Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:16, курсовая работа
Актуальность данной темы определена тем, что на современном этапе усиливается конкуренция, увеличивается поток товаров, ожесточаются условия между поставщиками и покупателями, поэтому приобретают особую значимость полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов по товарным операциям имеет большое значение в успешной работе предприятия.
Введение
1. Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета и аудита товарных операций в розничной торговле
1.1 Цель, задачи бухгалтерского учёта и аудита, экономическая сущность товарных операций
1.2 Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта и аудита товарных
операций
1.3 Особенности учета товаров на предприятиях розничной торговли
1.4 Налогообложение предприятий розничной торговли: Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
• 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Магазин Донвино»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Магазин Донвино»
2.2 Документальное оформление товарных операций на предприятии
2.3 Отчётность материально-ответственных лиц
2.4 Синтетический и аналитический учёт товарных операций
2.5 Инвентаризация товаров на предприятиях розничной торговли
3. Аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино»
3.1 Сущность и принципы организации аудита на предприятиях розничной торговли
3.2 Основные этапы и методика аудита товарных операций
3.3 Аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино»
Заключение
Список использованных источников
На основании акта кладовщик делает записи об оприходовании товаров в журнале учета товаров на складе форма №ТОРГ-18. Оформленный акт передают в бухгалтерию ООО «Магазин Донвино». Срок хранения акта о приемке товаров в архиве организации составляет пять лет.
Пример.
По договору купли-продажи (поставки) от 10 апреля 2007 г. №119 ООО «Магазин Донвино» приобрело у ОАО «Винный квартал» следующие товары:
- 20 ящиков сух. вина «Саперави» на сумму 32000 руб.;
- 10 ящиков п/с «Донское красное» на сумму 19000 руб.
Общая стоимость товаров составила 51.000 руб.
На приобретенные товары ООО «Магазин Донвино» получены следующие товаросопроводительные документы:
- товарная накладная от 14 апреля 2007 г. №130;
- счет-фактура 14 апреля 2007 г. №130.
Если количество или качество поступивших товаров не совпадает с данными сопроводительных документов поставщика, то кроме акта по форме ТОРГ-1 в ООО «Магазин Донвино» составляют акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей форма ТОРГ-2.
Акт по форме №ТОРГ-2 составляется в двух экземплярах:
- первый экземпляр остается в организации;
-
второй экземпляр направляется
поставщику товарно-
ценностей.
В практике учета имеют место случаи, когда по одному транспортному документу поступают разные товары, а недостача выявлена только по одному из них. В этих случаях товары, которые полностью соответствуют условиям поставки, в акте не отражают, а только в конце акта делают отметку: «По остальным товарам расхождений нет».
Акт по форме №ТОРГ-2 подписывают члены комиссии, принимавшие товары, главный бухгалтер и представитель поставщика (в том случае если он присутствовал при приемке товара) после чего его утверждает руководитель организации. Он служит основанием для составления претензионного письма поставщику или транспортной организации, если по ее вине образовалась недостача, с требованием возместить убытки. Полностью оформленный акт передается в бухгалтерию ООО «Магазин Донвино» на основании которого составляются соответствующие бухгалтерские проводки.
Срок хранения акта об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей в архиве организации составляет пять лет.
Акт по ф. № ТОРГ-2 составляется в четырех экземплярах, по ф. № ТОРГ-3 - в пяти экземплярах. В ООО «Магазин Донвино» акты по ф. № ТОРГ-2, ТОРГ-3 за всю деятельность организации не составлялись, ввиду отсутствия расхождений фактически поступивших грузов с данными сопроводительных документов поставщика.
Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (ф. № ТОРГ-4) - применяется для оформления неотфактурованных поставок, составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Товар, поступивший без счета поставщика, принимается к учету по средней цене, сложившейся в организации-покупателе на аналогичный товар. В ООО «Магазин Донвино» акт по ф. № ТОРГ-4 не составлялся, так как такого случая не было.
Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (ТОРГ-13) - применяется для учета движения товарно-материальных ценностей внутри организации (между структурными подразделениям или материально ответственными лицами), и в аптеке ООО «Магазин Донвино» отражает движение товара из подсобного помещения в торговый зал.
Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом, сдающего товарно-материальные ценности со склада в торговый зал. Первый экземпляр служит сдающему основанием для списания товарно-материальных ценностей со склада, а второй экземпляр - принимающему материально - ответственному лицу торгового зала для оприходования товароматериальных ценностей и лекарственных средств. Заполненный документ подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения товароматериальных ценностей.
Товарная накладная (ф. № ТОРГ-12) в ООО «Магазин Донвино» выступает как приходным, так и расходным товарным документом.
1)
когда магазин приобретает, например,
алкогольную продукцию у
2)
при реализации товара из
Форма товарной накладной аналогична Акту о приемке товаров.
Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-15) - применяется для оформления возникающего по тем или иным причинам повреждения товарно-материальных ценностей. Для списания ценностей, а также товаров, не подлежащих продаже по причине потери качества, используются Акты о списании товаров (ТОРГ-16, ТОРГ-16а). Акт по ф. № ТОРГ-15 составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии с участием представителя администрации организации, материально ответственного лица или, при необходимости, представителя санитарного надзора. Акт утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица.
Акт по ф. № ТОРГ-16 составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и служит основанием для списания с материально ответственного лица потерь товарно-материальных ценностей, второй экземпляр остается в подразделении, третий - у материально ответственного лица. Документы по форме № ТОРГ-15, ТОРГ-16, ТОРГ-16а в ООО «Магазин Донвино» не составлялись, ввиду отсутствия случаев порчи товарно-материальных ценностей.
Товарный ярлык (ф. № ТОРГ-11) - применяется для учета товарно-материальных ценностей в местах хранения товаров в ООО «Магазин Донвино» - это на складе и в подсобных помещениях магазина. Товарный ярлык заполняется в одном экземпляре материально-ответственным лицом на каждое наименование с проставлением порядкового номера ярлыка. Товарный ярлык хранится вместе с товарно-материальными ценностями по месту их нахождения. Данные товарного ярлыка используются для заполнения инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей.
В практике учета встречаются ситуации, когда в организацию поступают товары без сопроводительных документов и право собственности на эти товары организации не принадлежит. В этих случаях, до урегулирования вопроса с поставщиком, товары должны быть оприходованы на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Акт подписывают члены комиссии, принимавшие товары, после чего его утверждает руководитель организации. Если на товары есть документы, выписанные транспортной организацией, то заполняются следующие строки:
«По транспортным документам значится»;
«Масса товара станции (пристани, порта) отправления»;
- «Масса товара станции (пристани, порта) назначения».
Строку «Состояние упаковки» заполняют, если при приемке товара было обнаружено, что упаковка повреждена. Срок хранения акта о приемке товара, поступившего без счета поставщика в архиве организации составляет пять лет. Для складского учета товаров в ООО «Магазин Донвино» используются:
журнал учета товаров на складе (форма №ТОРГ-18);
товарный отчет (форма №ТОРГ-29).
В учете товаров в ООО «Магазин Донвино» используются расчетные документы, такие, как платежное требование, счет, счет-фактура и др. ООО «Магазин Донвино» находится на уплате Единого налога на вмененный доход, в связи с чем, не является плательщиком НДС, поэтому не ведет книгу покупок и книгу продаж, не выписывает при продаже счета-фактуры и т.д.
2.3 Отчётность материально-
Получение и реализация товара на предприятиях розничной торговля отражаются в товарном отчете по форме № ТОРГ-29, оформляющем результаты за один или за несколько дней работы, который является основанием для ведения бухгалтерских записей. Материально-ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров в сроки от одного до десяти дней. Эти сроки устанавливаются руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы. Такой порядок предусмотрен в п.2.2.8 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (далее - Методические рекомендации). При этом в п.2.2.4 Методических рекомендаций отдельно указано, что при розничной торговле полный отчет материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляют товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, например накладной: №ТОРГ-12, товарно-транспортной, железнодорожной.
В торговой организации накладная может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Ее должно выписывать материально ответственное лицо при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. По движению товаров по ООО «Магазин Донвино» материально-ответственное лицо составляет Отчет о движении товаров.
Первичные учетные документы принимают к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Так сказано в п.2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3]. А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.
Форма товарного отчета №ТОРГ-29 приведена в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. №132 [7]. Организации розничной торговли составляют товарные отчеты в тех ценах, в которых они отражают товары. То есть если учет ведут в покупных ценах, то в них же должны быть и товарные отчеты (аналогично и в случае применения продажных цен).
В ООО «Магазин Донвино» форма товарного отчета ТОРГ-29 используется. При использовании в учете продажной цены товаров стоимость списанных реализованных товаров по товарному отчету должна быть равна сумме полученной выручки, которая отражена в кассовой книге, что упрощает учет и контроль за движением товаров. В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет. В приходной части товарного отчета фиксируются в стоимостном выражении остаток товаров (на дату составления предыдущего товарного отчета) и поступление товаров и тары по сопроводительным документам. Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно. Здесь же, в приходной части, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода. В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период. Каждому расходному документу отводится отдельная строка.
Материально ответственные лица составляют товарные отчеты в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе с документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица. Все приходные и расходные документы, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке.
Нумеруются товарные отчеты последовательно с начала и до конца года с первого номера. Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе в течение года, нумеруются с начала их работы. В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и подчистки не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются одной чертой, затем надписывается правильный текст или цифровые данные. Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления. Если дата проведения инвентаризации в торговой организации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один - с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй - от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета. В товарный отчет, составленный после инвентаризации, остатки товаров записываются из «Инвентаризационной описи товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле», форма № ИНВ.-13 (код по ОКУД 0309012).
Товарные отчеты могут содержать сведения об остатках, приходе и расходе товаров не только в стоимостном, но и количественном выражении. Кроме того, остатки, приход и расход могут указываться не только в целом, но и по каждому наименованию товаров.
В приходной части товарно-кассового отчета отражаются остаток товаров на начало отчетного периода и поступление товаров по датам в хронологическом порядке. При этом указываются наименование поставщика, номер и дата сопроводительного документа, сумма поступившего товара по каждому поставщику. В расходной части товарно-кассового отчета отражается сумма выручки по кассе за каждый день отчетного периода в целом по предприятию в хронологическом порядке и суммируется расход (сумма выручки) по организации. Затем рассчитывается остаток товаров на дату составления товарно-кассового отчета.
Сведения из товарных отчетов в течение месяца группируются в накопительную ведомость. Данные из накопительной ведомости сверяются с соответствующими регистрами по счетам 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Аналитический учет неразрывно связан с синтетическим и ведется с целью детализации этого учета. Сам по себе аналитический счет существовать не может, он жестко привязан к синтетическому счету.
Записи в аналитическом учете производятся только на основании первичных документов. В рассмотренном нами примере бухгалтер сделал первую запись на основании товарной накладной поставщика, которая поступила в бухгалтерию вместе с товарным отчетом материально-ответственного лица. А вторая запись сделана на основании акта приема-передачи векселя.
Информация о работе Аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино»