Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа
Цель данной работы – провести аудит основных средств, причем не только имеющихся в наличии у организации, но и арендованных и приобретенных по договору лизинга, ну и соответственно переданных в аренду и по договору лизинга. Задачами проведения аудита основных средств будут являться определенные стадии, которые соответствуют разделам курсовой работы. Будет проведена организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств, будет определен порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств, а также обобщены результаты аудиторской проверки.
Введение………………………………………………………………………………….3
Организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств……………………………………………………………………………….4
Особенности финансово-хозяйственной деятельности базового предприятия………………………………………………………………………4
Основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по учету основных средств……………………………………6
Объект аудита и источники информации……………………………………..8
Аудиторский риск……………………………….9
2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств…………………………………………………………………………………..10
Программа аудита операций по аудиту основных средств………………….10
Аудит первичной бухгалтерской документации……………………………..13
Порядок проведения и документирования процедуры проверки остальных документов, не относящихся к первичной документации…………………...17
3. Обобщение результатов аудиторской проверки операций по учету основных средств…………………………………………………………………………………..18
3.1. Типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операций по учету основных средств……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………...34
Литература………………………………………………………………………………30
- суммы, уплачиваемые
организациям по договорам
- суммы, уплачиваемые
организациям за
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые
в связи с приобретением
- вознаграждения, уплачиваемые
посреднической организации,
- иные затраты, непосредственно
связанные с приобретением
Для целей налогообложения первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату определяется как сумма расходов на приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ).
Неправильно будет сформирована первоначальная стоимость, если какие-либо расходы будут учтены не в первоначальной стоимости основных средств, а, например, как общехозяйственные расходы.
Пример 2:
ООО «Металлист» для покупки здания стоимостью 2 800 000 руб. получило 4 июля 2011года кредит в банке сроком на один год в размере 2 800 000 руб. под 24 процента годовых. В тот же день кредит был перечислен поставщику. Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:
Д 51 - К 66 - 2 800 000 – получен кредит на приобретение здания;
Д 60 - К 51 - 2 800 000 – перечислена плата поставщику за здание.
31 июля были начислены проценты по кредиту за июль 2004 года:
Д 08 - К66 - 56 000 руб. (2 800 000 руб. * 24% : 12 мес.) – начислены проценты за кредит за июль 2004 года.
В августе 2004 года здание было зарегистрировано. На основании полученного свидетельства о регистрации бухгалтер включил здание в состав основных средств:
Д 01 - К08 - 2 856 000 (2 800 000 + 56 000) – принято к учету здание.
В налоговом учете стоимость купленного здания составит 2 800 000 руб. А величина начисленных за июль процентов включена в состав внереализационных расходов лишь в сумме 33 366,67 руб. (2 800 000 руб. * 13% * 1,1 : 12 мес.).
В практической работе бухгалтерами допускаются ошибки при формировании первоначальной стоимости объектов основных средств, полученных по договору мены.
Согласно пункту 11 ПБУ 6/01, первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.
Стоимость ценностей, переданных
или подлежащих передаче организацией,
устанавливается исходя из цены, по
которой в сравнимых
Пример 3:
ООО «Кедр» 22 июля 2011 года по договору мены получило мебель. Мебель стоимостью 68 440 руб. (в том числе НДС – 10 440 руб.) сразу же была введена в эксплуатацию. В тот же день в соответствии с условиями договора мены фирма передала поставщику беспроцентный дисконтный банковский вексель, купленный у банка в июне 2004 года за 68 440 руб. До этого момента вексель в оплату основных средств фирма не передавала.
В бухгалтерском учете ООО «Кедр» мена отражена следующим образом:
Д 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» - К 60 - 58 000 руб. – отражена стоимость приобретенной мебели;
Д 19 - К60 - 10 440 руб. – выделен НДС со стоимости купленной мебели;
Д 01 - К 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» - 58 000 руб. – мебель включена в состав основных средств;
Д 60 - К 91 субсчет «Прочие доходы» - 160 480 руб. – отражена передача векселя в оплату поставщику;
Д 91 субсчет «прочие расходы» - К 58 субсчет «Долговые ценные бумаги» - 160 480 – списана учетная стоимость векселя;
Д 68 субсчет «Расчеты по НДС» - К 19 - 10 440 руб. – принят к вычету НДС по приобретенной мебели.
При учете указанной хозяйственной операции организация допустила ошибку: неправильно сформировала первоначальную стоимость объекта основных средств.
Поскольку в данном случае организация ранее не передавала вексель в оплату основных средств, то при определении первоначальной стоимости основного средства следовало исходить из рыночной стоимости этого основного средства.
Ошибки при отражении переоценки основных средств
Коммерческие организации могут переоценивать основные средства (п. 15 ПБУ 6/01).
Проведя один раз переоценку
основных средств, организация в
дальнейшем должна пересчитывать их
стоимость в бухгалтерском
При переоценке определяется текущая (восстановительная) стоимость основных средств. Согласно пункту 43 Методических указаний, под ней понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.
Где взять данные о текущей
(восстановительной) стоимости объекта?
Это могут быть заключение оценщика;
данные на аналогичную продукцию, полученные
от организаций-изготовителей; данные
статистики; сведения о ценах, опубликованные
в СМИ и специальной
Основные средства переоцениваются
только в бухгалтерском учете. Для
целей налогообложения
Прежде чем принять
решение о проведении переоценки,
Методические указания предписываю
проверить целесообразность этой процедуры.
Имеет смысл проводить
Часто в организациях неправильно учитывают результаты переоценки.
Запомните правила:
- если в процессе проведения
переоценки стоимость объекта
основных средств
- если в результате
переоценки стоимость объекта
уменьшается, то есть
- если объект ранее
переоценивался, то сумма уценки
объекта основных средств
Пример 4:
ООО «Константа плюс» решило провести переоценку основного средства на 1 января 2012 года. Данные были следующие:
- первоначальная стоимость объекта – 180 000 руб.;
- срок полезного использования –
- накопленная сумма амортизации на дату переоценки – 50 000 руб.;
- текущая восстановительная стоимость – 200 000 руб.
Сначала определили разницу между стоимостью объекта по данным бухгалтерского учета и текущей (восстановительной) стоимостью. Она составила 20 000 руб. (200 000 – 180 000).
Далее нашли коэффициент пересчета:
200 000 руб. : 180 000 руб. = 1,11.
С помощью коэффициента пересчитали накопленную амортизацию:
50 000 руб. * 1,11 = 55 500 руб.
Рассчитали разницу между суммой пересчитанной и накопленной амортизации:
55 500 руб. – 50 000 руб. = 5 500 руб.
Сумма дооценки составила:
20 000 руб. – 5500 руб. = 14 500 руб.
На ту сумму был увеличен добавочный капитал организации:
Д 01 - К 83 - 20 000 руб. – увеличена стоимость объекта в результате переоценки.
Одновременно доначислена сумма амортизации:
Д 83 - К 02 - 5500 руб. – доначислена сумма амортизации.
По состоянию на 1 января 2010 года ООО «Константа плюс» провело повторную переоценку. При этом:
- стоимость данного объекта
на дату второй переоценки –
- сумма амортизации,
- общая сумма накопленной амортизации на дату второй переоценки – 75 000 руб. (55 000 + 20 000);
- текущая (восстановительная) стоимость в результате второй переоценки – 140 000 руб.
Чтобы найти сумму, на которую надо переоценить, сначала определяют коэффициент пересчета. В данном случае он составит 0,7 (140 000 руб. : 200 000 руб.).
Долее корректируют на коэффициент пересчета сумму накопленной амортизации на дату переоценки:
75 000 руб.* 0,7 = 52 500 руб.
Разница между суммой пересчитанной
и накопленной амортизации
Сумма уценки составит:
200 000 руб. – 140 000 руб. – 22 500 руб. = 37 500 руб.
Сумму уценки в пределах предыдущей дооценки отнесли в дебет счета 83, а сверх этой суммы – в дебет счета 84:
Д 83 - К 01 - 20 000 руб. – отражена уценка объекта в пределах ранее проведенной дооценки;
Д 02 - К 83 - 5500 руб. – пересчитана амортизация;
Д 84 - К 01 - 40 000 руб. (200 000 – 140 000 – 20 000) – отражена сумма уценки сверх суммы предыдущей дооценки;
Д 02 - К 84 - 17 000 руб. (22 500 - 5500) – скорректирована сумма амортизации.
Организации часто неправильно отражают результаты переоценки при выбытии объектов основных средств. В соответствии с пунктом 15ПБУ 6/01 при выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится со счета 83 «Добавочный капитал» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Чтобы правильно учесть данное требование, у организации должны быть в наличии документы, подтверждающие суммы дооценки объектов основных средств.
Неправильное исчисление и отражение амортизации в бухгалтерском и налоговом учете
Основные виды ошибок и нарушений, допускаемых при начислении и отражении амортизации в бухгалтерском учете, состоят в следующем:
- капитальные вложения в объект недвижимости должны быть закончены;
- оформлены документы по приемке-передаче объекта;
- объект введен в эксплуатацию;
- документы переданы на государственную регистрацию.
Если все условия выполнены, амортизацию можно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию.
По действующему порядку
объекты недвижимости, не прошедшие
государственную регистрацию, учитываются
в составе капительных вложений
(п. 41 Положения по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Амортизация начисляется по имуществу, которое не является амортизируемым
В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Стоимость данного имущества относят на уменьшение налогооблагаемой прибыли частями посредством начисления амортизации в соответствии с нормами статей 258 и 259 НК РФ.
При этом в кодексе установлено
два исключения. Во0первых, не подлежит
амортизации имущество, указанное
в пункте 2 статьи 256 НК РФ. Это земля
и иные объекты природопользования,
имущество бюджетных
- переданные (полученные) по
договорам в безвозмездное
- переведенные по решению
руководства на консервацию
- находящиеся по решению
руководства организации на
В бухгалтерском учете, так же как и в налоговом, существуют объекты основных средств, по которым амортизация не начисляется. Перечень объектов, по которым амортизацию не считают, приведен в пункте 17 ПБУ 6/01. К ним относятся:
- объекты жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры м др.);
-объекты внешнего