Аудит учета основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести аудит основных средств, причем не только имеющихся в наличии у организации, но и арендованных и приобретенных по договору лизинга, ну и соответственно переданных в аренду и по договору лизинга. Задачами проведения аудита основных средств будут являться определенные стадии, которые соответствуют разделам курсовой работы. Будет проведена организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств, будет определен порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств, а также обобщены результаты аудиторской проверки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Организация подготовки аудиторской проверки операций по учету основных средств……………………………………………………………………………….4
Особенности финансово-хозяйственной деятельности базового предприятия………………………………………………………………………4
Основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций по учету основных средств……………………………………6
Объект аудита и источники информации……………………………………..8
Аудиторский риск……………………………….9
2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по аудиту основных средств…………………………………………………………………………………..10
Программа аудита операций по аудиту основных средств………………….10
Аудит первичной бухгалтерской документации……………………………..13
Порядок проведения и документирования процедуры проверки остальных документов, не относящихся к первичной документации…………………...17
3. Обобщение результатов аудиторской проверки операций по учету основных средств…………………………………………………………………………………..18
3.1. Типичные ошибки и нарушения при отражении в учете операций по учету основных средств……………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………...34
Литература………………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая1 (1).docx

— 110.65 Кб (Скачать файл)
  • сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем 
    на 10%.

В ст. 15.6 говорится: «за непредоставление документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на должностных лиц налагается административный штраф в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда» (т. е. от 300 до 500 руб.).

За повреждение и хищение  документов, штампов, печатей полагается уголовная ответственность. В соответствии со ст. 325 УК РФ от 13.06.96 г. № 63-ФЗ «Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года».

Итак, в начале этого этапа  проверки аудитор должен выявить состав унифицированных первичных документов, приведенных выше. Затем проводится формальная проверка первичныхдокументов. Она включает:

- Проверка степени унификации  проверяемой первичной документации;

- Проверка наличия в  документах, не являющихся унифицированными, обязательных реквизитов;

- Проверка утверждения  неунифицированных форм;

- Проверка наличия утвержденных руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных документов;

- Правильность заполнения обязательных реквизитов первичной документации;

- Правильность внесения  исправлений;

-Наличие подчисток и  помарок (особое внимание к  данным документам, так как скорее  всего за ними скрываются намеренные злоупотребления работниками);

- Наличие отметки на  документах о дате записи информации  в учетный регистр;

- Правильность контировки;

- Наличие на первичных  документах подписи лица, ответственного  за обработку документа.

Затем проводится арифметическая проверка. Она включает:

- Проверка правильности таксировки (цена * штуку);

- проверка правильности  подсчета соответствующих итогов.

Все проверенные документы  записывают в рабочие документы. Документы, по которым нет замечаний, записывают одним пакетом с отметкой «нарушений нет». Документы, по которым  выявлены нарушения, описывают подробно. Сами документы помечают с разрешения базового предприятия и прилагают  к отчетным документам.

2.3.Порядок проведения  и документирования процедуры  проверки остальных документов, не относящихся к первичной  документации

Как видно из программы, представленной на странице 16, много пунктов посвящено  именно этой проблеме. Аудитор изучает  такие документы, как договоры купли-продажи  ОС, документы, разрешающие использование  земельных участков, документы, подтверждающие государственную регистрация недвижимости, транспортных средств, разрешения на строительство. Аудитор должен убедиться, что права  на данные объекты не ограничены для  организации третьими лицами, что  может пересекаться с другой процедурой, а именно подтверждение. Такие ограничения  могут возникать и в связи  с договорами залога, лизинга и  покупки ОС с отсрочкой платежа. Хотя данный вид ограничения может  быть и выявлен в ходе аудита кредитов и займов, но в моей проверке аудитору, проверяющему ОС, также поручены и  эти операции.

 

 

    1. Порядок проведения и документирования процедур пересчет, инспектирование, наблюдение.

Процедура пересчет используется для достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по ОС, налоговых  расчетов, показателей отчетности (например, проверка правильности отражения стоимости  после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной  ликвидации объектов, также для начисления ускоренной амортизации, документов по начисленной амортизации ОС, которые  вносятся в качестве вклада в уставный капитал).

Процедура инспектирование  включает в себя проверку записей  и документов при проверке учета  и отражения операций по расчетам по основным средствам. К ним могут  относиться первичные документы (смотри пункт 2.3 курсовой работы), проверка оформления договорной цены, правильность отражения  взносов в уставный капитал.

Процедура наблюдение подразумевает  отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по учету  ОС. Это актуально при наблюдении за действиями материально-ответственных  лиц в отношении ведения карточек ОС и инвентарных списков, наблюдении за бухгалтером, который обрабатывает операции с основными средствами.

    1. Порядок проведения и документирования процедур подтверждение, аналитические процедуры, прослеживание.

При процедуре подтверждение  аудитор для установления фактической  передачи, продажи, наличия у арендатора и в других сопоставимых случаях  может направить официальный  запрос интересующему его контрагенту  базового предприятия. Если у аудитора имеются свои постоянные связи, либо он знает, что ответ на поставленный им вопрос ему смогут дать и по телефону, он сможет превратить данную процедуру  в телефонный разговор с обязательным составлением рабочего документа по окончании разговора.  При передаче вкладов в совместное товарищество, уставные капиталы других организаций, аудитор может связаться соответственно с другими товарищами либо с организацией, владеющей уставным капиталом и попросить у них подтверждения. При продаже ОС, аудитор может получить подтверждение от покупателя (конечно, у аудитора в этом случае должна быть особая изворотливость, на мой, взгляд, так как нелегко в нашей стране вычислить покупателя хотя доже и многомиллионного основного средства).

Под аналитическими процедурами  следует понимать сопоставление  наличия ОС в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений  между разными статьями и формами  отчетности. Обыкновенным в данной процедуре считается расчет общеизвестных  коэффициентов фондоотдачи (объем  реализации продукции на один рубль  стоимости основных средств – отдельно всех и активной части). Определяются коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств.

Под прослеживанием я в  своей работе понимаю определенные соотношения в учете основных средств, сопоставление различных  регистров ОС и другое постепенное  просматривание информации на данном направлении.

Также хотелось бы пару слов сказать о еще двух процедурах, хотя я их и не выношу в заголовок  данного раздела. Это опрос персонала  и инспектирование. По отношению  к инспектированию можно сказать, что также его можно называть осмотром, то есть личное убеждение  своими собственными глазами в наличие  определенного объекта, в нашем  направлении определенных ОС, так  как естественно данные объекты  занимают немалое место и их можно  увидеть. По отношению к опросу персонала  можно сказать, что данная процедура  применима ко всем направлениям учета, так как в любом случае со всеми  вещами работают живые люди, которых  можно попросить подтвердить  что-либо, либо наоборот опровергнуть.

3. Обобщение результатов  аудиторской проверки операций  по учету основных средств

3.1.Типичные ошибки и  нарушения при отражении в  учете операций по учету основных  средств

Неверная классификация. Имущество не относится к основным средствам.

В соответствии с пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) , утвержденного  приказом Минфина Росси от 30 марта  2001 г. № 26н, приобретенное имущество признают основным средством в бухгалтерском учете, если одновременно выполняются следующие условия:

- приобретенный объект  используется в производстве  продукции, при выполнении работ  или оказании услуг либо для  управленческих нужд организации;

- объект используется  в течение длительного времени,  то есть срока полезного использования,  продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла,  если он превышает 12 месяцев;

-организация не предполагает  последующей перепродажи приобретенного  объекта;

- способность приобретенного  актива приносить организации  экономические выгоды (доход) в  будущем.

На практике встречаются  ситуации, когда некоторые условия  признания основного средства не выполняются, но бухгалтеры относят  объект к основным средствам. Например, фирмой может быть приобретено имущество, которое вроде бы служит больше года и не предполагается перепродавать  его. Но оно не используется в производственных или управленческих нуждах. Примерами  может быть холодильник, микроволновая  печь, электрический чайник. Только обосновав их «производственную  необходимость» документально, можно  включить такие объекты в состав основных средств.

Кстати, также дело обстоит  и в налоговом учете. Ведь расходы  должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Поэтому помимо стандартного пакета документов (договор, накладная, счет-фактура), лучше обосновать целесообразность приобретения такого имущества внутрифирменным  документом (приказом, распоряжением  и т.п.) Также «производственную  необходимость» в каком-либо имуществе  могут подтвердить специализированные фирмы.

Правила бухгалтерского учета  позволяют не амортизировать основные средства стоимостью не более 10 000 руб. Сразу после ввода в эксплуатацию объекта их можно списать на расходы. Многие фирмы так и делают. Но забывают при этом, что необходимо обеспечить контроль за использованием списанных «малоценных» основных средств. А ведь этого требует пункт 18 ПБУ 6/01. Поэтому для учета объекта основных средств независимо от его стоимости в любом случае надо завести инвентарную карточку по форме № ОС-6.

Имущество стоимостью более 10 000 руб. включают в состав основных средств и стоимость его относят на расходы постепенно, путем начисления амортизации. Сумма амортизационных отчислений устанавливается исходя из срока полезного использования. В целях «сглаживания» разниц между бухгалтерским и налоговым учетом лучше для одних и тех же объектов основных средств установить одинаковые сроки использования.

В налоговом учете сроки  полезного использования установлены  постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Им можно руководствоваться и в бухгалтерском учете. Тем самым «сглаживая» разницы между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.

Как диктует бухгалтерское  законодательство, каждое основное средство надо принимать к учету как  отдельный инвентарный объект. Сложности  возникают с основными средствами, работающими только комплексно. Примером могут служить компьютер, сканер и модем. Многие налоговики настаивают на том, что подобное оборудование может  выполнят свои функции только в составе  комплекса, а не самостоятельно. Следовательно, такие предметы надо учитывать в  составе единого инвентарного объекта.

Однако с такой позицией можно поспорить. Во-первых, только в ПБУ/01 есть предписание о том, что любые предметы, которые имеют  общее управление, могут работать только в составе единого комплекса, должны быть учтены как один объект. В Налоговом кодексе РФ ничего подобного нет. Во-вторых, тот же модем или принтер могут использоваться не одним, а несколькими компьютерами. И тогда вообще непонятно, о каком  «комплексе» может идти речь.

Незаконность требований налоговиков подтверждают и суды, например, ФАС Московского округа от 25 июля 2001 г. по делу № КА-Ф41/3098-01 решил, что вопрос о том, каком образом учитывают периферийные устройства процессор, монитор, принтер) – в комплексе или отдельно, - должен решить руководитель организации. ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 3 марта 2003 г. по делу № А42-6402/02-С4 постановил, что каждый компьютерный монитор является самостоятельным объектом бухгалтерского учета.

К тому же пункт 6 ПБУ 6/01 позволяет  учитывать составные части одного объекта как самостоятельные  инвентарные объекты, если они имеют  разные сроки полезного использования. Поэтому не будет ошибкой, если монитор, принтер, компьютер оприходовать в  учете как отдельные основные средства.

 

Пример 1

В июне 2010 года ЗАО «Сервис» приобрело электронно-вычислительное оборудование: компьютер, сканер и принтер. Стоимость покупки без учета  НДС – 21 500 руб., в том числе:

-жидкокристаллический монитор – 11 000 руб.;

-системный блок (с процессором,  видео- и звуковой картой и  т.д.) – 5000 руб.;

-сканер – 1900 руб.;

-модем – 3600 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств электронно-вычислительная техника (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним) относится  к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества – свыше трех лет до пяти лет включительно.

На 2010 год руководитель ООО  «Сервис» своим приказом установил  для амортизируемого электронно-вычислительного  оборудования следующие сроки полезного  использования:

- мониторы – 37 месяцев;

- системные блоки – 38 месяцев;

- сканеры – 39 месяцев;

- принтеры – 40 месяцев.

Так как все устройства имеют разные сроки полезного  использования, учесть их как единый инвентарный объект нельзя. Следовательно, и монитор, и системный блок, и  сканер, и принтер будут оприходованы как самостоятельные объекты  основных средств. Поскольку стоимость  монитора больше 10 000 руб., по нему придется начислять амортизацию. А стоимость остального оборудования можно единовременно списать на затраты, как только его введут в эксплуатацию. Причем как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения.

Неправильно сформирована первоначальная стоимость.

Основные средства принимаются  к бухгалтерскому и налоговому учету  по первоначальной стоимости.

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от способа  поступления объекта основных средств.

Выделяют следующие способы  поступления объектов основных средств:

-приобретение за плату;

-получение от учредителей  в счет вклада в уставный  капитал;

-получение безвозмездно;

-заготовление собственными  силами;

-строительство хозяйственным  или подрядным способом;

-оприходование неучтенных  объектов, выявленных при инвентаризации.

Первоначальная стоимость  основного средства складывается из всех фактических затрат на его приобретение (п.8 ПБУ 6/01). К таким расходам относятся:

- суммы, уплачиваемые  в соответствии с договором  поставщику (продавцу);

Информация о работе Аудит учета основных средств