Аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определена тем, что на современном этапе усиливается конкуренция, увеличивается поток товаров, ожесточаются условия между поставщиками и покупателями, поэтому приобретают особую значимость полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов по товарным операциям имеет большое значение в успешной работе предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и методологические основы организации бухгалтерского учета и аудита товарных операций в розничной торговле
1.1 Цель, задачи бухгалтерского учёта и аудита, экономическая сущность товарных операций
1.2 Нормативно-правовая база бухгалтерского учёта и аудита товарных
операций
1.3 Особенности учета товаров на предприятиях розничной торговли
1.4 Налогообложение предприятий розничной торговли: Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
• 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Магазин Донвино»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Магазин Донвино»
2.2 Документальное оформление товарных операций на предприятии
2.3 Отчётность материально-ответственных лиц
2.4 Синтетический и аналитический учёт товарных операций
2.5 Инвентаризация товаров на предприятиях розничной торговли
3. Аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино»
3.1 Сущность и принципы организации аудита на предприятиях розничной торговли
3.2 Основные этапы и методика аудита товарных операций
3.3 Аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

пример диплома.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Обязательная инвентаризация проводится в следующих случаях:

- перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;

- при смене материально-ответственных  лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации  организации;

- в других случаях, предусмотренных  законодательством РФ.

В ООО «Магазин Донвино» инвентаризация проводится два раза в год перед составлением полугодовой и годовой отчетности: 30 июня и 20 декабря. Основными задачами инвентаризации товаров являются:

- выявление фактического наличия  товаров;

- контроль за сохранностью товаров, путем сопоставления фактического  наличия с данными бухгалтерского  учета;

- выявление товаров, потерявших свои первоначальные качества, залежавшихся и не нужных организации;

- проверка соблюдения правил и  условий хранения товаров;

- проверка полноты отражения в  учете;

- проверка правильности установления  цены на товары.

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

1 Подготовительный этап. Материально-ответственные  лица составляют промежуточные  реестры (отчеты) приходных и расходных  документов на дату проведения  инвентаризации (т.е. не дожидаясь  обычной даты представления отчета) и передают их инвентаризационной комиссии. Эти документы служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)». Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товары сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.


2 Натуральная и документальная  проверка. Проверяется фактическое  наличие товаров. Основной формой  первичной документации для учета  результатов натуральной инвентаризации является инвентаризационная опись, документальной - акт инвентаризации. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» утверждены 6 типовых форм описи и 8 типовых форм акта.

3 Таксировочный этап. В описи (акты) вносятся денежные оценки товаров  по данным первичных документов  и бухгалтерского учета.

4 Сравнительно-аналитический этап. Производится  сравнение фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации. По фактам образования излишков или недостач товарно-материальных ценностей необходимо получить объяснения от материально-ответственных лиц. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. По результатам выполнения сравнительно-аналитического этапа все предложения комиссии обобщаются в унифицированной форме N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденной Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26.

5 Заключительный этап. Ведомость  подписывают главный бухгалтер  и руководитель организации одновременно  с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основанием для  внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей. Материалы инвентаризации передают в бухгалтерию, где они хранятся не менее пяти лет.

Перед тем как проводить переучет, руководитель торгового предприятия издает приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (унифицированная форма № ИНВ-22). Унифицированные формы первичных документов, которыми оформляют результаты инвентаризации, утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Приказом определяются имущество, подлежащее инвентаризации (в нашем случае это товары), сроки ее проведения, а также создается инвентаризационная комиссия. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, бухгалтеры и другие специалисты. Если это необходимо, в комиссию могут входить аудиторы, работающие в данной организации или привлекаемые из других аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

В состав комиссии ООО «Магазин Донвино» входят: руководитель - председатель комиссии, бухгалтер, материально-ответственное лицо и представитель общественности. Перед тем как начать инвентаризацию, бухгалтеру необходимо установить, какое количество товарных запасов числится в бухгалтерском учете на дату ее проведения. Поэтому до начала инвентаризации бухгалтерия должна получить все последние приходные и расходные документы на прием и отпуск товаров (или товарные отчеты). А материально-ответственные лица обязаны дать расписки о том, что к моменту инвентаризации все приходные и расходные документы на товары сданы в бухгалтерию, все поступившие товары оприходованы, а выбывшие списаны.

Инвентаризация начинается с проверки денежных средств в кассе. Такую проверку оформляют актом снятия остатков кассы в магазине и фиксируют на титульном листе инвентаризационной описи. Кассир на момент инвентаризации составляет кассовый отчет и передает его для проверки и визирования документов председателю комиссии. Определяют результат по кассе (недостачу, излишек), который отражают в акте.

Председатель комиссии и счетный работник проверяют и визируют товарные отчеты и все приходные и расходные документы, приложенные к нему, и ставят штамп «До инвентаризации». С материально ответственного лица берут подписку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи № _ по № _, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».

В торговом зале члены бригады материально-ответственных лиц подбирают и группируют товары по наименованиям, сортам, артикулам, размерам и ценам в порядке, удобном для пересчета. Подготовка товаров к пересчету производится в присутствии членов комиссии, которые пересчитывают все товары. Не распакованные товары распаковывают. Если распаковка товара может вызвать понижение его качества, то массу товара определяют по трафарету (по массе брутто) с выборочной проверкой ряда товарных мест. Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в инвентаризационной описи - акте. Отдельными описями оформляют выявленные при инвентаризации неходовые и залежалые товары, а также тару. Бой, брак, порчу актируют в обычном порядке. Предварительный результат инвентаризации определяют на месте сразу же после ее окончания, сопоставив остатки товаров и тары по товарному отчету с инвентаризационной описью. При выявлении больших расхождений комиссия обязана взять письменное объяснение с материально ответственных лиц, опломбировать магазин и сообщить об этом руководителю торгового предприятия. Окончательные результаты инвентаризации определяются в бухгалтерии и оформляются сличительной ведомостью результатов инвентаризации товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле. При выявлении недостачи рассчитывают и списывают по нормам естественную убыль (при наличии норм) и потери (в пределах фактических недостач). Недостача, не перекрытая суммой нормируемых потерь, подлежит взысканию с виновных лиц в установленном порядке. Излишки товаров и тары приходуются с отнесением на доходы предприятия. Результат инвентаризации тары оформляют составлением сличительной ведомости в количественно-стоимостном выражении по каждому виду тары в отдельности. Со сличительной ведомостью бухгалтер знакомит материально-ответственное лицо под расписку в ведомости. По распоряжению руководителя выявленная недостача товаров и тары сверх норм естественной убыли в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника (каждого члена бригады при коллективной ответственности), взыскивается путем удержания ее из заработной платы работника. Ущерб, превышающий средний месячный заработок работника, взыскивается путем подачи иска в суд, если работник отказался погасить его добровольно. Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. При хранении товаров в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки товаров вход в помещение не допускается (например, пломбируется). По результатам инвентаризаций (в отсутствие хищений) легко рассчитать стоимость проданной продукции. Для этого, например, на каждое первое число каждого месяца проводят инвентаризацию остатков товара в данном подразделении. Затем рассчитывают стоимость проданной продукции, которая будет равна стоимости остатка товаров на начало месяца плюс стоимость поступивших в этом месяце товаров (по данным накладных или дневных заборных листов) и минус стоимость остатков товаров на конец месяца. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.

При инвентаризации товаров в ООО «Магазин Донвино» используются следующие формы:

 

Номер формы

Наименование формы

 

ИНВ-2

Инвентаризационный ярлык

 

ИНВ-3

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

 

ИНВ-4

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных

 

ИНВ-5

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение

 

ИНВ-6

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути

 

ИНВ-19

Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей

 

ИНВ-22

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации

 

ИНВ-23

Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризаций

 

ИНВ-26

Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией

 
     

При заполнении инвентаризационных описей и актов следует соблюдать следующие правила:

1) описи заполняются ручным способом  или с использованием средств  вычислительной и другой организационной  техники;

2) при ручном способе описи заполняют  чернилами или шариковой ручкой;

3) не допускаются помарки и подчистки  в инвентаризационных описях и актах. Такие описи (акты) придется переписать заново;

4) наименования инвентаризуемых ценностей  и объектов и их количество  указывают по номенклатуре и  в единицах измерения, принятых  в учете;

5) на каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей, записанных на данной странице;

6) на каждой странице описи указывают  общий итог количества в натуральных  показателях, записанных на данной  странице, независимо от того, в  каких единицах измерения эти ценности показаны;

7) исправление ошибок производится  во всех экземплярах описей  путем зачеркивания неправильных  записей. Над зачеркнутыми записями  делают правильную запись. Исправления  должны быть оговорены и подписаны  всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами;

8) нельзя оставлять в описях  незаполненные и пропущенные  строки. Незаполненные строки на  последней странице прочеркиваются;

9) на последней странице описи  делают запись о проверке цен, таксировки и подсчета итогов  за подписями лиц, производивших эту проверку;

10) описи подписывают все члены  комиссии и материально-ответственные  лица;

11) в конце описи материально-ответственные  лица дают расписку в том, что:

- инвентаризация проведена в их  присутствии;

- у материально-ответственного лица нет претензий к членам комиссии;

- материально-ответственное лицо  принимает на ответственное хранение  имущество, перечисленное в описи;

12) при смене материально-ответственных  лиц:

- лицо, принявшее имущество, расписывается  в описи в получении этого имущества;

- лицо, сдавшее имущество, расписывается  в описи в сдаче имущества;

13) если после проведения инвентаризации  материально-ответственное лицо  обнаруживает ошибку в описях, то оно должно немедленно до  открытия склада (кладовой, секции  и т.п.) заявить об этом председателю комиссии. В таких случаях производится проверка указанных фактов и делаются исправления в описях.

Распоряжение о проведении инвентаризации в ООО «Магазин Донвино» оформляется на бланке «Приказ о проведении инвентаризации» (форма № ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23). Сведения о фактическом наличии товаров в ООО «Магазин Донвино» записываются в инвентаризационные акты и описи по форме № ИНВ-3 «Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей», № ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных», № ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение» и др.

Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за хранение. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально-ответственных лиц. Все товары заносятся в опись отдельно по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.). Товары отражают в тех ценах, в которых они числятся в бухгалтерском учете ООО «Магазин Донвино», т.е. в продажных ценах.

Если комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет товаров и записать их в инвентаризационную опись, то используется форма № ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык». Заполняется она в одном экземпляре членами комиссии и хранится вместе с пересчитанными товарами. В конце инвентаризации данные из формы № ИНВ-2 переносят в опись формы № ИНВ-3. Если у организации есть товары, которые приняты на ответственное хранение, то по ним составляют отдельную опись по форме № ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение».

На находящиеся в пути товары должна заполняться отдельная форма - «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути» (форма № ИНВ-6). В ООО «Магазин Донвино» формы № ИНВ-5, ИНВ-6 не составляются, так как в организации отсутствуют товары, находящиеся на ответственном хранении, и товары, находящиеся в пути.

Если проверяют фактическое наличие товара при смене материально-ответственного лица, то лицо, принимающее и сдающее товар, расписывается в соответствующих строках описи. В описи должны включаться все выявленные товары, в том числе и излишки. Если при инвентаризации обнаружены испорченные товары, то на них составляют соответствующие акты. Товары, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товары приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. При инвентаризации они заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В такой описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти товары.

Как правило, товар во время инвентаризации не отпускается. Однако если инвентаризация длится долго, то в особых случаях материально-ответственные лица могут отпускать товар в присутствии членов инвентаризационной комиссии, но на это у них должно быть письменное разрешение руководителя и главного бухгалтера. Эти товары заносятся в отдельную опись под названием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В расходных документах делается соответствующая отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

По результатам проверки фактического наличия товаров, отраженных в инвентаризационных описях и актах, составляются сличительные ведомости по форме № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей». На товары, не принадлежащие организации, но числящиеся в ее бухгалтерском учете (находятся на ответственном хранении, приняты на комиссию и т.п.), составляются отдельные ведомости. В сличительных ведомостях отражаются только те товары, по которым были выявлены отклонения от учетных данных. В ведомостях показывают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Излишки или недостачи отражаются в тех ценах, в которых ведется учет товаров (покупных, отпускных). В ООО «Магазин Донвино» таких случаев не было, форма ИНВ-19 не составлялась.

При оформлении итоговых документов следует учитывать пересортицу товаров, а также списание потерь в пределах норм естественной убыли. Пересортица - это одновременно излишки одного вида и недостачи другого вида товаров одного и того же наименования. При этом материально-ответственные лица должны представить подробные объяснения о допущенной пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товара одного и того же наименования и в тождественных количествах. Если при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих товаров выше стоимости товаров, оказавшихся в излишке, то эта разница в стоимости относится на виновных лиц. При этом убыль товаров в пределах установленных норм определяется после зачета недостач товаров излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице еще осталась недостача товаров, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию, по которому установлена недостача. При отсутствии норм естественной убыли, убыль рассматривается как недостача сверх норм. Согласно п.3 ст.12 Закона N 129-ФЗ потери товаров в пределах норм естественной убыли на предприятиях розничной торговли относятся за счет прибыли, сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки списываются на финансовые результаты организации.

Списание потерь товаров в пределах норм естественной убыли отражается записью по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а на сумму потерь сверх норм естественной убыли - в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (или в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», если виновное лицо не является работником организации).

При отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании убытков делается запись с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в дебет счета 91-2 «Прочие расходы».

В сличительной ведомости отражают результаты проведенного зачета (суммы недостач, покрытых излишками), а также излишки и недостачи, оставшиеся после проведения зачета. Сличительную ведомость составляют в двух экземплярах. Результаты инвентаризации и выводы комиссии (о списании товаров, привлечении виновных лиц к ответственности и т.п.) оформляются приказом руководителя. Обобщенные данные результатов проведенных инвентаризаций отражаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26).

При обнаружении несоответствий данных инвентаризации и бухгалтерского учета председатель инвентаризационной комиссии должен доложить об этом руководителю организации, который решает, как эти расхождения будут урегулированы. Только руководитель организации может принять решение о взаимном зачете излишков и недостач или о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли, а также о привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи сверх норм естественной убыли. Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация. Выявленные излишки собственного товара приходуются в бухгалтерском учете на счете учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации (п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н):

Дт 41 «Товары»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы» - рыночная стоимость излишков включена в состав внереализационных доходов (п.8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Таким образом, при реализации товарных излишков, выявленных при инвентаризации, в состав доходов будет включена выручка от их реализации. При этом в состав расходов можно будет списать только расходы, связанные с реализацией. Выявленные недостачи отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кт 41»Товары» - выявлены недостачи

При отсутствии виновных лиц недостачи сверх норм можно отразить:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Списание недостачи за счет виновного лица производится следующим образом:

Дт73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кт94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - сумма недостачи отнесена за счет виновного лица;

Дт 50 «Касса»

Кт 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» - сумма поступивших денег в кассу от виновного лица на сумму недостачи товаров по продажным ценам. При этом разница между стоимостью товара, оплаченной виновным лицом, и суммой, выплаченной комитенту, отражается записью:

Дт 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»

Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

3. АУДИТ ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В  ООО «МАГАЗИН ДОНВИНО»

3.1 Сущность и принципы организации  аудита на предприятиях розничной  торговли

Аудит представляет собой независимую проверку документов бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности торговой организации. Объективной необходимостью проведения аудита на предприятиях розничной торговли являются: наличие обширной номенклатуры товаров; противоречия, возникающие в процессе учета приобретения и реализации товаров; постоянное движение денежных средств в наличной и безналичной форме (возможны разного рода махинации со стороны материально-ответственных лиц); движение товарно-материальных ценностей (возможно неправильное документальное оформление, хищения со стороны материально- ответственных лиц), наличие ошибок и искажений как намеренных, так и ненамеренных ведет к неправильному отражению результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Достоверность информации о наличии и движении товаров определяет обоснованность показателей доходов, расходов и финансовых результатов организаций, что обусловливает высокие требования к качеству аудита товарных операций. Аудит призван выявить ошибки и обеспечить достоверной информацией руководство торгового предприятия, на основе которой принимаются управленческие решения.

Необходимо отметить, что существует несколько видов аудита:

1) внешний;

2) внутренний;

Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целями:

а) объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности;

б) подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия;

в) повышению эффективности его деятельности;

г) выявления резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

Внешний аудит подразделяется на обязательный и инициативный.

Обязательный аудит - вид аудита, который осуществляется в отношении отдельных экономических субъектов, на основании нормативно-правовых актов РФ. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательной аудиторской проверки регламентируются законодательными нормами. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

- организация имеет организационно-правовую  форму ОАО;

- проверяемое юридическое лицо  является: кредитной организацией;

- страховой организацией или обществом  взаимного страхования;

- товарной или фондовой биржей;

- инвестиционным фондом;

- объем выручки организации от  реализации продукции (выполнения  работ, оказания услуг) за один  год превышает в 500 тыс. раз установленный  законодательством РФ МРОТ.

Основная цель обязательного аудита - это проверка и подтверждение законности хозяйственных операций, правильности их отражения в учете и достоверности финансовой отчетности субъектов попадающих под обязательный аудит (согласно ст. 7 Закона «Об аудиторской деятельности»).

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Целью инициативного аудита является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, проведение анализа финансового состояния предприятия. Инициативный аудит может быть комплексным (комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности), тематическим (контролю и анализу подвергаются отдельные разделы и участки учета).

Под внутренним аудитом понимается созданная экономическим субъектом система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля, действующая в интересах его руководства и (или) собственников (ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы). Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров). Внутренний аудит в организации торговли может решать следующие задачи:

- проверка правильности составления  и условий выполнения хозяйственных  договоров;

- проверка наличия, состояния правильности  оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

- экспертиза бухгалтерских балансов  и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения  бухгалтерского учета;

- экспертиза достоверности учета  затрат на продажу, полноты отражения  выручки от реализации товаров, точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов;

- разработка и представление обоснованных  предложений по улучшению организации  системы контроля, бухгалтерского  учета и расчетной дисциплины;

- консультирование учредителей, руководителей  подразделений, специалистов и работников аппарата управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам.

Аудиторы службы внутреннего контроля могут решать также другие организационно-управленческие, правовые, технологические, технико-экономические и прочие задачи, связанные со спецификой видов деятельности организации. Внутренний аудит обладает значительно меньшей степенью независимости от мнения руководства предприятия, но при этом данная служба отличается знанием специфики производственной деятельности предприятия. Внутренний аудит может быть организован:

- в форме постоянно действующей  ревизионной комиссии, избираемой  на общем собрании акционеров  для утверждения годовой отчетности;

- в форме специального отдела  внутреннего контроля (аудита), подотчетного непосредственно руководителю организации;

- в форме договора с аудиторской  фирмой на ведение внутреннего  аудита.

Внешние аудиторы большую часть работы по сбору информации выполняют самостоятельно. Но в том случае, если на предприятии функционирует отдел внутреннего аудита, внешний аудитор может использовать его данные. Эффективность внешней проверки при сотрудничестве с внутренними аудиторами заметно возрастает. Более того, независимый внешний аудитор не может отказаться от определенного сотрудничества с внутренним аудитором, так как он обязан составить собственное мнение о состоянии внутреннего контроля. Объективность и эффективность внутреннего аудита, непосредственно влияющие на оценку внешним аудитором системы внутреннего контроля, зависят от:

- организационного управления экономическим  субъектом, содержания и объема  работы;

- компетентности и профессионализма;

- значимости результатов работы  для руководства (собственников).

При принятии решения использовать работу внутреннего аудита, внешний аудитор должен убедиться в том, что:

- программы и объем внутреннего  аудита соответствуют целям внешнего  аудита;

- работа внутреннего аудита планируется  и документируется;

- выводы внутреннего аудита достаточно  обоснованны;

- руководство и собственники конструктивно относятся к мнению внутреннего аудита.

Эффективность внешнего аудита с использованием результатов работы внутреннего аудита повышается при взаимной координации планов аудиторских проверок, обмене отчетами, регулярных рабочих встречах, свободном взаимном доступе к рабочей документации, оформляемой по общим правилам. Ответственность аудитора за свою работу не снижается при использовании им результатов работы внутреннего аудита. Аудитор информирует руководство и собственников экономического субъекта об обнаруженных им возможностях повышения эффективности внутреннего аудита. В процессе аудиторской проверки, аудитор обязан руководствоваться основными принципами аудита:

- независимость;

- честность;

- объективность;

- профессиональная компетентность и добросовестность;

- конфиденциальность;

- профессиональное поведение;

- профессиональный скептицизм.

Независимость, честность и объективность аудитора.

Независимость аудитора - отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения. Аудитор должен быть честным и объективным, его мнение и заключение - непредвзятым и беспристрастным.

Конфиденциальность информации.

Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.

Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора.

Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетенции и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам каких-либо услуг, если не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.

Профессиональный скептицизм.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

3.2 Основные этапы и методика  аудита товарных операций

Аудит товарных операций можно отнести к инициативному тематическому аудиту, он осуществляется либо внешним аудитором, либо внутренней аудиторской службой предприятия. Внешняя инициативная аудиторская проверка должна состоять из определенных этапов. Условно аудиторскую проверку можно разбить на три основных этапа:

1) планирование;

2) сбор аудиторских доказательств;

3) завершение аудита.

Порядок проведения аудиторской проверки показан на рисунке 2.

На первом этапе аудитор:

- предварительно знакомится с  клиентом;

- оформляет свои отношения с  клиентом контрактом и (или) письмом-обязательством;

- изучает и оценивает систему  бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента;

- готовит общий план и программу  аудита.

На основном (втором) этапе аудита аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу. Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.

На последнем (третьем) этапе аудитор должен:

- завершить подготовку рабочей  документации в виде аудиторского  отчета;

- подготовить письменную информацию  руководству проверяемого экономического  субъекта по результатам аудита;

- сформулировать по результатам  аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта;

- подготовить по установленной  форме аудиторское заключение.

Рис. 2 Этапы аудиторской проверки

 

Такая схема (как и любая другая) лишь приблизительно отражает ход реальной работы аудитора. Например, не все этапы аудита выполняются последовательно, некоторые идут одновременно. Так, изучение и оценка системы внутреннего контроля проверяемой организации может проводиться в том числе и на стадии сбора аудиторских доказательств, планирование аудита может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита - на всех его этапах, но именно на завершающем этапе аудиторский отчет приобретает законченный вид. К обязательным требованиям, которые должны соблюдаться в процессе аудита, можно отнести:

- документирование аудита;

- применение аудиторских процедур  при сборе аудиторских доказательств;

- соблюдение определенных требований  при проведении выборочной проверки  товара.

Методика аудиторской проверки товарных операций.

Аудиторская проверка товарных операций начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом операций связанных с поступлением и оприходованием товаров. На этом этапе устанавливается: кто ведет бухгалтерский учет по движению ценностей; какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности с ответственными лицами, которым переданы в подотчет ценности.

Сохранность товаров зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства в данной организации. Аудитор выясняет число и размещение складских помещений, условия хранения ценностей. Следующим этапом проверки должна стать инвентаризация товаров. В зависимости от уровня внутреннего контроля определяется необходимость ее проведения. Далее целесообразно провести проверку полноты оприходования, оценки и учета товарных ценностей. Во время проверки аудитор должен: проверить правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в его учетных документах; проверить полноту оприходования поступивших со стороны товаров. Нарушение порядка оприходования товаров приводит к их хищению, а также созданию излишков товаров, которые затем реализуются без отражения в учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.

При проверке вопросов полноты оприходования товаров, аудитору необходимо произвести анализ платежно-расчетных документов, подтверждающих поступление ценностей от поставщиков. При этом проверке подлежат счета-фактуры, товарно-транспортные накладные. Обращается внимание на правильность оформления этих первичных документов. Затем, аудитор проверяет полноту оприходования поступивших на склад товаров. Проверка проводится по первичным документам, а в случае необходимости проводится встречная проверка данных с данными предприятии, которое отгрузило товар.

При проведении аудиторской проверки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам. Суммы, указанные в документах полученных от поставщиков товаров должны соответствовать суммам, отраженным в регистрах бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравниваются с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса. При проверке правильности корреспонденции счетов аудитор проверяет, не было ли в учете случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета.

Особое внимание при проверке поступления товаров следует обратить на расхождение фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах. Особого внимания при проведении аудиторской проверки оприходования товаров заслуживает правильность учета ценностей в розничной торговле. В рознице товары должны учитываться в стоимостном выражении.

В ходе проверки товарных операций, аудитор должен установить:

- реальность наличия и существования  товаров;

- все ли товарные операции, которые  должны быть отражены на счетах  учета, действительно в них представлены;

- является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность - обязательствами;

- правильность оценки товаров  и связанных с ними обязательств;

- правильно ли выбраны и применялись  принципы учета товаров.

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета.

3.3 Аудит товарных операций в  ООО «Магазин Донвино»

Аудитору в ходе проверки необходима убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Система внутреннего контроля способствует формированию такой убежденности. При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом аудиторская организация использует не менее трёх градаций: высокая, средняя и низкая. Изучение и оценка особенностей систем бухучета и внутреннего контроля должны обязательно документироваться. Для этого используют тестовые процедуры. Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики изучения систем бухучета и внутреннего контроля. Мнение аудитора об организации бухучета и внутреннего контроля является основанием для планирования дальнейших аудиторских процедур. Знакомство с системой бухучета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности: учетная политика и основные принципы ведения бухучета; организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухучета и подготовку отчетности; организация документооборота; порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухучета; роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности; средств контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Система внутреннего контроля включает в себя: систему бухучета; основные принципы управления экономического субъекта; его организационную структуру; распределение ответственности и полномочий; порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей; отдельные средства контроля. Аудитор оценивает систему внутреннего контроля в три этапа: общее знакомство с системой внутреннего контроля; первичная оценка надежности системы внутреннего контроля; проверка эффективности системы внутреннего контроля. Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике деятельности и системе бухучета. Для изучения системы бухгалтерского учета товарных операций и внутреннего контроля приводятся положения учетной политики, принятой в ООО «Магазин Донвино»: 1) бухгалтерский учет на предприятии осуществляется главным бухгалтером; 2) бухгалтерский учет ведется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством РФ и Министерством финансов РФ; форма ведения учета журнально-ордерная; технология обработки информации автоматизированным способом; 3) инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится не реже одного раза в год, согласно приказа руководителя. Выявленные при инвентаризации недостача или порча товаров и иного имущества в пределах норм естественной убыли списываются на затраты; 4) товары учитываются по продажным ценам с применением счета 42 «Торговая наценка», исходя из цен их приобретения, с учетом расходов, связанных с их приобретением.

Аудитору необходимо осуществить оценку надежности системы внутреннего контроля. Процедура оценки надежности осуществляется на основе методики и приемов, которые аудитор разрабатывает самостоятельно. Для оценки системы (состояния) бухгалтерского учета и внутреннего контроля было применено следующее тестирование, перечень вопросов которого приводится ниже в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Тест для оценки системы бухучета и внутреннего контроля товарных операций в ООО «Магазин Донвино»

 

№ п/п

Контрольные вопросы

Ответы

Уровень оценки

 
   

да

нет

   

1

2

3

4

5

 

1

Имеется ли в организации служба внутреннего контроля?

 

+

Низкий

 

2

Имеются ли отдельные должности кладовщика и грузчика?

 

+

Низкий

 

3

Заключены ли договора о материальной ответственности с материально-ответственными лицами?

+

 

Средний

 

4

Имеется ли учетная политика?

+

 

Высокий

 

5

Отражен ли в учетной политике метод оценки товаров?

+

 

Высокий

 

6

Ведется ли количественно-суммовой учет товаров на складах?

 

+

Низкий

 

7

Проводится ли обязательная инвентаризация товаров?

+

 

Высокий

 

8

Проводится ли внезапная инвентаризация товаров?

 

+

Низкий

 

9

Сверяются ли данные бухгалтерского учета товаров с данными складского учета?

+

 

Высокий

 
 

Всего:

5

4

   
           

Если количество заданных вопросов принять за 100%, то пять положительных ответов из них составит: 5/9х100% = 55,6 % .

Зная количество ответов, характеризующих уровень организации контроля в процентах, с помощью специальной таблицы (таблица 3.4) можно дать оценку состояния внутреннего контроля.

Таблица 3.4 Оценка состояния внутреннего контроля в ООО «Магазин Донвино»

 

Количество ответов, характеризующих уровень организации контроля, в %

Уровень организации контроля

 

менее 70

Низкий уровень

 

от 70 до 90

Средний уровень

 

свыше 90

высокий уровень

 
     

55,6 % положительных ответов находится  в диапазоне «менее семидесяти», которому соответствует низкий  уровень состояния внутреннего  контроля, следовательно, состояние  системы бухучета и внутреннего  контроля в ООО «Магазин Донвино» находится на низком уровне. Независимо от организационно-правовой формы собственности аудит товарных запасов включает:

- ознакомление с учетной политикой  предприятия в части организации  учета товарных запасов;

- установление обеспеченности бухгалтерии действующими нормативными документами;

ознакомление с материалами проводимых инвентаризаций;

- проверку актов приема-передачи  товарных ценностей при смене  материально ответственных лиц;

проверку ведомостей учета товарных запасов;

- проверку стоимости реализации товарных запасов, полученных сотрудниками (не ниже рыночной), и фактов внесения денег в кассу предприятия;

- проверку соблюдения метода оценки  товарных запасов (ПБУ 5/01 п.15).

ПБУ 5/01 предоставляет организациям право выбрать вариант оценки товаров при их списании. Пункт 15 ПБУ определяет возможность выбора следующих методов оценки товаров учитываемых по покупной цене, при списании и ином выбытии:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения товаров (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по  времени приобретения товаров (метод  ЛИФО).

Организация может применять в течение отчетного года как элемент учетной политики один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) товаров. Товарные запасы, приобретаемые за плату, принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Фактические затраты на приобретение товарных запасов включают:

- суммы, уплачиваемые в соответствии  с договором поставки;

- суммы, уплачиваемые организациям  за информационные и консультационные  услуги, связанные с приобретением товарных запасов;

- вознаграждения, уплачиваемые посредническим  организациям;

- затраты по заготовке и доставке  товарных запасов до места  их использования, включая расходы  по страхованию;

- затраты на услуги транспорта  по доставке товарных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором;

- затраты по содержанию заготовительно-складского  аппарата организации, оплата процентов  по кредитам поставщиков до  оприходования товарных запасов  на склад организации;

- затраты по доведению товарных  запасов до состояния, в котором  они пригодны к использованию.

Формирование фактических затрат на приобретение товарных запасов отражается следующими записями: дебет счет 41 «Товары», кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Фактическая себестоимость товаров, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ (например, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и др.). Учредительными документами определен вклад в уставный капитал: Дт 75 «Расчеты с учредителями» Кт 80 «Уставный капитал».

Фактическое поступление товарных запасов в счет вклада в уставный капитал: Дт 41 «Товары» Кт 75 «Расчеты с учредителями».

Фактическая себестоимость товарных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования. Оприходование безвозмездно полученных товарных запасов по рыночной стоимости: Дт 41 «Товары» Кт 91 «Прочие доходы и расходы».

Фактическая себестоимость товарных запасов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Переход права собственности на обмениваемые товары определен ст. 570 ГК РФ. Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами». С учетом изложенного, момент реализации у организаций - участников бартерной операции наступает одновременно как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Важным вопросом является отражения в бухгалтерском балансе на конец отчетного года товаров, цены на которые снизились в течение отчетного года, которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения (п. 11 ПБУ 5/01). Источником возмещения такой разницы является финансовый результат. В соответствии с приведенными выше данными в ООО «Магазин Донвино» разработана программа аудита товарных операций (таблица 3.5).

Таблица 3.5 Программа аудита товарных операций

 

п/п

Перечень процедур

Источники информации

Применяемые приемы

 

1

2

3

4

 

1

Проверка правильности оформления договоров на приобретение товаров

Договоры

Проверка докумен-тации

 

2

Проверка законности операций связанных с поступлением товаров

Законы, инструкции, постановления

Подтверждение, проверка докумен.

 

3

Проверка правильности оформления учетных документов

Первичная докумен-тация, Книга поку-пок, регистры учета

Проверка документации

 

4

Встречная сверка учетных документов

Первичная документация, регистры учета, Гл.книга, баланс, отчет о приб. и уб.

Сверка учетных данных

 

5

Проверка полноты оприходования поступивших товаров

Платежно-расчетн. документы

Анализ платежно-расчетных докум.

 

6

Проверка результатов инвентаризации

ИНВ-2, ИНВ-3

Проверка соответствия отчетов инвентаризации данным бухгалтерского учета

 

7

Проверка наличия и правильность оформления продажи товаров

Журнал кассира- операциониста, кассовая книга, отчет ККМ

Проверка документации

 

8

Проверка законности операций связанных с реализацией товаров

Законы, инструкции, постановления

Подтверждение, проверка документации

 

9

Правильность оформления учетных документов

Регистры учета, Главная книга

Проверка документов

 
         

Источники информации. В ходе проведения аудита в ООО «Магазин Донвино» были использованы следующие источники информации (Таблица 3.6), и определены объекты аудита (Таблица 3.7).

Таблица 3.6 Первичные документы учета торговых операций

 

№ п/п

Хозяйственная операция

Документ

 
   

наименование

код

 

1

Поступление товаров

Акт о приемке товаров

ТОРГ-1

 
   

Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей

ТОРГ-2

 
   

Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров

ТОРГ-3

 
   

Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика

ТОРГ-4

 
   

Товарная накладная

ТОРГ- 12

 
   

Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары

ТОРГ- 13

 
   

Расходно-приходная накладная (для мелкорозн. торговли)

ТОРГ- 14

 
   

Сопроводительные документы поставщика

- Сертификат

- Паспорт качества и др.

   

2

Выбытие товаров

Товарная накладная

ТОРГ- 12

 
   

Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей

ТОРГ- 15

 
   

Акт о списании товаров

ТОРГ- 16

 
   

Накладная на внутреннее перемещение товаров и тары

ТОРГ- 13

 

3

Расчетные документы

Платежное требование

0401061

 
   

Счет

-

 
   

Счет-фактура

-

 

4

Инвентаризация и проверки

Инвентаризационный ярлык

ИНВ-2

 
   

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

ИНВ-3

 
   

Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных

ИНВ-4

 
   

Инвентаризационная опись ТМЦ, принятых на ответ. хранен.

ИНВ-5

 
   

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути

ИНВ-6

 
         

Таблица 3.7 Объекты аудита

 

Объект

Формы бухгалтерской отчетности

 

Наименование

№ счета

Субсчет

Форма № 1

Форма № 2

 
     

строка

строка

 

«Товары»

41

-

214

-

 

«Расходы на продажу»

44

-

-

030,040

 

«Продажи»

90

-

-

-

 

«Выручка»

 

90/1

 

010

 

«Себестоимость продаж»

 

90/2

-

020

 

«Прибыль (убыток) от продаж»

 

90/9

-

050

 
           

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность. Аудиторская проверка была проведена с целью проверки товарных операций. Ведение бухгалтерского учета в проверяемой организации возложено на бухгалтера Федирко О.К. При проверке в ООО «Магазин Донвино» были рассмотрены вопросы учета товаров. Аудиторская организация следовала в работе Федеральным правилам (Стандартам) аудиторской деятельности от 23.09.2002 г. Сплошным способом были проверены следующие бухгалтерские документы за 2006 год: учетная политика предприятия; договора о материальной ответственности; договор с поставщиком товаров ООО «Регата». Выборочным способом были проверены следующие бухгалтерские документы за 2006 год: инвентарная опись с данными инвентаризации за 2006 год; приходные накладные; расходные накладные. Был сделан письменный запрос руководству ООО «Регата» с целью подтверждения поставок товаров.

Результаты аудиторской проверки ООО «Магазин Донвино».

В ходе проверки не обнаружено серьезных нарушений и недостатков. Имеются некоторые замечания к оформлению документов: приходных и расходных накладных. По итогам аудита можно сделать вывод, что система бухгалтерского учета по ведению товарных операций в ООО «Магазин Донвино» находится в хорошем состоянии, существенных ошибок не обнаружено. В связи с низкой оценкой системы внутреннего контроля следует использовать меры, направленные на усовершенствование этого направления:

- организовать систему внутреннего аудита в виде постоянно действующей ревизионной комиссии, ответственность возложить на бухгалтера;

- вести количественно-суммовой учет  товаров в магазине (так как  склада нет);

- проводить внезапную инвентаризацию  товаров, с целью совершенствования  контроля за сохранностью и движением товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показало исследование документального оформления и учета товарных операций в ООО «Магазин Донвино», бухгалтерский учет ведется в соответствии с законодательными актами, нормативно-методическими документами и инструктивными материалами. В учетной политике нашли отражение ключевые моменты учета товарных операций, она составлена грамотно, с соблюдением необходимых законодательных актов. Учет в ООО «Магазин Донвино» хорошо организован и заслуживает высокой оценки, так как в ходе исследования не было выявлено ошибок в учете.

По результатам изучения системы учета товарных операций в ООО «Магазин Донвино» был выработан ряд рекомендаций по совершенствованию процесса учета и улучшения качества контроля товаров в магазине.

В ООО «Магазин Донвино» материально-ответственное лицо составляет товарный отчет (форма ТОРГ-29), из-за чего невозможно возникновение ошибок в учете товаров, так как с его помощью можно четко проследить движение товара, в том числе и алкогольной продукции. Применение товарного отчета снижает потребность в частом проведении инвентаризации, так как вовремя отражает фактическое наличие товара. Бухгалтер, сравнивая полученную из товарного отчета информацию с учетными данными, своевременно выявляет возможные расхождения. Кроме того, составление товарного отчета дисциплинирует материально-ответственного сотрудника, помогает оперативно выявить факт хищения и принять меры по взысканию ущерба с виновного лица.

Учет товаров ведется по продажным ценам с применением счета 42 «Торговая наценка», что позволяет контролировать торговую наценку и упрощает первичный учет реализации в ООО «Магазин Донвино».

Одновременное применение учета товаров по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка» и ведение формы товарного отчета позволит отслеживать остатки товаров, так как остатки на начало отчетного периода, должны соответствовать остатку товаров на конец периода из предыдущего отчета. Так же в товарном отчете отражена общая стоимость реализованных и выбывших товаров, проще определять остаток товаров на конец отчетного периода. Товарный отчет так же выполняет функцию документа дополнительного контроля за правильностью отражения выручки от реализации.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино» позволяет сделать вывод, что система бухгалтерского учета по ведению товарных операций находится в хорошем состоянии, существенных ошибок не обнаружено. Учет ведется в соответствии с Планом счетов и другими нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета в торговых организациях, сохранность и правильность оформления операций по движению товарных запасов подтверждаются результатами инвентаризаций. Несмотря на наличие учетной политики, в которой грамотно раскрыты вопросы, касающиеся учета товаров, надлежащее документальное оформление товарных операций, проведение инвентаризации, система внутреннего контроля развита недостаточно, и в ходе проведения аудита ей была дана низкая оценка. В связи с чем, предлагаем меры, направленные на усовершенствование этого направления:

- организовать систему внутреннего  аудита в виде постоянно действующей  ревизионной комиссии, ответственность  возложить на бухгалтера;

- проводить внезапную инвентаризацию  товаров, с целью совершенствования контроля за движением и сохранностью товаров, а также выявлению залежалого товара.

Среди многообразия хозяйственных операций на предприятии розничной торговли, учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна из основных задач бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о ходе поступления товаров о выполнении договорных обязательств поставщиками товара, о состоянии товарных запасов, о ходе реализации ценностей, контроль за их сохранностью.

Продажа товаров населению за наличный расчет осуществляется через общение продавца с покупателем. Денежные расчеты с покупателями производятся через контрольно-кассовый аппарат.

Современными способами продажи товаров являются расчеты с применением пластиковых карт. Обслуживание по пластиковым картам позволяет покупателям предельно сократить объем операций с наличными денежными средствами, привлечь дополнительный контингент покупателей, предоставляет возможность работать как с валютными, так и с рублевыми счетами, а также расширяет возможности использования временно свободных средств клиентов для пополнения товарных запасов. С этой целью, может быть, руководству ООО «Магазин Донвино» следует рассмотреть вопрос о приобретении такого оборудования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 26 марта 2003 г. № 37-ФЗ).

Налоговый кодекс РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2002 № 196-ФЗ).

«О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г. № 32-ФЗ).

«Об аудиторской деятельности». Федеральный закон от 7.08.01 № 119 ФЗ, с изменениями и дополнениями от 13.07.2003 года.

«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу: Приказ МФ РФ от 01.07.2004г. №180.

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций Утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132.

Доходы организации: ПБУ 9/99. В редакции Приказов Минфина РФ от 30.12.99 № 107н, 30.03.2001 № 27н.

О безналичных расчетах в Российской Федерации. Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-п (в ред. от 3 марта 2003 г. № 1256-У).

Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции, работ и услуг (ОК 004-93). Утв. Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17 и письмом Госкомстата РФ от 8 ноября 95, № 17-1-17/1947.

Письмо ФНС России от 18.01.2006 № ГИ-6-22/31 о направлении Письма Минфина России от 28.12.2005 № 03-11-02/86

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Утв. Приказом Министерства финансов СССР от 29 июля 1993 г. № 105.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 24 марта 2000 г. № 31н).

Порядок заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения. Утв. Постановлением Госкомстата России от 1 декабря 2003 г. N 105.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. приказом Министерства Финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.

Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит. Утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 9 сентября 1993г. № 895.

Расходы организации: Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (в ред. от 30 марта 2001 г. № 27н).

Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 № 44н.

Учетная политика организации. Утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н.

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Методические рекомендации по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях. Письмо МФ РФ от 24 июля 1992 г. №59.

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Утв. Постановлением ГК РФ по статистике от 25 декабря 1998 г. № 132.

Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК.3 -е изд., перераб.- М. Дело и сервис, 2004 г.

Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Будницкая С. Аудит денежных средств и денежных документов. М.: «Аудитор» 2004г.

Бухгалтерский (финансовый учет): Учебник для вузов/ Под ред. проф. Ю.А. Бабаева. - М.: Вузовский учебник, 2005.

Бухгалтерский учет материалов и товаров. Учебно-практическое пособие. Под ред. проф. Ю.А. Бабаева.- М.: Проспект, 2004.

Геворкян Е.А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле. Изд-во «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005 .

Данилевский Ю.А., Шапигузов СМ., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учеб. пособие. - М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.

Захарьин В.Р. 5000 бухгалтерских проводок по новому Плану счетов. - М.: Дело и сервис, 2004.

3ахарьин  В.Р. Налоговый учет затрат на  производство. - М.: Дело и сервис, 2005.

Карзаева Н.Н. Учет товарных операций. М.:, Финансы и статистика, 2006.

Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит. - Москва: ПРИОР, 2006.

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2005.

Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. Учебное пособие. - М.: Экспертное бюро-М, 2005.

Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторских организаций: Монография. - Н. Новгород: ННГУ, 2006.

Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: «ПРИОР», 2006.

Новиков Д.Ю. Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет.- «Бератор-Пресс» 2006 г.

Патров В.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет товарных операций. - М.: Бухгалтерский учет, 2006.

Практикум по аудиту / Под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Сушонкова Е.М. Бухгалтерский учет и налогообложение в торговле. - М. ЮНИТИ,2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Счета и субсчета бухгалтерского учета товаров

 

Счет

Субсчет

Назначение -- для систематизации сведений:

 

1

2

3

 

41 «Товары»

 

о наличии и движении товаров, приобретенных для продажи. На счете 41 отражаются излишние и ненужные материальные ценности (включая отходы), подлежащие продаже неторговыми организациями

 
 

41-1 «Товары на складах»

о наличии и движении товарных запасов в оптовых и распределительных базах, на складах, в кладовых организаций общественного питания, в овощехранилищах, холодильниках

 
 

41-2 «Товары в розничной торговле»

о хозяйственных операциях с товарами, находящимися в организациях розничной торговли (в магазинах, палатках, ларьках, киосках и других), в буфетах организаций общественного питания

 
 

41-3 «Тара под товаром и порожняя»

о наличии и движении тары под товарами и тары порожней

 

42 «Торговая наценка»

 

о торговых наценках (скидках, накидках) на товары в организациях розничной торговли, если их учет ведется по продажным ценам

 

45 «Товары отгруженные»

 

о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), а также о готовых изделиях, переданных другим организациям для продажи на комиссионных началах

 

90 «Продажи»

 

о доходах, расходах и финансовых результатах по обычным видам деятельности организации

 
 

90-1 «Выручка»

о поступлении активов, признаваемых выручкой

 
 

90-2 «Себестоимость продаж»

о себестоимости продаж, по которым на субсчете 90-1 учтена выручка

 
 

90-3 «Налог на добавленную стоимость»

о суммах НДС, причитающихся к получению от покупателя (заказчика)

 
 

90-4 «Акцизы» и другие

о суммах акцизов, включенных в цену проданной продукции, товаров

 
 

90-5 «Экспортные пошлины»

о суммах экспортных пошлин

 
 

90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»

о финансовых результатах (прибыли или убытках) от продаж за отчетный месяц

 

002 «ТМЦ, принятые на ответственное  хранение»

 

о товарно-материальных ценностях, принятых на ответственное хранение

 

004 «Товары, принятые

на комиссию»

 

о товарах, принятых на комиссию организациями-комиссионерами (посредниками)

 

 


Информация о работе Аудит товарных операций в ООО «Магазин Донвино»