Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель данной работы – провести аудит основных средств, причем не только имеющихся в наличии у организации, но и арендованных и приобретенных по договору лизинга, ну и соответственно переданных в аренду и по договору лизинга. Задачами проведения аудита основных средств будут являться определенные стадии, которые соответствуют разделам курсовой работы. Будет проведена организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств, будет определен порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств, а также обобщены результаты аудиторской проверки.
Введение………………………………………………………………………………….3
Организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств……………………………………………………………………………….4
Особенности финансово-хозяйственной деятельности базового предприятия………………………………………………………………………4
Основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по учету основных средств……………………………………6
Объект аудита и источники информации……………………………………..8
Аудиторский риск……………………………….9
2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств…………………………………………………………………………………..10
Программа аудита операций по аудиту основных средств………………….10
Аудит первичной бухгалтерской документации……………………………..13
Порядок проведения и документирования процедуры проверки остальных документов, не относящихся к первичной документации…………………...17
3. Обобщение результатов аудиторской проверки операций по учету основных средств…………………………………………………………………………………..18
3.1. Типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операций по учету основных средств……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………...34
Литература………………………………………………………………………………30
Сначала просто перечислю основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по учету основных средств:
1.3.Объект аудита и источники информации.
Целью аудита основных средств является проверка соответствия применяемого организацией порядка учета и налогообложения, наличия, движения и использования ОС требованиям нормативных актов, действовавших в проверяемом периоде с целью выражения мнения о достоверности объекта аудита во всех существенных аспектах.
Объектом аудита является информация отчетности, относящаяся к основным средствам, а именно: форма №1– строка 120, строки 900, 901, 907, 908; форма №5 – разделы 2.основные средства и 7.Обеспечения – строка 714(=717) и строки 724 и 726. (смотри приложение 1).
1.4.Аудиторский риск
Порядок определения рисков регулируется стандартом №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Аудитор обязан рассчитать уровень рисков, пользуясь моделью: DAR = IR*CR*DR, где DAR – общий аудиторский риск, IR –неотъемлемый риск(присущий риск предприятию), CR – контрольный риск, DR – риск невыявления ошибок аудитором. Выполняя задание курсовой, можно охарактеризовать ситуацию в данном виде:
N варианта |
Уровень внутрихозяйственного риска |
Уровень риска средств контроля |
11 |
Средний |
Высокий |
Используя таблицу зависимости между компонентами аудиторского риска (из приложения к правилу (стандарту) № 8) можно по заданным значениям выяснить риск необнаружения : {закрашенная часть таблицы относится к риску необнаружения}
Аудиторская оценка риска средств контроля | ||||
Высокая |
Средняя |
Низкая | ||
Аудиторская оценка неотъемлемого риска |
Высокая |
Самая низкая |
Более низкая |
Средняя |
Средняя |
Более низкая |
Средняя |
Более высокая | |
Низкая |
Средняя |
Более высокая |
Самая высокая |
Делая вывод по нашим данным можно отметить, что в нашем случае величина риска необнаружения является более низкой.
А если говорить о предыдущих выводах по поводу воображаемой ситуации в «Северо-Западном Телекоме», где контрольный и неотъемлемый риск являются средними, то риск необнаружения будет средним. Поэтому интересно вычислить аудиторский риск, имея данные сведения. Поставляя импровизированные данные в формулу можно получить:
DAR = IR * CR * DR [DAR должен быть ≤ 1]
0,042966 0,42 0,33 0,31
То есть аудиторский риск будет равен 4,3%, что является более менее приемлемым на хорошем уровне аудиторских компаний.
Теперь попробуем определить трудоемкость проверки. В российском аудите обычно применяют упрощенные технологии определения трудоемкости проверки в зависимости от показателей, представленных в таблице:
Выручка млн. руб. |
Стоимость ОС, млн. руб. |
Среднесписочная численность, чел. | |
До 10 10-50 50-250 |
10 15 30 |
5 10 20 |
- 5 15 |
250-500 500-1000 1000-3000 |
45 60 90 |
3 50 90 |
30 50 75 |
3000-5000 5000-10000 свыше 10000 |
120 240 - |
120 100 - |
120 180 360 |
Посмотрев нужные для определения показатели в отчетности базового предприятия, можно записать: ОС 13 343 154 т.р., выручка 12 336 392 т.р., численность 3004 человек. Таким образом, получаю, что первые два показателя вообще отсутствуют в таблице, поэтому беру наибольшие значения – 240 и 100, а по численности получается 120 человеко-дней. Сложив эти три показателя, получаю 460 человеко-дней для всей проверки.
Изучив материал по поводу трудоемкости направления аудит ОС, можно вычленить информацию о том, что обыкновенно проверка данного актива занимает от 1 до 24 человеко-дней. Так как в моей проверке величина ОС очень велика, я выберу максимальное количество – 24 человеко-дней, естественно соизмеряя с этим и количество работников в команде, которое будет очень велико.
2.1.Программа аудита операций по аудиту основных средств
Проверяемая организация «Северо-Западный Телеком»
Период аудита с 1 января по 31 декабря 2003 года
Трудоемкость проверки 460 человеко-дней
Руководитель проверки и
состав аудиторской группы руководител
состав группы – смотри дополнительные документы проверки.
Планируемый аудиторский риск 4,3 %
Планируемый уровень существенности 1 200
N |
Перечень проверяемых вопросов |
Ссылка на аудиторские процедуры |
Рабочие документы аудитора |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Проверка назначения материально-ответственных лиц за сохранностью основных средств |
Проверка документов |
РД-№… |
2 |
Проверка заключения договоров о материальной ответственности с лицами, отвечающими за сохранность основных средств. |
Проверка договоров о материальной ответственности |
РД-№… |
3 |
Проверка оборудования помещений пожарно-охранной сигнализацией. |
Инспектирование |
РД №… |
4 |
Проверка организации порядка вывоза материальных средств с территории организации. |
Устный опрос персонала |
РД №… |
5 |
Проверка проведения инвентаризации основных средств, оформления ее результатов. |
Проверка инвентаризационных описей, при возможности наблюдение |
РД №… |
6 |
Проверка правильности отнесения предметов к основным средствам. |
Проверка инвентарных карточек ОС, учетной политики |
РД №… |
7 |
Проверка правильности начисления амортизации по основным средствам, в том числе ускоренной. |
Проверка неунифицированных документов, начисления амортизации и ее арифметических расчетов, пересчет |
Проверочный лист №… |
8 |
Проверка правильности проведения переоценки основных средств и оформления ее результатов |
Проверка документов по переоценке ОС |
РД №… |
9 |
Проверка правильности разделения основных средств по назначению (производственные и непроизводственные) |
Инспектирование |
РД №… |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Проверка правильности оценки основных средств |
Проверка корточек ОС, договоров на покупку объектов и соблюдения правил учета |
Контрольный лист |
11 |
Аудит оформления первичных учетных документов |
Проверка карточек ОС-1, ОС-4, ОС-6 и др. |
РД- №… |
12 |
Проверка правильности отражения в учете реализации основных средств |
Подтверждение от покупателя, проверка карточек ОС-4 |
Запрос, контрольный лист |
13 |
Правильность начисления НДС при безвозмездной передаче основных средств |
Проверка заполнения декларации по НДС, при возможности наблюдение за работой бухгалтера на этом участке. |
РД №… |
14 |
Правильность исчисления налога на прибыль при реализации основных средств |
Проверка заполнения декларации по НП, подтверждение от покупателя |
РД №… |
15 |
Правильности отражения в учете операций, связанных с арендой основных средств |
Проверка договоров на аренду и соблюдение правил учета |
РД №… |
16 |
Правильность отражения в учете лизинговых операций |
Проверка договоров лизинга и соблюдение правил учета |
РД №… |
17 |
Правильность учета затрат на ремонт |
Проверка смет |
Контрольный лист |
18 |
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета |
Проверка бухгалтерской отчетности и журналов-ордеров N13, № 10 |
Лист контроля N… |
19 |
Правильность составления корреспонденции счетов по учету основных средств |
Прослеживание |
РД №… |
20 |
Соответствие записей аналитического и синтетического учета записям в формах бухгалтерской отчетности по счету 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» |
Прослеживание |
РД №… |
2.2.Аудит первичной
Унифицированные формы по
учету основных средств утверждены Постановлен
Перечень унифицированных форм учетной документации по учету основных средств приведен ниже:
Акт о приеме-передаче объекта основных средств {кроме зданий, сооружений) |
ОС-1 |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
ОС-1а . |
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств {кроме зданий, сооружений) |
ОС-1 б |
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС-2 |
Акт о приеме-сдаче |
ОС-3 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
004 |
Акт о списании автотранспортных средств |
0С-4а |
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-46 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
ОС-6 |
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
ОС-ба |
Инвентарная книга учета объектов основных средств |
ОС-66 |
Акт о приеме (поступлении) оборудования |
ОС-14 |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж |
ОС-15 |
Акт о выявленных дефектах оборудования |
ОС-16 |
Формы заполняются от руки или на компьютере. Если это необходимо, формы можно дополнить новыми реквизитами. Удалять существующие реквизиты нельзя. Размеры бланков, граф и строк можно изменять.
Если предприятие внесло изменение в унифицированные формы, такие документы считаются самостоятельно разработанными. Их необходимо утвердить в учетной политике предприятия.
Также на предприятии могут использоваться неунифицированные первичные документы (чаще всего для начисления амортизации). Особенность данного вида документов заключается в том, что они должны содержать обязательные реквизиты. Для начисления амортизации, например, можно за основу взять общепринятый вид бухгалтерской справки (смотри приложение № 2).
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Отсутствие или неправильное
оформление первичных учетных документов
делает необоснованным отражение хозяйственной
операции, описанной в этом документе,
в бухгалтерском или налоговом учете (вспомним
ст. 252 НК РФ: «расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные
затраты... осуществленныеналогоплательщик
Например, если акт приемки-сдачи выполненных работ оформлен неправильно (отсутствуют подписи, печати и т. п.) или вообще отсутствует, то такие расходы не могут быть учтены в себестоимости ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.
Отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета трактуется ст. 120 НК РФ как «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения». Если правила нарушены в одном налоговом периоде, то предусмотренштраф с юридического лица в размере 5000 руб., если же в нескольких — 15000руб.Если же такое нарушение повлекло и занижение налоговой базы (неправильно оформленный акт приемки-сдачи работ), то штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
В случае отсутствия какого-либо документа на момент налоговой проверки к предприятию может быть применен штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ: «Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ».
Помимо штрафа с юридического лица могут быть применены и меры административного воздействия к должностным лицам организации, ответственным за это.
Поскольку в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано: «Главный бухгалтер... несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности», то и штрафные санкции будут в основном полагаться лично главному бухгалтеру.
Практически все нарушения, за которые к нему могут быть применены меры административного воздействия, содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, утвержденном 30.12.2001 г, № 195-ФЗ.
Так, в ст. 15.11 указано: «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов —влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда» (т. е. от 2000 до 3000 руб.).
Правда, следует иметь в виду, что в этом случае под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение: