведении 
самостоятельных социологических опросов, анкетирования, индивидуальных 
и коллективных бесед, интервьюирования работников различных уровней и 
категорий. Данная группа методов наиболее результативна для оценки 
удовлетворенности трудом, отношения к работе, взаимоотношений в 
коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и 
системы вознаграждений и компенсаций и т.д.;

3) экономические методы, позволяющие путем сравнения 
экономических и социальных показателей деятельности организации с 
законодательно установленными нормами и нормативами или со средними 
или лучшими в отрасли показателями 
оценить: конкурентоспособность организации на рынке труда, 
эффективность функционирования служб управления персоналом, 
эффективность самого аудита персонала.[1.c.38]

В аудите социальной политики организации используются типичные для управленческого аудита инструменты. Наиболее часто применяемыми инструментами при аудите социальной политики являются:

- Интервью;

- Анкетные опросы и обзоры;

- Анализ информации.

Рассмотрим данные инструменты подробнее:

Интервью - выдает информацию для анализа рабочего процесса, выяснения суждений работников, раскрывает побочные факты и неожиданные взаимосвязи.

Анкетные опросы и  обзоры – позволяет получить большое количество фактов от большого числа людей, особенно результативны для оценки 
взаимоотношений в коллективе, мотивации к труду, эффективности деятельности руководства и системы вознаграждений и компенсаций, дорогостоящий инструмент, в то же время дает возможность получить искренние ответы работников на поставленные вопросы.

Анализ информации - использует внутреннюю информацию (отчеты: о безопасности и здоровье, о кадровой политике, программы развития персонала, учета работников, о затратах на персонал, о компенсациях и 
вознаграждениях и др.), что позволяет определить соответствие деятельности 
требованиям законодательства и положениям кадровой политики организации, выявить проблемные области. Использует информацию из внешних источников (официальные статистические материалы, интернет-ресурсы, информационно-консалтинговые ресурсы, профессиональные сообщества и др.)[1.c.45]

В данном курсовом проекте для аудита социальной политики будет использовано только 2 метода: анкетирование и анализ отчетной информации. Взаимосвязь индикаторов социальной политики и методов ее аудита приведена в таблице 1.3

 

Таблица 1.3

Направления социальной политики и методы их аудита

 

Индикатор

Составляющие индикатора

Инструменты аудита

1. Создание благоприятных условий труда и жизни для сотрудников

Уровень трудовой дисциплины;

Текучесть кадров;

Удовлетворенность персонала.

 

Анализ информации;

Анкеты.

2. Создание безопасных условий труда

Мероприятия по улучшению рабочего места;

Доля затрат на реализацию мероприятий по охране труда.

 

Анализ информации.

3.  Социальная    ответственность бизнеса

Виды выплат и вознаграждений;

доля затрат на вознаграждения в общих затратах на персонал.

 

Анализ информации;

Анкеты.


 

При   аудите условий труда и жизни сотрудников в организации используются следующие показатели:

Уровень трудовой дисциплины

Трудовая   дисциплина   представляет   собой   отношения   взаимной

ответственности работников, основанные на  добровольном выполнении ими  предусмотренных действующим  законодательством  и нормативными актами о труде правил поведения в соответствии с их трудовыми функциями и обязанностями. Уровень и состояние трудовой дисциплины зависят от многих факторов: организации труда и производства, системы материального и морального поощрения, степени механизации и автоматизации производственных процессов, системы планирования и управления, уровня воспитательной работы, самосознания членов трудового коллектива и др.

Уровень трудовой дисциплины рассчитывается по формуле:

Кдп   = Чн  /Чср  *100%                                               (1)

 

Где Кдп- коэффициент соблюдения дисциплины персоналом организации, %;

Чн- число нарушений в периоде;

Чср - среднесписочная численность персонала.

Текучесть кадров

Текучесть- это отношение  числа уволенных к общему числу  рабочих, которое также может свидетельствовать о эффективности социальной политики, проводимой на предприятии.

Ктк = Чу / Чср * 100%                                       (2)

Где Ктк – коэффициент текучести кадров,5%;

Чу – число уволенных работников;

Чср - среднесписочная численность персонала.

Удовлетворенность персонала

Удовлетворенность персонала организацией - факт восприятия работниками степени соответствия предоставляемых организацией условий, содержания, оплаты труда (и других факторов) потребностям и запросам сотрудников, т. е. того, что они считают важным. Учет в рамках управления персоналом потребностей и ожиданий своих работников в признании их деятельности, удовлетворенности работой, а также в их развитии способствует обеспечению обеспечить наиболее сильной их мотивации, а, следовательно, удержанию квалифицированных сотрудников и привлечению новых. Высокая удовлетворенность персонала позволяет организации не только снизить текучесть кадров, но также противостоять проблеме дефицита трудовых ресурсов, которая на сегодняшний день особенно остро проявляется в отношении высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих ключевые направления деятельности организации. Удовлетворенность персонала рассчитывается по формуле:

Kу=Чруо *100

       Чср                                                          (3)

где Ку - коэффициент удовлетворенности персонала организацией, %;

Чруо - число работников, удовлетворенных трудом в организации;

Чср - среднесписочная численность персонала. [6.c.28]

Также индикатором исследования социальной политики организации являются безопасность условий труда. Для анализа данного индикатора используется анализ отчетной информации. Анализируются отчеты о мероприятиях, проведенных для улучшения безопасности труда персонала, мероприятия по улучшению рабочего места, а также доля затрат на реализацию мероприятий по охране труда.

Для исследования социальной    ответственности бизнеса используются специально разработанные анкеты (приложение 2), анализируется положение о мотивации и стимулировании труда организации, а также финансовая отчетность, в которой можно увидеть точные данные общих затрат организации, затрат на вознаграждение персонала и т.д. Главной целью анализа социальной    ответственности является оценка места и роли вознаграждений и социальных выплат в общей системе социальной политики организации, возможностей усиления их стимулирующих функций.

При анализе вознаграждений рассматриваются:

- Соблюдение положений законодательства о труде;

- учет и контроль начисления и выплаты вознаграждений (правильность оформления первичных документов при начислении и выплате вознаграждений);

- оценка эффективности стимулирующей роли единовременных поощрительных выплат (оценка ожиданий работников и работодателя от выплат вознаграждений и других видов материального и морального поощрения).[3.c.51]

После анализа социальной политики предприятия формулируются ее сильные и слабые стороны, ставится общий диагноз.

Таким образом, аудит социальной политики организации можно изобразить в виде схемы (рисунок 1.3), на которой указаны направления социальной политики и методы их исследований.

Рисунок 1.3

Аудит социальной политики организации

 

 

 

Подводя итог данной главе, можно сделать следующие выводы:

- Социальная политика - это разрабатываемый и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данном социальном пространстве;

- Система дополнительных социальных льгот должна быть не только привлекательной для сотрудника, но и ориентированной на успех организации и, следовательно, в одинаковой мере - полезной для обоих производственных партнеров;

- Различают материальные и нематериальные элементы социальной политики организации;

- Направления социальной политики организации: регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений; система оплаты и мотивации труда; безопасность и охрана труда; качество условий труда и жизни работников и их семей; оздоровление, спорт, физкультура и организация отдыха; жилищная политика; корпоративное социальное обеспечение и страхование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АУДИТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «ГАЗПРОМТРАНСГАЗ СУРГУТ»

 

2.1 Краткая характеристика ООО «ГазпромТрансгаз Сургут»

ООО «Газпром трансгаз Сургут» — 100% дочернее предприятие ООО «Газпром». Основано в 1977 году. С 1989 года — правопреемник производственного объединения «Сургуттрансгаз», а с 2007 года — ООО «Сургутгазпром».

ООО «Газпром трансгаз Сургут» осуществляет свою деятельность на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, юга Тюменской области, Краснодарского края.

ООО «Газпром трансгаз Сургут» — одно из крупных газотранспортных предприятий Западной Сибири. В состав предприятия входят 14 линейных производственных управлений, 17 компрессорных станций и 35 компрессорных цехов. Общество эксплуатирует 6213,5 км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 56 газораспределительных станций.

Компрессорные станции  ООО «Газпром трансгаз Сургут» расположены  на территории двух автономных округов (Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого) и юга Тюменской области.

Сегодня ООО «Газпром трансгаз Сургут» является одним  из лидирующих среди предприятий ООО «Газпром» по автоматизации производства и внедрению новых технологий.

Общество успешно выполняет  работу по ремонту оборудования и поддержанию в работоспособном состоянии системы магистральных газопроводов «Уренгой — Челябинск», по сокращению техногенного воздействия на окружающую среду в природных условиях от приполярной тундры до лесостепей на юге Тюменской области.

Все подразделения ООО  «Газпром трансгаз Сургут» имеют  хорошую ремонтную базу, объекты  социального и лечебно-оздоровительного назначения. На компрессорных станциях есть свои поселки, где работают детские дошкольные учреждения, спортивные и досуговые клубы, медицинские пункты, учреждения народного образования.

Перспективы развития ООО  «Газпром трансгаз Сургут» связаны  с повышением качества работы, увеличением объемов транспортировки газа. При этом для предприятия остаются неизменными ценности — преемственность поколений, уважение к труду, обществу и земле, на которой оно ведет свою деятельность, где живут и трудятся его работники.[8]

Для аудита социальной политики на данном предприятии необходимо изучить  следующие количественные показатели: численность персонала организации, его гендерный, возрастной состав, уровень образования, средняя заработная плата сотрудников и категории персонала данной организации.

Информация о работе Аудит социальной политики организации